logo
Иванов А

5.6. Социально-педагогическая поддержка детей с временными проблемами

В педагогической литературе в настоящее время появилось много практико-ориентированных материалов, раскрывающих методики и технологии работы социального педагога с детьми, имеющими стойкие проблемы в развитии (с девиантным пове­дением, оставшимися без попечения родителей, одаренными детьми, с детьми с ограниченными возможностями и т. д.). В дан ном разделе рассматривается работа социального педагога с детьми группы "норма", у которых в различные периоды жизни также возникают проблемные ситуации и трудности, требующие помощи со стороны взрослых в их решении. Если ребенок не может справиться с возникшей проблемой, он может попасть в одну из вышеперечисленных групп проблемных детей. Поэтому одной из модификаций деятельности социального педагога может быть деятельность превентивного характера не только с детьми с уже выявленными проблемными, но и с обычными школьниками.

Социальным заказом на формирующуюся личность с позиций и родителей, и учителей является то, что растущему человеку прежде всего необходимы физическое здоровье, нравственность и способности (умственные, трудовые, художественные, коммуникативные, которые в свою очередь являются базой для формирования способности к самоопределению, самореализации, т. е. способности к саморазвитию).

Этими тремя крупными блоками можно обозначить задачи работы школы, ее педагогов, которые реализуются через орга­низацию различных видов деятельности — учебную, досуговую; через общение со взрослыми и сверстниками, с самим собой и т. д. В качестве основных сфер жизнедеятельности ребенка мы вы­деляем:

"Учение" — развитие способностей через различные виды деятельности.

"Здоровье" — охрана и укрепление физического и психи­ческого здоровья школьников.

"Общение" — умение строить свои отношения с окружающим миром.

"Досуг" — развитие способностей во внеклассное время, в сфере дополнительного образования.

"Образ жизни" — развитие индивидуальных качеств лич­ности ребенка, его самобытности.

Эти сферы составляют содержание деятельности социаль­ного педагога.

Здоровье. Это направление является базовым в процессе развития личности ребенка. Сохранение, поддержание и раз­витие здоровья является важнейшей задачей общества, в том числе и школы. Не случайно на всех уровнях государства и об­щества говорится о необходимости развития здоровьесберегающих технологий, развития спорта, физической культуры, про­паганда здорового образа жизни как средств выращивания здо­рового поколения граждан страны. В работе социального педа­гога в этом направлении мы выделяем три аспекта: диагности­ческий, организационно-координационный, профилактический.

- диагностика состояния физического и психического здо­ровья учащихся (беседы с врачом, консультации школьного пси­холога, беседы с родителями о наследственных заболеваниях, о проблемах здоровья в раннем возрасте, о состоянии здоровья в домашних условиях);

- организация оздоровительных мероприятий (походы в лес, экскурсии на природу, подвижные игры на воздухе, физ­культминутки, игры во время перемен, посещение спортивных мероприятий), координация усилий педагогов (ОБЖ, биология и т. д.) и специалистов (врачей, психолога, валеолога, массажи­ста и т. д.) по развитию физического и психического здоровья школьников);

- профилактика заболеваний школьников (беседы и дис­куссии о здоровом образе жизни и т. д.).

Работа социального педагога в этом направлении подраз­деляется на следующие виды: 1) индивидуальная:

- социальный педагог изучает особенности развития каж­дого ребенка, привлекая к этой работе школьного психолога. С этой целью он знакомится с семьей, выясняет наследствен­ные и хронические заболевания ребенка, строит "генеалогичес­кое древо", которое помогает раскрыть причины имеющихся или возможных заболеваний или отклонений в здоровье;

- проводит совместно с психологом тестирование на вы­явление психического состояния ребенка, особенностей его ха­рактера, темперамента, а также ведет наблюдения и беседы с учеником. Все это поможет социальному педагогу предъявлять ученику требования, соответствующие состоянию его здоровья;

— совместно со школьным врачом, родителями педагог по­могает ученику самому организовать свой режим жизни;

2) работа с коллективом детей:

— ведет серьезную работу по профилактике заболеваний и с этой целью организует беседы о режиме, самоорганизации детей, учит детей точечному массажу, рецептам народной и не­традиционной медицины, овладению методиками релаксации (расслабления), проводит на уроках и переменах физкультми­нутки;

— проводит беседы о личной гигиене человека, мужчины и женщины;

— ведет антиалкогольную и антиникотиновую пропаганду, разъясняет социальные и физиологические последствия нар­комании (беседы, просмотр учебных фильмов, встречи с врачом-наркологом);

— проводит профилактическую работу по предупрежде­нию несчастных случаев;

— организует спортивные соревнования, игры в классе, школе, на воздухе, экскурсии и походы в лес;

— рассматривает на педконсилиумах вопросы, связанные с проблемами ребенка в психическом и физическом развитии и т. д.;

3) участие в общешкольных делах:

— организует участие в спортивных соревнованиях, турис­тических слетах и т. д., проводимых в рамках школы и микро­района;

— пропагандирует здоровый образ жизни.

