9.3. Социальные проекты: сущность, структура и особенности их создания
Социальные проекты имеют исключительную актуальность и важность для современного этапа социального развития России.
В современной государственной политике России проявляется признание приоритетности ее социальной составляющей, в том числе в сфере финансирования социальных проектов и программ, социального образования. Акцентируется внимание на развитие отношений с центрами помощи семье и детям, детскими оздоровительными и санаторно-курортными учреждениями, бюро медико-социальной экспертизы, местными сообществами, муниципальными органами, органами местного самоуправления, государственными природными заповедниками, национальными парками, внутренним и международным туризмом социально-образовательного профиля.
Конкурс социальных проектов проводится в целях осуществления государственной молодежной политики. Социальные проекты направлены на поддержку молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе: мероприятия по обеспечению доступности квалифицированной психологической помощи, предоставляемой молодым жителям районов; проекты, направленные на помощь молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации: вовлечение в полноценную жизнь молодых людей, которые испытывают проблемы с интеграцией в обществе, — инвалидов, выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений, жертв насилия, безработных; мероприятия по содействию интеграции в жизнь общества выпускников школ, не трудоустроившихся и не продолжающих обучение.
Одним из важных направлений социальных проектов является работа с детьми-инвалидами, семьей, детьми-мигрантами. В частности, считается одним из приоритетных социальных проектов научно-методическое, воспитательное, информационное обеспечение развития физической культуры, спорта, здорового образа жизни инвалидов, реализации социально-диагностических и социально-реабилитационных функций, обеспечение XXII Зимних Олимпийских игр и XI Зимних Параолим-пийских игр 2014 г. в Сочи.
Патриотическое и гражданское воспитание молодежи составляет одно из приоритетных направлений социальных проектов: мероприятия по повышению квалификации специалистов патриотических клубов; содействию организации шефской работы детским домам; организации спартакиад, учебно-тренировочных сборов, конкурсов гражданского и патриотического воспитания; проведению конкурсов на лучший информационный продукт в сфере гражданского и патриотического воспитания молодежи, на лучшее знание истории родного края; информационные проекты, направленные на воспитание патриотизма у молодежи.
Социальные проекты осуществляются как на общероссийском, так и на региональном уровнях. Они затрагивают различные аспекты социальной политики. Например, во многих регионах нашей страны осуществляются такие социальные проекты, как: "Помощь детям-сиротам в России" (социально-психологический патронаж замещающих (опекунских и приемных) семей); "Здоровое поколение" (ранняя помощь детям, имеющим трудности в развитии, и их родителям); "Вместе можем все" (решение социальных проблем молодежи и молодых семей по месту жительства); "Мой дом, моя семья" (сохранение семейных ценностей, повышение роли и авторитета института семьи); "Истоки" (повышение культурного, духовного воспитания и развития детей и молодежи); "Свой мир мы строим сами" (активное участие молодежи в избирательных компаниях); "Здоровое будущее" (охрана здоровья молодежи и содействие ее здоровому образу жизни).
Социальный педагог активно сотрудничает в реализации социальных проектов и программ с общественными организациями и объединениями, с Русской Православной Церковью, другими религиозными конфессиями, бизнес-структурами.
К участию в конкурсах социальных проектов приглашаются молодежные общественные организации и объединения, областные образовательные учреждения, организации и объединения родителей при образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.
Рассмотрение и оценка социальных проектов осуществляется специальной комиссией. В качестве критериев оценки социальных проектов выдвигаются следующие положения: социальная значимость проблемы, востребованность результатов реализации социального проекта; соответствие форме заявки, качество оформления представленных документов на конкурс; численность молодежи, вовлеченной в реализацию проекта; соответствие ресурсных и профессиональных возможностей организации в реализации социального проекта; реалистичность сроков выполнения социального проекта; эффективность проекта с точки зрения расходования финансовых средств и наличие собственного вклада в денежном или натуральном выражении.
Дополнительными критериями оценки социальных проектов могут быть: наличие положительного экспертного заключения молодежных представительных органов, если такие действуют на территории муниципального образования; партнерство с органами государственной власти и местного самоуправления, некоммерческими организациями; привлечение средств массовой информации к освещению социального проекта.
Комиссия вправе отклонить недостаточно проработанный или не отвечающий условиям конкурса социальный проект. При необходимости члены комиссии вправе запросить у участника дополнительные сведения и документы о проекте. По итогам общих оценок членов комиссии определяется средний балл по каждому проекту и составляется рейтинг проектов. Окончательное решение об определении победителей конкурса принимается путем голосования. Социальные проекты, набравшие одинаковое количество баллов или имеющие незначительную разницу в баллах, обсуждаются дополнительно. Социальные проекты, не прошедшие конкурсный отбор, но получившие высокую оценку, включаются в резервный список. В случае если социальный проект, прошедший конкурсный отбор, по каким-либо обстоятельствам не сможет быть реализован, к конкурсу привлекаются социальные проекты, включенные в резервный список.
В извещении о проведении конкурса указываются сроки проведения конкурса, место и порядок приема заявок, направления, по которым проводится конкурс, объем средств бюджета, предусмотренных на предоставление финансовых средств, контактный телефон комиссии, иные необходимые сведения о конкурсе. В адрес оргкомитета направляется заявка, описание социального проекта, фото- и видеоматериалы о реализации проекта, мультимедийная презентация по основному содержанию проекта.
