3.5. Технология социально-педагогической поддержки развития личности, имеющей проблемы в процессе социализации
Технология формирования и развития социально-педагогической поддержки школы, которая определена как научно организованный процесс, при котором проектируется и реализуется комплекс взаимосвязей между целями, содержанием, методами, средствами, формами их развития, оценкой и коррекцией результатов.
Разработанная технология формирования и развития социально-педагогической поддержки школы исходит из логики
последовательного включения ее сущностных структурных компонентов в процессе взаимодействия ее субъектов. Она соединяет в себе воедино две частных технологии, а именно: организацию процесса формирования социально-педагогической поддержки школы (запуск процесса развития социально-педагогической поддержки, ее проектирование) и обеспечение процесса ее функционирования (механизмы, пути развития).
В структуре социально-педагогической поддержки следует различать процессы, происходящие внутри системы, и процессы взаимообмена с внешней окружающей средой. Временное равновесие, заключенное в социально-педагогической поддержке (системе), может быть нарушено ее субъектом (личностью), так как именно человек является носителем, созидателем и разрушителем системы в социальном мире. Это определяет начало перехода системы в неравновесное состояние.
Формирование культурной среды связано с мотивацией, которая определяется приведением в соответствие параметров внутренних мотивов личности и ее ожиданий развития. Качество и интенсивность формирования социально-педагогической поддержки зависит от ценностных ориентации, актуального интереса, системы мотивов действия, выбора, намерений, целей личностей, представленных в конкретной деятельности, а также насущности самого явления для личности и готовности к участию в его формировании и развитии.
Личность воспринимает чужие мотивы, исходя из своих собственных переживаний, или типизации имеющихся в данном социуме смыслов. Поэтому построение коммуникации с целью развития нового явления осуществляется через прояснение смыслов и практическое участие каждого в интерактивном взаимодействии. Социально-педагогическая поддержка образовательного учреждения формируется под воздействием идей и ценностей мирового уровня, общества данной страны, региона и конкретного социума, имеющего свои природные, этнические, духовно-нравственные, социально-экономические особенности. Носителями этих идей являются непосредственные участники и руководители образовательного учреждения. Эта команда — катализатор, идейный вдохновитель и организатор формирования социально-педагогической поддержки школы.
Но без соответствующих условий эти идеи могут быть не реализованы. Поэтому существует предэтап постепенного накопления элементов для формирования и развития системы социально-педагогической поддержки.
Началом формирования социально-педагогической поддержки выступают: новые идеи, привнесенные извне или выращенные в данном сообществе в соответствии с особенностями дан- ; ной системы; группа единомышленников (носителей этих идей),! способная к саморазвитию и привлечению (мотивации) других : участников педагогического процесса к инновационной деятельности.
В результате анализа психолого-педагогической литературы, проведенного педагогического (формирующего) эксперимента было установлено, что процесс развития социально-педагогической поддержки школы складывается из двух стадий. На первой стадии формируется инновационная команда, разрабатываются модель, проект и программа конкретных действий, организуется проблематизация школьного коллектива на семинарах, собраниях, путем участия в проектах, осуществляется корректировка деятельности. На второй стадии, на основе разработанных механизмов, осуществляется собственно развитие социально-педагогической поддержки школы путем организации деятельности разнообразных сообществ, системы повышения квалификации педагогов и просвещения родителей, включение в личностно и социально значимую общешкольную деятельность (мероприятия), направленную на оказание помощи детям в самореализации их интересов.
Технология формирования и развития социально-педагогической поддержки школы определяет механизмы развития социально-педагогической поддержки: управленческие и мотивационные.
Управленческие механизмы характеризуют следующее обеспечение: организационно-управленческое (подбор кадров, организация системы повышения квалификации по данной проблеме, организация коллективного анализа деятельности), научно-методическое (анализ ситуации, разработка проекта, программы развития, плана конкретных действий, "проблематизация" и обучение коллектива), психолого-педагогическое (стимулирование создания разнообразных сообществ, направленных на реализацию целей и задач развития социально-педагогической поддержки), материально-предметное (мебель, оборудованные помещения, оргтехника и т. д.).