Общение. Войти в сферу общения детей, понять положе­ние каждого в ней, научиться корректировать отношения меж­ду детьми — важнейшая функция социального педагога. Изве­стно, как трудно приходится некоторым детям в коллективе: иногда одних не замечают, других дразнят, над третьими сме­ются, четвертых не принимают в общие игры и т. д.

Это направление реализуется в трех аспектах: диагности­ческом, организационном и обучающем:

- диагностика коллектива учащихся в общении, особен­ностей взаимоотношений, индивидуальных особенностей ребят, проведение социометрии (определение лидеров, изгоев, микро­групп, взаимоотношение мальчиков и девочек), тестирования на предмет типа темперамента, характера, отношения к миру, осо­бенностей в общении, характера взаимоотношений в семье (бе­седы с родителями);

- организация совместной деятельности, поездок, кол­лективной творческой деятельности, "бесед по душам", помо­щи в разрешении конфликтных ситуаций и т. д.;

- обучение правилам и культуре взаимоотношений (прак­тикумы по этикету, тренинги общения: "Сплетня", "Необитае­мый остров", "Активное слушание", дискуссионные вечера об­щения ИТ..).

Работа социального педагога в этом направлении подраз­деляется на следующие виды:

1) индивидуальная:

- изучив положение ребенка в сфере "общения", соци­альный педагог должен очень тактично помочь в разрешении проблем, создать условия для коррекции отношений ученика с товарищами, взрослыми, родителями, создать условия для са­моутверждения ребенка в коллективе, например, изменить со­циальную роль ребенка как "неудачника", "хулигана", "двоеч­ника";

- доверительные беседы помогают ученику приобрести уве­ренность в своих силах, а в случаях неудовлетворительного по­ведения — дают шанс для исправления отрицательных черт. При этом не надо морализировать, нужно объяснить послед­ствия поступка, как он отразится на близких для него людях и на нем самом;

2) работа с коллективом детей:

Деятельность социального педагога в этой сфере заключа­ется в формировании у детей коммуникативной культуры, со­здании благоприятного психологического климата.

Для этого необходимо разработать программу общения при­менительно к данному коллективу, в которую необходимо вклю­чить:

— коллективные творческие дела: "Огоньки", "КВНы", по­ходы, дискуссии, вечера отдыха и т. д., направленные на разви­тие речи, анализа и планирования коллективных дел и своей позиции, способности эмоционально отзываться на пережива­ния товарищей, других людей;

— практикумы по этикету, где бы ребята учились находить адекватный стиль и тон общения, правилам и культуре поведе­ния в обществе;

— беседы и дискуссии, а возможно и лекции по общению;

тренинги по общению (привлечение школьного психолога). Необходимо развивать самоуправление ребят не только с целью формирования навыков организаторской и управленчес­кой работы, но и учиться управлять без конфликтов;

3) участие в общешкольных делах:

- социальный педагог не должен ограничивать общение ребят только рамками своего коллектива учеников. Это может привести к появлению группового эгоизма. Поэтому дружба, соперничество с параллельным, старшим или младшим клас­сом, участие в общешкольных делах, в различных секциях, праздниках, походах, трудовых десантах, озеленении школы, участие в районных праздниках помогают ребятам расширить рамки общения, знакомиться с новыми людьми, ощущать себя частью большого мира;

- вся работа социального педагога по формированию у де­тей культуры общения не даст положительных результатов, если она осуществляется без соблюдения норм элементарной нравственности во взаимоотношениях. Проблема нравственно­сти должна пронизывать все сферы деятельности педагога. Фор­мирование и развитие личности ребенка на фундаменте обще­человеческих ценностей — вот основа творчества педагога.

