logo
Дошкольная педагогика

Тема 6. Гуманистическое наследие русской педагогики второй половины 19 века

Задачи:

1.Раскрыть гуманистический подход к воспитанию ребенка к трудах Водовозовой Н.Н., Каптерева П.Ф., Лесгафта П.Ф, Ушинского К.Д.. и др. педагогов.

2. Учиться анализировать учебный материал.

Форма организации: семинарское занятие.

Форма отчетности: письменные ответы на вопросы и анализ статьи периодики 20 века.

Вопросы для анализа учебного материала:

1.Каковы предпосылки возникновения и этапы становления гуманистической педагогики 19 века?

2.Какие основные направления развития гуманистических идей теории и практики можно выделить в теории и практике образования в России во второй половине 19 века?

3.Какое влияние оказала западноевропейская педагогическая мысль на развитие русской гуманистической педагогики?

4.В чем состоит гуманистическая направленность педагогической деятельности великих русских педагогов Л.Н. Толстого, К.Д, Ушинского, П.Ф. Лесгафта и др.?

5. Имеют ли педагогическое значение труды ученых прошлого сегодня? Почему?

Задание

Сделайте анализ статьи из периодической печати начала 20 века.

«О дурном расположении духа в наставнике»

В деле воспитания учения, как известно, личность воспитателя и учителя играет важную роль. Личность наставника должна быть нравственно высока, безукоризненна; но наставник – человек, и подвержен общечеловеческим слабостям. Бороться с ними, побеждать их – весьма важная задача для наставника. Эта слабость встречается, к сожалению, довольно часто: неумение наставника владеть собою тогда, когда он находится в дурном расположении духа.

Слово есть главное орудие учителя. Поэтому урок, данный в дурном расположении духа, произведет результат отрицательный. Ученики часто получают отвращение к предмету, приправленному таким невкусным преподаванием. В таком состоянии человек, обыкновенно, бывает несправедлив неумерен в своих требованиях.

Для успешного действия на педагогическом поприще одно верное средство: чтобы наставник весело, бодро, с любовью принимался за свое дело, не довольствовался только формальным исполнением своих обязанностей и избегал всегда и везде на служебном поприще опаснейшего и злейшего врага своего – дурного расположения духа.

(«Журнал для воспитания». Руководство для родителей и преподавателей, издаваемое А. Чумиковым.– 1858.– Т. 3.

Вопросы к статье:

  1. Согласны ли вы с позицией автора?

  2. Какой принцип, по мнению автора, должен лежать в основе взаимоотношений педагога с ребенком.