К мотивационным механизмам относятся: ценностные ориентации, интересы, готовность к преобразованиям.
Для обоснования мотивационных механизмов развития социально-педагогической поддержки школы была использована психологическая концепция активности личности В.А. Петровского, которая позволила сделать выводы, что, с одной стороны, социально-педагогическая поддержка служит основанием формирования духовной и социальной активности личности как важнейшего фактора ее самореализации, с другой стороны, социально-педагогическая поддержка формируется при условии внутренней и внешней (социальной) активности личности в процессе взаимодействия (сотрудничества и сотворчества).
Исходным является представление об активности как движении, характеризующем деятельность. При этом активным может быть назван не всякий процесс, а лишь такой, само существование которого находится в прямой зависимости от субъекта. Это — процессы "запуска" деятельности, ее осуществления, контроля над ее динамикой и т. д. Активность, следовательно, может быть определена как совокупность обусловленных индивидом моментов движения деятельности.
Возникновение активности можно охарактеризовать моментом запуска стимулов. Для их определения мы опирались на принцип полидисциплинарности, т. е. использование не только педагогических, но и пограничных с педагогикой понятий (психологических, философских). Стимулы активности включают неудовлетворенность (неудовлетворенность своим бытием, личностными качествами, окружающей средой), что определяет возникновение потребностей; качественные характеристики и способности человека; мотивы личности. Новые мотивы, возникшие в результате неудовлетворенности личности, основанные на новых идеях и ценностях, порождают новую цель деятельности, при этом они вступают во взаимодействие с теми личностными характеристиками личности и ее способностями, которые стимулируют процесс возникновения активности. Неудовлетворенность влияет на возникновение мотивов, затем мотивы, подталкиваемые соответствующими личностными способностями и качествами личности, высвобождают внутренне сконцентрированную энергию личности, превращая ее активность во внешнюю деятельность. Степень "взрыва" (проявление активности во внешней деятельности) зависит от степени неудовлетворенности, а также таких качеств личности, как оптимизм, усердие, эмпатия, толерантность, развитость, прежде всего тех способностей, которые обеспечивают успешность осуществляемой деятельности.
Значение неудовлетворенности личности как процесса, про исходящего внутри человека, явно недооценивается в современной науке. Каждый на собственном опыте постоянно убеждается в его существенном влиянии на бытие человека. Удовлетворение характеризуется как эмоциональное состояние личности, возникающее на духовно-нравственном, социальном и материальном уровнях. Состояние удовлетворенности тесно связано с потребностями человека. В этом смысле оно корреллируется с известной "пирамидой потребностей" А. Маслоу. Удовлетворение потребностей нижнего уровня — витальных потребностей — ведет личность по пути удовлетворения потребностей следующих вышестоящих уровней. Поэтому неудовлетворенность как состояние человека опережает процесс проникновения потребностей.
Неудовлетворенность личности тесно связана с потребностями, мотивами и поступками личности.
Состояние, возникшее у индивида вследствие неудовлетворенности во внешних или внутренних факторах, необходимых для полноценного (равновесного) его существования и развития, характеризуется как потребность, которая для своего удовлетворения подталкивает, т. е. побуждает к деятельности, которая помогает снять неудовлетворенное состояние. Однако неудовлетворенность является процессом, так как после ее реализации, возникает другая, устремляющая человека от биологической неудовлетворенности (физическое обеспечение организма пищей, теплом, сексом; физическое состояние тела, природная среда и т. д.) к социальной (неудовлетворенность своим положением в группе, неудовлетворенность группой, социальным окружением, обществом, средой обитания), затем к идеальной (неудовлетворенность возможностями познания мира, качествами, уровнем своего духовного развития).
Если возникла неудовлетворенность личности, возникли потребности, но мотив оказался не сформирован или не был реализован в конкретной деятельности, то это ведет к неудовлетворенности собой, другими людьми, средой, что подталкивает вновь к включению движения активности с возможными изменениями потребностей, побуждающих через мотивы к деятельности.
Отсутствие потребностей при возникновении неудовлетворенности приводит к появлению агрессивного, депрессивного или пассивного состояний, что может привести к разрушению личности. Поэтому выпадение одного из элементов в цепи активности несет отрицательные последствия для личности.
