Тема 30. Содержание и Методика трудового воспитания дошкольников
Задачи изучения темы:
1. Сделать анализ статей, раскрывающих результаты научных исследований по проблеме трудового воспитания.
2. На основе анализа сделать выводы о вкладе исследователей в разработку содержания и методики трудового воспитания детей.
Форма проведения занятия: обсуждение статей.
Форма отчета: конспекты первоисточников с последующим анализом.
Методические рекомендации: к занятию студент прорабатывает не менее трех статей, раскрывающих различные аспекты трудового воспитания.
Примерная схема анализа:
1. Какая проблема решалась в данном исследовании?
2. Что вносит данное исследование в постановку целей и задач трудового воспитания?
3. Как исследование обогащает и уточняет содержание трудового воспитания детей?
4. Что нового вносит исследование в разработку методов и технологии трудового воспитания?
5. Какие формы организации педагогической работы могут быть рекомендованы для применения на практике в детском саду и семье?
6. Что является ценным в данном исследовании и может быть использовано в опыте работы воспитателей и родителей?
Задание: Студенту необходимо познакомиться со статьями Петровского А.В. «Воспитывает не деятельность, а деятельностно-опосредованное общение», Шатовой А. «Вне творческого труда нет созидания», Куликовой Т. «Учите детей трудиться», опубликованные в журнале «Дошкольное воспитание», 2000.–№ 7. На основе анализа разных подходов авторов к пониманию сущности и значения трудового воспитания детей дошкольного возраста в детском саду студент формулирует свою позицию по обсуждаемым в статьях вопросам. В ходе занятия позиции студентов обсуждаются с преподавателем, сокурсниками.
Литература
Основная
Артамонова О. Как подвести детей к понятию «Рукотворный мир» /О. Артамоова // Дошкольное воспитание.– 1997.– № 7.
Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания : учеб. пос. / Р. С. Буре.– СПб.: Детство-Пресс, 2004.
Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика : учеб. пос. для студ. высш.учеб. заведений / Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, С. Т. Комарова.– М.: Академический Проект, 2005.– С. 102-104.
Козлова С.А. Дошкольная педагогика : учеб. пос. для студентов / С. А. Козлова, Т. А. Куликова.– М.: Академия, 1998.– 2002. – С. 179-208.
Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир / М. В. Крулехт.– СПб.: Детство-Пресс, 2002.– С. 59-152.
Дополнительно рекомендуемая
Крулехт М.В. Трудовое обучение как средство формирования знаний о труде и трудовых умений у детей дошкольного возраста / М. В. Крулехт // Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста: сб. науч. тр.– Л.,1987.
Логинова В.И., Мишарина Л.А. Формирование представления о труде взрослых /Логинова В.И. // Дошкольное воспитание.–1978.– № 10.
Крылова Н.М. Роль моделирования в формировании системных знаний о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста / Н. М. Крылова // Умственное воспитание детей в детском саду: сб. науч. тр. .– Л.,1981.
Крылова Н.М. Беседа как оптимальный метод формирования у старших дошкольников понимания общественного значения труда людей / Н. М. Крылова // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении.– сб. науч. тр. .– Пермь., 1987.
- Дошкольная педагогика
- Педагогический университет», 2008
- I. Рабочая программа дисциплины
- 1. Цели и задачи изучения дисциплины
- Цель и задачи курса:
- 2.Требования к уровню освоения дисциплины
- 3. Объем дисциплины
- 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы очная форма обучения
- 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы Форма обучения очная
- 4. Содержание курса
- Раздел 1. Общие вопросы дошкольной педагогики
- Тема 1. Дошкольная педагогика как наука о воспитании и образовании ребенка
- Тема 2. Становление и развитие дошкольной педагогики
- Тема 3. Методологические основы дошкольной педагогики
- Тема 4. Ребенок дошкольного возраста как объект изучения
- Раздел 2. Социальные институты воспитания дошкольника
- Тема 5. Семья как первый институт воспитания человека
- Тема 6. Дошкольное образование в системе образования рф
- Раздел 3. Педагогический (образовательный) процесс дошкольного учреждения
- Тема 7. Сущность, значение и содержание педагогического процесса в детском саду
- Тема 8. Взаимодействие педагога и ребенка и педагога в условиях доу
- Раздел 4. Теория и методика воспитания дошкольника в дошкольном образовательном учреждении и семье
- Тема 9. Физическое воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста в детском саду
- Тема 10. Социально-личностное развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста
- Тема 11. Умственное воспитание и обучение детей дошкольного возраста
- Раздел 5. Воспитание и развитие ребенка-дошкольника в разных видах детской деятельности
