logo
Иванов А

1.3. Основные концепции социальной педагогики

Социальная педагогика опирается в своем развитии на оп­ределенную совокупность положений различных наук и накоп­ленный опыт практической социокультурной, правовой, соци­ально-психологической, медико-оздоровительной, реабилитационно-психотерапевтической, педагогической и других форм и способов поддержки личности.

Процесс развития научной социальной педагогики характеризуется такими признаками, которые в совокупности доказывают ее самостоятельность и выражают тенденцию к разграничению с практикой и смежными научными областями: про­должающееся уточнение объема, структуры, уровней объектно-предметной области и явлений, содержащих в себе социально-педагогический смысл; формирование и разработка понятийно-терминологического аппарата; выявление закономерностей, от­ражающих специфические взаимоотношения и взаимодействия в социально-педагогическом пространстве; появление совокуп­ности теорий, гипотез, концепций неэмпирического происхожде­ния; усложнение структурно-содержательной части социальной педагогики, выделение разделов, направлений и т. п.

Анализ научной литературы, историко-педагогический и проблемно-страноведческий анализ дали возможность вы­делить общее и специфическое в социально-педагогических теориях и идеях. Общее позволяет увидеть преемственность в развитии науки. Общими являются:

- философско-этическая основа социально-педагогических идей и теорий, состоящая из базовых общечеловеческих ценно­стей;

- методы и средства научного познания, общие для многих гуманитарных наук;

- универсальные философские и педагогические категории. Специфика определяется историей страны и развитием

науки, социально-экономическими, политическими, духовно-нравственными, культурно-этническими особенностями, фило­софией, системой образования. Различия выявляются в теоре­тических обоснованиях, статусе науки, структуре, содержании и системе подготовки научных кадров.

Во второй половине XX — начале XXI в. был создан ряд ка­питальных историко-педагогических трудов, авторы которых от комментированного изложения фактов перешли к выявлению причин, вызывавших изменения в области практики социально­го воспитания. Работы такого рода появились и за рубежом, и в России. Но первые попытки осмысления феномена социальной педагогики начались еще во второй половине XIX в. Тогда авто­ры придерживались различных подходов при рассмотрении исто­рико-педагогических явлений, что сказывалось на отборе и ин­терпретации фактического материала. У Ш. Летурно, например, доминировал эволюционно-биологический подход, т. е. история социального воспитания и самого общества рассматривалась с точки зрения эволюции человеческого рода. В работах П. Монро выделялась философско-этическая сторона педагогических уче­ний и практики воспитания. В многотомной истории педагогики К. Шмидта воспитание рассматривалось как составная часть раз­вития культуры. Другие авторы рассматривали трансформацию педагогической практики и теории с точки зрения религиозной идеи. Так, П.Ф. Каптерев и П.П. Соколов интерпретировали историко-педагогический процесс с точки зрения соотношения хри­стианской, церковно-теологической и светско-реалистической направленности воспитания.

Но, как известно, в течение многих десятилетий общество­ведческие науки в нашей стране были низведены до роли идео­логического обслуживания административной системы. Соци­альная педагогика не являлась исключением: она была изгнана из системы гуманитарных знаний.

В современных условиях вырабатываются новые подходы с целью объективного освещения истории образования и педа­гогической мысли в нашем Отечестве, выявления ее глубинных связей с единым историко-педагогическим процессом в мире.

1.3.1. Концепции социализации.

Особое место в теории со­циальной педагогики отводится исследованию сущности, содер­жания и процесса социализации.

А.В. Мудрик рассматривает концепции социализации, ко­торые соответствуют одному из двух подходов, расходящихся в понимании роли самого человека в процессе социализации.

Первый подход подтверждает или опровергает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализа­цию рассматривает как процесс адаптации его к обществу, ко­торое формирует каждого своего члена в соответствии с прису­щей ему культурой. Этот подход может быть определен как субъект-объектный (общество — субъект воздействия, чело­век — его объект).

Первый подход представлен рядом теорий и концепций. Од­ним из его основоположников был Э. Дюркгейм. Он первым из западных социологов подчеркнул значение общественного воз­действиям процесс развития человека и увязал в своих размыш­лениях понятия "воспитание" и "социализирование" в одну сис­тематическую связь, фактически поставив знак равенства меж­ду социализацией и воспитанием. По его мнению, социализация членов общества опирается на некий идеал человека, универсаль­ный в некоторой степени для всех членов общества. Суть его по­зиции состоит в признании за обществом активного начала и при­оритета его перед человеком. Под воспитанием он понимал еже­минутно испытываемое ребенком давление социальной среды, стремящейся сформировать его по своему образцу и имеющей своими представителями и посредниками учителей и родителей.

