5.6. Социально-педагогическая поддержка детей с временными проблемами
В педагогической литературе в настоящее время появилось много практико-ориентированных материалов, раскрывающих методики и технологии работы социального педагога с детьми, имеющими стойкие проблемы в развитии (с девиантным поведением, оставшимися без попечения родителей, одаренными детьми, с детьми с ограниченными возможностями и т. д.). В дан ном разделе рассматривается работа социального педагога с детьми группы "норма", у которых в различные периоды жизни также возникают проблемные ситуации и трудности, требующие помощи со стороны взрослых в их решении. Если ребенок не может справиться с возникшей проблемой, он может попасть в одну из вышеперечисленных групп проблемных детей. Поэтому одной из модификаций деятельности социального педагога может быть деятельность превентивного характера не только с детьми с уже выявленными проблемными, но и с обычными школьниками.
Социальным заказом на формирующуюся личность с позиций и родителей, и учителей является то, что растущему человеку прежде всего необходимы физическое здоровье, нравственность и способности (умственные, трудовые, художественные, коммуникативные, которые в свою очередь являются базой для формирования способности к самоопределению, самореализации, т. е. способности к саморазвитию).
Этими тремя крупными блоками можно обозначить задачи работы школы, ее педагогов, которые реализуются через организацию различных видов деятельности — учебную, досуговую; через общение со взрослыми и сверстниками, с самим собой и т. д. В качестве основных сфер жизнедеятельности ребенка мы выделяем:
"Учение" — развитие способностей через различные виды деятельности.
"Здоровье" — охрана и укрепление физического и психического здоровья школьников.
"Общение" — умение строить свои отношения с окружающим миром.
"Досуг" — развитие способностей во внеклассное время, в сфере дополнительного образования.
"Образ жизни" — развитие индивидуальных качеств личности ребенка, его самобытности.
Эти сферы составляют содержание деятельности социального педагога.
Здоровье. Это направление является базовым в процессе развития личности ребенка. Сохранение, поддержание и развитие здоровья является важнейшей задачей общества, в том числе и школы. Не случайно на всех уровнях государства и общества говорится о необходимости развития здоровьесберегающих технологий, развития спорта, физической культуры, пропаганда здорового образа жизни как средств выращивания здорового поколения граждан страны. В работе социального педагога в этом направлении мы выделяем три аспекта: диагностический, организационно-координационный, профилактический.
- диагностика состояния физического и психического здоровья учащихся (беседы с врачом, консультации школьного психолога, беседы с родителями о наследственных заболеваниях, о проблемах здоровья в раннем возрасте, о состоянии здоровья в домашних условиях);
- организация оздоровительных мероприятий (походы в лес, экскурсии на природу, подвижные игры на воздухе, физкультминутки, игры во время перемен, посещение спортивных мероприятий), координация усилий педагогов (ОБЖ, биология и т. д.) и специалистов (врачей, психолога, валеолога, массажиста и т. д.) по развитию физического и психического здоровья школьников);
- профилактика заболеваний школьников (беседы и дискуссии о здоровом образе жизни и т. д.).
Работа социального педагога в этом направлении подразделяется на следующие виды: 1) индивидуальная:
- социальный педагог изучает особенности развития каждого ребенка, привлекая к этой работе школьного психолога. С этой целью он знакомится с семьей, выясняет наследственные и хронические заболевания ребенка, строит "генеалогическое древо", которое помогает раскрыть причины имеющихся или возможных заболеваний или отклонений в здоровье;
- проводит совместно с психологом тестирование на выявление психического состояния ребенка, особенностей его характера, темперамента, а также ведет наблюдения и беседы с учеником. Все это поможет социальному педагогу предъявлять ученику требования, соответствующие состоянию его здоровья;
— совместно со школьным врачом, родителями педагог помогает ученику самому организовать свой режим жизни;
2) работа с коллективом детей:
— ведет серьезную работу по профилактике заболеваний и с этой целью организует беседы о режиме, самоорганизации детей, учит детей точечному массажу, рецептам народной и нетрадиционной медицины, овладению методиками релаксации (расслабления), проводит на уроках и переменах физкультминутки;
— проводит беседы о личной гигиене человека, мужчины и женщины;
— ведет антиалкогольную и антиникотиновую пропаганду, разъясняет социальные и физиологические последствия наркомании (беседы, просмотр учебных фильмов, встречи с врачом-наркологом);
— проводит профилактическую работу по предупреждению несчастных случаев;
— организует спортивные соревнования, игры в классе, школе, на воздухе, экскурсии и походы в лес;
— рассматривает на педконсилиумах вопросы, связанные с проблемами ребенка в психическом и физическом развитии и т. д.;
3) участие в общешкольных делах:
— организует участие в спортивных соревнованиях, туристических слетах и т. д., проводимых в рамках школы и микрорайона;
— пропагандирует здоровый образ жизни.