- Тема 12. Воспитание и развитие дошкольника в художественно-эстетической деятельности
- Тема 13. Воспитание и развитие ребенка в труде
- Тема 14. Воспитание и развитие ребенка в игре
- Раздел 6. Организация образовательного процесса в детском саду
- Тема 15. Организация жизни и деятельности и общения в разных группах детского сада
- Тема 16. Организация предметно-развивающей среды в группах доу
- Тема 17. Планирование и учет воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения
- Раздел 7. Преемственность в воспитании и обучении ребенка: детский сад и школа
- Тема 18. Преемственность в воспитании и обучении человека как закономерность и принцип
- Тема 19. Готовность ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе
- Тема 20. Формирование готовности старшего дошкольника к обучению в школе
- Тема 21. Связь дошкольного учреждения и школы как условие обеспечения преемственности в воспитании и обучении ребенка
- Тема 22. Формы подготовки к школьному обучению детей, не посещающих детский сад (предшкольное образование)
- 5. Темы семинарских занятий
- Раздел 1. Общие вопросы дошкольной педагогики
- Тема 1. Дошкольная педагогика как наука
- Тема 2. Связь дошкольной педагогики с другими науками о человеке. Система педагогических наук
- Тема 3. Развитие дошкольной педагогики в России
- Тема 4. Развитие идей дошкольного воспитания в трудах зарубежных ученых
- Тема 5. Методы педагогического исследования
- Тема 6. Гуманистическое наследие русской педагогики второй половины 19 века
- Тема 7. Особенности и возможности развития ребенка дошкольного возраста
- Раздел 2. Социальные институты воспитания и образования дошкольника
- Тема 8. Воспитание дошкольника в семье
- Тема 9. Сотрудничество дошкольных учреждений и семьи в воспитании детей
- Тема 10. А.П. Усова об особенностях педагогического процесса детского сада
- Тема 11. Концепции воспитания и образования ребенка дошкольного возраста
- Тема 12. Содержание дошкольного образования
- Тема 13. Вариативные программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста
- Тема 14. Парциальные образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений
- Тема 15. Педагог в дошкольном образовательном учреждении
- Тема 16. Ребенок - творец культуры
- Раздел 4. Теория и методика воспитания ребенка в условиях педагогического процесса
- Тема 17. Вариативные подходы в физическом воспитании дошкольников
- Тема 18. Средства физического развития и воспитания детей дошкольного возраста
- Тема 19. Прогулка как средство физического воспитания детей дошкольного возраста
- Тема 20. Защита прав и правовое воспитание дошкольника
- Тема 21. Воспитание основ гуманности у дошкольников
- Тема 22. Воспитание основ коллективизма у дошкольников
- Тема 23. Сенсорное воспитание дошкольников
- Тема 24. Альтернативные системы сенсорного воспитания
- Тема 25. Воспитание познавательных способностей дошкольников
- Тема 26. Актуальные проблемы разработки теоретических и методических основ обучения детей дошкольного возраста в детском саду
- Раздел «Развитие, воспитание и образование ребенка в деятельности»
- Тема 27. Ознакомление детей с природой как средство эстетического воспитания дошкольников
- Тема 28. Ознакомление детей с произведениями искусства как средство эстетического воспитания дошкольников
- Тема 29. Программы детского сада о трудовом воспитании дошкольников («Детство», «Программа воспитания и обучения в детском саду»)
- Тема 30. Содержание и Методика трудового воспитания дошкольников
- Тема 31. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста
- Тема 32. Педагогическая система руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста
- Тема 33. Строительно-конструктивные игры, педагогическая система руководства ими
- Тема 34. Театрализованные игры, педагогическая система руководства ими
- Тема 35. Дидактические игры, педагогическая система руководства ими
- Тема 36. Воспитание дошкольника в игре
- Раздел «Организация педагогического процесса в доу»
- Тема 37. Предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении
- Тема 38. Индивидуализация педагогического процесса в доу
- Тема 39. Педагогические условия успешной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Тема 40. Становление и развитие учебной деятельности дошкольников
- Тема 41. Готовность к школьному обучению
- Тема: 42. Использование активных методов обучения в работе с дошкольниками
- 6. Лабораторный практикум
- 7. Тематика рефератов и методические указания по их выполнению
- 8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 8.1. Список литературы
- 8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины
- 8.3. Методические указания студентам
- II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций
- Сессионный экзамен
- Методическое издание дошкольная педагогика
- Авторы-составители:
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11