Тема 13. Вариативные программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста
Задачи изучения темы:
1. Познакомиться с вариативными программами воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения, их теоретическими и концептуальными основами.
2. Учиться анализировать содержание программ с точки зрения их концептуальных основ, структурного строения, задач и содержания воспитания, обучения и развития дошкольника.
3. Формировать профессиональную позицию по отношению к различным вариантам программ дошкольного воспитания, образования и развития.
4. Вызвать интерес к более детальному знакомству с вариативными программами.
Форма занятия: семинарское.
Форма отчетности: конспекты первоисточников, карта-конспект «Вариативные программы воспитания, обучения и развития дошкольников».
Вопросы для анализа программ:
1. Общая характеристика программных документов (вид, название, авторский коллектив, год издания).
2. Концептуальные основы программы (ведущие научные идеи).
3. Принципы построения программ.
4. Цели и задачи воспитания, обучения и развития, определяемые данными программами.
5. Структура программ.
6. Краткая характеристика содержания программы (на примере одной возрастной группы).
7. Соответствие целей, задач и содержания программ современным тенденциям гуманизации педагогического процесса дошкольного учреждения.
Карта-схема «Вариативные программы воспитания, обучения и развития дошкольников»
Сведения о программе (вид, название, авторский коллектив, год издания) | Теоретические основы программы | Структура программы | Цели и задачи воспитания, обучения и развития дошкольника | Содержание (на примере одной возрастной группы) |
|
|
|
|
|
Методические рекомендации по работе с картой-схемой: на основе заполненной таблицы студент делает сравнительный анализ программ по следующим критериям:
сходство и отличие концептуальных основ программ;
сходство и отличие целей и задач, реализуемых программой;
сходство и отличие структуры программ;
сходство и отличие содержания программ (на примере одной возрастной группы).
Литература
Основная
Ерофеева Т. Образовательная работа дошкольных учреждений в условиях полипрограммности и вариативности / Т. Ерофеева // Дошкольное воспитание.– 2000.– № 7.
Шадриков В. О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и технологий / В. Шадриков // Дошкольное воспитание.– 1998.– № 12.
О новых актуальных программах по дошкольному воспитанию // Дошкольное воспитание.– 2003.– № 1.
Программные документы:
Программа «Развитие».
Программа «Развитие»: основные положения / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева и др. .– М.: Новая школа, 1994.
Дополнительная
Дьяченко О.М. Программа « Развитие» / О. М. Дьяченко // Психологическая наука и образование.– 1996.– № 3.
О всероссийском совещании по программе «Развитие» / Дошкольное воспитание.– 1994.– № 2
Программа « Детство».
Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. / под ред. Т.И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович.– СПб.: Детство-Пресс, 2001.
Крулехт М.В. О программе «Детство» / М. В. Крулехт // Дошкольное воспитание.– 2004.– № 5.
Логинова В.И. Теоретические основы программы воспитания ребенка-дошкольника / В. И. Логинова // Теоретические основы программы воспитания и обучения в детском саду: сб. науч. тр. / под ред. Т. И. Бабаевой.– СПб., 1992.
Программа «Радуга».
Радуга. Программа воспитания образования и развитии детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева и др. / науч. рук. Т. Н. Доронова.– М.: Просвещение, 2004.
Дополнительная
Якобсон С.Г. Программа «Радуга» / С. Г. Якобсон // Психологическая наука и образование.– 1996.– № 3.
Михайленко Н. Новые программы для детского сада // Дошкольное воспитание.– 1995.– № 8.
