logo
Дошкольная педагогика

Тема 37. Предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении

Задачи изучения темы:

1. Раскрыть сущность, значение, содержание, принципы построения развивающей среды ДОУ.

2. Учиться сопоставлять подходы авторов к концептуальному обоснованию и технологии создания развивающей среды в ДОУ.

Форма занятия: семинарская.

Форма отчетности: письменные ответы на вопросы.

Вопросы и задания к изучению темы:

1. Что понимается под средой развития и развивающей средой ДОУ?

2. Какова роль развивающей среды в развитии, обучении и воспитании дошкольника?

3. Какое место занимают требования к развивающей среде в ГОС ДО? Чем это обусловлено?

4. Раскройте концептуальные основы, лежащие в основе рекомендаций к построению развивающей среды Петровского В.А. и др.; Новоселовой С.Л., Поляковой М.Н., в чем их сходство и отличия?

5. Назовите и раскройте содержание принципов построения развивающей среды в ДОУ, предлагаемой авторами концепций. На основе анализа просмотра видеоматериалов о развивающей среде разных ДОУ сделайте выводы о том, насколько созданная в ДОУ среда соответствует принципам ее построения. Приведите примеры разных вариантов реализации принципов построения развивающей среды в разных ДОУ.

6. Какова роль различных специалистов в создании развивающей среды?

7. Разработайте свой проект построения развивающей среды в одной из групп детского сада (на выбор), обоснуйте его, представьте проект в виде чертежа, рисунка, схемы.

Литература

Основная

Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В. А. Петровский, Л. М. Кларина и др. // Дошкольное образование в России: сборник нормативных документов / В. А. Петровский, Л. М. Кларина и др.– М., 1996.

Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: методические рекомендации / С. Л. Новоселова.– М., 1995.

Полякова М.Н. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / М. Н. Полякова // Готовимся к аттестации.– СПб., 1999.

Педагогика: педагогические теории, системы, технологии : учебное пособие / под ред. С. А. Смирнова и др. .– М., 1998.– раздел 5.– Гл. 19.

Рыжова Н. Развивающая среда ДОУ (из опыта работы) / Н. Рыжова.– М., 2002.

Дополнительная

Абузарова Л. Предметно-развивающая среда ДРУ (педагогическая поддержка) / Л. Абузарова // Ребенок в детском саду.– 2004.– № 6.

Воскресенская В. Создаем развивающую среду сами / В. Воскресенская // Дошкольное воспитание.– 2004.– № 1.

Короткова Н. К проблеме подбора оборудования и материалов для детского сада / Н. Короткова // Ребенок в детском саду.– 2004.– № 2.

Лаврентьева Т. Организация предметной среды и позиция воспитателя / Т. Лаврентьева // Дошкольное воспитание.– 1995.– № 5, 6.