logo
Иванов А

3.6. Педагогические условия социально-педагогической поддержки ребенка

Необходимо выделить педагогические условия, обеспечи­вающие эффективность социально-педагогической поддержки.

Осуществление социально-педагогической поддержки за­висит от комплекса условий: развитие педагогической культу­ры социального педагога, которая в образовательном учрежде­нии обеспечивается посредством методического сопровождения. Без владения методиками и технологиями воспитательной и социальной работы весьма затруднительно построить отноше­ния с родителями, общественностью, учителями-предметника­ми. Важным условием является уважение к личности педагога со стороны ребенка. Воспитанник может обратиться или выйти на общение по поводу своих личностных проблем, препят­ствий в процессе социализации и индивидуализации, только при условии уважения и доверия к педагогу. Культурная среда об­разовательного учреждения создает особые, ориентированные на взаимопонимание, творчество, реализацию личности, отношения в педагогическом и детском коллективе и тем самым обес­печивает эффективную социализацию детей.

Первое педагогическое условие — методическое сопровож­дение социально-педагогической поддержки ребенка в образо­вательных учреждениях. На основе анализа исследований, по­священных проблемам методической работы в образовательных учреждениях, мы уточнили понятие методического сопровож­дения социально-педагогической поддержки, которое рассмат­риваем как постоянную помощь методической службы педаго­гам, направленную на совершенствование социально-педагоги­ческой поддержки посредством повышения их профессиональ­ной компетентности, т. е. педагогической культуры.

Педагогическая культура — специфическое проявление об­щей культуры в разнообразных педагогических и образователь­ных процессах, в частности, в структуре педагогического обще­ния.

Педагогическая культура социального педагога имеет свою специфику, выраженную в ее профессиональном самоопреде­лении, содержании, формах и методах работы, где социально-педагогическая поддержка выступает ее системообразующим основанием, основным смыслом позиционного взаимодействия с детьми, основной функцией в его деятельности.

Предметом взаимодействия социальных педагогов с роди­телями является включение последних в процесс воспитания собственного ребенка в соответствии с задачами современного образования. Это возможно при формировании педагогической культуры родителей, обусловленной освоением гуманистичес­ких ценностей воспитания, воспитательных методик и разви­тия педагогически значимых качеств личности.

Сама социально-педагогическая поддержка требует от пе­дагога специфических знаний. Следовательно, в образователь­ном учреждении существует объективная потребность в оказа­нии постоянной методической помощи педагогам.

Методическое сопровождение социально-педагогической поддержки является элементом организационно-управленчес­кого компонента системы и направлено на повышение его эффективности. Исходя из содержания организационно-управлен­ческого компонента, в частности из необходимости проведения диагностических мероприятий по выявлению познавательных и творческих потребностей детей, профессиональных приори­тетов социальных педагогов; помощи педагогам в разработке образовательных программ; организации повышения квалифи­кации педагогов; обеспечения принципа научности социально-педагогической поддержки, — мы выделяем следующие функ­ции методического сопровождения: диагностико-аналитическую, организационно-педагогическую, контрольно-коррекционную, научно-экспериметальную.

Методическое сопровождение в образовательном учрежде­нии решает проблему повышения профессиональной компетен­тности педагогов в вопросах развития и саморазвития ребенка и тем самым влияет на эффективность социально-педагогичес­кой поддержки, поскольку оказывать ее может только профес­сионально подготовленный для такой работы педагог.

Второе педагогическое условие — интерактивные связи, основанные на доверии и уважении друг к другу субъектов об­разовательного учреждения.

Интерактивные связи детей и взрослых должны основы­ваться на со-трудничестве, со-творчестве и со-чувствии. Тогда эти связи будут действительно подлинными, направленными на созидательную деятельность и саморазвитие. Стимулом для сотрудничества является готовность педа­гога прийти на помощь ребенку. Готовность прийти на помощь человеку связано с чувством сострадания и милосердия. Издавна на Руси желание и готовность помочь ближнему, страждуще­му, слабому, больному называлось человеколюбием и почита­лось как одно из важнейших качеств личности. Готовность по­мочь ребенку тесно связано с такими гуманистическим ценнос­тями, как принятие любого ребенка, помощь и защита любого ребенка.

Я. Корчак считал, что начальным условием воспитательно­го процесса является создание в семье или школе взаимного доверия. А. Фрейд писала, что начать психоаналитическую работу с ребенком она не могла до тех пор, пока не завоевала дове­рия, используя при этом различные способы: в играх, беседах показывала свою находчивость, ум, силу. Поэтому она стала для ребенка интересным и полезным человеком и сильной личнос­тью, которой можно доверить свои "тайны". Однако надо по­мнить, что чистота помыслов педагога, уверенность ребенка, что учитель его "не предаст", являются необходимыми показате­лями в развитии доверительных отношений.

Проблеме уважения ребенка к личности педагога, родите­ля, его авторитету были посвящены труды К.Д. Ушинского ("Три элемента школы"), Н.А. Добролюбова ("О значении авторитета в воспитании"), А.С. Макаренко ("Методика воспитательной работы"), И.С. Кона ("Психология старшеклассника"), М.Ю. Кон­дратьева ("Слагаемые авторитета") и др. Результатом упроче­ния авторитета личности педагога является признание за ним права принимать значимые для школьников решения. Однако это не означает снижения самостоятельности учащихся, раз­вития способности к самоопределению. Атмосфера, создавае­мая авторитетной личностью педагога, стимулирует ребят к творческой деятельности. А.С. Макаренко противопоставлял всем разновидностям ложного авторитета (авторитета подавле­ния, расстояния, педантизма и т. п.) подлинный авторитет лич­ности педагога. Авторитет педагога различается в зависимости от возрастных особенностей школьников. Для учащихся млад­шего школьного возраста важен авторитет учителя (признает­ся право на принятие ответственных решений в ситуациях шко­лы, а также перенос авторитета в те сферы жизни группы, где его право на подобное положение не только не проверялось, но и напрямую не предусматривалось). Для подростков характер­но признание авторитета за тем педагогом, который обладает специфическими знаниями и умениями в какой-либо сфере. Для старших подростков ориентация на роль не является значимой. Авторитетным становится педагог-профессионал, который об­ладает такими личностными качествами, как человечность, спо­собность к помощи и поддержке, пониманию, тот, кто является старшим товарищем и другом учащихся.

Третье педагогическое условие — культурная среда обра­зовательного учреждения, которую мы рассматриваем как про­странство деятельности, создаваемое в учреждении образова­ния, основной ценностью которого является сотворчество, вли­яющее на характер взаимодействия педагога и ребенка, а так­же систему социальных, культурных, материальных условий, необходимых для саморазвития, успешной интеграции в процессе социализации.