Тема 11. Умственное воспитание и обучение детей дошкольного возраста
Теоретические основы умственного воспитания. Сущность умственного воспитания. Значение умственного воспитания. Развитие теории и методики умственного воспитания в зарубежной и отечественной педагогике (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, Д. Дьюи, М. Монтессори, О. Декроли, К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, Е.И. Тихеева, А.М. Леушина, П.Г. Саморукова и др.). Современные теории умственного воспитания и развития ребенка (Ж. Пиаже, И. Инельдер, Д. Брунер, П.Я. Гальперин, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер и др.).
Методологические основы умственного воспитания: философская теория познания; признание внутренних когнитивных репрезентативных структур объектов, обладающих всеми признаками системы, в качестве субстрата, носителя умственного развития как саморазвития на основе усвоения культуры человеческого общества; признание деятельности как условия, опосредующего развитие личности ребенка.
Педагогическая система умственного воспитания детей дошкольного возраста в семье и дошкольных учреждениях. Цель умственного воспитания – содействие развитию умственных способностей ребенка с учетом его индивидуальности, подготовка к самостоятельной творческой деятельности. Задачи умственного воспитания: воспитание познавательных потребностей, мотивов, интересов; формирование первоначальных систем знаний об окружающем мире; формирование познавательной деятельности, первоначальных основ культуры умственного труда, развитие речи.
Содержание умственного воспитания.
Сенсорное воспитание как основа умственного воспитания и развития различных видов деятельности ребенка. Значение сенсорной культуры для развития ребенка дошкольного возраста. Альтернативные системы сенсорного воспитания (Ф. Фребель, О. Декроли). Отечественная теория сенсорного воспитания дошкольников (А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков и др.) психологические основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Цель, задачи, содержание, средства и методы сенсорного воспитания, формы его организации и условия в дошкольных учреждениях и в семье.
Сущность и особенности системы умственного воспитания в отечественной дошкольной педагогике (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер, С.Л. Новоселова, Д.Б. Эльконин, Л.А. Парамонова, В.И. Логинова др.). Роль знаний в умственном развитии ребенка, овладении им различными видами деятельности. Содержание знаний о природе, обществе, человеке, рукотворном мире и методы их формирования в детском саду и семье. Формирование способов умственной деятельности и умственных способностей, их роль в умственном развитии детей. Содержание работы и методы формирования способов познавательной деятельности и умственных способностей у дошкольников в детском саду и семье.
Средства умственного воспитания дошкольника. Основные виды деятельности как средства умственного воспитания ребенка: игра, учебно-познавательная, трудовая, конструирование, изобразительная. Детская литература. Дидактические материалы.
Обучение как сторона педагогического процесса в ДОУ и средство умственного воспитания. Разработка вопросов дошкольного обучения в современной отечественной педагогике. Специфика обучения детей дошкольного возраста. Ведущая роль обучения в развитии ребенка (Е.А. Флерина, А.П. Усова, Л.С. Выготский, Н.Н. Поддъяков и др.). Дидактические принципы обучения детей, их психолого-педагогическое обоснование (целенаправленности, систематичности, системности, последовательности, наглядности, практикоориентированности, активности и т.д.) развивающий характер обучения в детском саду. Умственная активность. Овладение общественно-выработанными средствами познания (умственными действиями, знаками, наглядными моделями, обобщенными способами восприятия, планирования и т.д.).
Прямое и опосредованное обучение детей.
Методы умственного воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Понятие метода умственного воспитания, метода обучения.
Понятие метода умственного воспитания. Проблема классификации методов умственного воспитания. Наглядные, словесные, практические методы умственного воспитания дошкольников. Методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности. Методы организации познавательной деятельности. Методы регулирования, контроля и оценки познавательной деятельности. Особенности использования разных методов умственного воспитания и обучения в педагогическом процессе детского сада. Требования к отбору методов, их обусловленность возрастными возможностями и особенностями развития детей дошкольного возраста. Возможности сочетания разных методов при решении задач обучения и воспитания ребенка.
Формы организации педагогической работы по умственному воспитанию детей и обучению детей: занятия, прогулки и экскурсии; дидактические и компьютерные игры; дни творчества. Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, инновационные, дифференцированные, вариативные формы работы с детьми.
