3.7. Социально-педагогическая поддержка ребенка в культурной среде образовательного учреждения
Теоретическую основу исследования с позиции культурологического, средового и системного подходов составили положения о культуре в образовании и проблеме культурной среды, о понятии культурной среды, ее отличии от других видов сред (окружающая, социокультурная, образовательная, воспитательная), схожих по смыслу понятий (школьный уклад, атмосфера, социально-психологический климат), ее сущности, целостной структуре взаимосвязанных компонентов.
Если сравнивать термин культурная среда образовательного учреждения с близкими по содержанию понятиями, то в теории педагогики воспитательная среда образовательного учреждения (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, М.И. Рожков, Н.Л. Селиванова, В.П. Сергеева, В.П. Созонов, Е.Н. Степанов) определяет процесс воспитания школьников, но не создает условия для развития педагогической культуры учителей и родителей учащихся.
Выделение культурного фактора активного участия личности в развитии материального, духовного и природного компонентов окружающей среды, а также ее саморазвитии определяет сущностное отличие культурной среды от социокультурной (опосредованный и непосредственный контакт с субъектом), окружающей среды (непосредственный контакт с субъектом). Понятие "среда" включает в себя ряд таких факторов, как особенности и характер деятельности, стиль взаимоотношений,
взаимовлияний, создание и обеспечение развития ее субъектов.
При рассмотрении культурной среды А.Н. Тубельский использует видовое понятие "уклад жизни школы", под которым понимает такую соорганизацию всех элементов учебно-воспитательного процесса, которая задает стиль, дух, атмосферу всей школьной жизни.
О.С. Газман, В.А. Караковский, Л.И. Новикова при рассмотрении процессов развития личности в школьной среде используют понятие климата как синоним культурной среды. В психологии есть понятие "социально-психологический климат" — качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Еще одно понятие "атмосфера" — окружающие условия, обстановка (товарищеская атмосфера, атмосфера доверия), педагогически характеризующее создание благоприятной (или неблагоприятной) обстановки для развития и саморазвития личности. Схожие по смыслу с понятием "культурная среда" вышеперечисленные понятия характеризуют отдельные ее компоненты.
Рассмотрение образовательных процессов в контексте культуры вызвано рядом причин: во-первых, проблемами современного образования не только в России, но и в мире, связанными со снижением культурного уровня учащихся и учителей, обезличенностью в обучении, малокультурной школьной средой, отсутствием культуры общения в школе, ростом шовинистических тенденций в обществе, усилением межэтнической и межконфессиональной разобщенности людей; во-вторых, современными представлениями ученых о процессах развития личности в контексте культуры; в-третьих, ослаблением этического влияния старшего поколения на воззрения и традиции, существовавшие в обществе и принимаемые старшими поколениями.
Неотъемлемым условием развития теоретических знаний о культурной среде является изучение ее сущности и содержания. Культурная среда образовательного учреждения являет-
ся не только важным источником культурного развития личности, но и идейно-ценностной атмосферой культурного становления личности и внутришкольных сообществ, она определяет духовно-нравственный, творческий и интеллектуальный "климат" (уклад, образ жизни) образовательного учреждения, оказывает свое влияние на культурную среду социума, при этом происходит взаимообогащение этих сред.
Это пространство культурного самоопределения ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и культурными предпочтениями (субкультура ребенка), с одной стороны. С другой стороны, это сфера педагогических влияний, т. е. создания педагогических условий для развития и саморазвития личности ребенка, которая определяется как культурная среда образовательного учреждения.
Именно аспект педагогического влияния как детерминирующего процесса развития культурной среды школы и личности в ней является сущностным отличием от определений других авторов (Е.А. Александровой, Н.Б. Крыловой). Если культурная среда — это пространство условий, необходимых для развития личности, то в науке педагогические условия рассматриваются как результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, способов, организационных и коммуникативных форм образования (воспитания, обучения) для достижения педагогических целей.
Целенаправленность педагогической деятельности не связана с навязыванием ребенку представлений о том, кого из него необходимо воспитать. В культурной среде школы педагоги определяют задачи реорганизации школьных помещений и зон рекреации, организации культурной деятельности* детских сообществах, а также преобразования учебных программ и планов на принципах разнообразия, вариативности и альтернативности в соответствии с результатами диагностики образовательной деятельности школы. Это дает ученику возможность выбора деятельности, родителям — возможность увидеть перспективы и потенциал своего ребенка, школе — стать подлинным культурным центром для детских и взросло-детских сообществ.
Но одновременно это дает педагогу возможность повысить свою педагогическую культуру, поскольку культурная среда школы не может функционировать, если учительская среда консервативна и не воспринимает нововведения.
В ходе исследования автором определена структура культурной среды школы (рис. 1), которая представляет собой целостную, динамическую систему компонентов, находящихся в определенной иерархической взаимозависимости: аксиологического, базовых, функционально-образующих и предметно-практических.
Культурная среда школы формируется в процессе освоения идей и ценностей, воспринятых в данном педагогическом
сообществе и учитывающих интересы, потребности школьников и их родителей.
