logo
Иванов А

3.3. Содержание и механизмы развития социально-педагогической поддержки

Социально-педагогическая поддержка характеризуется как основание относительно социально контролируемой социа­лизации или целенаправленной социализации (социального вос­питания — планомерного создания обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных усло­вий для развития человека), способствующей успешной адап­тации, социальной автономизации и интеграции личности.

Если адаптация предполагает усвоение норм и правил жиз­ни в обществе, то тогда для этого необходима продуманная сис­тема "натаскивания" ребенка по их усвоению. Для этого можно использовать не только уроки с контрольными заданиями и оп­росами, но и игры, практикумы, трудовую и общественную де­ятельность, которые позволяют более успешно запоминать предписанные правила жизнедеятельности в данном обществе, вбирать их в собственный опыт. Если мы говорим о процессе интеграции, то для этого необходимо обеспечение самопознания в процессе сотрудничества и сотворчества как механизмов осоз­нания представлений о самом себе (Я-концепция) и раскрытия своих возможностей в практике жизни (самореализация), опо­ра на накопленный социальный опыт и учет социальной востре­бованности в этих способностях.

Итак, социально-педагогическая поддержка необходима ребенку в процессе социализации для успешной самореализа­ции. Механизмами самореализации выступают процессы само­познания и творчества, которые также нуждаются в педагоги­ческом сопровождении. Самопознание и творчество — это и сферы социализации, обеспечивающие активность процесса само­реализации.

Самопознание—объективный психический процесс позна­ния человеком самого себя, своих внешних и внутренних харак­теристик, особенностей своего взаимодействия с самим собой, с внешним миром и другими людьми. Самопознание является ког­нитивной составляющей самосознания личности, связанной с переживаниями и эмоционально-ценностным отношением к себе.

Подробный анализ теоретических и экспериментальных исследований позволяет утверждать, что самопознание лично­сти может активизироваться в условиях интроспективного уединения (В. Вундт, Н.Я. Грот, Т. Липис, Э. Цветков и др.); об­щения, включая аутокоммуникацию (Б.Г. Ананьев, А.Л. Бодалев, Л.П. Гримак и др.); активной предметной, творческой, ког­нитивной деятельности и социального взаимодействия (Л. Пфендер, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин и др.). Необходимыми усло­виями активизации самопознания, по мнению большинства практико-ориентированных авторов (А.В. Мудрик, Б.М. Масте­ров, И.С. Кон, В.А. Петровский, Г.А. Цукерман и др.), являются: наличие интереса к собственной личности, определенный уро­вень интеллектуального и рефлексивного развития, самопри­нятие.

Анализ философской литературы позволяет вычленить следующие функции самопознания в жизнедеятельности чело­века: самопознание как средство познания мира; самопознание как средство самосовершенствования; самопознание как усло­вие адаптации к окружающему миру; самопознание как само­ценная форма активности ("самосозерцание"); самопознание ("самоуглубление") как способ защиты от мирских проблем.

Философы и психологи считают кризис (противоречие) главным механизмом развития и саморазвития. Самопознание, в силу своей специфической двойственности, может служить условием, провоцирующим возникновение кризиса (проблемы). Одновременно самопознание является необходимым механиз­мом, обеспечивающим оптимальное и самостоятельное решение

личностью значимых для нее проблем. Важнейшим условием оптимального выхода личности из кризиса является направлен­ность самопознания на положительное самоотношение.

Являясь этапом концентрации кризисных изменении по всех сферах личности, отрочество становится сензитивным периодом активизации процесса самопознания. Особенности подросткового возраста: развитие самосознания и мотивационной сферы, изменение образа тела, расширение интеллектуальных способностей, конфликтность и ролевая дезадаптированность, противоречивость ценностных ориентации и другие' обусловливают возникновение устойчивой потребности к само­познанию.

Обобщая исследования Л.С. Выготского, В.И. Землянухина, И.С. Кона, А.В. Мудрика, Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона и педаго­гические наблюдения, среди особенностей подросткового само­познания можно выделить ряд противоречивых черт: актуаль­ность потребности в познании самого себя при недостаточном владении способами и средствами самопознания; расширение интеллектуальных возможностей для получения большего объема информации о себе при отсутствии умения критическо­го ее отбора; тяга подростка к общению со значимыми для ин­формации о себе людьми и частое неприятие его референтной группой: острота протекания внутри личностных и межличнос­тных проблем и вялая рефлексивость самопознания, самооцен­ки. Эти и другие противоречия обусловливают востребованность педагогически грамотной помощи подросткам со стороны взрос­лых (Т.А. Мерцалова).

Педагогическое сопровождение самопознания школьников реализует четыре функции:

  1. Мотивационная функция: помощь подростку в осознании потребности в самопознании, развитие этой потребности, ори­ентация мотивационной сферы самопознания школьника на цели самореализации.

