logo
Дошкольная педагогика

Тема 30. Содержание и Методика трудового воспитания дошкольников

Задачи изучения темы:

1. Сделать анализ статей, раскрывающих результаты научных исследований по проблеме трудового воспитания.

2. На основе анализа сделать выводы о вкладе исследователей в разработку содержания и методики трудового воспитания детей.

Форма проведения занятия: обсуждение статей.

Форма отчета: конспекты первоисточников с последующим анализом.

Методические рекомендации: к занятию студент прорабатывает не менее трех статей, раскрывающих различные аспекты трудового воспитания.

Примерная схема анализа:

1. Какая проблема решалась в данном исследовании?

2. Что вносит данное исследование в постановку целей и задач трудового воспитания?

3. Как исследование обогащает и уточняет содержание трудового воспитания детей?

4. Что нового вносит исследование в разработку методов и технологии трудового воспитания?

5. Какие формы организации педагогической работы могут быть рекомендованы для применения на практике в детском саду и семье?

6. Что является ценным в данном исследовании и может быть использовано в опыте работы воспитателей и родителей?

Задание: Студенту необходимо познакомиться со статьями Петровского А.В. «Воспитывает не деятельность, а деятельностно-опосредованное общение», Шатовой А. «Вне творческого труда нет созидания», Куликовой Т. «Учите детей трудиться», опубликованные в журнале «Дошкольное воспитание», 2000.–№ 7. На основе анализа разных подходов авторов к пониманию сущности и значения трудового воспитания детей дошкольного возраста в детском саду студент формулирует свою позицию по обсуждаемым в статьях вопросам. В ходе занятия позиции студентов обсуждаются с преподавателем, сокурсниками.

Литература

Основная

Артамонова О. Как подвести детей к понятию «Рукотворный мир» /О. Артамоова // Дошкольное воспитание.– 1997.– № 7.

Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания : учеб. пос. / Р. С. Буре.– СПб.: Детство-Пресс, 2004.

Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика : учеб. пос. для студ. высш.учеб. заведений / Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, С. Т. Комарова.– М.: Академический Проект, 2005.– С. 102-104.

Козлова С.А. Дошкольная педагогика : учеб. пос. для студентов / С. А. Козлова, Т. А. Куликова.– М.: Академия, 1998.– 2002. – С. 179-208.

Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир / М. В. Крулехт.– СПб.: Детство-Пресс, 2002.– С. 59-152.

Дополнительно рекомендуемая

Крулехт М.В. Трудовое обучение как средство формирования знаний о труде и трудовых умений у детей дошкольного возраста / М. В. Крулехт // Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста: сб. науч. тр.– Л.,1987.

Логинова В.И., Мишарина Л.А. Формирование представления о труде взрослых /Логинова В.И. // Дошкольное воспитание.–1978.– № 10.

Крылова Н.М. Роль моделирования в формировании системных знаний о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста / Н. М. Крылова // Умственное воспитание детей в детском саду: сб. науч. тр. .– Л.,1981.

Крылова Н.М. Беседа как оптимальный метод формирования у старших дошкольников понимания общественного значения труда людей / Н. М. Крылова // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении.– сб. науч. тр. .– Пермь., 1987.