Тема 26. Актуальные проблемы разработки теоретических и методических основ обучения детей дошкольного возраста в детском саду
Задачи изучения темы:
1. Раскрыть сущность и содержание понятий «дидактика», «дошкольная дидактика», «дидактическая система», «обучение».
2. Формировать опыт дискуссионного обсуждения проблем современного обучения дошкольников.
3. Развивать профессиональное мышление.
Форма занятия: собеседование по вопросам темы.
Форма отчетности: педагогическое эссе «Обучение дошкольников: вчера, сегодня, завтра».
Вопросы и задания к обсуждению темы:
1. Раскройте содержание понятий «дидактика», «дошкольная дидактика», «обучение».
2. Дайте характеристику традиционных и современных принципов дошкольной дидактик.
3. Раскройте общие задачи обучения детей дошкольного возраста (содержание и преемственность).
4. Дайте анализ современных подходов к пониманию сущности, задач, направлений и организации обучения дошкольников: за и против.
Примечание: вопрос № 4 обсуждается в форме ролевой дискуссии. Для выполнения задания студенты делятся на 4 подгруппы. Первая подгруппа – это «сторонники классического обучения и форм его организации (занятий)», вторая – «противники обучения детей на занятии при помощи репродуктивных методов», третья группа – «инноваторы» (те, кто стремится сохранить в обучении детей лучшие классические традиции и обносить формы и методы реализации задач обучения», четвертая подгруппа – эксперты. Задача студентов, составляющих 4 подгруппу, состоит в том, чтобы следить за точностью использования цитат и идей ученых, внесших вклад в разработку проблем дошкольного обучения, отмечать, насколько аргументировано строят свои доказательства и отстаивают ролевую позицию участники дискуссии, отмечать наиболее оригинальные суждения и разработки. Объединение студентов происходит на основе интереса к той или иной проблеме.
Задача участников игры состоит в защите самой идеи, а не субъективных взглядов на нее. Независимо от собственных взглядов необходимо найти слабые и сильные стороны того или иного подхода, концепции, идеи. Каждая из подгрупп в начале выступления должна представить свой эпиграф, иллюстрирующий основную идею представляемого группой подхода. Поочередно к выступлению приглашаются все участники подгрупп. Регламент высказываний: 2-5 минут. После выступления всех участников группы слушатели могут задать уточняющие вопросы. Общее выступление каждой подгруппы – до 20 минут. Затем организуется обсуждение представленных подходов, в ходе которого каждый студент может высказать свою точку зрения, оспорить то или иное мнение, высказать свою позицию.
В заключительной части дискуссии эксперты дают оценку и характеристику работы и выступления каждой подгруппы (критерии: четкость, ясность, убедительность, аргументированность, иллюстративность и лаконичность выступления).
В конце занятия каждый из участников дискуссии определяет для себя один из представленных подходов и освещает его в мини-эссе по предложенной в задании теме.
Литература
Основная литература
Давидчук А.Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей (3-5 лет).– М., 2000.
Дошкольная педагогика : учебное пособие / под ред. В. И. Логиновой., П. Г. Саморуковой.– М., 1988.– Ч. 2.
Кларина Л.М. Когнитивные устремления дошкольников: принципы построения программ для их развития / Л. М. Кларина // Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду: сб. науч. тр.– Пермь, 1993.
Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание.– 1989.– №5, 9.
Крылова Н.М. Инноватика и обучение дошкольников – неразделимы / Н. М. Крылова // Проблемы изучения и развития личности дошкольника: сб. науч. тр.– Пермь., 1995.
Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития / В.Т. Кудрявцев // Дошкольное воспитание.– 1997.– № 7.
Куликова Т. Обучение дошкольников: мифы, реальность и пути совершенствование / Т. Куликова // Дошкольное воспитание.– 1997.– № 7.
Михайленко Н.Я. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова // Дошкольное воспитание.– 1992.– № 5, 6.
Дополнительная
Аванесова В.Н. Теоретические основы занятий как формы умственного воспитания и обучения / В. Н. Аванесова // Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / под ред. Н. Н. Поддъякова.– М., 1980.
Безруких М. Чему и как учить до школы / М. Безруких // Дошкольное воспитание.– 2002.– № 3.
Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду / Р. С. Буре.– М., 1981.
Богат В.К. К вопросу о ТРИЗовских занятиях / В. К. Богат // Дошкольное воспитание.– 1994.– № 11.
Тихеева Е.И. Дошкольное воспитание и детские сады / Е. И. Тихеева // История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия / Е. И. Тихеева.– М., 1987.
Усова А.П. Обучение в детском саду / под ред. А. В. Запорожца.– М., 1981.
Поддъяков Н.Н. Общие вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста / Н. Н. Поддъяков // Умственное воспитание детей дошкольного возраста / под ред. Н.Н. Поддъякова.– М., 1998.
