7.4. Работа социального педагога в учреждениях дополнительного образования
Внешкольное воспитание возникло как общественно-педагогическое движение в середине XIX — начале XX в. по инициативе прежде всего родителей учащихся, а также интеллигенции и предпринимателей и предполагало введение в образовательных учреждениях дополнительных учебных дисциплин.
В конце XIX — начале XX в. в школах большое внимание начинают уделять внеклассной работе, организации досуга учеников, развитию познавательных интересов учащихся. Появляются и первые внешкольные организации с теми же задачами, например "Сетлемент" СТ. Шацкого.
В отчете о внеклассных занятиях и развлечениях учащихся в гимназиях и реальных училищах Московского учебного округа за 1903-1904 гг., 1907-1908 гг., 1913-1914 гг. перечисляются кружки и секции, созданные в московских учебных заведениях, вне их и проводимая ими работа. Вот, например, данные за 1913-1914 гг., в средних учебных заведениях проводятся: дополнительные занятия по предметам, занятия по нумизматике, космографии, кружки для занятий по новым языкам, лекции, занятия по рисованию, лепке, музыке, "сказыванию былин", спектакли, литературно-музыкальные утренники, литературно-музыкальные вечера, концерты, танцевальные вечера, выставки, секции гимнастики, таща, футбола, игры на бильярде, занятия по фотографии, кружки стеклодувов, садоводства, экскурсии, исторического и религиозного паломничества, кружки христианской трезвости, хоровые кружки и др. [Отчет, 1915: 1].
Развитие внешкольных учреждений продолжилось и после революции 1917 г., постепенно превратившись из частно-общественных в государственные учреждения. В СССР была создана единая система внешкольных учреждений в рамках общей системы воспитания (Дома пионеров и школьников, Дворцы пионеров), где имелись возможности выбора различного рода занятий. Однако перемены начала 90-х гг. привели к созданию нового направления в педагогической науке и управлении — создание системы дополнительного образования. Ее главной задачей стало создание детских, подростковых и молодежных организаций, объединений, разнообразных кружков, секций в соответствии с интересами воспитанников. При этом необходимо было учитывать и государственно-общественный заказ на воспитание.
Осмысление различных взглядов на сущность дополнительного образования детей (А.Г. Асмолов, Л.Н. Буйлова, А.К. Бруд-нов, А.В. Золоторева, М.Б. Коваль, Г.Н. Попова, А.Б. Фомина), пишет Б.В. Куприянов, дает основание сформулировать социально-педагогическую миссию учреждений дополнительного образования детей —- обеспечение конвенции интересов воспитанника (его родителей, семьи) и общества. В данном случае под конвенцией понимается сопряжение интересов общества и индивида в процессе социального воспитания, социальное действие индивидов, конструирующих интерсубъективный мир.
Социальное воспитание, по мнению Б.В. Куприянова, может быть представлено как организованное воспроизводство культуры определенных групп, взращивание детей по образу и подобию некоего социокультурного идеала, подготовки подрастающего поколения к выполнению совершенно определенных социальных функций, проектирования адекватного в социокультурном плане варианта жизни.
А.В. Мудрик предлагает три основных направления социального воспитания: организация социального опыта, образование, индивидуальная педагогическая помощь.
Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей Б.В. Куприянов предлагает представить как последовательную реализацию функций трех уровней:
- первый уровень — эмоциональная конвенция — взаимосвязь мотивации воспитанника к участию в жизнедеятельности детского объединения и самореализации в ней (структурирование свободного времени ребенка, различные виды рекреации, развлечение, коммуникация, идентификация с референтной группой);
- второй уровень — содержательная конвенция (организация социального опыта, соответствующего образу жизни социальной группы, реализующей определенную социокультурную функцию, интеграция в определенное социокультурное сообщество; образование, в том числе допрофессиональная и начальная профессиональная подготовка, индивидуальная педагогическая помощь в преодолении трудностей, связанных с несоответствиями между задачами и наличными возможностями воспитанника);
- третий уровень — смысло-жизненная конвенция (ориентация на общие и дифференциальные социокультурные ценности, содействие воспитаннику в самоопределении по отношению к исполнению социокультурной функции, конструировании варианта собственной жизни, организация опыта самоопределения и конструирования варианта жизни).