Общение. Войти в сферу общения детей, понять положение каждого в ней, научиться корректировать отношения между детьми — важнейшая функция социального педагога. Известно, как трудно приходится некоторым детям в коллективе: иногда одних не замечают, других дразнят, над третьими смеются, четвертых не принимают в общие игры и т. д.
Это направление реализуется в трех аспектах: диагностическом, организационном и обучающем:
- диагностика коллектива учащихся в общении, особенностей взаимоотношений, индивидуальных особенностей ребят, проведение социометрии (определение лидеров, изгоев, микрогрупп, взаимоотношение мальчиков и девочек), тестирования на предмет типа темперамента, характера, отношения к миру, особенностей в общении, характера взаимоотношений в семье (беседы с родителями);
- организация совместной деятельности, поездок, коллективной творческой деятельности, "бесед по душам", помощи в разрешении конфликтных ситуаций и т. д.;
- обучение правилам и культуре взаимоотношений (практикумы по этикету, тренинги общения: "Сплетня", "Необитаемый остров", "Активное слушание", дискуссионные вечера общения ИТ..).
Работа социального педагога в этом направлении подразделяется на следующие виды:
1) индивидуальная:
- изучив положение ребенка в сфере "общения", социальный педагог должен очень тактично помочь в разрешении проблем, создать условия для коррекции отношений ученика с товарищами, взрослыми, родителями, создать условия для самоутверждения ребенка в коллективе, например, изменить социальную роль ребенка как "неудачника", "хулигана", "двоечника";
- доверительные беседы помогают ученику приобрести уверенность в своих силах, а в случаях неудовлетворительного поведения — дают шанс для исправления отрицательных черт. При этом не надо морализировать, нужно объяснить последствия поступка, как он отразится на близких для него людях и на нем самом;
2) работа с коллективом детей:
Деятельность социального педагога в этой сфере заключается в формировании у детей коммуникативной культуры, создании благоприятного психологического климата.
Для этого необходимо разработать программу общения применительно к данному коллективу, в которую необходимо включить:
— коллективные творческие дела: "Огоньки", "КВНы", походы, дискуссии, вечера отдыха и т. д., направленные на развитие речи, анализа и планирования коллективных дел и своей позиции, способности эмоционально отзываться на переживания товарищей, других людей;
— практикумы по этикету, где бы ребята учились находить адекватный стиль и тон общения, правилам и культуре поведения в обществе;
— беседы и дискуссии, а возможно и лекции по общению;
тренинги по общению (привлечение школьного психолога). Необходимо развивать самоуправление ребят не только с целью формирования навыков организаторской и управленческой работы, но и учиться управлять без конфликтов;
3) участие в общешкольных делах:
- социальный педагог не должен ограничивать общение ребят только рамками своего коллектива учеников. Это может привести к появлению группового эгоизма. Поэтому дружба, соперничество с параллельным, старшим или младшим классом, участие в общешкольных делах, в различных секциях, праздниках, походах, трудовых десантах, озеленении школы, участие в районных праздниках помогают ребятам расширить рамки общения, знакомиться с новыми людьми, ощущать себя частью большого мира;
- вся работа социального педагога по формированию у детей культуры общения не даст положительных результатов, если она осуществляется без соблюдения норм элементарной нравственности во взаимоотношениях. Проблема нравственности должна пронизывать все сферы деятельности педагога. Формирование и развитие личности ребенка на фундаменте общечеловеческих ценностей — вот основа творчества педагога.