Неудовлетворенность индивида относится к побудительным, эмоциональным факторам (положительным или отрицательным) или смыслообразующим (ценностным) — стимулам развития потребностей, потребностного состояния личности.
Возникшая неудовлетворенность ведет к появлению потребности осознания возникших внутренних (субъективных) или внешних (объективных) препятствий (трудностей). Это подталкивает личность к поиску причин, их породивших, и определению проблемы. Личность находит новые смыслы, определяет цели и задачи, способы их удовлетворения, возникают мотивы-ценности (по А.Н. Леонтьеву), которые помогают в осуществлении необходимой деятельности. На новом этапе вновь возникает неудовлетворенность как свойство человека к постоянному движению к возможностям своего бытия, требующая коррекции предыдущей деятельности или выходу на новый виток развития. Вновь включается механизм активности.
Неудовлетворенность может выступать в конструктивном (позитивном) виде как творческая неудовлетворенность, желание изменить себя (связана с процессом саморазвития личности), среду своего обитания. Деструктивная неудовлетворенность предполагает негативное отношение к людям, обществу, деятельности, созвучно с нигилизмом как отрицанием всего, что окружает. Она возникает при ориентации личности на внешний локус контроля, когда проявляются такие черты, как неуверенность, неуравновешенность, агрессивность, тревожность, подозрительность.
Конструктивная неудовлетворенность возникает в момент проявления личностью интереса к новому и осознанием того, что ей этого недостает. Платон говорит о неудовлетворенности как присущему человеку стремлении к постижению "мира идей", идеала. Гончар, по его мнению, не может быть удовлетворен сделанным им кувшином, так как идеальное представление о нем всегда прекраснее, чем то, что сделано даже самым искусным мастером. Неудовлетворенность, по его мнению, является той силой, которая толкает человечество по пути своего развития к Истине.
Если субъект находится в некоторой оппозиции по отношению к социокультурной среде, у него возникает неудовлетворенность своим развитием в данных условиях. Это приводит к появлению новых потребностей, включению механизма активности путем высвобождения стимулов, что ведет к изменению среды и себя в ней, или толкает к поиску другой среды. В ней должно развиваться такое количество условий, которые были бы необходимы для ее субъектов. Она развивается в соответствии с запросами личности.
С субъектной позиции личность может быть не удовлетворенной: 1) своими взглядами, духовно-нравственным, идейно-ценностным уровнем, нравственными качествами личности; 2) уровнем своей интеллектуальной подготовленности (познавательными возможностями, интеллектуальными способностями); 3) на физическом уровне — состоянием здоровья, внешними характеристиками личности (физическое отставание в развитии, уродство или несоответствие с его точки зрения состояние его тела, лица), индивидуальными особенностями (повышенная эмоциональность, обидчивость, леность и т. д.), своими поступками и качеством своей деятельности.
С позиции отношения к среде личность может быть не удовлетворенной: 1) идеями и ценностями, транслируемыми в данном сообществе; 2) качеством образования (интеллектуальным потенциалом учительства, используемыми технологиями и методиками обучения, воспитания и развития личности); 3) формами и методами работы, видами деятельности, отношениями в данной среде.
При этом субъектная неудовлетворенность, выраженная в потребности в саморазвитии на идейном, духовно-нравственном, интеллектуальном или физическом уровнях, может вступать во взаимодействие с внешней неудовлетворенностью на соответствующих уровнях. Учитель, осмысливая новые педагогические идеи, пытается привнести их в педагогическую среду. Он беседует о них со своими коллегами, родителями, во время неформального общения с детьми делится идеями в доступной для них форме. Ученик, находящийся в процессе саморазвития, не удовлетворенный своими поступками, пытается построить новые отношения с одноклассниками, в соответствии с его пониманием правильного поведения. Неудовлетворенность ученика своим интеллектуальным уровнем, независимо от мотивов, побуждающих его к интеллектуальной активности, подталкивает его к поиску сообщества, где востребована интеллектуальная деятельность, если он не удовлетворен такой средой в классе, школе. Родители, представляющие интересы ребенка в школе и заинтересованные в его развитии, не удовлетворенные качеством его знаний, как правило, не удовлетворены педагогической средой. Поэтому становятся или той силой, которая помогает изменить эту среду, или ищут другую.