Социально-педагогическая миссия учреждений дополнительного образования детей может быть выполнена, если:
- жизнедеятельность воспитательных объединений в учреждениях дополнительного образования детей обеспечивает встречу воспитанника со стилями жизни социальных групп;
- воспитательные объединения (учреждения дополнительного образования детей), находящиеся в непосредственном социальном окружении воспитанника, включают полный набор социокультурных вариантов;
- воспитаннику учреждения дополнительного образования детей предоставляется возможность стать субъектом творчества собственной жизни на основе осознанного выбора стиля жизни определенной социокультурной общности.
Социальное воспитание в учреждении дополнительного образования детей будет успешным, если социокультурному контексту соответствуют характеристики компонентов воспитательного процесса (субъект педагогической деятельности, содержание и организация жизнедеятельности детских воспитательных объединений, характер взаимодействия воспитательной организации с окружающей средой).
Итак, дополнительное образование детей — особое самостоятельное образование, изначально ориентированное на свободный выбор ребенком видов и форм деятельности, формирование его собственных представлений 6 мире, развитие познавательной мотивации и способностей.
Оно охватывает:
- сферу свободного времени ребенка;
- сферу реализации познавательных интересов личности (это определяет особенности организации системы дополнительного образования).
Особенности:
- рационально организованный досуг;
- учет потребностей семьи, общества, ребенка;
- учет прав ребенка;
- учет социально-демографической ситуации региона.
Совместно с общеобразовательными учреждениями дополнительное образование составляет целостную образовательную систему, в которой ребенок развивается.
Система дополнительного образования включает в себя две основные части:
1) дополнительное образование в специализированных учреждениях;
2) дополнительное образование на базе общеобразовательных учреждений.
Организация деятельности:
- организует деятельность в течение всего года;
- имеет семидневную рабочую неделю. Модификации:
1. По направленности: многопрофильные и профильные.
2. По времени существования: долговременные и временные.
3. По типам:
- Центр творчества (деятельность в своем учреждении и округах).
- Дворец или дом творчества (специально построенное учреждение).
- Станция (профильное учреждение, специально оборудованное для обучения по профильным программам, для ведения наблюдения и исследования).
- Школа (спортивная, музыкальная, театральная) — профильное учреждение.
- Студия (сочетает в работе учебную, экспериментальную, практическую деятельность).
- Клуб (совместная деятельность, отдых, общение, развлечение).
- Детский лагерь — временное учреждение, специально оборудованное.
- Детский парк (природная среда или парковая зона). Работа социального педагога по организации досуга детей школьного возраста имеет важнейшее воспитательное значение для развития их личности, успешной социализации в общественной жизни и дальнейшей профессиональной деятельности. Свободное время ребенка является тем самым пространством — полем самореализации, — в котором ребенок приобретает социальный опыт общения, самоопределения, самоактуализации и самореализации. Сформированность позитивных ценностных ориентации, социально значимых качеств личности, успешность интеграции ребенка в обществе во многом зависит от содержательной части и направленности свободного времяпровождения, особенно в сензитивном периоде подросткового возраста. В зависимости от того, как использует это время ребенок, зависит и уровень его и духовного, и интеллектуального, и физического, и культурного развития.
Словом "досуг" мы обозначаем широкое пространство и время жизнедеятельности школьника за пределами учебной работы. Эту зону ученые часто называют рекреативной, т. е. зоной отдыха, восстановления духовных и физических сил. Другая ее функция — развитие способностей, склонностей и интересов, третья — свободное общение со значимыми для ребенка людьми.