Учение. Наибольшее количество проблем у социального педагога возникает в этой сфере. Это связано с тем, что учение является основной сферой в образовательном учреждении. Причинами возникновения проблем у школьников являются следующие: отсутствие интереса к тому или иному предмету, отсутствие определенных учебных навыков, отсутствие (или слабо выраженное) внимания, воли; пробелы в знаниях, состояние здоровья воспитанников, неблагополучные семьи, низкий уровень культуры преподавателя и преподавания предмета. Сфера "учение" представлена нами диагностическим, организационным и координационным аспектами:
- диагностика: познавательных интересов, особенностей мышления подростков, памяти, внимания, (привлечение с этой целью школьного психолога), затруднений в учении (беседы с учениками, учителями-предметниками, родителями о проблемах в подготовке домашнего задания, о познавательной атмосфере семьи и интересах ее членов, о наследственных особенностях мышления и т. д.);
- организация: мотивационно-познавательной и просветительской деятельности для школьников (экскурсии, "встречи с интересными людьми", дискуссии, познавательные игры, например "Разнобой", "Брейн-ринг", историческая и литературная игра "Ассоциация", "Научный форум", "Аукцион знаний" и др.), проведение индивидуальных бесед с ребенком (мотивация учения, выявление проблем, помощь в их разрешении, например на заседаниях "Педагогического консилиума"), привлечение учащихся к работе на кафедрах школы или методическом объединении учителей-предметников, участию в работе ученического научного общества, в научно-практических конференций школы, округа, города ("Творчество великих педагогов", "Творчество юных" и т. д.), индивидуальной научно-исследовательской работе, практической деятельности по интересующему предмету; координация помощи учителей-предметников (консультации, дополнительные занятия, факультативы);
- координация помощи учителей-предметников (консультации, дополнительные занятия, факультативы), родителей, коллектива учеников (ученики-консультанты), обсуждение вопросов, направленных на сокращение перегрузок учащихся по предмету, уменьшению объема домашних заданий.
Работа социального педагога в этом направлении подразделяется на следующие виды:
1) индивидуальная:
- чтобы помочь ребенку в обучении, педагогу необходимо выяснить его учебные возможности, а именно: особенности мышления, умение выделять главное, самостоятельность; умение рационально планировать свою учебную деятельность; отношение к учению; интересы, склонности; осознание необходимости учебной деятельности; работоспособность;
- необходимо выявить причины отставания в учебе (состояние здоровья; отсутствие бытовых условий; пробелы в знаниях; недостатки преподавания; нет интереса к предмету; отсутствие определенных учебных навыков; отсутствие внимания, воли; особенности мышления). Этот материал может предоставить школьный психолог. Очень важна здесь беседа с родителями, которая поможет объяснить некоторые особенности в умственном развитии ребенка (наследственные признаки, психическая атмосфера в семье и т. д.);
- в личных беседах с учеником, наблюдения за ним на уроках и после, социальный педагог выясняет причины отставания в учебе, выясняет, каким образом ему помогают родители, товарищи, учителя, заставляют ли его делать домашнее задание или он выполняет сам, какая помощь необходима от учителя, каким образом стимулируется успешная учеба дома, на уроках;
- в результате социальный педагог имеет серьезный материал по индивидуальным и учебным возможностям ребенка, что помогает ему создать условия для формирования познавательных интересов и расширения кругозора воспитанника во внеурочное время;
2) работа с ученическим коллективом:
- организует познавательные беседы и игры (заочные путешествия, викторины и т. д.);
- организует экскурсии — в библиотеку, музеи, театры с последующим обсуждением;
- организует консультативную помощь по предметам нуждающимся в ней ученикам;
- проводит диспуты, помогающие развивать диалогическое мышление, нащупывать свой взгляд на мир, выдвигать необычные гипотезы, подкреплять их мыслительными экспериментами;
3) участие в общешкольных делах: социальный педагог помогает в проведении общешкольных "Олимпиад", конкурсов знатоков, тематических предметных вечеров и др.