Результаты теоретических построений Э. Дюркгейма ста­ли основанием развернутой социологической теории функцио­нирования общества, разработанной Т. Парсонсом. Он опреде­лял социализацию как интернализацию культуры общества, в котором ребенок родился. Согласно его взглядам, человек "вби­рает" в себя общие ценности в процессе общения со "значимы­ми другими". В результате этого следование общепринятым нор­мам становится частью его мотивационной структуры, его по­требностью. Универсальной задачей институтов социализации является формирование у вступающих в общество "новичков" как минимум чувства лояльности и как максимум чувства пре­данности по отношению к системе.

Сторонники второго подхода исходят из того, что человек, активно участвует в процессе социализации и не только адап­тируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоя­тельства и на себя самого. Этот подход можно определить как субъект-субъектный.

Основоположниками этого подхода можно считать амери­канских ученых Ч. Кули, У. Томаса, Ф. Знанецкого, Дж. Мида.

Ч. Кули, автор теории "зеркального Я" и теории малых групп, считал, что индивидуальное "Я" приобретает социаль­ное качество в коммуникации, в межличностном общении внут­ри первичной группы (семьи, группы сверстников).

У. Томас, Ф. Знанецкий выдвинули положение о том, что социальные явления и процессы необходимо рассматривать как результат сознательной деятельности людей, что изучая те или иные социальные ситуации, необходимо учитывать не только социальные обстоятельства, но и точку зрения индивидов, вклю­ченных в эти ситуации.

Адаптивная концепция социализации (Дж. Дьюи) отража­ет структурно-функциональный подход. Социализация лично­сти трактуется как приспособление человека к существующе­му образу жизни, к господствующим в обществе экономичес­ким, идеологическим и нравственным нормам, как подготовка к выполнению социальных ролей в соответствии с принадлежно­стью к определенному классу и социальной группе.

Ролевая концепция социализации (Р. Дарендорф, К. Лэнг-тон, Ф. Тенбрук) отражает функциональный подход. Она появи­лась в начале 1970-х гг. и активно развивалась представителя­ми "гуманитарной педагогики". Они рассматривали социализа­цию как процесс интеграции молодого поколения в систему со­циальных ролей через интериоризацию норм своей референт­ной группы.

Критическая концепция социализации (К. Роджерс, В. Хайнц, А. Маслоу).

Карл Роджерс (1902-1987) — американский психолог, один из лидеров "гуманистической психологии". Центральной для К. Роджерса является категория самооценки: в результате вза­имодействия ребенка со взрослыми и другими детьми у него со­здается представление о себе.

А. Маслоу основную цель социализации личности видит в удовлетворении "потребности в самореализации" и в развитии способности для успешного осуществления этой цели.

Концепция социального научения (А. Бандура, Дж. Мак-коби, Л. Мартин) ставит своей целью выяснение принципов и закономерностей проявления различных механизмов, форм и структур, посредством которых приспособление развивается и закрепляется. Индивид склонен следовать и подчиняться осо­бам, которых он воспринимает из-за выполняемых ими функ­ций как носителей образцов социального поведения, как "соци­альные модели"; обучение с помощью социальных моделей про­исходит чаще всего таким образом, что обучающийся иденти­фицирует себя с другим лицом и наследует его поведение.

Концепция "баланса идентичности" (Л. Кольберг, Ж. Пиа­же) исходит из того, что в каждой конкретной ситуации лич­ность должна как бы балансировать между требованиями "быть как все" и требованиями "быть как никто другой", т. е. одновре­менно быть идентичной и уникальной.

Лоуренс Кольберг (1927-1987) — американский психолог и педагог. Является одним из представителей концепции "балан­са идентичности".

Проблема социализации в работах ученых 20—30-х гг. XX в. в СССР (Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, М.Н. Покровский, СТ. Шацкий и др.) рассматривалась в контек­сте ведущей роли государства в процессе становления "нового человека коммунистического общества". При этом подчеркива­лась и преобразующая роль человека, освоившего новые цен­ности, формы поведения.

В современных российских исследованиях, основанных на идеях гуманизма, личностно ориентированном подходе в вос­питании (В.Г. Бочарова, С.А. Беличева, МА. Галагузова, ИА. Лип-ский, А.В. Мудрик, Л.В. Мардахаев, БД. Семенов, Г.Н. Филонов и др.) сущность социализации рассматривается в сочетании при­способления и обособления человека в условиях конкретного общества. Однако различия этих исследований построены на определении путей, средств, механизмов социализации, их роли в развитии социально активной личности.