Опираясь на опыт работы с детьми и подростками в сфере свободного внеучебного и каникулярного времени, а также на многочисленные исследования, проводимые в этой области, можно сделать выводы о преобладании ценности досуга для школьников над учебной деятельностью. Это связано прежде всего со свободным выбором разнообразных форм проведения досуга, неформальностью общения и свободой творчества. Это возможность использования многовариантности социальных ролей, которые примеряют на себя ребята. Вот почему роль социального педагога как организатора содержания досуговой деятельности неоценимо важна, особенно для ребят подросткового возраста. Именно в этом возрасте формируются и развиваются такие социально значимые качества личности, как рефлексия, самооценка, самосознание. Социальный педагог организует досуг детей таким образом, чтобы это служило успешным условием развития социально значимых качеств личности. Для этого необходимо прежде всего представить работу социального педагога в трех аспектах: диагностическом, организационном и просветительском.
1. Диагностическое направление деятельности социального педагога.
Диагностика мотивации, потребностей и интересов ребят в досуговой сфере проводится с применением следующих методов и форм работы:
- проведение анкетирования, опросов, тестирования интересов и склонностей (возможно, совместно со школьным психологом и родителями);
- индивидуальное собеседование, заполнение "Карты интересов" (на каждого ребенка или только на проблемных подростков из категории "трудных"): какие кружки и секции посещают, соответствуют ли занятия психофизичебским индивидуальным возможностям ребят, необходима им помощь и т.п.;
- наблюдение за детьми;
- беседы с родителями и руководителями кружков, спортивных секций клубов.
2. Организационное направление.
Организация помощи в выборе занятия в сфере дополнительного образования:
- проведение различных форм досуговых мероприятий, раскрывающих таланты и способности школьников;
- рекомендация и направление ребят в объединения дополнительного образования, кружки, секции, студии не только в школе, но и учреждения района, округа, города.
3. Просветительское направление деятельности социального педагога.
Просвещение учащихся по организации культурного досуга как рекреативной и реабилитационной сферы жизнедеятельности человека, так и сферы развития кругозора и интересов, выбора профессии. Благоприятное развитие личности школьников в сфере досуга происходит, если социальный педагог соблюдает следующие принципы:
- добровольность выбора детьми форм и содержания досуга;
- принцип самоуправления — ребята сами выступают организаторами своего досуга;
- чередование нагрузки и форм организации досуга (от шумной дискотеки — к спокойному общению школьников в кругу).
Эффективность результатов деятельности социального педагога зависит от сочетания форм индивидуальной и групповой работы.
Индивидуальная работа социального педагога с учащимися проводится в форме бесед, консультаций, собеседований, заполнения диагностического материала, "Карты интересов" и "Карты продвижения", в которых регулярно фиксируются положительные достижения и выявленные проблемы школьников (особенно так называемых "трудных"). Такая работа необходима как для социального педагога — в линии выстраивания "индивидуальной траектории развития личности ребенка (подростка)" с позитивными тенденциями или, наоборот, с выявленными проблемами, — так и для отдельно взятого школьника — как система работы и контроля за проведением досуга — свободного времяпровождения.
Групповые формы работы социального педагога осуществляются в работе с детским объединением (кружок, клуб, детское общественное объединение, ученическое самоуправление).
В воспитательном пространстве учреждения дополнительного образования давно и прочно заняли свое место детские творческие, спортивные и общественные объединения. Их различают по видам и направлениям деятельности:
- кружки и секции — профильные объединения с той лишь разницей, что секции в основном имеют спортивную направленность деятельности, а кружки могут быть творческие, технические и пр., но в основном с одним направлением деятельности;
- студии и центры — многопрофильные объединения, часто включающие в себя несколько кружков, объединений и секций (Студия Театрального искусства, Центр Народного творчества и прикладного искусства и т. п.). Центры и студии могут являться отдельными структурными подразделениями образовательного учреждения и должны иметь собственную документацию;
- клубное объединение (клуб) — многопрофильное объединение творческого, спортивного, социально-педагогического направлений деятельности, также является отдельным структурным подразделением образовательного учреждения. Клубную деятельность от деятельности других объединений отличает наличие самоуправления и органа самоуправления (актив, совет и др.). Работа клуба часто выходит за временные рамки расписания клубных занятий, на которых больше неформального личностно ориентированного общения между взрослыми и детьми. Клуб — это отдельная субкультура, общность взрослых и детей, это свой стиль, свой имидж, выраженный в своих эмблеме, песнях, традициях. Если деятельность клуба не замыкается только на обеспечении собственных потребностей и интересов участников (совместные дни рождения, праздники, походы), если она включает в себя социальную направленность и общественную пользу, то можно уже говорить о существовании детского общественного объединения;
- детское общественное объединение имеет следующие признаки:
а) социальную направленность деятельности (помощь детям и пожилым людям, инвалидам и ветеранам, экологические и патриотические акции и др.) во имя социально значимой идеи, цели;
б) наличие органа самоуправления, реализация социальных инициатив детей и подростков;
в) уважение прав ребенка, равенство позиций взрослого и ребенка при соблюдении совместного уважения и культуры общения.