Учение. Наибольшее количество проблем у социального педагога возникает в этой сфере. Это связано с тем, что учение является основной сферой в образовательном учреждении. При­чинами возникновения проблем у школьников являются следу­ющие: отсутствие интереса к тому или иному предмету, отсут­ствие определенных учебных навыков, отсутствие (или слабо выраженное) внимания, воли; пробелы в знаниях, состояние здоровья воспитанников, неблагополучные семьи, низкий уро­вень культуры преподавателя и преподавания предмета. Сфе­ра "учение" представлена нами диагностическим, организаци­онным и координационным аспектами:

- диагностика: познавательных интересов, особенностей мышления подростков, памяти, внимания, (привлечение с этой целью школьного психолога), затруднений в учении (беседы с учениками, учителями-предметниками, родителями о пробле­мах в подготовке домашнего задания, о познавательной атмос­фере семьи и интересах ее членов, о наследственных особенно­стях мышления и т. д.);

- организация: мотивационно-познавательной и просвети­тельской деятельности для школьников (экскурсии, "встречи с интересными людьми", дискуссии, познавательные игры, напри­мер "Разнобой", "Брейн-ринг", историческая и литературная игра "Ассоциация", "Научный форум", "Аукцион знаний" и др.), проведение индивидуальных бесед с ребенком (мотивация уче­ния, выявление проблем, помощь в их разрешении, например на заседаниях "Педагогического консилиума"), привлечение учащихся к работе на кафедрах школы или методическом объе­динении учителей-предметников, участию в работе ученичес­кого научного общества, в научно-практических конференций школы, округа, города ("Творчество великих педагогов", "Твор­чество юных" и т. д.), индивидуальной научно-исследовательс­кой работе, практической деятельности по интересующему предмету; координация помощи учителей-предметников (кон­сультации, дополнительные занятия, факультативы);

- координация помощи учителей-предметников (консуль­тации, дополнительные занятия, факультативы), родителей, коллектива учеников (ученики-консультанты), обсуждение воп­росов, направленных на сокращение перегрузок учащихся по предмету, уменьшению объема домашних заданий.

Работа социального педагога в этом направлении подраз­деляется на следующие виды:

1) индивидуальная:

- чтобы помочь ребенку в обучении, педагогу необходимо выяснить его учебные возможности, а именно: особенности мыш­ления, умение выделять главное, самостоятельность; умение рационально планировать свою учебную деятельность; отноше­ние к учению; интересы, склонности; осознание необходимости учебной деятельности; работоспособность;

- необходимо выявить причины отставания в учебе (состо­яние здоровья; отсутствие бытовых условий; пробелы в знани­ях; недостатки преподавания; нет интереса к предмету; отсут­ствие определенных учебных навыков; отсутствие внимания, воли; особенности мышления). Этот материал может предоста­вить школьный психолог. Очень важна здесь беседа с родите­лями, которая поможет объяснить некоторые особенности в ум­ственном развитии ребенка (наследственные признаки, психи­ческая атмосфера в семье и т. д.);

- в личных беседах с учеником, наблюдения за ним на уро­ках и после, социальный педагог выясняет причины отставания в учебе, выясняет, каким образом ему помогают родители, то­варищи, учителя, заставляют ли его делать домашнее задание или он выполняет сам, какая помощь необходима от учителя, каким образом стимулируется успешная учеба дома, на уроках;

- в результате социальный педагог имеет серьезный мате­риал по индивидуальным и учебным возможностям ребенка, что помогает ему создать условия для формирования познаватель­ных интересов и расширения кругозора воспитанника во вне­урочное время;

2) работа с ученическим коллективом:

- организует познавательные беседы и игры (заочные пу­тешествия, викторины и т. д.);

- организует экскурсии — в библиотеку, музеи, театры с последующим обсуждением;

- организует консультативную помощь по предметам нуж­дающимся в ней ученикам;

- проводит диспуты, помогающие развивать диалогичес­кое мышление, нащупывать свой взгляд на мир, выдвигать нео­бычные гипотезы, подкреплять их мыслительными эксперимен­тами;

3) участие в общешкольных делах: социальный педагог по­могает в проведении общешкольных "Олимпиад", конкурсов знатоков, тематических предметных вечеров и др.