Значение систематических занятий для эффективности образовательной работы, развития личности ребенка, воспитания интереса к познанию и учению, самообучению, подготовке к школе. Содержание и виды занятий. Методика проведения занятий (структура разных видов занятий, этапы проведения занятий, последовательность и т.д.)
Организация умственного воспитания и самообучения в свободной и организованной деятельности детей (режимные моменты, свободное экспериментирование, игры, рассматривание книг, участие ребенка в создании и преобразовании развивающей среды, свободная художественно-эстетическая деятельность и т.д.).
Характеристика других организационных форм работы по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста (экскурсии, прогулки, подгрупповая работа, экспериментирование, развивающие и дидактические игры и т.д.). Методика их организации. Связь с занятиями, повседневной деятельностью детей. Современные (инновационные) подходы к организации разных форм обучения дошкольников. Роль развивающей предметной среды в обучении детей, самостоятельной познавательной деятельности и элементов обучения вне занятий.
Условия умственного воспитания: насыщенность жизни детей разнообразными видами деятельности; содержательная связь познавательной и практической деятельности, где ребенок выступает субъектом преобразования объекта; создание развивающей среды; наличие вариативных программ воспитания и обучения; взаимосвязь средств умственного воспитания; обучающая роль взрослого как носителя человеческой культуры; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; своевременность диагностики умственного развития.
Методы диагностики уровня умственного развития и обученности детей. Межиндивидуальные различия умственного развития детей. Пути индивидуально-дифференцированной работы с детьми в процессе умственного воспитания.
Инновационные педагогические системы и технологии умственного воспитания и обучения дошкольника (технология экологического воспитания ребенка (С.Н. Николаева), региональная программа и технология ее реализации «Пермский край – мой Пермский край» (А.М. Федотова), система ТРИЗ, концепция и технология формирования исследовательского поведения ребенка (А.И. Савенков), технология формирования у ребенка целостной картины мира (И.З Куликовская, Р.М. Чумичева, технология личностно-ориентированного обучения Л.М. Клариной, технология целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской деятельности и др.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: умственное воспитание, умственное развитие, ум, интеллект, умственные способности, способы умственной деятельности, знания, умения, навыки, умственная деятельность, познавательная деятельность, методы умственного воспитания, сенсорное воспитание, сенсорные способности.
- Дошкольная педагогика
- Педагогический университет», 2008
- I. Рабочая программа дисциплины
- 1. Цели и задачи изучения дисциплины
- Цель и задачи курса:
- 2.Требования к уровню освоения дисциплины
- 3. Объем дисциплины
- 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы очная форма обучения
- 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы Форма обучения очная
- 4. Содержание курса
- Раздел 1. Общие вопросы дошкольной педагогики
- Тема 1. Дошкольная педагогика как наука о воспитании и образовании ребенка
- Тема 2. Становление и развитие дошкольной педагогики
- Тема 3. Методологические основы дошкольной педагогики
- Тема 4. Ребенок дошкольного возраста как объект изучения
- Раздел 2. Социальные институты воспитания дошкольника
- Тема 5. Семья как первый институт воспитания человека
- Тема 6. Дошкольное образование в системе образования рф
- Раздел 3. Педагогический (образовательный) процесс дошкольного учреждения
- Тема 7. Сущность, значение и содержание педагогического процесса в детском саду
- Тема 8. Взаимодействие педагога и ребенка и педагога в условиях доу
- Раздел 4. Теория и методика воспитания дошкольника в дошкольном образовательном учреждении и семье
- Тема 9. Физическое воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста в детском саду
- Тема 10. Социально-личностное развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста
- Тема 11. Умственное воспитание и обучение детей дошкольного возраста
- Раздел 5. Воспитание и развитие ребенка-дошкольника в разных видах детской деятельности
- Тема 12. Воспитание и развитие дошкольника в художественно-эстетической деятельности
- Тема 13. Воспитание и развитие ребенка в труде
- Тема 14. Воспитание и развитие ребенка в игре
- Раздел 6. Организация образовательного процесса в детском саду