Ценностные ориентации, прежде всего учителей как руководителей и инициаторов развития учебно-воспитательного процесса, определяют направленность культурной среды. Ценностный компонент культурной среды аксиологически обусловливает ее базовые компоненты (ценностно-смысловая основа), взаимодействующие друг с другом, сущностно представленные на других уровнях во всех последующих компонентах. Для реализации целей современной культуросообразной школы важен процесс саморазвития (самоопределения, самореализация, самореабилитации и самоорганизации) педагогов, школьников и их родителей, обеспечивающий создание соответствующего пространства в ее культурной среде, выраженной психологическими, социальными и материальными условиями. Педагогическая поддержка — важнейший компонент среды, ориентированный на оказание помощи и поддержки процесса развития и саморазвития ребенка и гуманизацию образования в школе в целом. Педагогическая поддержка — это система деятельности, имеющая свои цели, виды (прямая и превентивная поддержка), принципы, методы оказания помощи ребенку в среде школы.
Инновационный компонент характеризуется стремлением к новшеству субъектов образовательного процесса, готовностью обеспечить успех инновационной деятельности, эффективностью коммуникаций, возможностями методического ресурса и качества организационно-управленческих решений. Со временем педагогические новшества (в воспитании, обувший, управлении) перестают восприниматься педагогическим сообществом как новое и превращаются в школьные традиции (уклад жизни школы).
Культурная среда школы — это уклад жизнедеятельности, характеризующийся особыми традициями. Они создаются педагогами, школьниками и их родителями в совместной деятельности. Школьные традиции рассматриваются как сложившиеся особенности: учебно-воспитательного процесса, совокупности норм и правил жизнедеятельности ее субъектов, эстетики объектов школы, в том числе территории пришкольного участка, одежды педагогов и школьников; системы объектов культурно-образовательного назначения, связанных с созданием и распространением культурных и образовательных ценностей (творческих организаций, познавательных сообществ, научно-исследовательских и методических объединений, студий, кружков, секций). Культурная среда школы представляет собой педагогически обусловленное практическое воплощение национального, исторического и социального, является базой для формирования и удовлетворения духовных потребностей человека посредством его взаимодействия с образовательным сообществом, что, в свою очередь, может быть определено как традиции и инновации данного образовательного учреждения.
Если новые идеи приняты, среда приобретает новые качества и реализуется на функциональном уровне (использование системообразующих факторов динамического характера). Эти компоненты были названы функционально-образующими, информационный (разнообразие, вариативность учебного материала, многообразные дополнительные источники информации); мировоззренческий (духовно-нравственная атмосфера школы, эстетическое окружение, педагогический этикет); коммуникативный (гуманные и равноправные отношения между взрослыми и детьми, основанные на взаимном интересе, уважении, договоре); интерактивный (сотрудничество, сотворчество, определяющие успешность интерактивных связей), обеспечивающими способы распространения базовых смыслов и ценностей в культурной среде школы.
Идеи и ценности через базовые и функционально-образующие компоненты воплощаются в предметно-практических компонентах: организационно-управленческом (демократическое управление, самоуправление); материально-предметном (мебель, инвентарь, технические средства обучения, ремонт здания); знаково-символическом (атрибуты, символы, школьная форма, знаки, подчеркивающие уникальность данного учреждения); психолого-педагогическом (психологическая служба
школы, психологическое просвещение, диагностика и коррекция психического развития, психологическое консультирование, проведение психологических тренингов).
Таким образом, культурная среда в образовательных учреждениях создает необходимые условия для самореализации || ребенка во внешнюю среду, способствуя эффективной социально-педагогической поддержке.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
В чем сущность понятия "педагогическая поддержка ребенка"?
Каковы сущностные элементы педагогической поддержки? Виды педагогической поддержки.
Определите субъектов педагогической поддержки.
Какие противоречия определяют закономерности и принципы социально-педагогической поддержки?
Дайте характеристику закономерностей и принципов социально-педагогической поддержки.
Раскройте содержание педагогического обеспечения самопознания и сотворчества в структуре социально-педагогической поддержки.
Компоненты социально-педагогической поддержки и их взаимосвязи в структуре социально-педагогической поддержки.
Что такое базовые компоненты культурной среды ОУ?
Что такое функционально-образующие компоненты культурной среды ОУ?
Что такое предметно-практические компоненты культурной среды ОУ?
Какие методы формирования и развития культурной педагогической среды ОУ вы знаете?
Роль активности в развитии культурной среды.
Дайте характеристику стадий развития культурной среды школы.
Кто является субъектом развития культурной среды школы? Почему?
Задания для самостоятельной работы
1. Рассмотрите практическую реализацию компонентов социально-педагогической поддержки на примере какого-либо образовательного учреждения (по выбору).
Разработайте систему педагогической поддержки для образовательного учреждения.
Проведите дискуссию на тему: "Культуросообразная школа и ее среда: проблемы и перспективы. Проектирование культурной педагогической среды конкретной школы".
