logo
Иванов А

6.1. Сущность семьи как социального института

Семья — наиболее древнее из социальных объединений лю­дей, ее история насчитывает несколько тысячелетий.

В Древней Греции брак входил в общественные повиннос­ти граждан. Платон считал семью основой государства. Арис­тотель утверждал, что семья — первый вид социального взаи­модействия людей, она является той первичной ячейкой, из ко­торой возникло государство. Китайский философ Конфуций видел в семье самый естественный способ самореализации лич­ности. Он считал семью, рутину семейного быта началом всех добродетелей. Кант считал, что правомерен и этичен лишь мо­ногамный брак, основанный на договорных отношениях и пожиз­ненной верности. В. Розанов придавал семье и супружеским от­ношениям в высшей степени сакральное значение и считал "ре­лигию пола" глубинной тайной брака, супружеских отношений. Русский философ Н.А. Бердяев писал, что семья есть необходи­мый социальный институт, подчиненный тем же законам, что и государство, хозяйство и пр.

История развития человечества показывает, что до сих пор ни одно общество не могло обойтись без семьи (пусть и прими­тивных ее форм) как исполнителя некоторых специфических социальных заказов общества.

Семья уникальный и пока единственный социальный ин­ститут воспитания, воспроизводящий людей как носителей со­циальной, культурной, этнической информации. Ни один обще­ственный, государственный, социальный институт, как бы гу­манно он ни был устроен, сегодня не в состоянии реально ре­шить проблему психологического одиночества современного человека.

В последние годы интерес к семье специалистов различных областей научного знания существенно возрос. Это связано с той ролью, которую она играет в процессе формирования и разви­тия личности, а следовательно, настоящего и будущего обще­ства в целом. На сегодняшний день семья является сферой по­лидисциплинарных исследований. Изучением проблем семьи занимаются философы, социологи, психологи, историки, эконо­мисты, правоведы, демографы, этнографы, медики, педагоги и даже исследователи тех областей научного знания, которые, как кажется на первый взгляд, не имеют к семье непосредственно­го отношения — физики, химики, математики.

Каждая из наук имеет свои задачи в изучении семьи и дает ей свое определение. Различные подходы к изучению брачно-семейных отношений предполагает многообразие трактовок понятия "семья". Однако любое определение с точки зрения ка­кой-либо отдельно взятой науки будет неполным.

С точки зрения философии и социологии, семья представ­ляет собой малую социальную группу, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта, вза­имной помощью. И моральной ответственностью.

Социальная психология дает следующее определение: се­мья — это социальная группа, соответствующая нормам и цен­ностям данного общества, объединенная формируемой в совмес­тной деятельности совокупностью межличностных отношений: супругов между собой, родителей к детям и детей к родителям и между собой, которые проявляются в любви, привязанности, интимности.

Семья — это устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть их повседневной жизни: сексуальные отношения, деторождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особен-, но по отношению к детям и лицам пожилого возраста [Словарь-справочник, 1997: 293].

Благодаря семье, первой в жизни человека социальной об­щности (группы), он приобщается к ценностям культуры, осва­ивает первые социальные роли, приобретает опыт обществен­ного поведения.

От других малых групп семья отличается рядом призна­ков: а) брачные (родственные) связи между ее членами; б) общ­ность быта; в) особые морально-психологические, эмоциональ­но-этические и правовые отношения. Также семье присущи сле­дующие особенности: 1) пожизненная принадлежность к семей­ной группе (роду); 2) максимальный гетерогенный состав — раз­личия членов семьи (возрастные, половые, личностные, соци­альные, профессиональные и др.); 3) максимальная степень при­ватных, интимных контактов и повышенная эмоциональная зна­чимость семейных событий.

Основу семьи составляет брачный союз между мужчиной и женщиной. Брак является общественным институтом, регу­лирующим отношения между полами. Как и в древние времена, в наши дни брак несет в себе символ узаконения, общественно­го одобрения и признания форм половых отношений и произ­водства потомства.

Любая семья создается с целью удовлетворения каких-то значимых для ее членов потребностей. По мере развития семей­ных отношений потребности расширяются до общесемейных, групповых и общественных.

Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, назы­вается функцией семьи.

А.Н. Елизаров приводит следующий список основных фун­кций семьи:

1. Порождение и воспитание детей.

2. Сохранение, развитие и передача последующим поколе­ниям ценностей и традиций общества, аккумулирование и реа­лизация социально-воспитательного потенциала.

3. Удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего "Я", эмоциональном тепле, любви.

4. Создание условий для развития личности всех членов семьи.

5. Удовлетворение сексуально-эротических потребностей.

6. Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга.

7. Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь.

8. Удовлетворение потребности человека в общении с близ­кими людьми, в установлении прочных коммуникативных свя­зей с ними.

9. Удовлетворение индивидуальных потребностей в отцов­стве или материнстве, контактах с детьми, их воспитание, са­мореализация в детях.

10. Социальный контроль за поведением отдельных членов семьи.

11. Организация деятельности по финансовому обеспече­нию семьи.

12. Рекреативная функция — охрана здоровья членов се­мьи, организация их отдыха, снятие с людей стрессовых состо­яний и т. д. [Елизаров, 1996: 42-49].

Анализируя весь перечень функций семьи, А.Н. Елизаров приходит к выводу, что здоровые отношения в семье существу­ют только тогда, когда группа людей, называющая себя семьей, порождает и воспитывает детей.

В.Н. Дружинин уточняет: "Семья возникает не после того, как в браке или вне его рожден ребенок, а тогда, когда муж и жена, мужчина и женщина берут на себя ответственность за его жизнь, экономическое благосостояние и воспитание. Жизнь и минимальное экономическое воспомоществование сегодня мо­жет предоставить государство или общественные организации. Но первичное воспитание (первичную социализацию) кроме родителей не сможет дать никто" [Дружинин, 2000: 11].

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4