  2. Информационная функция: трансляция школьнику не­обходимых ему знаний о человеке, о мире и системе взаимодей­ствия с ним с акцентом на соотнесенности полученных знании с

собой; адаптация этой информации для адекватного восприя­тия ее подростком.

  1. Технологическая функция: предоставление школьникам технических и дидактических средств самопознания, обучение методикам их выбора и использования, формирование у подро­стков умений и навыков необходимых для адекватного самопоз­нания.

  2. Реабилитационная функция: выявление необходимости помощи подростку в процессе самопознания; оказание помощи в устранении негативных последствий самопознания: обучение школьника навыкам саморегуляции и самореабилитации (сово­купность способов и форм восстановления энергетического ба­ланса организма, психического равновесия, эмоциональной ста­бильности); создании атмосферы помощи и поддержки.

Педагогическое обеспечение самопознания школьников определяется как личностно ориентированная педагогическая технология, представляющая собой систему методик социаль­но-педагогической поддержки, направленных на оптимальное и максимально естественное осуществление ребенком познания себя, способствующего свободному и самостоятельному разви­тию его личности. Цель педагогического обеспечения самопоз­нания — оказание социально-педагогической поддержки и, тем самым, создание условий для осознания и реализации школь­ником потребности в познании самого себя.

Следующий механизм социально-педагогической поддер­жки — педагогическое сопровождение творчества личности. А это в результате становится сотворчеством педагога и ребен­ка. Организация сотворчества со стороны педагога является эф­фективным средством социализации.

Если мы говорим о помощи ребенку в процессе социализа­ции, то тогда сущность социально-педагогической поддержки заключается в сопровождении процесса сотрудничества и со­творчества педагогов и воспитанников, позволяющем каждому из участников в процессе взаимодействия самореализоваться, раскрыть свои возможности, развить свои способности, тем са­мым успешно интегрироваться в общество.

Совместная работа педагога и воспитанников может проте­кать на трех уровнях: выполнение заданий по поручению педаго­га или лидеров детского коллектива, затем на уровне сотрудниче­ства (коллективная деятельность на основе общих интересов, со­вместно принятых целей, ожидаемых результатов, способов ра­боты). Высшим уровнем взаимодействия является сотворчество. Термин "сотворчество" имеет две смысловые части — при­ставку "со" (означающую общее совместное участие в чем-ни­будь) и самостоятельное понятие "творчество", которое в своем определении имеет ключевые слова — "деятельность", "обще­ние" и "мышление".

Потребность в творчестве присуща только человеку, обла­дающему необходимым интеллектуальным потенциалом, зна­ниями, умениями, навыками преобразующей деятельности, на­правленностью и волей. Творчество существует везде и всегда, где человек воображает, комбинирует и создает что-либо новое, писал Л.С. Выготский. Процесс становления личности, в ходе которого индивид усваивает, перерабатывает и по-своему вос­производит общественный опыт, ценности, нормы, отношения, проявляя собственную субъектную позицию, определяется как социализация. Л.И. Божович утверждала, что стержнем социа­лизации личности является ее мотивационная сфера, ключевой характеристикой которой является направленность.

Одной из разновидностей направленности личности, по мне­нию СВ. Евтушенко, является креативность, буквально "творческость" — творческая направленность, формируемая при оп­ределенных условиях на основе развития мировоззрения, цен­ностных ориентации, творческих способностей. Делающая че­ловека пионером науки, искусства, техники, лидером, креатив­ность является мощным фактором социализации, определяет развитие субъектной позиции, характеризующейся такими чер­тами, как увлеченность и целеустремленность, самостоятель­ность и стремление разделить творческий успех, принести пользу людям, ответственность и инициативность, стремление к сотрудничеству и чувство общности, желание и готовность привлечь и повести за собой сверстников.

Проблеме сотворчества посвящены труды Е.Н. Ильина, В.А. Кан-Калика, Н.Д. Никандрова, В.М. Позднякова, Е.С. По-лат, Ю.В. Сенько и др. Идеи и концепции познавательной, твор­ческой активности, самостоятельности субъектов образователь­ной деятельности раскрыты в работах Г.С. Батищева, Д.Б. Бого­явленской, П.Я. Гальперин, P.M. Грановской, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, П.И. Пидкасистого, Н.А. Половниковой, Н.И. Рейнвальда, Т.И. Шамовой и др.

Проблема сотворчества субъектов образовательного про­цесса рассматривается в контексте проблематики коллектив­ной деятельности, осуществления совместной проектировочной деятельности педагога и обучающихся, средств коммуникации, методик активизации творческой деятельности.