Досуг — сфера дополнительного образования и свободного времяпровождения и самоопределения ребенка. От того как использует это время ребенок, зависит и уровень его духовного, и интеллектуального, и физического, и культурного развития. Словом "досуг" мы обозначаем широкое пространство и время жизнедеятельности школьника за пределами учебной работы. Эту зону ученые часто называют рекреативной, т. е. зоной отдыха, восстановления духовных и физических сил. Другая ее функция — развитие способностей и интересов. Третья — свободное общение со значимыми для ребенка людьми.
Это направление работы нами представлено в трех аспектах:
- диагностика потребностей и интересов ребят в досуговой сфере (какие кружки и секции посещают, соответствуют ли занятия психофизическим, интеллектуальным возможностям ребят, хобби, какая необходима им помощь) путем анкетирования, бесед, наблюдении учащихся, бесед с родителями и руководителями кружков, спортивных секций, клубов;
- организация помощи в выборе занятий в сфере дополнительного образования, организация деятельности, направленной на развитие культуры проведения досуга, общей культуры личности, на развитие организаторских, коммуникативных способностей;
- просвещение учащихся по организации культурного досуга как рекреативной и реабилитационной сферы жизнедеятельности человека, сферы развития кругозора и интересов, выбора профессии.
Благотворное развитие школьника в сфере досуга происходит, если социальный педагог соблюдает следующие правила:
— формы и содержание досуга не навязываются школьникам, а добросовестно выбираются ими;
— досуговая деятельность строится на принципе самоуправления, ребята сами выступают организаторами своего досуга;
— разумно чередуются нагрузки и формы организации досуга (от шумной дискотеки к спокойному общению школьников в кругу).
Работа социального педагога в этом направлении подразделяется на следующие виды:
1) индивидуальная:
— чтобы помочь ученикам интересно и разумно организовать свой досуг, необходимо изучить потребности ребят, их интересы; выяснить, в каких кружках и секциях они занимаются; соответствуют ли занятия в кружках, секциях психофизиологическим, физическим, интеллектуальным, коммуникативным возможностям ребенка. Информацию о необходимой помощи ребенку социальный педагог может получить от родителей (к чему больше склонен ребенок; как проводят свободное время родители и дети; семейное хобби); от руководителя кружка, секции, клуба (возможности, успехи, проблемы ребенка); от самого ученика путем индивидуальных бесед, наблюдений на переменах, в классных делах, вне школы, путем тестирования, выявления его интересов, желаний и т. д.; от товарищей по классу, друзей;
— выявив индивидуальные интересы ребят, социальный педагог должен помочь ученикам в решении их проблем, в выборе кружков, секций, клубов (тем, кто еще нигде не занимается, но хочет);
2) работа с ученическим коллективом:
Социальный педагог строит совместно с детьми деятельность по организации досуга таким образом, чтобы она была разнообразной и значимой для ребят, направленной на формирование культуры проведения досуга, культуры общения, культуры труда путем:
— расширения познавательного и культурного кругозора учащихся (экскурсии, предметные вечера, встречи, диспуты, конкурсы, посещение кино, театров и т. д.);
— участия в общественно значимой деятельности (экология, охрана памятников и т. д.);
— укрепления здоровья и организации отдыха (спортивные праздники, игры, соревнования, туристические походы, экскурсии в лес, парк и т. д.);
— укрепления семейных связей (семейные клубы, праздники, кружки, семейные беседы, вечера отдыха и т. д.);
— изучения обычаев, обрядов (участие в народных праздниках, организация кружков народной игрушки, рисунка, традиций, историческое краеведение, беседы и т. д.);
— изучения педагогических традиций России, Москвы, городов и регионов Российской Федерации;
— участия в национальных государственных праздниках, поисковая работа;
— организации коллективной творческой деятельности (творческие дела, "коммунарские сборы");
— организации добровольной трудовой деятельности с элементами экономической целесообразности, работа в летних трудовых лагерях и т. д.;
— создания условий для творческой самореализации в организации спортивной, художественной, технической деятельности.
