3.6. Педагогические условия социально-педагогической поддержки ребенка
Необходимо выделить педагогические условия, обеспечивающие эффективность социально-педагогической поддержки.
Осуществление социально-педагогической поддержки зависит от комплекса условий: развитие педагогической культуры социального педагога, которая в образовательном учреждении обеспечивается посредством методического сопровождения. Без владения методиками и технологиями воспитательной и социальной работы весьма затруднительно построить отношения с родителями, общественностью, учителями-предметниками. Важным условием является уважение к личности педагога со стороны ребенка. Воспитанник может обратиться или выйти на общение по поводу своих личностных проблем, препятствий в процессе социализации и индивидуализации, только при условии уважения и доверия к педагогу. Культурная среда образовательного учреждения создает особые, ориентированные на взаимопонимание, творчество, реализацию личности, отношения в педагогическом и детском коллективе и тем самым обеспечивает эффективную социализацию детей.
Первое педагогическое условие — методическое сопровождение социально-педагогической поддержки ребенка в образовательных учреждениях. На основе анализа исследований, посвященных проблемам методической работы в образовательных учреждениях, мы уточнили понятие методического сопровождения социально-педагогической поддержки, которое рассматриваем как постоянную помощь методической службы педагогам, направленную на совершенствование социально-педагогической поддержки посредством повышения их профессиональной компетентности, т. е. педагогической культуры.
Педагогическая культура — специфическое проявление общей культуры в разнообразных педагогических и образовательных процессах, в частности, в структуре педагогического общения.
Педагогическая культура социального педагога имеет свою специфику, выраженную в ее профессиональном самоопределении, содержании, формах и методах работы, где социально-педагогическая поддержка выступает ее системообразующим основанием, основным смыслом позиционного взаимодействия с детьми, основной функцией в его деятельности.
Предметом взаимодействия социальных педагогов с родителями является включение последних в процесс воспитания собственного ребенка в соответствии с задачами современного образования. Это возможно при формировании педагогической культуры родителей, обусловленной освоением гуманистических ценностей воспитания, воспитательных методик и развития педагогически значимых качеств личности.
Сама социально-педагогическая поддержка требует от педагога специфических знаний. Следовательно, в образовательном учреждении существует объективная потребность в оказании постоянной методической помощи педагогам.
Методическое сопровождение социально-педагогической поддержки является элементом организационно-управленческого компонента системы и направлено на повышение его эффективности. Исходя из содержания организационно-управленческого компонента, в частности из необходимости проведения диагностических мероприятий по выявлению познавательных и творческих потребностей детей, профессиональных приоритетов социальных педагогов; помощи педагогам в разработке образовательных программ; организации повышения квалификации педагогов; обеспечения принципа научности социально-педагогической поддержки, — мы выделяем следующие функции методического сопровождения: диагностико-аналитическую, организационно-педагогическую, контрольно-коррекционную, научно-экспериметальную.
Методическое сопровождение в образовательном учреждении решает проблему повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития и саморазвития ребенка и тем самым влияет на эффективность социально-педагогической поддержки, поскольку оказывать ее может только профессионально подготовленный для такой работы педагог.
Второе педагогическое условие — интерактивные связи, основанные на доверии и уважении друг к другу субъектов образовательного учреждения.
Интерактивные связи детей и взрослых должны основываться на со-трудничестве, со-творчестве и со-чувствии. Тогда эти связи будут действительно подлинными, направленными на созидательную деятельность и саморазвитие. Стимулом для сотрудничества является готовность педагога прийти на помощь ребенку. Готовность прийти на помощь человеку связано с чувством сострадания и милосердия. Издавна на Руси желание и готовность помочь ближнему, страждущему, слабому, больному называлось человеколюбием и почиталось как одно из важнейших качеств личности. Готовность помочь ребенку тесно связано с такими гуманистическим ценностями, как принятие любого ребенка, помощь и защита любого ребенка.
Я. Корчак считал, что начальным условием воспитательного процесса является создание в семье или школе взаимного доверия. А. Фрейд писала, что начать психоаналитическую работу с ребенком она не могла до тех пор, пока не завоевала доверия, используя при этом различные способы: в играх, беседах показывала свою находчивость, ум, силу. Поэтому она стала для ребенка интересным и полезным человеком и сильной личностью, которой можно доверить свои "тайны". Однако надо помнить, что чистота помыслов педагога, уверенность ребенка, что учитель его "не предаст", являются необходимыми показателями в развитии доверительных отношений.
