logo
Иванов А

7.4. Работа социального педагога в учреждениях дополнительного образования

Внешкольное воспитание возникло как общественно-педа­гогическое движение в середине XIX — начале XX в. по иници­ативе прежде всего родителей учащихся, а также интеллиген­ции и предпринимателей и предполагало введение в образова­тельных учреждениях дополнительных учебных дисциплин.

В конце XIX — начале XX в. в школах большое внимание начинают уделять внеклассной работе, организации досуга учеников, развитию познавательных интересов учащихся. По­являются и первые внешкольные организации с теми же зада­чами, например "Сетлемент" СТ. Шацкого.

В отчете о внеклассных занятиях и развлечениях учащихся в гимназиях и реальных училищах Московского учебного округа за 1903-1904 гг., 1907-1908 гг., 1913-1914 гг. перечисляются круж­ки и секции, созданные в московских учебных заведениях, вне их и проводимая ими работа. Вот, например, данные за 1913-1914 гг., в средних учебных заведениях проводятся: дополнительные за­нятия по предметам, занятия по нумизматике, космографии, кружки для занятий по новым языкам, лекции, занятия по рисо­ванию, лепке, музыке, "сказыванию былин", спектакли, литера­турно-музыкальные утренники, литературно-музыкальные ве­чера, концерты, танцевальные вечера, выставки, секции гимнас­тики, таща, футбола, игры на бильярде, занятия по фотографии, кружки стеклодувов, садоводства, экскурсии, исторического и религиозного паломничества, кружки христианской трезвости, хоровые кружки и др. [Отчет, 1915: 1].

Развитие внешкольных учреждений продолжилось и после революции 1917 г., постепенно превратившись из частно-обще­ственных в государственные учреждения. В СССР была создана единая система внешкольных учреждений в рамках общей сис­темы воспитания (Дома пионеров и школьников, Дворцы пионе­ров), где имелись возможности выбора различного рода занятий. Однако перемены начала 90-х гг. привели к созданию нового на­правления в педагогической науке и управлении — создание си­стемы дополнительного образования. Ее главной задачей стало создание детских, подростковых и молодежных организаций, объединений, разнообразных кружков, секций в соответствии с интересами воспитанников. При этом необходимо было учиты­вать и государственно-общественный заказ на воспитание.

Осмысление различных взглядов на сущность дополнитель­ного образования детей (А.Г. Асмолов, Л.Н. Буйлова, А.К. Бруд-нов, А.В. Золоторева, М.Б. Коваль, Г.Н. Попова, А.Б. Фомина), пишет Б.В. Куприянов, дает основание сформулировать соци­ально-педагогическую миссию учреждений дополнительного образования детей —- обеспечение конвенции интересов воспи­танника (его родителей, семьи) и общества. В данном случае под конвенцией понимается сопряжение интересов общества и ин­дивида в процессе социального воспитания, социальное действие индивидов, конструирующих интерсубъективный мир.

Социальное воспитание, по мнению Б.В. Куприянова, может быть представлено как организованное воспроизводство куль­туры определенных групп, взращивание детей по образу и по­добию некоего социокультурного идеала, подготовки подраста­ющего поколения к выполнению совершенно определенных со­циальных функций, проектирования адекватного в социокуль­турном плане варианта жизни.

А.В. Мудрик предлагает три основных направления соци­ального воспитания: организация социального опыта, образова­ние, индивидуальная педагогическая помощь.

Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей Б.В. Куприянов предлагает представить как последовательную реализацию функций трех уровней:

- первый уровень — эмоциональная конвенция — взаимо­связь мотивации воспитанника к участию в жизнедеятельнос­ти детского объединения и самореализации в ней (структури­рование свободного времени ребенка, различные виды рекреа­ции, развлечение, коммуникация, идентификация с референт­ной группой);

- второй уровень — содержательная конвенция (органи­зация социального опыта, соответствующего образу жизни со­циальной группы, реализующей определенную социокультур­ную функцию, интеграция в определенное социокультурное со­общество; образование, в том числе допрофессиональная и на­чальная профессиональная подготовка, индивидуальная педа­гогическая помощь в преодолении трудностей, связанных с не­соответствиями между задачами и наличными возможностями воспитанника);

- третий уровень — смысло-жизненная конвенция (ори­ентация на общие и дифференциальные социокультурные цен­ности, содействие воспитаннику в самоопределении по отноше­нию к исполнению социокультурной функции, конструирова­нии варианта собственной жизни, организация опыта самооп­ределения и конструирования варианта жизни).