Досуг — важнейшая сфера развития самоуправления детей школьного возраста. Социальный педагог создает условия для развития самоуправления, принимает участие в работе органов самоуправления, тактично направляет работу лидеров, не ущемляет их самостоятельности и активности. Совместно с учениками планирует, организует и анализирует коллективную творческую деятельность;
— учитывая, что в досуговой деятельности ярко проявляется индивидуальность, творческие возможности, нравственные качества школьников, социальный педагог внимательно наблюдает за детьми и использует новые знания о них в воспитательной работе;
— социальный педагог может применять как отдельные формы работы (беседы, просмотр кинофильмов, спектаклей с последующим обсуждением, чтение религиозной литературы как части мировой культуры и т. д.), так и клубную форму, сочетающую синтез различных видов деятельности (например, организация клуба "Милосердие", включающего в свою работу помощь жителям микрорайона, разведка объектов заботы, подготовка спектаклей, концертов для педагогов-ветеранов и т. д.);
3) участие в общешкольных делах: социальный педагог не изолирует детей от школьной жизни (это может привести к проявлению группового эгоизма), и поэтому они участвуют в общешкольных и внешкольных праздниках, трудовых акциях; экскурсионной, туристической работы. Актив класса работает в содружестве с органами общешкольного самоуправления.
Образ жизни— сфера духовного бытия ребенка, образа его жизни. Естественно, что положение семьи, окружающая ребенка бытовая атмосфера, организация жизни прямо сказываются и на здоровье, и на учении, и на нравственности детей.
Образ жизни школьника не ограничивается домашними условиями. В школе периодически возникают "эпидемии", связанные с модой на прически, на стиль одежды и обуви, на ношение украшений, значков (не говоря уже о музыкальных увлечениях). Поэтому необходима диагностика индивидуальных особенностей ребенка, его предпочтений в музыке, в стиле одежды, а также организация мероприятий с целью раскрытия индивидуальности ребенка, разрешения его индивидуальных проблем.
Индивидуализировать деятельность личности педагогу удается как в рамках групповой деятельности, когда социальный педагог в групповом деле подбирает для каждого ученика отдельные роли, отдельное место, находит специфику участия школьника в данном деле, так и в процессе организации персональной деятельности школьника, соответствующей его интересам, желаниям, способностям.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Как влияет социальная среда на развитие ребенка-инвалида?
2. Заполните таблицу. Описание технологии консультирования подростка-инвалида
Подготовка к консультированию | Установление контакта | Исследование ситуации | Постановка цели | Поиск решений | Подведение итогов |
|
|
|
|
|
|
3. Опишите организацию деятельности и досуга детей с ограниченными возможностями.
4. Перечислите профессиональные качества социального педагога, работающего в реабилитационном учреждении. Есть ли различия в качествах социального педагога, работающего в других учреждениях?
5. Представьте схему обследования ребенка-инвалида.
6. Раскройте сущностное значение понятий "миграция", "мигранты", "маргиналы", "ассимиляция".
7. Обозначьте проблемы, с которыми сталкиваются мигранты на новой для них территории.
8. Определите задачи социальной службы по работе с семьями мигрантов.
9. Приведите примеры отечественного опыта работы социального педагога с детьми мигрантами.
10. Опишите факторы и симптомы социальной дезадаптации.
11. Каковы превентивные меры, предъявляемые к несовершеннолетним правонарушителям?
12. Какова социальная ситуация развития дезадаптированного подростка?
13. Какие существуют методики в работе социального педагога с дезадаптированными подростками?
14. Укажите формы и причины формирования девиантного поведения подростка.
15. Причины и последствия подростковой наркомании.
16. Охарактеризуйте педагогические условия девиантного поведения подростков.
. 17. В чем заключается педагогическая поддержка и социально-педагогическая поддержка подростка с девиантным поведением?
18. Какие проблемы возникают у детей группы "норма"? Расскажите о способах работы с ними.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии.—М., 1993.
2. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Сластенина. — М., 1999.