Досуг — сфера дополнительного образования и свободного времяпровождения и самоопределения ребенка. От того как ис­пользует это время ребенок, зависит и уровень его духовного, и интеллектуального, и физического, и культурного развития. Словом "досуг" мы обозначаем широкое пространство и время жизнедеятельности школьника за пределами учебной работы. Эту зону ученые часто называют рекреативной, т. е. зоной от­дыха, восстановления духовных и физических сил. Другая ее функция — развитие способностей и интересов. Третья — сво­бодное общение со значимыми для ребенка людьми.

Это направление работы нами представлено в трех ас­пектах:

- диагностика потребностей и интересов ребят в досуговой сфере (какие кружки и секции посещают, соответствуют ли занятия психофизическим, интеллектуальным возможностям ребят, хобби, какая необходима им помощь) путем анкетирова­ния, бесед, наблюдении учащихся, бесед с родителями и руко­водителями кружков, спортивных секций, клубов;

- организация помощи в выборе занятий в сфере дополни­тельного образования, организация деятельности, направлен­ной на развитие культуры проведения досуга, общей культуры личности, на развитие организаторских, коммуникативных спо­собностей;

- просвещение учащихся по организации культурного до­суга как рекреативной и реабилитационной сферы жизнедея­тельности человека, сферы развития кругозора и интересов, выбора профессии.

Благотворное развитие школьника в сфере досуга происхо­дит, если социальный педагог соблюдает следующие правила:

— формы и содержание досуга не навязываются школьни­кам, а добросовестно выбираются ими;

— досуговая деятельность строится на принципе самоуправ­ления, ребята сами выступают организаторами своего досуга;

— разумно чередуются нагрузки и формы организации до­суга (от шумной дискотеки к спокойному общению школьников в кругу).

Работа социального педагога в этом направлении подраз­деляется на следующие виды:

1) индивидуальная:

— чтобы помочь ученикам интересно и разумно организовать свой досуг, необходимо изучить потребности ребят, их интересы; выяснить, в каких кружках и секциях они занимаются; соответ­ствуют ли занятия в кружках, секциях психофизиологическим, физическим, интеллектуальным, коммуникативным возможно­стям ребенка. Информацию о необходимой помощи ребенку со­циальный педагог может получить от родителей (к чему больше склонен ребенок; как проводят свободное время родители и дети; семейное хобби); от руководителя кружка, секции, клуба (воз­можности, успехи, проблемы ребенка); от самого ученика путем индивидуальных бесед, наблюдений на переменах, в классных делах, вне школы, путем тестирования, выявления его интере­сов, желаний и т. д.; от товарищей по классу, друзей;

— выявив индивидуальные интересы ребят, социальный педагог должен помочь ученикам в решении их проблем, в вы­боре кружков, секций, клубов (тем, кто еще нигде не занимает­ся, но хочет);

2) работа с ученическим коллективом:

Социальный педагог строит совместно с детьми деятель­ность по организации досуга таким образом, чтобы она была раз­нообразной и значимой для ребят, направленной на формиро­вание культуры проведения досуга, культуры общения, куль­туры труда путем:

— расширения познавательного и культурного кругозора учащихся (экскурсии, предметные вечера, встречи, диспуты, конкурсы, посещение кино, театров и т. д.);

— участия в общественно значимой деятельности (эколо­гия, охрана памятников и т. д.);

— укрепления здоровья и организации отдыха (спортив­ные праздники, игры, соревнования, туристические походы, эк­скурсии в лес, парк и т. д.);

— укрепления семейных связей (семейные клубы, празд­ники, кружки, семейные беседы, вечера отдыха и т. д.);

— изучения обычаев, обрядов (участие в народных празд­никах, организация кружков народной игрушки, рисунка, тра­диций, историческое краеведение, беседы и т. д.);

— изучения педагогических традиций России, Москвы, го­родов и регионов Российской Федерации;

— участия в национальных государственных праздниках, поисковая работа;

— организации коллективной творческой деятельности (творческие дела, "коммунарские сборы");

— организации добровольной трудовой деятельности с эле­ментами экономической целесообразности, работа в летних тру­довых лагерях и т. д.;

— создания условий для творческой самореализации в орга­низации спортивной, художественной, технической деятельно­сти.