Наиболее часто в организации досуговой деятельности детей социальные педагоги координируют клубную деятельность или деятельность детского общественного объединения. Это легко объясняется эффективностью достижения успешной социализации Личности ребенка. Именно в общественной жизни дети и подростки приобретают социальный опыт и позитивные качества личности. Эта деятельность предоставляет возможность практически каждому почувствовать себя успешным, вне зависимости от интеллектуальных способностей. Приобретение опыта социальной успешности происходит в виде разнообразных форм интересной неформальной досуговой деятельности, в процессе которой школьник может выступать и в качестве организатора, и в качестве участника. И главное, что он сам для себя определяет роль и уровень участия.
Организация досуговой сферы ребенка в учреждениях дополнительного образования социальных педагогом является средством активного процесса самопознания, сотворчества детей, что определяет эту деятельность как социально-педагогическую поддержку ребенка в процессе его самореализации.
Успешность социального воспитания в учреждениях дополнительного образования во многом определяется развитием культурной среды, которая формируется на основе закономерностей, принципов культурной среды образовательного учреждения, однако имеет свои особенности, которые определяются прежде всего свободой выбора сферы деятельности и общения детей, направленностью на саморазвитие ребенка.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Назовите основные направления работы социального педагога в ДОУ.
2. Определите содержание работы социального педагога в ДОУ.
3. Проведите анкетирование родителей и на основе результатов составьте социальный портрет семьи.
4. Разработайте тематику консультаций для воспитателей ДОУ по организации воспитательно-образовательной работы с проблемными семьями.
5. Назовите основные трудности работы воспитателя в группах раннего возраста. Какую помощь им может оказать социальный педагог?
6. Особенности развития социального воспитания в учреждениях дополнительного образования.
7. Модификации дополнительного образования.
8. Заполните таблицу:
Социально-педагогическая проблема | Содержание работы воспитателя ДОУ | Содержание работы социального педагога |
Адаптация ребенка к ДОУ |
|
|
Работа с семьей |
|
|
Подготовка ребенка к школе |
|
|
ЛИТЕРАТУРА
1. Айсина Р.К., Дедкова В.В., Хачатурова Е.Л. Социализация и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. — 2003. — № 5. — С. 49-53; № 6. — С. 46-51.
2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. — М., 1993.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1988.
4. Василъкова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. — М., 2001.
5. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. — СПб., 1999.
6. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. — М., 2006.
7. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие. — М., 2005.
8. Данилина Т.А., Лагода Т.С, Зуйкова М.Б. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом. — М., 2004.
9. Дуброва В.П. Теоретико-методические основы взаимодействия детского сада и семьи: Учеб. пособие. — Минск, 1997.
10. Зверева О.Л. Работа детского сада с молодой семьей. — М., 1990.
11. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение с родителями в ДОУ. Методический аспект. — М., 2007.
12. Зубова Г.М., Арнаутова Е.П. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 7. •— С. 66-77.
13. Куприянов Б.В., Салина Е.А., Крылова Н.Б. и др. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей / Под ред. А.В. Мудрика. — М., 2008.