Проблема перевода деструктивной неудовлетворенности в конструктивную является педагогической проблемой. Социально-педагогическая поддержка ребенка предполагает оказание помощи ребенку в осмыслении своей неудовлетворенности, выявление причин, ее породивших, осознание этой проблемы и поиск способов переноса деструктивной неудовлетворенности, основанной на отрицательных эмоциях (гнев, обида, страх, стыд и др.), в .конструктивную. Важнейшим шагом в преодолении негативного неудовлетворенного состояния является поиск новых смыслов, находящихся вне ребенка. Педагог может помочь ребенку расширить его представления о мире, предложить деятельность, в которой он будет успешен. У ребенка многие проблемы возникают тогда, когда он испытывает внутреннюю неудовлетворенность в бытийном дефиците любви, тепла, внимания, поддержки и защиты со стороны близких. Родители из-за занятости на работе или увлеченности собственными проблемами подменяют духовные и душевные связи с ребенком материальными объектами (подарками, престижными экскурсионными путевками и т. д.). Другие подчеркивают постоянно исключительность своего чада по сравнению с другими, тем самым развивают у него неадекватную самооценку, ведущую к интолерантности. Третьи пребывают сами в постоянной депрессии и втягивают своего ребенка в состояние пессимизма и уныния. Четвертые ведут аморальный образ жизни, внедряют в сознание ребенка свои безнравственные идеи, совершают соответствующие поступки.
Накоплен достаточно большой опыт помощи ребенку, не удовлетворенному своим положением в среде подростков, стремящемуся к социальному признанию, к интеллектуальному или физическому развитию. Если он осознает свою проблему, ему нужно только помочь выбрать средства для ее преодоления, создать соответствующие условия. Опасность современного периода заключается в том, что увеличилось количество подростков и юношей инфантильных, но с большими амбициями, нигилистическим взглядом на мир, пренебрежительно или с ненавистью относящихся к другим людям по социальному, этническому или конфессиональному признаку. Такое неконструктивное неудовлетворенное состояние может привести подростка к антисоциальным поступкам, проповедованию идей сатанизма, нежеланию вообще трудиться. Если это связано с дефицитом любви в семье, то педагог может создать такую культурную среду, где ему стало бы уютно. Это и "дружеские посиделки", душевные беседы, доброе внимание со стороны учителя, сверстников. А если это связано с бездуховностью личности, "генетической безнравственностью" или безнравственностью, приобретенной в семье, окружающей социальной среде? Как достучаться до его Я-идеального? Одним из путей может быть использование метода "зеркального отражения", т. е. воздействие на восприятие мира подростка путем завуалированной демонстрации фактов и судеб подобных ему людей с опорой на потребностные сферы его личностных притязаний. Одновременно можно включить его в те виды деятельности, где он мог бы испытать радость от доброго поступка, помощи однокласснику, учителю, животным, деревьям и т. д.
Как восстановить у ребенка оптимистический взгляд на мир? Прежде всего учитель сам должен быть оптимистом, иначе его потуги продемонстрировать радость жизни будут выглядеть неискренними и пошлыми. Видение перспектив, ощущение красоты мира и его многообразия, увлеченность, полнота ощущений своего бытия, стремление к открытиям, развитие различительных способностей (осознание многогранности каждого явления и процесса, способствуют развитию интеллектуальной, эстетической и этической культуры личности) характеризуют человека-оптимиста. Именно эти качества должен развивать педагог у детей-пессимистов.
Метод сотрудничества (организация совместной деятельности, в которой подросток, имеющий деструктивную неудовлетворенность, мог бы быть успешным и проявить свои лучшие качества), метод сочувствия (создание эмоционально насыщенного пространства, личностно значимого для ребенка, например, помощь бездомным животным и обсуждение этой проблемы с ребятами), метод сотворчества (помочь ребенку увидеть прекрасное, участвовать в совместной творческой деятельности).
Итак, неудовлетворенность является изначальным моментом (в том числе одним из стимулов) запуска механизма действия стимулов активности, перевода ее из внутреннего во внешнее проявление, в определенную деятельность.