Социально-педагогическая миссия учреждений дополни­тельного образования детей может быть выполнена, если:

- жизнедеятельность воспитательных объединений в уч­реждениях дополнительного образования детей обеспечивает встречу воспитанника со стилями жизни социальных групп;

- воспитательные объединения (учреждения дополнитель­ного образования детей), находящиеся в непосредственном со­циальном окружении воспитанника, включают полный набор со­циокультурных вариантов;

- воспитаннику учреждения дополнительного образования детей предоставляется возможность стать субъектом творче­ства собственной жизни на основе осознанного выбора стиля жизни определенной социокультурной общности.

Социальное воспитание в учреждении дополнительного об­разования детей будет успешным, если социокультурному кон­тексту соответствуют характеристики компонентов воспита­тельного процесса (субъект педагогической деятельности, содер­жание и организация жизнедеятельности детских воспитатель­ных объединений, характер взаимодействия воспитательной организации с окружающей средой).

Итак, дополнительное образование детей — особое само­стоятельное образование, изначально ориентированное на сво­бодный выбор ребенком видов и форм деятельности, формиро­вание его собственных представлений 6 мире, развитие позна­вательной мотивации и способностей.

Оно охватывает:

- сферу свободного времени ребенка;

- сферу реализации познавательных интересов личности (это определяет особенности организации системы дополнитель­ного образования).

Особенности:

- рационально организованный досуг;

- учет потребностей семьи, общества, ребенка;

- учет прав ребенка;

- учет социально-демографической ситуации региона.

Совместно с общеобразовательными учреждениями допол­нительное образование составляет целостную образовательную систему, в которой ребенок развивается.

Система дополнительного образования включает в себя две основные части:

1) дополнительное образование в специализированных уч­реждениях;

2) дополнительное образование на базе общеобразователь­ных учреждений.

Организация деятельности:

- организует деятельность в течение всего года;

- имеет семидневную рабочую неделю. Модификации:

1. По направленности: многопрофильные и профильные.

2. По времени существования: долговременные и времен­ные.

3. По типам:

- Центр творчества (деятельность в своем учреждении и округах).

- Дворец или дом творчества (специально построенное уч­реждение).

- Станция (профильное учреждение, специально оборудо­ванное для обучения по профильным программам, для ведения наблюдения и исследования).

- Школа (спортивная, музыкальная, театральная) — про­фильное учреждение.

- Студия (сочетает в работе учебную, экспериментальную, практическую деятельность).

- Клуб (совместная деятельность, отдых, общение, развле­чение).

- Детский лагерь — временное учреждение, специально оборудованное.

- Детский парк (природная среда или парковая зона). Работа социального педагога по организации досуга детей школьного возраста имеет важнейшее воспитательное значение для развития их личности, успешной социализации в обществен­ной жизни и дальнейшей профессиональной деятельности. Сво­бодное время ребенка является тем самым пространством — по­лем самореализации, — в котором ребенок приобретает соци­альный опыт общения, самоопределения, самоактуализации и самореализации. Сформированность позитивных ценностных ориентации, социально значимых качеств личности, успешность интеграции ребенка в обществе во многом зависит от содержа­тельной части и направленности свободного времяпровождения, особенно в сензитивном периоде подросткового возраста. В зави­симости от того, как использует это время ребенок, зависит и уро­вень его и духовного, и интеллектуального, и физического, и куль­турного развития.

Словом "досуг" мы обозначаем широкое пространство и время жизнедеятельности школьника за пределами учебной работы. Эту зону ученые часто называют рекреативной, т. е. зо­ной отдыха, восстановления духовных и физических сил. Дру­гая ее функция — развитие способностей, склонностей и инте­ресов, третья — свободное общение со значимыми для ребенка людьми.

Опираясь на опыт работы с детьми и подростками в сфере свободного внеучебного и каникулярного времени, а также на многочисленные исследования, проводимые в этой области, можно сделать выводы о преобладании ценности досуга для школьников над учебной деятельностью. Это связано прежде всего со свободным выбором разнообразных форм проведения досуга, неформальностью общения и свободой творчества. Это возможность использования многовариантности социальных ролей, которые примеряют на себя ребята. Вот почему роль со­циального педагога как организатора содержания досуговой деятельности неоценимо важна, особенно для ребят подростко­вого возраста. Именно в этом возрасте формируются и развива­ются такие социально значимые качества личности, как реф­лексия, самооценка, самосознание. Социальный педагог органи­зует досуг детей таким образом, чтобы это служило успешным условием развития социально значимых качеств личности. Для этого необходимо прежде всего представить работу социально­го педагога в трех аспектах: диагностическом, организационном и просветительском.