Проблеме уважения ребенка к личности педагога, родителя, его авторитету были посвящены труды К.Д. Ушинского ("Три элемента школы"), Н.А. Добролюбова ("О значении авторитета в воспитании"), А.С. Макаренко ("Методика воспитательной работы"), И.С. Кона ("Психология старшеклассника"), М.Ю. Кондратьева ("Слагаемые авторитета") и др. Результатом упрочения авторитета личности педагога является признание за ним права принимать значимые для школьников решения. Однако это не означает снижения самостоятельности учащихся, развития способности к самоопределению. Атмосфера, создаваемая авторитетной личностью педагога, стимулирует ребят к творческой деятельности. А.С. Макаренко противопоставлял всем разновидностям ложного авторитета (авторитета подавления, расстояния, педантизма и т. п.) подлинный авторитет личности педагога. Авторитет педагога различается в зависимости от возрастных особенностей школьников. Для учащихся младшего школьного возраста важен авторитет учителя (признается право на принятие ответственных решений в ситуациях школы, а также перенос авторитета в те сферы жизни группы, где его право на подобное положение не только не проверялось, но и напрямую не предусматривалось). Для подростков характерно признание авторитета за тем педагогом, который обладает специфическими знаниями и умениями в какой-либо сфере. Для старших подростков ориентация на роль не является значимой. Авторитетным становится педагог-профессионал, который обладает такими личностными качествами, как человечность, способность к помощи и поддержке, пониманию, тот, кто является старшим товарищем и другом учащихся.
Третье педагогическое условие — культурная среда образовательного учреждения, которую мы рассматриваем как пространство деятельности, создаваемое в учреждении образования, основной ценностью которого является сотворчество, влияющее на характер взаимодействия педагога и ребенка, а также систему социальных, культурных, материальных условий, необходимых для саморазвития, успешной интеграции в процессе социализации.
- Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной педагогики..........8
- Глава 2. Социализация как основа социально-педагогической деятельности..............61
- Глава 3. Социально-педагогическая поддержка детей в образовательных учреждениях..........101
- Глава 4. Нормативно-правовое регулирование защиты детства в России.................157
- Глава 5. Характеристика разных категорий детей и технологии
- Глава 6. Социально-педагогическая работа с семьей...................................230
- Глава 7. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования разного типа.......263
- Глава 8. Организация и управление социально-педагогической деятельностью в образовательном учреждении......292
- Глава 9. Социально-педагогическая поддержка инновационной деятельности социального педагога......343
- Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной педагогики
- 1.1. Социальная педагогика как наука и ее основные категории
- 1.2. Социальная педагогика в системе наук о человеке
- 1.3. Основные концепции социальной педагогики
- 1.3.2. Концепции социальной среды.
- 1.4. Методология социально-педагогических исследований
- 1.4.1. Научные основы методологии социально-педагогических исследований.
- 1.4.2. Методы социально-педагогического исследования.
- 1.5. Цели, закономерности и принципы социальной педагогики
- Глава 2. Социализация как основа социально-педагогической деятельности
- 2.3.2. Воспитание и социальное воспитание.
- Глава 3. Социально-педагогическая поддержка детей в образовательных учреждениях
- 3.1. Сущность социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.2. Структурные компоненты социально-педагогической поддержки
- 3.3. Содержание и механизмы развития социально-педагогической поддержки
- 3.4. Методы социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.4.1. Методы поддержки здоровья.
- 3.4.2. Методы социально-педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств.
- 3.4.3. Методы социально-педагогической поддержки развития способностей.
- 3.5. Технология социально-педагогической поддержки развития личности, имеющей проблемы в процессе социализации
- 3.6. Педагогические условия социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.7. Социально-педагогическая поддержка ребенка в культурной среде образовательного учреждения
- Глава 4. Нормативно-правовое регулирование защиты детства в России
- Глава 5. Характеристика разных категорий детей и технологии работы с ними в образовательных учреждениях
- 5.4. Социально-педагогическая поддержка детей-мигрантов
- 5.5. Социально-педагогическая поддержка детей с девиантным и делинквентным поведением
- 5.6. Социально-педагогическая поддержка детей с временными проблемами
- Глава 6. Социально-педагогическая работа с семьей
- 6.1. Сущность семьи как социального института
- 6.2. Современные тенденции в развитии семьи и семейных отношений
- 6.3. Социально-педагогическая работа с семьей
- 6.4. Формы социально-педагогического взаимодействия школы и семьи
- Глава 7. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования разного типа
- 7.1. Специфика социально-педагогической работы в образовательном учреждении
- 7.2. Работа социального педагога в дошкольных образовательных учреждениях
- 7.3. Работа социального педагога в образовательных учреждениях интернатного типа
- 7.4. Работа социального педагога в учреждениях дополнительного образования
- Глава 8. Организация и управление социально-педагогической деятельностью в образовательном учреждении
- 8.1. Функции и основные требования к деятельности социального педагога в образовательном учреждении
- 8.2. Взаимодействие социального педагога с другими специалистами в условиях образовательного учреждения и в социуме. Социальная служба
- 8.3. Педагогическая культура социального педагога
- Глава 9. Социально-педагогическая поддержка инновационной деятельности социального педагога
- 9.1. Сущность инновационной деятельности социального педагога
- 9.2. Особенности социально-педагогической поддержки инновационной деятельности социального педагога
- 9.3. Социальные проекты: сущность, структура и особенности их создания
- 9.4. Инновационная культура социального педагога