6.1. Сущность семьи как социального института
Семья — наиболее древнее из социальных объединений людей, ее история насчитывает несколько тысячелетий.
В Древней Греции брак входил в общественные повинности граждан. Платон считал семью основой государства. Аристотель утверждал, что семья — первый вид социального взаимодействия людей, она является той первичной ячейкой, из которой возникло государство. Китайский философ Конфуций видел в семье самый естественный способ самореализации личности. Он считал семью, рутину семейного быта началом всех добродетелей. Кант считал, что правомерен и этичен лишь моногамный брак, основанный на договорных отношениях и пожизненной верности. В. Розанов придавал семье и супружеским отношениям в высшей степени сакральное значение и считал "религию пола" глубинной тайной брака, супружеских отношений. Русский философ Н.А. Бердяев писал, что семья есть необходимый социальный институт, подчиненный тем же законам, что и государство, хозяйство и пр.
История развития человечества показывает, что до сих пор ни одно общество не могло обойтись без семьи (пусть и примитивных ее форм) как исполнителя некоторых специфических социальных заказов общества.
Семья уникальный и пока единственный социальный институт воспитания, воспроизводящий людей как носителей социальной, культурной, этнической информации. Ни один общественный, государственный, социальный институт, как бы гуманно он ни был устроен, сегодня не в состоянии реально решить проблему психологического одиночества современного человека.
В последние годы интерес к семье специалистов различных областей научного знания существенно возрос. Это связано с той ролью, которую она играет в процессе формирования и развития личности, а следовательно, настоящего и будущего общества в целом. На сегодняшний день семья является сферой полидисциплинарных исследований. Изучением проблем семьи занимаются философы, социологи, психологи, историки, экономисты, правоведы, демографы, этнографы, медики, педагоги и даже исследователи тех областей научного знания, которые, как кажется на первый взгляд, не имеют к семье непосредственного отношения — физики, химики, математики.
Каждая из наук имеет свои задачи в изучении семьи и дает ей свое определение. Различные подходы к изучению брачно-семейных отношений предполагает многообразие трактовок понятия "семья". Однако любое определение с точки зрения какой-либо отдельно взятой науки будет неполным.
С точки зрения философии и социологии, семья представляет собой малую социальную группу, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью. И моральной ответственностью.
Социальная психология дает следующее определение: семья — это социальная группа, соответствующая нормам и ценностям данного общества, объединенная формируемой в совместной деятельности совокупностью межличностных отношений: супругов между собой, родителей к детям и детей к родителям и между собой, которые проявляются в любви, привязанности, интимности.
Семья — это устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть их повседневной жизни: сексуальные отношения, деторождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особен-, но по отношению к детям и лицам пожилого возраста [Словарь-справочник, 1997: 293].
Благодаря семье, первой в жизни человека социальной общности (группы), он приобщается к ценностям культуры, осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения.
От других малых групп семья отличается рядом признаков: а) брачные (родственные) связи между ее членами; б) общность быта; в) особые морально-психологические, эмоционально-этические и правовые отношения. Также семье присущи следующие особенности: 1) пожизненная принадлежность к семейной группе (роду); 2) максимальный гетерогенный состав — различия членов семьи (возрастные, половые, личностные, социальные, профессиональные и др.); 3) максимальная степень приватных, интимных контактов и повышенная эмоциональная значимость семейных событий.
Основу семьи составляет брачный союз между мужчиной и женщиной. Брак является общественным институтом, регулирующим отношения между полами. Как и в древние времена, в наши дни брак несет в себе символ узаконения, общественного одобрения и признания форм половых отношений и производства потомства.
Любая семья создается с целью удовлетворения каких-то значимых для ее членов потребностей. По мере развития семейных отношений потребности расширяются до общесемейных, групповых и общественных.
Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи.
А.Н. Елизаров приводит следующий список основных функций семьи:
1. Порождение и воспитание детей.
2. Сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества, аккумулирование и реализация социально-воспитательного потенциала.
3. Удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего "Я", эмоциональном тепле, любви.
4. Создание условий для развития личности всех членов семьи.
5. Удовлетворение сексуально-эротических потребностей.
6. Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга.
7. Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь.
8. Удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникативных связей с ними.
9. Удовлетворение индивидуальных потребностей в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитание, самореализация в детях.
10. Социальный контроль за поведением отдельных членов семьи.
11. Организация деятельности по финансовому обеспечению семьи.