Досуг — важнейшая сфера развития самоуправления де­тей школьного возраста. Социальный педагог создает условия для развития самоуправления, принимает участие в работе ор­ганов самоуправления, тактично направляет работу лидеров, не ущемляет их самостоятельности и активности. Совместно с уче­никами планирует, организует и анализирует коллективную творческую деятельность;

— учитывая, что в досуговой деятельности ярко проявляет­ся индивидуальность, творческие возможности, нравственные качества школьников, социальный педагог внимательно наблю­дает за детьми и использует новые знания о них в воспитатель­ной работе;

— социальный педагог может применять как отдельные формы работы (беседы, просмотр кинофильмов, спектаклей с последующим обсуждением, чтение религиозной литературы как части мировой культуры и т. д.), так и клубную форму, со­четающую синтез различных видов деятельности (например, организация клуба "Милосердие", включающего в свою работу помощь жителям микрорайона, разведка объектов заботы, под­готовка спектаклей, концертов для педагогов-ветеранов и т. д.);

3) участие в общешкольных делах: социальный педагог не изолирует детей от школьной жизни (это может привести к про­явлению группового эгоизма), и поэтому они участвуют в обще­школьных и внешкольных праздниках, трудовых акциях; экс­курсионной, туристической работы. Актив класса работает в содружестве с органами общешкольного самоуправления.

Образ жизни— сфера духовного бытия ребенка, образа его жизни. Естественно, что положение семьи, окружающая ребенка бытовая атмосфера, организация жизни прямо сказываются и на здоровье, и на учении, и на нравственности детей.

Образ жизни школьника не ограничивается домашними условиями. В школе периодически возникают "эпидемии", свя­занные с модой на прически, на стиль одежды и обуви, на ноше­ние украшений, значков (не говоря уже о музыкальных увлече­ниях). Поэтому необходима диагностика индивидуальных осо­бенностей ребенка, его предпочтений в музыке, в стиле одеж­ды, а также организация мероприятий с целью раскрытия ин­дивидуальности ребенка, разрешения его индивидуальных про­блем.

Индивидуализировать деятельность личности педагогу удается как в рамках групповой деятельности, когда социальный педагог в групповом деле подбирает для каждого ученика от­дельные роли, отдельное место, находит специфику участия школьника в данном деле, так и в процессе организации персо­нальной деятельности школьника, соответствующей его инте­ресам, желаниям, способностям.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Как влияет социальная среда на развитие ребенка-инва­лида?

2. Заполните таблицу. Описание технологии консультирования подростка-инвалида

Подготовка к консультиро­ванию

Установление контакта

Исследова­ние ситуа­ции

Постановка цели

Поиск решений

Подведе­ние итогов

3. Опишите организацию деятельности и досуга детей с ог­раниченными возможностями.

4. Перечислите профессиональные качества социального педагога, работающего в реабилитационном учреждении. Есть ли различия в качествах социального педагога, работающего в других учреждениях?

5. Представьте схему обследования ребенка-инвалида.

6. Раскройте сущностное значение понятий "миграция", "мигранты", "маргиналы", "ассимиляция".

7. Обозначьте проблемы, с которыми сталкиваются мигран­ты на новой для них территории.

8. Определите задачи социальной службы по работе с семь­ями мигрантов.

9. Приведите примеры отечественного опыта работы соци­ального педагога с детьми мигрантами.

10. Опишите факторы и симптомы социальной дезадапта­ции.

11. Каковы превентивные меры, предъявляемые к несовер­шеннолетним правонарушителям?

12. Какова социальная ситуация развития дезадаптирован­ного подростка?

13. Какие существуют методики в работе социального пе­дагога с дезадаптированными подростками?

14. Укажите формы и причины формирования девиантного поведения подростка.

15. Причины и последствия подростковой наркомании.

16. Охарактеризуйте педагогические условия девиантного поведения подростков.

115

. 17. В чем заключается педагогическая поддержка и соци­ально-педагогическая поддержка подростка с девиантным по­ведением?

18. Какие проблемы возникают у детей группы "норма"? Расскажите о способах работы с ними.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии.—М., 1993.

2. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. по­собие / Под ред. В.А. Сластенина. — М., 1999.

3. Детская безнадзорность и беспризорность в РФ: состоя­ние, причины, перспективы: сборник научно-методических ма­териалов. — М., 2003.

4. Дронова Е.Н. Консультирование и социально-педагоги­ческая поддержка школьников // Психологическое консульти­рование субъектов образовательного процесса: Материалы ре­гиональной науч.-практич. конференции, 16 мая 2003 г. — Бар­наул, 2003. — С. 28-32.

5. Иванов А.В. Детско-взрослое сообщество культурной сре­ды общеобразовательной школы: Монография. — М., 2005.

6. Иванов А.В. Культурная среда образовательного учреж­дения: Учеб. пособие. — М., 2006.

