Тема 3. Развитие дошкольной педагогики в России
Задачи изучения темы:
1.Раскрыть основные направления развития дошкольной педагогики в России в советский период.
2.Раскрыть основные направления научных исследований сотрудников кафедры дошкольной педагогики ПГПУ.
3.Учиться аннотировать научные статьи.
Форма занятия: семинарское занятие.
Формы отчета: конспекты, тезисы сообщений, аннотация на одну статью (по выбору студента), освещающую материалы исследований кафедры дошкольной педагогики ПГПУ.
Вопросы и задания к обсуждению.
1.Выделите основные этапы развития отечественной дошкольной педагогики как науки в 20-21 веке.
2.Укажите основные направления педагогических исследований в области изучения воспитания и обучения детей дошкольного возраста на каждом этапе. Кратко раскройте содержание, результаты и значение этих исследований для развития теории и практики дошкольного образования.
3.Укажите основные направления научных исследований сотрудников кафедры дошкольной педагогики и психологии ПГПУ, раскройте значение этих исследований в решении актуальных проблем современного дошкольного образования.
4.Дайте содержательную характеристику отдельных исследований сотрудников кафедры дошкольной педагогики и психологии ПГПУ (аннотирование статей).
5.Сделайте выводы о результативности научного изучения проблем дошкольного воспитания на этапе 20-21 века. Сформулируйте актуальные проблемы и направления исследований на ближайший период развития отечественной дошкольной педагогики как науки.
Методические рекомендации: к ответу на 1-3, 5 вопросы готовятся все студенты. К ответу по четвертому вопросу каждый студент прорабатывает одну статью (на выбор), отражающую материалы исследований сотрудников кафедры дошкольной педагогики, конспектирует ее и на основе этого пишет аннотацию.
Литература
Основная
Болотова Л.Р. Дошкольная педагогика : учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений / Р. Л. Болотова, Т. С. Комарова, С. П. Баранов.– М.: Культура, 2005.
Дополнительная
Пименова Л.В. Кафедра дошкольной педагогики и психологии сегодня / Л. В. Пименова // Совершенствование качества дошкольного образования в Пермской области: сбор. науч. трудов и матер. пед. опыта / под ред. Л. В. Пименовой.– Пермь, 2001.
Дополнительно рекомендуемая
Запорожец А.В. Основы дошкольной педагогики / А.В. Запорожец, Т.А. Маркова / под ред. А. В. Запорожца.– М.: Просвещение, 1980.– Гл. 1. п. 2, Гл. 11. п 2.
Поддъяков Н.Н., Казарян Л. Педагогика дошкольного детства / Н. Н. Поддъяков, Л. Казарян // Дошкольное воспитание.–1987.– № 11.
Запорожец А.В. Главные направления научных исследований в области педагогики и психологии дошкольного детства / А. В. Запорожец // Общественное дошкольное воспитание на современном этапе / под ред. М. И. Журавлевой.– М., 1981.
Литература для аннотирования:
Проблемы аксиологического подхода в дошкольном образовании: материалы междунар. науч.-практ. конф. г. Пермь, 25-26 мая в 2 ч. Ч. 1. / под ред. Л. В. Коломийченко и др. .– Пермь, 2005.
Статьи Захарищевой М.А., Коломийченко Л.В., Токаевой Т.З., Маланиной М.В. и др.
Совершенствование качества дошкольного образования в Пермской области: сбор. Науч. трудов и матер. пед. опыта.– Пермь, 2001.
Статьи Федотовой А.М., Токаевой Т.Э., Крыловой Н.М., Прозументик О.В., Беклемышевой Н.Ю. и др.
И другая литература по выбору студентов.
Методические рекомендации к составлению аннотаций на научные статьи по проблемам воспитания детей дошкольного возраста
Аннотация – краткая характеристика произведений печати, их совокупности или частей с точки зрения содержания, назначения, формы и других особенностей.
Аннотация предполагает краткое изложение первоисточника. Обычно содержит в себе сведения об авторе, содержании произведения, его актуальности. В аннотации отражаются основные моменты статьи. Аннотация носит рекомендательный или пояснительный характер.
