logo
Иванов А

3.4.2. Методы социально-педагогической поддержки раз­вития духовно-нравственных и гражданских чувств.

1. Методы, связанные с поддержкой эмоционально-нрав­ственной сферы ребенка: увлечение добрым делом; увлечение ге­роическим — увлечение нравственным подвигом во имя людей, Родины. Этим методом возбуждается чувство гордости, уваже­ния к своей истории, воспитывается мужество, способность спо­койно и стойко переносить трудности; метод традиции — твор­ческое использование положительного опыта; увлечение краси­вым — возбуждается чувство эстетической радости, желание познавать красоту природы, людей, культурных памятников, беречь ее; увлечение загадочным — возбуждается чувство лю­бознательности, желание познавать тайны мира и мироздания, духовности, религии, культуры; личный пример — способ раз­вития положительных качеств на личном примере педагога.

2. Методы укрепления чувства ответственности: доверие — развивается вера в свои силы; просьба — обращение к ребенку за помощью с целью получения им удовольствия от самостоя­тельно выполненного поступка; беседа-размышление — обсуж­дение вопросов, направленных на поиск и принятие каждым участником нравственного решения; лекция — воспитатель рас­крывает смысл нравственных понятий; поручение — обраще­ние к ребенку с заданием творческого характера с предостав­лением ему права выбора способов его решения.

3. Методы, с помощью которых укрепляется воля ребенка: напоминание; сомнение (этим методом возбуждается чувство неудовлетворенности собой и появляется желание исправить свои ошибки, стать лучше); достижение согласия с самим собой — метод, с помощью которого достигается чувство терпимости к внутреннему рассогласованию и возникает желание коррекции черт характера; достижение гармонии с окружающим — метод защиты от раздражения и неприятностей, причиняемых природ­ным, вещевым, человеческим окружением путем усвоения ме­тодов саногенного мышления.