Подготовьте материалы для позиционной дискуссии "Традиции в школе: хорошо или плохо", "Сколько можно инноваций?", "Сотрудничество или контроль за выполнением обязанностей учениками".
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. — М., 1999.
Иванов A3. Детско-взрослое сообщество культурной среды общеобразовательной школы: Монография. — М., 2005.
Иванов A3. Культурная среда образовательного учреждения: Учеб. пособие. — М., 2006.
Крылова Н.Б. Культурология образования // Новые ценности образования. — 2000. — № 10.
Новые ценности образования. Культурная и мультикультурная среда школ. — 1996. — Вып.
Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детства. — М., 2002.
Дополнительная:
Газман О.С, Иванов A3. Содержание деятельности и опыт рабсм освобожденного классного руководителя (классного воспитателя). — М., 1992.
Новые ценности образования. — 1995. — Вып. 1: Тезаурус для учителей и школьных психологов.
Новые ценности образования. — 1995. — Вып. 2: Содержание гуманистического образования.
Новые ценности образования. — 1996. — Вып. 6: Забота — поддержка — консультирование.
Новые ценности образования. — 1997. — Вып. 7: Культурные модели школ.
Новые ценности образования. — 2002. — Вып. 11: Культуросообразная школа.
Новые ценности образования. — 2004. — Вып. 3(18): Школа — культурный центр.
- Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной педагогики..........8
- Глава 2. Социализация как основа социально-педагогической деятельности..............61
- Глава 3. Социально-педагогическая поддержка детей в образовательных учреждениях..........101
- Глава 4. Нормативно-правовое регулирование защиты детства в России.................157
- Глава 5. Характеристика разных категорий детей и технологии
- Глава 6. Социально-педагогическая работа с семьей...................................230
- Глава 7. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования разного типа.......263
- Глава 8. Организация и управление социально-педагогической деятельностью в образовательном учреждении......292
- Глава 9. Социально-педагогическая поддержка инновационной деятельности социального педагога......343
- Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной педагогики
- 1.1. Социальная педагогика как наука и ее основные категории
- 1.2. Социальная педагогика в системе наук о человеке
- 1.3. Основные концепции социальной педагогики
- 1.3.2. Концепции социальной среды.
- 1.4. Методология социально-педагогических исследований
- 1.4.1. Научные основы методологии социально-педагогических исследований.
- 1.4.2. Методы социально-педагогического исследования.
- 1.5. Цели, закономерности и принципы социальной педагогики
- Глава 2. Социализация как основа социально-педагогической деятельности
- 2.3.2. Воспитание и социальное воспитание.
- Глава 3. Социально-педагогическая поддержка детей в образовательных учреждениях
- 3.1. Сущность социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.2. Структурные компоненты социально-педагогической поддержки
- 3.3. Содержание и механизмы развития социально-педагогической поддержки
- 3.4. Методы социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.4.1. Методы поддержки здоровья.
- 3.4.2. Методы социально-педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств.
- 3.4.3. Методы социально-педагогической поддержки развития способностей.
- 3.5. Технология социально-педагогической поддержки развития личности, имеющей проблемы в процессе социализации
- 3.6. Педагогические условия социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.7. Социально-педагогическая поддержка ребенка в культурной среде образовательного учреждения
- Глава 4. Нормативно-правовое регулирование защиты детства в России
- Глава 5. Характеристика разных категорий детей и технологии работы с ними в образовательных учреждениях
- 5.4. Социально-педагогическая поддержка детей-мигрантов
- 5.5. Социально-педагогическая поддержка детей с девиантным и делинквентным поведением
- 5.6. Социально-педагогическая поддержка детей с временными проблемами
- Глава 6. Социально-педагогическая работа с семьей
- 6.1. Сущность семьи как социального института
- 6.2. Современные тенденции в развитии семьи и семейных отношений
- 6.3. Социально-педагогическая работа с семьей
- 6.4. Формы социально-педагогического взаимодействия школы и семьи
- Глава 7. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования разного типа
- 7.1. Специфика социально-педагогической работы в образовательном учреждении
- 7.2. Работа социального педагога в дошкольных образовательных учреждениях
- 7.3. Работа социального педагога в образовательных учреждениях интернатного типа
- 7.4. Работа социального педагога в учреждениях дополнительного образования
- Глава 8. Организация и управление социально-педагогической деятельностью в образовательном учреждении
- 8.1. Функции и основные требования к деятельности социального педагога в образовательном учреждении
- 8.2. Взаимодействие социального педагога с другими специалистами в условиях образовательного учреждения и в социуме. Социальная служба
- 8.3. Педагогическая культура социального педагога
- Глава 9. Социально-педагогическая поддержка инновационной деятельности социального педагога
- 9.1. Сущность инновационной деятельности социального педагога
- 9.2. Особенности социально-педагогической поддержки инновационной деятельности социального педагога
- 9.3. Социальные проекты: сущность, структура и особенности их создания
- 9.4. Инновационная культура социального педагога