14. Мудрик А.В. Социальная педагогика. — М., 2005.
15. Отчет о внеклассных занятиях и развлечениях учащихся в гимназиях и реальных училищах московского учебного округа за 1913-1914 гг. окружного инспектора СИ. — М., 1915.
16. Педагогика: Учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. — М., 1998.
17. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. — М., 2006.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной педагогики..........8
- Глава 2. Социализация как основа социально-педагогической деятельности..............61
- Глава 3. Социально-педагогическая поддержка детей в образовательных учреждениях..........101
- Глава 4. Нормативно-правовое регулирование защиты детства в России.................157
- Глава 5. Характеристика разных категорий детей и технологии
- Глава 6. Социально-педагогическая работа с семьей...................................230
- Глава 7. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования разного типа.......263
- Глава 8. Организация и управление социально-педагогической деятельностью в образовательном учреждении......292
- Глава 9. Социально-педагогическая поддержка инновационной деятельности социального педагога......343
- Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной педагогики
- 1.1. Социальная педагогика как наука и ее основные категории
- 1.2. Социальная педагогика в системе наук о человеке
- 1.3. Основные концепции социальной педагогики
- 1.3.2. Концепции социальной среды.
- 1.4. Методология социально-педагогических исследований
- 1.4.1. Научные основы методологии социально-педагогических исследований.
- 1.4.2. Методы социально-педагогического исследования.
- 1.5. Цели, закономерности и принципы социальной педагогики
- Глава 2. Социализация как основа социально-педагогической деятельности
- 2.3.2. Воспитание и социальное воспитание.
- Глава 3. Социально-педагогическая поддержка детей в образовательных учреждениях
- 3.1. Сущность социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.2. Структурные компоненты социально-педагогической поддержки
- 3.3. Содержание и механизмы развития социально-педагогической поддержки
- 3.4. Методы социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.4.1. Методы поддержки здоровья.
- 3.4.2. Методы социально-педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств.
- 3.4.3. Методы социально-педагогической поддержки развития способностей.
- 3.5. Технология социально-педагогической поддержки развития личности, имеющей проблемы в процессе социализации
- 3.6. Педагогические условия социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.7. Социально-педагогическая поддержка ребенка в культурной среде образовательного учреждения
- Глава 4. Нормативно-правовое регулирование защиты детства в России
- Глава 5. Характеристика разных категорий детей и технологии работы с ними в образовательных учреждениях
- 5.4. Социально-педагогическая поддержка детей-мигрантов
- 5.5. Социально-педагогическая поддержка детей с девиантным и делинквентным поведением
- 5.6. Социально-педагогическая поддержка детей с временными проблемами
- Глава 6. Социально-педагогическая работа с семьей
- 6.1. Сущность семьи как социального института
- 6.2. Современные тенденции в развитии семьи и семейных отношений
- 6.3. Социально-педагогическая работа с семьей
- 6.4. Формы социально-педагогического взаимодействия школы и семьи
- Глава 7. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования разного типа
- 7.1. Специфика социально-педагогической работы в образовательном учреждении
- 7.2. Работа социального педагога в дошкольных образовательных учреждениях
- 7.3. Работа социального педагога в образовательных учреждениях интернатного типа
- 7.4. Работа социального педагога в учреждениях дополнительного образования
- Глава 8. Организация и управление социально-педагогической деятельностью в образовательном учреждении
- 8.1. Функции и основные требования к деятельности социального педагога в образовательном учреждении
- 8.2. Взаимодействие социального педагога с другими специалистами в условиях образовательного учреждения и в социуме. Социальная служба
- 8.3. Педагогическая культура социального педагога
- Глава 9. Социально-педагогическая поддержка инновационной деятельности социального педагога
- 9.1. Сущность инновационной деятельности социального педагога
- 9.2. Особенности социально-педагогической поддержки инновационной деятельности социального педагога
- 9.3. Социальные проекты: сущность, структура и особенности их создания
- 9.4. Инновационная культура социального педагога