- Тема 15. Организация жизни и деятельности и общения в разных группах детского сада
- Тема 16. Организация предметно-развивающей среды в группах доу
- Тема 17. Планирование и учет воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения
- Раздел 7. Преемственность в воспитании и обучении ребенка: детский сад и школа
- Тема 18. Преемственность в воспитании и обучении человека как закономерность и принцип
- Тема 19. Готовность ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе
- Тема 20. Формирование готовности старшего дошкольника к обучению в школе
- Тема 21. Связь дошкольного учреждения и школы как условие обеспечения преемственности в воспитании и обучении ребенка
- Тема 22. Формы подготовки к школьному обучению детей, не посещающих детский сад (предшкольное образование)
- 5. Темы семинарских занятий
- Раздел 1. Общие вопросы дошкольной педагогики
- Тема 1. Дошкольная педагогика как наука
- Тема 2. Связь дошкольной педагогики с другими науками о человеке. Система педагогических наук
- Тема 3. Развитие дошкольной педагогики в России
- Тема 4. Развитие идей дошкольного воспитания в трудах зарубежных ученых
- Тема 5. Методы педагогического исследования
- Тема 6. Гуманистическое наследие русской педагогики второй половины 19 века
- Тема 7. Особенности и возможности развития ребенка дошкольного возраста
- Раздел 2. Социальные институты воспитания и образования дошкольника
- Тема 8. Воспитание дошкольника в семье
- Тема 9. Сотрудничество дошкольных учреждений и семьи в воспитании детей
- Тема 10. А.П. Усова об особенностях педагогического процесса детского сада
- Тема 11. Концепции воспитания и образования ребенка дошкольного возраста
- Тема 12. Содержание дошкольного образования
- Тема 13. Вариативные программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста
- Тема 14. Парциальные образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений
- Тема 15. Педагог в дошкольном образовательном учреждении
- Тема 16. Ребенок - творец культуры
- Раздел 4. Теория и методика воспитания ребенка в условиях педагогического процесса
- Тема 17. Вариативные подходы в физическом воспитании дошкольников
- Тема 18. Средства физического развития и воспитания детей дошкольного возраста
- Тема 19. Прогулка как средство физического воспитания детей дошкольного возраста
- Тема 20. Защита прав и правовое воспитание дошкольника
- Тема 21. Воспитание основ гуманности у дошкольников
- Тема 22. Воспитание основ коллективизма у дошкольников
- Тема 23. Сенсорное воспитание дошкольников
- Тема 24. Альтернативные системы сенсорного воспитания
- Тема 25. Воспитание познавательных способностей дошкольников
- Тема 26. Актуальные проблемы разработки теоретических и методических основ обучения детей дошкольного возраста в детском саду
- Раздел «Развитие, воспитание и образование ребенка в деятельности»
- Тема 27. Ознакомление детей с природой как средство эстетического воспитания дошкольников
- Тема 28. Ознакомление детей с произведениями искусства как средство эстетического воспитания дошкольников
- Тема 29. Программы детского сада о трудовом воспитании дошкольников («Детство», «Программа воспитания и обучения в детском саду»)
- Тема 30. Содержание и Методика трудового воспитания дошкольников
- Тема 31. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста
- Тема 32. Педагогическая система руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста
- Тема 33. Строительно-конструктивные игры, педагогическая система руководства ими
- Тема 34. Театрализованные игры, педагогическая система руководства ими
- Тема 35. Дидактические игры, педагогическая система руководства ими
- Тема 36. Воспитание дошкольника в игре
- Раздел «Организация педагогического процесса в доу»
- Тема 37. Предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении
- Тема 38. Индивидуализация педагогического процесса в доу
- Тема 39. Педагогические условия успешной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Тема 40. Становление и развитие учебной деятельности дошкольников
- Тема 41. Готовность к школьному обучению
- Тема: 42. Использование активных методов обучения в работе с дошкольниками
- 6. Лабораторный практикум
- 7. Тематика рефератов и методические указания по их выполнению
- 8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 8.1. Список литературы
- 8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины
- 8.3. Методические указания студентам
- II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций
- Сессионный экзамен
- Методическое издание дошкольная педагогика
- Авторы-составители:
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11