12. Рекреативная функция — охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие с людей стрессовых состояний и т. д. [Елизаров, 1996: 42-49].
Анализируя весь перечень функций семьи, А.Н. Елизаров приходит к выводу, что здоровые отношения в семье существуют только тогда, когда группа людей, называющая себя семьей, порождает и воспитывает детей.
В.Н. Дружинин уточняет: "Семья возникает не после того, как в браке или вне его рожден ребенок, а тогда, когда муж и жена, мужчина и женщина берут на себя ответственность за его жизнь, экономическое благосостояние и воспитание. Жизнь и минимальное экономическое воспомоществование сегодня может предоставить государство или общественные организации. Но первичное воспитание (первичную социализацию) кроме родителей не сможет дать никто" [Дружинин, 2000: 11].
Yandex.RTB R-A-252273-3- Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной педагогики..........8
- Глава 2. Социализация как основа социально-педагогической деятельности..............61
- Глава 3. Социально-педагогическая поддержка детей в образовательных учреждениях..........101
- Глава 4. Нормативно-правовое регулирование защиты детства в России.................157
- Глава 5. Характеристика разных категорий детей и технологии
- Глава 6. Социально-педагогическая работа с семьей...................................230
- Глава 7. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования разного типа.......263
- Глава 8. Организация и управление социально-педагогической деятельностью в образовательном учреждении......292
- Глава 9. Социально-педагогическая поддержка инновационной деятельности социального педагога......343
- Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной педагогики
- 1.1. Социальная педагогика как наука и ее основные категории
- 1.2. Социальная педагогика в системе наук о человеке
- 1.3. Основные концепции социальной педагогики
- 1.3.2. Концепции социальной среды.
- 1.4. Методология социально-педагогических исследований
- 1.4.1. Научные основы методологии социально-педагогических исследований.
- 1.4.2. Методы социально-педагогического исследования.
- 1.5. Цели, закономерности и принципы социальной педагогики
- Глава 2. Социализация как основа социально-педагогической деятельности
- 2.3.2. Воспитание и социальное воспитание.
- Глава 3. Социально-педагогическая поддержка детей в образовательных учреждениях
- 3.1. Сущность социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.2. Структурные компоненты социально-педагогической поддержки
- 3.3. Содержание и механизмы развития социально-педагогической поддержки
- 3.4. Методы социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.4.1. Методы поддержки здоровья.
- 3.4.2. Методы социально-педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств.
- 3.4.3. Методы социально-педагогической поддержки развития способностей.
- 3.5. Технология социально-педагогической поддержки развития личности, имеющей проблемы в процессе социализации
- 3.6. Педагогические условия социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.7. Социально-педагогическая поддержка ребенка в культурной среде образовательного учреждения
- Глава 4. Нормативно-правовое регулирование защиты детства в России
- Глава 5. Характеристика разных категорий детей и технологии работы с ними в образовательных учреждениях
- 5.4. Социально-педагогическая поддержка детей-мигрантов
- 5.5. Социально-педагогическая поддержка детей с девиантным и делинквентным поведением
- 5.6. Социально-педагогическая поддержка детей с временными проблемами
- Глава 6. Социально-педагогическая работа с семьей
- 6.1. Сущность семьи как социального института
- 6.2. Современные тенденции в развитии семьи и семейных отношений
- 6.3. Социально-педагогическая работа с семьей
- 6.4. Формы социально-педагогического взаимодействия школы и семьи
- Глава 7. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования разного типа
- 7.1. Специфика социально-педагогической работы в образовательном учреждении
- 7.2. Работа социального педагога в дошкольных образовательных учреждениях
- 7.3. Работа социального педагога в образовательных учреждениях интернатного типа
- 7.4. Работа социального педагога в учреждениях дополнительного образования
- Глава 8. Организация и управление социально-педагогической деятельностью в образовательном учреждении
- 8.1. Функции и основные требования к деятельности социального педагога в образовательном учреждении
- 8.2. Взаимодействие социального педагога с другими специалистами в условиях образовательного учреждения и в социуме. Социальная служба
- 8.3. Педагогическая культура социального педагога
- Глава 9. Социально-педагогическая поддержка инновационной деятельности социального педагога
- 9.1. Сущность инновационной деятельности социального педагога
- 9.2. Особенности социально-педагогической поддержки инновационной деятельности социального педагога
- 9.3. Социальные проекты: сущность, структура и особенности их создания
- 9.4. Инновационная культура социального педагога