7. Истомина М.В. Социально-педагогическая поддержка матерей — выпускниц детских домов: Дисс. канд. пед. наук: 13.06.02. —СПб., 2008.

8. Какая миграционная политика нужна России? // Россий­ская Федерация сегодня. — № 11. — 2001. — С. 31-37.

9. Крылова Н.Б. Культурология образования // Новые цен­ности образования. — 2000. — № 10.

10. Курс демографии: Учеб. пособие / А.Я. Боярский, Д.И. За-лентей, А.Г. Вишневский и др.; под ред. проф. А.Я. Боярского. — 3-е изд., доп. и перераб. — М., 1985.

11. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие / Под ред. М. А Галагузовой, Л. В. Мардахаева. — М., 2002.

116

12. Новые ценности образования. — 1996. — Вып. 4: Куль­турная и мультикультурная среда школ.

13. Олиференко Л.Я. и др. Социально-педагогическая под­держка детей группы риска: Учеб. пособие. — М., 2002.

14. Психолого-педагогическая реабилитация детей с огра­ниченными возможностями / Под ред. С.А. Беличевой, В.Н. Рас-кина. —М., 1998.

15. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессив­ного поведения подростков и условия его коррекции. — М., 1996.

16. Семья Г.В. Проблемы и технологии адаптации и социа­лизации выпускников — детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц их числа: Методические материа­лы. — М., 2008.

17. Современная демография / Под ред. А.Я. Кваша и В. А. Ион-цевой. —М., 1995.

18. Соколова Н.А. Социально-педагогическая поддержка самореализации старшеклассников в учреждениях дополни­тельного образования. — Челябинск, 2007.

19. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие. — 7-е изд., перераб. и доп. — М., 2004.

20. Технологии социальной работы по профилактике без­надзорности в учреждениях социального обслуживания семьяи и детей: Науч.-методич. пособие / Под ред. Л.С. Алексеевой. — М., 2001

21. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. — М., 2005.

22. ЩипицынаЛ.М. Психология детей-сирот: Учеб. пособие. — СПб., 2005.

Дополнительная:

1. Алексеева Л.С, Бурмистрова Е.В., Чупракова Н.Н., Ко-солапова Л.А. Формы и методы работы с детьми и родителями в центре социальной помощи семье. — М., 1999.

2. Белинская А.Б. Психолого-педагогическая проблема школьной дезадаптации младших школьников / / Педагогика и психология в образовательной и социальной сферах. — М., 2002. — С. 38-43.

3. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтоге­незе // Вопросы психологии. — 1989. — № 4.

4. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняю­щегося поведения): Учеб. пособие. — 2-е изд., испр. — М., 2004.

5. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие. — М., 2001.

6. Матвеев В.Ф., Лебедева А.В. Особенности дезадаптиро­ванных подростков // Вопросы психологии. — 1984. — № 3.

7. Новые ценности образования. — 1997. — Вып. 7: Куль­турные модели школ.

8. Новые ценности образования. — 2002. — Вып. 11: Куль-туросообразная школа.

9. Новые ценности образования. — 2004. — №3 (18): Школа — культурный центр.

10. Психология детей с отклонениями нарушениями психи­ческого развития / Сост. В.А. Астапова, Ю.В. Микадзе. — СПб., 2001.

11. Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. —• М., 2003.

12. Ярославцева Н.Д. Дошкольник: социальная реабилита­ция. Диагностика жестокого обращения с детьми: Методика ре­абилитации, инструментарий. — М., 1995.

13. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих тер­минов.—СПб., 1999.

Нормативно-правовые документы о мигрантах:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Кодекс Российской Федерации об административных пра­вонарушениях.

3. Федеральный закон "О беженцах" от 19.02.1993 № 4528-1.

4. Федеральный закон "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 № 135-ФЗ.

5. Закон РФ "О вынужденных переселенцах" от 19.02.1993 №4530-1.

6. Указ Президента РФ "О структуре федеральных орга­нов исполнительной власти" от 12.05.2008 № 724.

7. Указ Президента РФ "Вопросы федеральной миграци­онной службы" от 19.07.2004 № 928.

8. Указ Президента РФ "О федеральной миграционной про­грамме" от 09.08.1994 № 1668.

9. Концепция регулирования миграционных процессов в РФ. Одобрена распоряжением Правительства РФ от 01.03.2003 № 256-Р.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4