1. Диагностическое направление деятельности социально­го педагога.

Диагностика мотивации, потребностей и интересов ребят в досуговой сфере проводится с применением следующих мето­дов и форм работы:

- проведение анкетирования, опросов, тестирования инте­ресов и склонностей (возможно, совместно со школьным психо­логом и родителями);

- индивидуальное собеседование, заполнение "Карты инте­ресов" (на каждого ребенка или только на проблемных подрост­ков из категории "трудных"): какие кружки и секции посещают, соответствуют ли занятия психофизичебским индивидуальным возможностям ребят, необходима им помощь и т.п.;

- наблюдение за детьми;

- беседы с родителями и руководителями кружков, спортивных секций клубов.

2. Организационное направление.

Организация помощи в выборе занятия в сфере дополни­тельного образования:

- проведение различных форм досуговых мероприятий, раскрывающих таланты и способности школьников;

- рекомендация и направление ребят в объединения до­полнительного образования, кружки, секции, студии не только в школе, но и учреждения района, округа, города.

3. Просветительское направление деятельности социаль­ного педагога.

Просвещение учащихся по организации культурного досу­га как рекреативной и реабилитационной сферы жизнедеятель­ности человека, так и сферы развития кругозора и интересов, выбора профессии. Благоприятное развитие личности школь­ников в сфере досуга происходит, если социальный педагог со­блюдает следующие принципы:

- добровольность выбора детьми форм и содержания досуга;

- принцип самоуправления — ребята сами выступают орга­низаторами своего досуга;

- чередование нагрузки и форм организации досуга (от шумной дискотеки — к спокойному общению школьников в кругу).

Эффективность результатов деятельности социального педагога зависит от сочетания форм индивидуальной и группо­вой работы.

Индивидуальная работа социального педагога с учащими­ся проводится в форме бесед, консультаций, собеседований, за­полнения диагностического материала, "Карты интересов" и "Карты продвижения", в которых регулярно фиксируются по­ложительные достижения и выявленные проблемы школьни­ков (особенно так называемых "трудных"). Такая работа необ­ходима как для социального педагога — в линии выстраивания "индивидуальной траектории развития личности ребенка (под­ростка)" с позитивными тенденциями или, наоборот, с выявлен­ными проблемами, — так и для отдельно взятого школьника — как система работы и контроля за проведением досуга — сво­бодного времяпровождения.

Групповые формы работы социального педагога осуществ­ляются в работе с детским объединением (кружок, клуб, детс­кое общественное объединение, ученическое самоуправление).

В воспитательном пространстве учреждения дополнитель­ного образования давно и прочно заняли свое место детские твор­ческие, спортивные и общественные объединения. Их разли­чают по видам и направлениям деятельности:

- кружки и секции — профильные объединения с той лишь разницей, что секции в основном имеют спортивную направлен­ность деятельности, а кружки могут быть творческие, техничес­кие и пр., но в основном с одним направлением деятельности;

- студии и центры — многопрофильные объединения, ча­сто включающие в себя несколько кружков, объединений и сек­ций (Студия Театрального искусства, Центр Народного творче­ства и прикладного искусства и т. п.). Центры и студии могут являться отдельными структурными подразделениями образо­вательного учреждения и должны иметь собственную докумен­тацию;

- клубное объединение (клуб) — многопрофильное объеди­нение творческого, спортивного, социально-педагогического на­правлений деятельности, также является отдельным структур­ным подразделением образовательного учреждения. Клубную деятельность от деятельности других объединений отличает наличие самоуправления и органа самоуправления (актив, со­вет и др.). Работа клуба часто выходит за временные рамки рас­писания клубных занятий, на которых больше неформального личностно ориентированного общения между взрослыми и деть­ми. Клуб — это отдельная субкультура, общность взрослых и детей, это свой стиль, свой имидж, выраженный в своих эмбле­ме, песнях, традициях. Если деятельность клуба не замыкается только на обеспечении собственных потребностей и интересов участников (совместные дни рождения, праздники, походы), если она включает в себя социальную направленность и обще­ственную пользу, то можно уже говорить о существовании дет­ского общественного объединения;

- детское общественное объединение имеет следующие признаки:

а) социальную направленность деятельности (помощь детям и пожилым людям, инвалидам и ветеранам, экологические и пат­риотические акции и др.) во имя социально значимой идеи, цели;

б) наличие органа самоуправления, реализация социальных инициатив детей и подростков;

в) уважение прав ребенка, равенство позиций взрослого и ребенка при соблюдении совместного уважения и культуры об­щения.