3. Детская безнадзорность и беспризорность в РФ: состояние, причины, перспективы: сборник научно-методических материалов. — М., 2003.
4. Дронова Е.Н. Консультирование и социально-педагогическая поддержка школьников // Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса: Материалы региональной науч.-практич. конференции, 16 мая 2003 г. — Барнаул, 2003. — С. 28-32.
5. Иванов А.В. Детско-взрослое сообщество культурной среды общеобразовательной школы: Монография. — М., 2005.
6. Иванов А.В. Культурная среда образовательного учреждения: Учеб. пособие. — М., 2006.
7. Истомина М.В. Социально-педагогическая поддержка матерей — выпускниц детских домов: Дисс. канд. пед. наук: 13.06.02. —СПб., 2008.
8. Какая миграционная политика нужна России? // Российская Федерация сегодня. — № 11. — 2001. — С. 31-37.
9. Крылова Н.Б. Культурология образования // Новые ценности образования. — 2000. — № 10.
10. Курс демографии: Учеб. пособие / А.Я. Боярский, Д.И. За-лентей, А.Г. Вишневский и др.; под ред. проф. А.Я. Боярского. — 3-е изд., доп. и перераб. — М., 1985.
11. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие / Под ред. М. А Галагузовой, Л. В. Мардахаева. — М., 2002.
12. Новые ценности образования. — 1996. — Вып. 4: Культурная и мультикультурная среда школ.
13. Олиференко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие. — М., 2002.
14. Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями / Под ред. С.А. Беличевой, В.Н. Рас-кина. —М., 1998.
15. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. — М., 1996.
16. Семья Г.В. Проблемы и технологии адаптации и социализации выпускников — детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц их числа: Методические материалы. — М., 2008.
17. Современная демография / Под ред. А.Я. Кваша и В. А. Ион-цевой. —М., 1995.
18. Соколова Н.А. Социально-педагогическая поддержка самореализации старшеклассников в учреждениях дополнительного образования. — Челябинск, 2007.
19. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие. — 7-е изд., перераб. и доп. — М., 2004.
20. Технологии социальной работы по профилактике безнадзорности в учреждениях социального обслуживания семьяи и детей: Науч.-методич. пособие / Под ред. Л.С. Алексеевой. — М., 2001
21. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. — М., 2005.
22. ЩипицынаЛ.М. Психология детей-сирот: Учеб. пособие. — СПб., 2005.
Дополнительная:
1. Алексеева Л.С, Бурмистрова Е.В., Чупракова Н.Н., Ко-солапова Л.А. Формы и методы работы с детьми и родителями в центре социальной помощи семье. — М., 1999.
2. Белинская А.Б. Психолого-педагогическая проблема школьной дезадаптации младших школьников / / Педагогика и психология в образовательной и социальной сферах. — М., 2002. — С. 38-43.
3. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. — 1989. — № 4.
4. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие. — 2-е изд., испр. — М., 2004.
5. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие. — М., 2001.
6. Матвеев В.Ф., Лебедева А.В. Особенности дезадаптированных подростков // Вопросы психологии. — 1984. — № 3.
7. Новые ценности образования. — 1997. — Вып. 7: Культурные модели школ.
8. Новые ценности образования. — 2002. — Вып. 11: Куль-туросообразная школа.
9. Новые ценности образования. — 2004. — №3 (18): Школа — культурный центр.
10. Психология детей с отклонениями нарушениями психического развития / Сост. В.А. Астапова, Ю.В. Микадзе. — СПб., 2001.
11. Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. —• М., 2003.
12. Ярославцева Н.Д. Дошкольник: социальная реабилитация. Диагностика жестокого обращения с детьми: Методика реабилитации, инструментарий. — М., 1995.
13. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов.—СПб., 1999.
Нормативно-правовые документы о мигрантах:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Федеральный закон "О беженцах" от 19.02.1993 № 4528-1.
4. Федеральный закон "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 № 135-ФЗ.
5. Закон РФ "О вынужденных переселенцах" от 19.02.1993 №4530-1.