Активность личности или группы как средства развития социально-педагогической поддержки в рамках образовательного учреждения возможно при условии лидирующей роли команды педагогов в контакте с родительским активом и учащимися, которые выступают той силой, которая помогает в реализации новых идей. Поэтому творческое содружество трех основных коллективов образовательного учреждения являются тем стержнем, той силой, которая преобразует среду и тем самым изменяет себя.
Технология формирования и развития социально-педагогической поддержки эффективна при соблюдении психолого-педагогических условий.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной педагогики..........8
- Глава 2. Социализация как основа социально-педагогической деятельности..............61
- Глава 3. Социально-педагогическая поддержка детей в образовательных учреждениях..........101
- Глава 4. Нормативно-правовое регулирование защиты детства в России.................157
- Глава 5. Характеристика разных категорий детей и технологии
- Глава 6. Социально-педагогическая работа с семьей...................................230
- Глава 7. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования разного типа.......263
- Глава 8. Организация и управление социально-педагогической деятельностью в образовательном учреждении......292
- Глава 9. Социально-педагогическая поддержка инновационной деятельности социального педагога......343
- Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной педагогики
- 1.1. Социальная педагогика как наука и ее основные категории
- 1.2. Социальная педагогика в системе наук о человеке
- 1.3. Основные концепции социальной педагогики
- 1.3.2. Концепции социальной среды.
- 1.4. Методология социально-педагогических исследований
- 1.4.1. Научные основы методологии социально-педагогических исследований.
- 1.4.2. Методы социально-педагогического исследования.
- 1.5. Цели, закономерности и принципы социальной педагогики
- Глава 2. Социализация как основа социально-педагогической деятельности
- 2.3.2. Воспитание и социальное воспитание.
- Глава 3. Социально-педагогическая поддержка детей в образовательных учреждениях
- 3.1. Сущность социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.2. Структурные компоненты социально-педагогической поддержки
- 3.3. Содержание и механизмы развития социально-педагогической поддержки
- 3.4. Методы социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.4.1. Методы поддержки здоровья.
- 3.4.2. Методы социально-педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств.
- 3.4.3. Методы социально-педагогической поддержки развития способностей.
- 3.5. Технология социально-педагогической поддержки развития личности, имеющей проблемы в процессе социализации
- 3.6. Педагогические условия социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.7. Социально-педагогическая поддержка ребенка в культурной среде образовательного учреждения
- Глава 4. Нормативно-правовое регулирование защиты детства в России
- Глава 5. Характеристика разных категорий детей и технологии работы с ними в образовательных учреждениях
- 5.4. Социально-педагогическая поддержка детей-мигрантов
- 5.5. Социально-педагогическая поддержка детей с девиантным и делинквентным поведением
- 5.6. Социально-педагогическая поддержка детей с временными проблемами
- Глава 6. Социально-педагогическая работа с семьей
- 6.1. Сущность семьи как социального института
- 6.2. Современные тенденции в развитии семьи и семейных отношений
- 6.3. Социально-педагогическая работа с семьей
- 6.4. Формы социально-педагогического взаимодействия школы и семьи
- Глава 7. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования разного типа
- 7.1. Специфика социально-педагогической работы в образовательном учреждении
- 7.2. Работа социального педагога в дошкольных образовательных учреждениях
- 7.3. Работа социального педагога в образовательных учреждениях интернатного типа
- 7.4. Работа социального педагога в учреждениях дополнительного образования
- Глава 8. Организация и управление социально-педагогической деятельностью в образовательном учреждении
- 8.1. Функции и основные требования к деятельности социального педагога в образовательном учреждении
- 8.2. Взаимодействие социального педагога с другими специалистами в условиях образовательного учреждения и в социуме. Социальная служба
- 8.3. Педагогическая культура социального педагога
- Глава 9. Социально-педагогическая поддержка инновационной деятельности социального педагога
- 9.1. Сущность инновационной деятельности социального педагога
- 9.2. Особенности социально-педагогической поддержки инновационной деятельности социального педагога
- 9.3. Социальные проекты: сущность, структура и особенности их создания
- 9.4. Инновационная культура социального педагога