Наиболее часто в организации досуговой деятельности де­тей социальные педагоги координируют клубную деятельность или деятельность детского общественного объединения. Это лег­ко объясняется эффективностью достижения успешной социа­лизации Личности ребенка. Именно в общественной жизни дети и подростки приобретают социальный опыт и позитивные ка­чества личности. Эта деятельность предоставляет возможность практически каждому почувствовать себя успешным, вне за­висимости от интеллектуальных способностей. Приобретение опыта социальной успешности происходит в виде разнообраз­ных форм интересной неформальной досуговой деятельности, в процессе которой школьник может выступать и в качестве организатора, и в качестве участника. И главное, что он сам для себя определяет роль и уровень участия.

Организация досуговой сферы ребенка в учреждениях до­полнительного образования социальных педагогом является средством активного процесса самопознания, сотворчества де­тей, что определяет эту деятельность как социально-педагоги­ческую поддержку ребенка в процессе его самореализации.

Успешность социального воспитания в учреждениях допол­нительного образования во многом определяется развитием культурной среды, которая формируется на основе закономер­ностей, принципов культурной среды образовательного учреж­дения, однако имеет свои особенности, которые определяются прежде всего свободой выбора сферы деятельности и общения детей, направленностью на саморазвитие ребенка.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Назовите основные направления работы социального пе­дагога в ДОУ.

2. Определите содержание работы социального педагога в ДОУ.

3. Проведите анкетирование родителей и на основе резуль­татов составьте социальный портрет семьи.

4. Разработайте тематику консультаций для воспитателей ДОУ по организации воспитательно-образовательной работы с проблемными семьями.

5. Назовите основные трудности работы воспитателя в груп­пах раннего возраста. Какую помощь им может оказать соци­альный педагог?

6. Особенности развития социального воспитания в учреж­дениях дополнительного образования.

7. Модификации дополнительного образования.

8. Заполните таблицу:

Социально-педагогическая проблема

Содержание работы воспитателя ДОУ

Содержание работы социального педагога

Адаптация ребенка к ДОУ

Работа с семьей

Подготовка ребенка к школе

ЛИТЕРАТУРА

1. Айсина Р.К., Дедкова В.В., Хачатурова Е.Л. Социализа­ция и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. — 2003. — № 5. — С. 49-53; № 6. — С. 46-51.

2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. — М., 1993.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском воз­расте. — М., 1988.

4. Василъкова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. — М., 2001.

5. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. — СПб., 1999.

6. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с ро­дителями в детском саду: Этнопедагогический подход. — М., 2006.

7. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие. — М., 2005.

8. Данилина Т.А., Лагода Т.С, Зуйкова М.Б. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом. — М., 2004.

9. Дуброва В.П. Теоретико-методические основы взаимодей­ствия детского сада и семьи: Учеб. пособие. — Минск, 1997.

10. Зверева О.Л. Работа детского сада с молодой семьей. — М., 1990.

11. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение с родителями в ДОУ. Методический аспект. — М., 2007.

12. Зубова Г.М., Арнаутова Е.П. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 7. •— С. 66-77.

13. Куприянов Б.В., Салина Е.А., Крылова Н.Б. и др. Соци­альное воспитание в учреждениях дополнительного образова­ния детей / Под ред. А.В. Мудрика. — М., 2008.

14. Мудрик А.В. Социальная педагогика. — М., 2005.

15. Отчет о внеклассных занятиях и развлечениях учащихся в гимназиях и реальных училищах московского учебного окру­га за 1913-1914 гг. окружного инспектора СИ. — М., 1915.

16. Педагогика: Учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. — М., 1998.

17. Шакурова М.В. Методика и технология работы социаль­ного педагога. — М., 2006.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4