Творческому взаимодействию субъектов образовательной деятельности свойственны такие признаки как: гуманистичный, со-бытийный, со-труднический, со-причастностный, понимаю­щий характер. Поэтому можно выделить основные компоненты сотворчества как деятельности: со-трудничество (совместный труд, работа), со-бытие (субъект-субъектные взаимоотношения, принятие общих идей и ценностей, взаимосвязь разных субкуль­тур), со-чувствие (эмпатия). Факторами сотворчества выступа­ют: наличие творческих способностей у педагога и их формиро­вание у воспитанника, наличие творческой идеи, цели деятель­ности и ожидаемого результата, смыслотворчество, творческая активность участников взаимодействия и т. п.

Сотворчество формируется при условии внутренней и внешней активности личности в процессе взаимодействия с дру­гими и социумом.

Человек, стремящийся к саморазвитию, оказывает влияние на актуализацию потребности в самодвижении у другого в про­цессе их совместной деятельности. Педагог в процессе сотворче­ства как феномена межличностного взаимодействия будет оказы­вать непосредственное влияние на формирование процесса само­совершенствования воспитанника и его успешной социализации.

В качестве объекта социально-педагогической поддержки, по мнению Н.А. Соколовой, следует рассматривать самореали­зацию личности.

Самореализация — это сложный комплексный процесс взаимодействия личностных, субъективных потенций и условий \социальной среды, связанный с активностью личности, ее целеполаганием и уровнем притязаний, включающий развитие субъектности, внешнюю объективную, актуальную самодеятельность, выражающуюся в создании социально значимого продукта (П.П. Бабочкин).

Самореализация осуществляется через разнообразие видов и форм деятельности в условиях среды, дает личности воз- |можность раскрыть свои индивидуальные способности, потребности, замыслы, цели.

Ребенок самореализуется постоянно, однако каждый возрастной период имеет свою специфику. У младших школьни­ков самореализация связана с успешным выполнением разовых поручений, материализацией сиюминутных творческих и трудовых замыслов. У подростков — с успехами в межличностных отношениях со сверстниками. У старшеклассников — с выбо­ром профессионального и жизненного пути. Итак, механизмами социально-педагогической поддержки являются: процесс самопознания, сотворчества (творческое общение и деятельность), которые направлены на саморазвитие и jсамореализацию (реализация интересов, жизненных планов, в том числе по самокоррекции взглядов, качеств и черт характера, поступков) ребенка.

Социально-педагогическая поддержка имеет следующие виды: социальная, материальная, психологическая, физическая. Социальная поддержка предполагает оказание помощи ребенку:

в развитии качеств и черт характера, необходимых для полноценной жизнедеятельности, в процессе организации коллективной трудовой и творческой деятельности, нормотворче­ства (коллективная разработка правил и законов жизни коллек­тива и их поддержание) и т. д.

Материальная социально-педагогическая поддержка ха­рактеризуется как:

Психологическая социально-педагогическая поддержка это совокупность способов и мер, которые направлены:

Обеспечение психологической социально-педагогической поддержки включает:

Физическая социально-педагогическая поддержка — это:

Современная педагогика должна исходить из положения необходимости развития у детей качеств, помогающих челове­ку реализовать себя как существо сугубо общественное и как неповторимую личность, со своими специфическими запроса­ми и индивидуальными способами социальной самореализации.

Основаниями для классификации социально-педагогичес­кой поддержки являются:

Развитие социально-педагогической поддержки школы выступает в виде упорядоченной взаимосвязи и последователь­ной смены этапов, стадий, изменений и достижения нового ка­чества каждого из его компонентов и всей системы социально-педагогической поддержки школы в целом (уровней).

что было определено в ходе теоретического анализа и экспериментальной работы:

  1. этап возникновения и установления: создание инновационной группы единомышленников, объединенной на основе; общих ценностей и интересов (формирование образа (видения); настоящего и будущего состояния образовательного учрежде­ния, его культурной среды, организация "проблематизации",. сообщества педагогов, учащихся и родителей в целях активизации участников к развитию социально-педагогической под­держки);

  2. этап активного развития: разработка программы (пла­на) действий по построению модели социально-педагогической поддержки образовательного учреждения; обобщение всех идей в общий проект, в план конкретных действий. Организация системы повышения квалификации педагогов и просвещения родителей, системы школьных дел, разнообразных детских, детско-взрослых, педагогических и родительских сообществ, направленных на обеспечение социально-педагогической поддержки;

  3. этап формализации (возможен, но не в полном объеме, например, минуя стадии "консервации инновационных процес­сов", "стагнации"): систематизация и обобщение опыта, его трансляция, консервация инновационных процессов, стагнация;

  4. этап преобразования: появление новых носителей идей (изменение позиций прошлых носителей идей и деятельности), возвращение к этапу возникновения и установления (качествен­но иной уровень развития).

Основными функциями социально-педагогической под­держки школы являются:

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4