- Дошкольная педагогика
- Педагогический университет», 2008
- I. Рабочая программа дисциплины
- 1. Цели и задачи изучения дисциплины
- Цель и задачи курса:
- 2.Требования к уровню освоения дисциплины
- 3. Объем дисциплины
- 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы очная форма обучения
- 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы Форма обучения очная
- 4. Содержание курса
- Раздел 1. Общие вопросы дошкольной педагогики
- Тема 1. Дошкольная педагогика как наука о воспитании и образовании ребенка
- Тема 2. Становление и развитие дошкольной педагогики
- Тема 3. Методологические основы дошкольной педагогики
- Тема 4. Ребенок дошкольного возраста как объект изучения
- Раздел 2. Социальные институты воспитания дошкольника
- Тема 5. Семья как первый институт воспитания человека
- Тема 6. Дошкольное образование в системе образования рф
- Раздел 3. Педагогический (образовательный) процесс дошкольного учреждения
- Тема 7. Сущность, значение и содержание педагогического процесса в детском саду
- Тема 8. Взаимодействие педагога и ребенка и педагога в условиях доу
- Раздел 4. Теория и методика воспитания дошкольника в дошкольном образовательном учреждении и семье
- Тема 9. Физическое воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста в детском саду
- Тема 10. Социально-личностное развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста
- Тема 11. Умственное воспитание и обучение детей дошкольного возраста
- Раздел 5. Воспитание и развитие ребенка-дошкольника в разных видах детской деятельности
- Тема 12. Воспитание и развитие дошкольника в художественно-эстетической деятельности
- Тема 13. Воспитание и развитие ребенка в труде
- Тема 14. Воспитание и развитие ребенка в игре
- Раздел 6. Организация образовательного процесса в детском саду
- Тема 15. Организация жизни и деятельности и общения в разных группах детского сада
- Тема 16. Организация предметно-развивающей среды в группах доу
- Тема 17. Планирование и учет воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения
- Раздел 7. Преемственность в воспитании и обучении ребенка: детский сад и школа
- Тема 18. Преемственность в воспитании и обучении человека как закономерность и принцип
- Тема 19. Готовность ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе
- Тема 20. Формирование готовности старшего дошкольника к обучению в школе
- Тема 21. Связь дошкольного учреждения и школы как условие обеспечения преемственности в воспитании и обучении ребенка
- Тема 22. Формы подготовки к школьному обучению детей, не посещающих детский сад (предшкольное образование)
- 5. Темы семинарских занятий
- Раздел 1. Общие вопросы дошкольной педагогики
- Тема 1. Дошкольная педагогика как наука
- Тема 2. Связь дошкольной педагогики с другими науками о человеке. Система педагогических наук
- Тема 3. Развитие дошкольной педагогики в России
- Тема 4. Развитие идей дошкольного воспитания в трудах зарубежных ученых
- Тема 5. Методы педагогического исследования
- Тема 6. Гуманистическое наследие русской педагогики второй половины 19 века
- Тема 7. Особенности и возможности развития ребенка дошкольного возраста
- Раздел 2. Социальные институты воспитания и образования дошкольника
- Тема 8. Воспитание дошкольника в семье
- Тема 9. Сотрудничество дошкольных учреждений и семьи в воспитании детей
- Тема 10. А.П. Усова об особенностях педагогического процесса детского сада
- Тема 11. Концепции воспитания и образования ребенка дошкольного возраста
- Тема 12. Содержание дошкольного образования
- Тема 13. Вариативные программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста
- Тема 14. Парциальные образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений
- Тема 15. Педагог в дошкольном образовательном учреждении
- Тема 16. Ребенок - творец культуры
- Раздел 4. Теория и методика воспитания ребенка в условиях педагогического процесса
- Тема 17. Вариативные подходы в физическом воспитании дошкольников
- Тема 18. Средства физического развития и воспитания детей дошкольного возраста
- Тема 19. Прогулка как средство физического воспитания детей дошкольного возраста
- Тема 20. Защита прав и правовое воспитание дошкольника
- Тема 21. Воспитание основ гуманности у дошкольников
- Тема 22. Воспитание основ коллективизма у дошкольников
- Тема 23. Сенсорное воспитание дошкольников
- Тема 24. Альтернативные системы сенсорного воспитания
- Тема 25. Воспитание познавательных способностей дошкольников
- Тема 26. Актуальные проблемы разработки теоретических и методических основ обучения детей дошкольного возраста в детском саду
- Раздел «Развитие, воспитание и образование ребенка в деятельности»
- Тема 27. Ознакомление детей с природой как средство эстетического воспитания дошкольников
- Тема 28. Ознакомление детей с произведениями искусства как средство эстетического воспитания дошкольников
- Тема 29. Программы детского сада о трудовом воспитании дошкольников («Детство», «Программа воспитания и обучения в детском саду»)
- Тема 30. Содержание и Методика трудового воспитания дошкольников
- Тема 31. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста
- Тема 32. Педагогическая система руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста
- Тема 33. Строительно-конструктивные игры, педагогическая система руководства ими
- Тема 34. Театрализованные игры, педагогическая система руководства ими
- Тема 35. Дидактические игры, педагогическая система руководства ими
- Тема 36. Воспитание дошкольника в игре
- Раздел «Организация педагогического процесса в доу»
- Тема 37. Предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении
- Тема 38. Индивидуализация педагогического процесса в доу
- Тема 39. Педагогические условия успешной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Тема 40. Становление и развитие учебной деятельности дошкольников
- Тема 41. Готовность к школьному обучению
- Тема: 42. Использование активных методов обучения в работе с дошкольниками
- 6. Лабораторный практикум
- 7. Тематика рефератов и методические указания по их выполнению
- 8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 8.1. Список литературы
- 8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины
- 8.3. Методические указания студентам
- II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций
- Сессионный экзамен
- Методическое издание дошкольная педагогика
- Авторы-составители:
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11