- Дошкольная педагогика
- Педагогический университет», 2008
- I. Рабочая программа дисциплины
- 1. Цели и задачи изучения дисциплины
- Цель и задачи курса:
- 2.Требования к уровню освоения дисциплины
- 3. Объем дисциплины
- 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы очная форма обучения
- 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы Форма обучения очная
- 4. Содержание курса
- Раздел 1. Общие вопросы дошкольной педагогики
- Тема 1. Дошкольная педагогика как наука о воспитании и образовании ребенка
- Тема 2. Становление и развитие дошкольной педагогики
- Тема 3. Методологические основы дошкольной педагогики
- Тема 4. Ребенок дошкольного возраста как объект изучения
- Раздел 2. Социальные институты воспитания дошкольника
- Тема 5. Семья как первый институт воспитания человека
- Тема 6. Дошкольное образование в системе образования рф
- Раздел 3. Педагогический (образовательный) процесс дошкольного учреждения
- Тема 7. Сущность, значение и содержание педагогического процесса в детском саду
- Тема 8. Взаимодействие педагога и ребенка и педагога в условиях доу
- Раздел 4. Теория и методика воспитания дошкольника в дошкольном образовательном учреждении и семье
- Тема 9. Физическое воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста в детском саду
- Тема 10. Социально-личностное развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста
- Тема 11. Умственное воспитание и обучение детей дошкольного возраста
- Раздел 5. Воспитание и развитие ребенка-дошкольника в разных видах детской деятельности
- Тема 12. Воспитание и развитие дошкольника в художественно-эстетической деятельности
- Тема 13. Воспитание и развитие ребенка в труде
- Тема 14. Воспитание и развитие ребенка в игре
- Раздел 6. Организация образовательного процесса в детском саду
- Тема 15. Организация жизни и деятельности и общения в разных группах детского сада
- Тема 16. Организация предметно-развивающей среды в группах доу
- Тема 17. Планирование и учет воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения
- Раздел 7. Преемственность в воспитании и обучении ребенка: детский сад и школа
- Тема 18. Преемственность в воспитании и обучении человека как закономерность и принцип
- Тема 19. Готовность ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе
- Тема 20. Формирование готовности старшего дошкольника к обучению в школе
- Тема 21. Связь дошкольного учреждения и школы как условие обеспечения преемственности в воспитании и обучении ребенка
- Тема 22. Формы подготовки к школьному обучению детей, не посещающих детский сад (предшкольное образование)
- 5. Темы семинарских занятий
- Раздел 1. Общие вопросы дошкольной педагогики
- Тема 1. Дошкольная педагогика как наука
- Тема 2. Связь дошкольной педагогики с другими науками о человеке. Система педагогических наук
- Тема 3. Развитие дошкольной педагогики в России
- Тема 4. Развитие идей дошкольного воспитания в трудах зарубежных ученых
- Тема 5. Методы педагогического исследования
- Тема 6. Гуманистическое наследие русской педагогики второй половины 19 века
- Тема 7. Особенности и возможности развития ребенка дошкольного возраста
- Раздел 2. Социальные институты воспитания и образования дошкольника
- Тема 8. Воспитание дошкольника в семье
- Тема 9. Сотрудничество дошкольных учреждений и семьи в воспитании детей
- Тема 10. А.П. Усова об особенностях педагогического процесса детского сада
- Тема 11. Концепции воспитания и образования ребенка дошкольного возраста
- Тема 12. Содержание дошкольного образования
- Тема 13. Вариативные программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста
- Тема 14. Парциальные образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений
- Тема 15. Педагог в дошкольном образовательном учреждении
- Тема 16. Ребенок - творец культуры
- Раздел 4. Теория и методика воспитания ребенка в условиях педагогического процесса
- Тема 17. Вариативные подходы в физическом воспитании дошкольников
- Тема 18. Средства физического развития и воспитания детей дошкольного возраста
- Тема 19. Прогулка как средство физического воспитания детей дошкольного возраста
- Тема 20. Защита прав и правовое воспитание дошкольника
- Тема 21. Воспитание основ гуманности у дошкольников
- Тема 22. Воспитание основ коллективизма у дошкольников
- Тема 23. Сенсорное воспитание дошкольников
- Тема 24. Альтернативные системы сенсорного воспитания
- Тема 25. Воспитание познавательных способностей дошкольников
- Тема 26. Актуальные проблемы разработки теоретических и методических основ обучения детей дошкольного возраста в детском саду
- Раздел «Развитие, воспитание и образование ребенка в деятельности»
- Тема 27. Ознакомление детей с природой как средство эстетического воспитания дошкольников
- Тема 28. Ознакомление детей с произведениями искусства как средство эстетического воспитания дошкольников
- Тема 29. Программы детского сада о трудовом воспитании дошкольников («Детство», «Программа воспитания и обучения в детском саду»)
- Тема 30. Содержание и Методика трудового воспитания дошкольников
- Тема 31. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста
- Тема 32. Педагогическая система руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста
- Тема 33. Строительно-конструктивные игры, педагогическая система руководства ими
- Тема 34. Театрализованные игры, педагогическая система руководства ими
- Тема 35. Дидактические игры, педагогическая система руководства ими
- Тема 36. Воспитание дошкольника в игре
- Раздел «Организация педагогического процесса в доу»
- Тема 37. Предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении
- Тема 38. Индивидуализация педагогического процесса в доу
- Тема 39. Педагогические условия успешной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Тема 40. Становление и развитие учебной деятельности дошкольников
- Тема 41. Готовность к школьному обучению
- Тема: 42. Использование активных методов обучения в работе с дошкольниками
- 6. Лабораторный практикум
- 7. Тематика рефератов и методические указания по их выполнению
- 8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 8.1. Список литературы
- 8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины
- 8.3. Методические указания студентам
- II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций
- Сессионный экзамен
- Методическое издание дошкольная педагогика
- Авторы-составители:
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11