6. Указ Президента РФ "О структуре федеральных органов исполнительной власти" от 12.05.2008 № 724.
7. Указ Президента РФ "Вопросы федеральной миграционной службы" от 19.07.2004 № 928.
8. Указ Президента РФ "О федеральной миграционной программе" от 09.08.1994 № 1668.
9. Концепция регулирования миграционных процессов в РФ. Одобрена распоряжением Правительства РФ от 01.03.2003 № 256-Р.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной педагогики..........8
- Глава 2. Социализация как основа социально-педагогической деятельности..............61
- Глава 3. Социально-педагогическая поддержка детей в образовательных учреждениях..........101
- Глава 4. Нормативно-правовое регулирование защиты детства в России.................157
- Глава 5. Характеристика разных категорий детей и технологии
- Глава 6. Социально-педагогическая работа с семьей...................................230
- Глава 7. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования разного типа.......263
- Глава 8. Организация и управление социально-педагогической деятельностью в образовательном учреждении......292
- Глава 9. Социально-педагогическая поддержка инновационной деятельности социального педагога......343
- Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной педагогики
- 1.1. Социальная педагогика как наука и ее основные категории
- 1.2. Социальная педагогика в системе наук о человеке
- 1.3. Основные концепции социальной педагогики
- 1.3.2. Концепции социальной среды.
- 1.4. Методология социально-педагогических исследований
- 1.4.1. Научные основы методологии социально-педагогических исследований.
- 1.4.2. Методы социально-педагогического исследования.
- 1.5. Цели, закономерности и принципы социальной педагогики
- Глава 2. Социализация как основа социально-педагогической деятельности
- 2.3.2. Воспитание и социальное воспитание.
- Глава 3. Социально-педагогическая поддержка детей в образовательных учреждениях
- 3.1. Сущность социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.2. Структурные компоненты социально-педагогической поддержки
- 3.3. Содержание и механизмы развития социально-педагогической поддержки
- 3.4. Методы социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.4.1. Методы поддержки здоровья.
- 3.4.2. Методы социально-педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств.
- 3.4.3. Методы социально-педагогической поддержки развития способностей.
- 3.5. Технология социально-педагогической поддержки развития личности, имеющей проблемы в процессе социализации
- 3.6. Педагогические условия социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.7. Социально-педагогическая поддержка ребенка в культурной среде образовательного учреждения
- Глава 4. Нормативно-правовое регулирование защиты детства в России
- Глава 5. Характеристика разных категорий детей и технологии работы с ними в образовательных учреждениях
- 5.4. Социально-педагогическая поддержка детей-мигрантов
- 5.5. Социально-педагогическая поддержка детей с девиантным и делинквентным поведением
- 5.6. Социально-педагогическая поддержка детей с временными проблемами
- Глава 6. Социально-педагогическая работа с семьей
- 6.1. Сущность семьи как социального института
- 6.2. Современные тенденции в развитии семьи и семейных отношений
- 6.3. Социально-педагогическая работа с семьей
- 6.4. Формы социально-педагогического взаимодействия школы и семьи
- Глава 7. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования разного типа
- 7.1. Специфика социально-педагогической работы в образовательном учреждении
- 7.2. Работа социального педагога в дошкольных образовательных учреждениях
- 7.3. Работа социального педагога в образовательных учреждениях интернатного типа
- 7.4. Работа социального педагога в учреждениях дополнительного образования
- Глава 8. Организация и управление социально-педагогической деятельностью в образовательном учреждении
- 8.1. Функции и основные требования к деятельности социального педагога в образовательном учреждении
- 8.2. Взаимодействие социального педагога с другими специалистами в условиях образовательного учреждения и в социуме. Социальная служба
- 8.3. Педагогическая культура социального педагога
- Глава 9. Социально-педагогическая поддержка инновационной деятельности социального педагога
- 9.1. Сущность инновационной деятельности социального педагога
- 9.2. Особенности социально-педагогической поддержки инновационной деятельности социального педагога
- 9.3. Социальные проекты: сущность, структура и особенности их создания
- 9.4. Инновационная культура социального педагога