Аннотация составляется с целью ориентации читателя в разнообразии печатного материала. Она должна давать ясные и краткие пояснения и представления о том, следует ли читателю обращаться к знакомству с оригиналом. Если не представляется возможности ознакомиться с первоисточником, то аннотация должна заменить таковой, быть предельно исчерпывающей.
Аннотация по форме должна соответствовать оригиналу и его научно- педагогической значимости.
Оценка (кроме указаний рекомендательного характера: кому может быть адресована или интересна аннотируемый первоисточник) и критика не входят в содержание аннотации.
Пример аннотаций:
Аннотация на статью кандидата педагогических наук, доцента кафедры дошкольной педагогики ПГПУ Л.В. Пименовой «Теоретические аспекты реализации культурно-исторического подхода в процессе совершенствования дошкольного образования» («Психолого-педагогические аспекты совершенствования дошкольного образования». Пермь. 1996. Часть 1).
Статья посвящена актуальной проблеме совершенствования теоретической базы дошкольного воспитания и образования на современном этапе – разработке методологических основ содержания образования детей дошкольного возраста.
Автор статьи с позиций современных подходов к определению целей воспитания определяет сущность и содержание культурно-исторического подхода в образовании детей. Им обозначаются и анализируются важнейшие с современной точки зрения принципы реализации культурно-исторического подхода в образовании и воспитании: принцип соответствия содержания образования культурно-историческим общечеловеческим ценностям, понимания цели воспитания как содействия развитию дошкольника, принцип историзма в содержании образования, принцип соответствия содержания образования , его объема и логики построения основным закономерностям психического развития ребенка, принцип региональности и природосообразности воспитания.
В статье представлен подробный ретроспективный обзор и анализ литературы по освещаемой проблеме.
Статья носит теоретический характер. Она может быть рекомендована научным работникам, студентам педагогических вузов и колледжей, практическим работникам, занимающимся научно-исследовательской деятельностью и практической реализацией культурно-исторического подхода в воспитании и образовании детей.
- Дошкольная педагогика
- Педагогический университет», 2008
- I. Рабочая программа дисциплины
- 1. Цели и задачи изучения дисциплины
- Цель и задачи курса:
- 2.Требования к уровню освоения дисциплины
- 3. Объем дисциплины
- 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы очная форма обучения
- 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы Форма обучения очная
- 4. Содержание курса
- Раздел 1. Общие вопросы дошкольной педагогики
- Тема 1. Дошкольная педагогика как наука о воспитании и образовании ребенка
- Тема 2. Становление и развитие дошкольной педагогики
- Тема 3. Методологические основы дошкольной педагогики
- Тема 4. Ребенок дошкольного возраста как объект изучения
- Раздел 2. Социальные институты воспитания дошкольника
- Тема 5. Семья как первый институт воспитания человека
- Тема 6. Дошкольное образование в системе образования рф
- Раздел 3. Педагогический (образовательный) процесс дошкольного учреждения
- Тема 7. Сущность, значение и содержание педагогического процесса в детском саду
- Тема 8. Взаимодействие педагога и ребенка и педагога в условиях доу
- Раздел 4. Теория и методика воспитания дошкольника в дошкольном образовательном учреждении и семье
- Тема 9. Физическое воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста в детском саду
- Тема 10. Социально-личностное развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста
- Тема 11. Умственное воспитание и обучение детей дошкольного возраста
- Раздел 5. Воспитание и развитие ребенка-дошкольника в разных видах детской деятельности
- Тема 12. Воспитание и развитие дошкольника в художественно-эстетической деятельности
- Тема 13. Воспитание и развитие ребенка в труде
- Тема 14. Воспитание и развитие ребенка в игре
- Раздел 6. Организация образовательного процесса в детском саду
- Тема 15. Организация жизни и деятельности и общения в разных группах детского сада
- Тема 16. Организация предметно-развивающей среды в группах доу
- Тема 17. Планирование и учет воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения
- Раздел 7. Преемственность в воспитании и обучении ребенка: детский сад и школа
- Тема 18. Преемственность в воспитании и обучении человека как закономерность и принцип
- Тема 19. Готовность ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе
- Тема 20. Формирование готовности старшего дошкольника к обучению в школе
- Тема 21. Связь дошкольного учреждения и школы как условие обеспечения преемственности в воспитании и обучении ребенка
- Тема 22. Формы подготовки к школьному обучению детей, не посещающих детский сад (предшкольное образование)
- 5. Темы семинарских занятий
- Раздел 1. Общие вопросы дошкольной педагогики
- Тема 1. Дошкольная педагогика как наука
- Тема 2. Связь дошкольной педагогики с другими науками о человеке. Система педагогических наук
- Тема 3. Развитие дошкольной педагогики в России
- Тема 4. Развитие идей дошкольного воспитания в трудах зарубежных ученых
- Тема 5. Методы педагогического исследования
- Тема 6. Гуманистическое наследие русской педагогики второй половины 19 века
- Тема 7. Особенности и возможности развития ребенка дошкольного возраста
- Раздел 2. Социальные институты воспитания и образования дошкольника
- Тема 8. Воспитание дошкольника в семье
- Тема 9. Сотрудничество дошкольных учреждений и семьи в воспитании детей
- Тема 10. А.П. Усова об особенностях педагогического процесса детского сада
- Тема 11. Концепции воспитания и образования ребенка дошкольного возраста
- Тема 12. Содержание дошкольного образования
- Тема 13. Вариативные программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста
- Тема 14. Парциальные образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений
- Тема 15. Педагог в дошкольном образовательном учреждении
- Тема 16. Ребенок - творец культуры
- Раздел 4. Теория и методика воспитания ребенка в условиях педагогического процесса
- Тема 17. Вариативные подходы в физическом воспитании дошкольников
- Тема 18. Средства физического развития и воспитания детей дошкольного возраста
- Тема 19. Прогулка как средство физического воспитания детей дошкольного возраста
- Тема 20. Защита прав и правовое воспитание дошкольника
- Тема 21. Воспитание основ гуманности у дошкольников
- Тема 22. Воспитание основ коллективизма у дошкольников
- Тема 23. Сенсорное воспитание дошкольников
- Тема 24. Альтернативные системы сенсорного воспитания
- Тема 25. Воспитание познавательных способностей дошкольников
- Тема 26. Актуальные проблемы разработки теоретических и методических основ обучения детей дошкольного возраста в детском саду
- Раздел «Развитие, воспитание и образование ребенка в деятельности»
- Тема 27. Ознакомление детей с природой как средство эстетического воспитания дошкольников
- Тема 28. Ознакомление детей с произведениями искусства как средство эстетического воспитания дошкольников
- Тема 29. Программы детского сада о трудовом воспитании дошкольников («Детство», «Программа воспитания и обучения в детском саду»)
- Тема 30. Содержание и Методика трудового воспитания дошкольников
- Тема 31. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста
- Тема 32. Педагогическая система руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста
- Тема 33. Строительно-конструктивные игры, педагогическая система руководства ими
- Тема 34. Театрализованные игры, педагогическая система руководства ими
- Тема 35. Дидактические игры, педагогическая система руководства ими
- Тема 36. Воспитание дошкольника в игре
- Раздел «Организация педагогического процесса в доу»
- Тема 37. Предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении
- Тема 38. Индивидуализация педагогического процесса в доу
- Тема 39. Педагогические условия успешной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Тема 40. Становление и развитие учебной деятельности дошкольников
- Тема 41. Готовность к школьному обучению
- Тема: 42. Использование активных методов обучения в работе с дошкольниками
- 6. Лабораторный практикум
- 7. Тематика рефератов и методические указания по их выполнению
- 8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 8.1. Список литературы
- 8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины
- 8.3. Методические указания студентам
- II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций
- Сессионный экзамен
- Методическое издание дошкольная педагогика
- Авторы-составители:
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11