Социальный педагог, участвующий в конкурсах социальных проектов, должен знать требования к оформлению заявки на участие в конкурсе и правила оформления социального проекта. В большинстве своем эти требования отражают общие моменты любой творческой работы.
Заявка на участие в конкурсе должна содержать последовательно представленную информацию обо всех исполнителях проекта. В качестве примера можно привести такой образец оформления заявки на участие в социальном проекте;
1. Ф.И.О. автора или творческой группы (полностью).
2. Дата рождения (00.00.00.).
3. Название номинации.
4. Название проекта, представляемого на конкурс (состав, объем).
5. Название организации, образовательного учебного заведения, отделения.
6. Контактные данные:
- индекс;
- город (район, поселок и т. д.);
- № дома;
- № квартиры;
- телефон домашний (код — номер абонента);
- e-mail.
7. Ф.И.О научного руководителя (если работа написана с участием научного руководителя), степень, должность, контактные данные (адрес, телефон, e-mail).
8. Перечень рекомендательных писем к проекту. Общепризнанными являются следующие требования к
оформлению социальных проектов и их структуре:
1. Содержание.
2. Введение.
3. Основное содержание.
4. Заключение.
5. Список использованной литературы. Во введении указывается:
- Актуальность и значимость темы исследования.
- Цели и задачи исследования и методика рассмотрения темы. .
- Необходимо показать, почему данный вопрос может представлять научный интерес, какое может иметь практическое значение.
- Краткий обзор литературы, по исследуемой проблеме.
- Новизна и практическая значимость социального проекта. В основном содержании должно быть указано следующее:
- Теоретический анализ проблемы.
- Подробное изложение выбранной темы.
- Собственное представление проблемы и обоснование предложенных путей ее решения (экономическое, правовое, социальное и т. д.).
- По окончании каждого пункта работы, в основной части подводится краткий итог.
В заключении должны быть подведены итоги работы, оформлены заключение и выводы.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной педагогики..........8
- Глава 2. Социализация как основа социально-педагогической деятельности..............61
- Глава 3. Социально-педагогическая поддержка детей в образовательных учреждениях..........101
- Глава 4. Нормативно-правовое регулирование защиты детства в России.................157
- Глава 5. Характеристика разных категорий детей и технологии
- Глава 6. Социально-педагогическая работа с семьей...................................230
- Глава 7. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования разного типа.......263
- Глава 8. Организация и управление социально-педагогической деятельностью в образовательном учреждении......292
- Глава 9. Социально-педагогическая поддержка инновационной деятельности социального педагога......343
- Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной педагогики
- 1.1. Социальная педагогика как наука и ее основные категории
- 1.2. Социальная педагогика в системе наук о человеке
- 1.3. Основные концепции социальной педагогики
- 1.3.2. Концепции социальной среды.
- 1.4. Методология социально-педагогических исследований
- 1.4.1. Научные основы методологии социально-педагогических исследований.
- 1.4.2. Методы социально-педагогического исследования.
- 1.5. Цели, закономерности и принципы социальной педагогики
- Глава 2. Социализация как основа социально-педагогической деятельности
- 2.3.2. Воспитание и социальное воспитание.
- Глава 3. Социально-педагогическая поддержка детей в образовательных учреждениях
- 3.1. Сущность социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.2. Структурные компоненты социально-педагогической поддержки
- 3.3. Содержание и механизмы развития социально-педагогической поддержки
- 3.4. Методы социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.4.1. Методы поддержки здоровья.
- 3.4.2. Методы социально-педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств.
- 3.4.3. Методы социально-педагогической поддержки развития способностей.
- 3.5. Технология социально-педагогической поддержки развития личности, имеющей проблемы в процессе социализации
- 3.6. Педагогические условия социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.7. Социально-педагогическая поддержка ребенка в культурной среде образовательного учреждения
- Глава 4. Нормативно-правовое регулирование защиты детства в России
- Глава 5. Характеристика разных категорий детей и технологии работы с ними в образовательных учреждениях
- 5.4. Социально-педагогическая поддержка детей-мигрантов
- 5.5. Социально-педагогическая поддержка детей с девиантным и делинквентным поведением
- 5.6. Социально-педагогическая поддержка детей с временными проблемами
- Глава 6. Социально-педагогическая работа с семьей
- 6.1. Сущность семьи как социального института
- 6.2. Современные тенденции в развитии семьи и семейных отношений
- 6.3. Социально-педагогическая работа с семьей
- 6.4. Формы социально-педагогического взаимодействия школы и семьи
- Глава 7. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования разного типа
- 7.1. Специфика социально-педагогической работы в образовательном учреждении
- 7.2. Работа социального педагога в дошкольных образовательных учреждениях
- 7.3. Работа социального педагога в образовательных учреждениях интернатного типа
- 7.4. Работа социального педагога в учреждениях дополнительного образования
- Глава 8. Организация и управление социально-педагогической деятельностью в образовательном учреждении
- 8.1. Функции и основные требования к деятельности социального педагога в образовательном учреждении
- 8.2. Взаимодействие социального педагога с другими специалистами в условиях образовательного учреждения и в социуме. Социальная служба
- 8.3. Педагогическая культура социального педагога
- Глава 9. Социально-педагогическая поддержка инновационной деятельности социального педагога
- 9.1. Сущность инновационной деятельности социального педагога
- 9.2. Особенности социально-педагогической поддержки инновационной деятельности социального педагога
- 9.3. Социальные проекты: сущность, структура и особенности их создания
- 9.4. Инновационная культура социального педагога