Тема 14. Воспитание и развитие ребенка в игре
Теоретические основы воспитания ребенка в игре. Игра как исторически возникший вид деятельности человека. Место игры в жизни человеческого общества. Функции игры как специфического вида деятельности человека. Место игры в жизни ребенка. Игра ребенка как деятельность социальная по происхождению и своей природе (мотивы, содержание, структура). Активный, творческий характер игровой деятельности ребенка, ее эмоциональная насыщенность, саморегуляция действий и поступков ребенка в игре. Роль игры в развитии субъектной позиции ребенка, овладения им социальным опытом, гармонизации детских взаимоотношений.
Альтернативные подходы к пониманию сущности игры, ее происхождения, необходимости руководства играми детей (К. Гросс, Ф. Бойтендайк, З. Фрейд, В.Г. Плеханов, Д.Б. Эльконин и др.). Становление и развитие теории и методики руководства играми детей в целях их воспитания (Ф. Фребель, О. Декроли, Ж. Пиаже, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Р.И. Жуковская, А.П. Усова, А.И. Сорокина, З.М. Богуславская, Е.И. Удальцова, З.В. Лиштван, А.И. Быкова).
Разработка теории игры и методики руководства ею в детском саду (Е.А. Флерина, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Р.И. Жуковская, Т.А. Маркова, Л.В. Артемова, С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина, Н.Я. Михайленко, Н.М. Крылова и др.). Значение игры в развитии личности ребенка. Игра как средство и метод воспитания. Игра как форма организации жизни и деятельности детей.
Структура детской игры. Наличие цели, мотивов, средств реализации, разных видов действий, результата. Исследование А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина о взаимодействии сюжета, роли, действий, взаимоотношений детей, использовании игрового материала. Роль игрушки в игре ребенка. Возможности использования в детской игре разнообразных игровых материалов (предметы-заместители, схемы, модели и др.).
Проблема классификации игр детей. Виды игр детей: творческие и игры с правилами; игры, возникающие по инициативе ребенка, игры, связанные с исходной инициативой взрослого, народные игры, идущие от исторических традиций этноса. Возможности разных видов игр в решении задач воспитания, обучения, образования и развития ребенка-дошкольника.
Игрушка и ее виды, воспитательно-образовательная ценность.
Творческие игры. Сюжетные ролевые игры как основной вид игр детей дошкольного возраста. Основные факторы возникновения сюжетно-ролевых игр (стремление к активности, удовлетворению потребности в реализации впечатлений, устремлений, самопознанию и самовыражению, самостоятельности, взаимодействию со сверстником). Структура сюжетной ролевой игры. Темы, сюжеты и содержание игр детей. Роль как основная единица игры. Роль и игровой образ. Взаимоотношения детей в сюжетной ролевой игре. Механизмы игры. Способы построения игры. Развитие сюжетной ролевой игры в раннем и дошкольном возрасте.
Педагогическая система руководства сюжетными ролевыми играми детей. Основные направления руководства играми: развитие игры как деятельности ребенка, использование игры как средства воспитания, развитие игры как формы организации жизни и деятельности детей. Основные этапы руководства играми детей: диагностический, подготовительный, обучающий, самостоятельные игры, коррекция и усложнение. Специфика руководства играми на каждом из этапов развития игры. Методика руководства сюжетными ролевыми играми в разных возрастных группах детского сада.
Режиссерские игры. Развитие режиссерской игры как необходимого условия перехода ребенка от сюжетно-отобразительной к сюжетной игре, от индивидуальной – к совместной. Исследования в области развития режиссерской игры (Е.М Гаспарова, Е.Е. Кравцова, С.Л. Новоселова и др.). Общее и отличное в режиссерской и сюжетно-ролевой игре. Изменение содержания режиссерской игры на разных этапах дошкольного детства. Педагогические условия содействия развитию режиссерской игры.
Строительно-конструктивные игры как вид творческих игр детей, их своеобразие, структура. Значение строительно-конструктивных игр в развитии ребенка. Педагогическая система руководства строительно-конструктивными играми в целях развития личности ребенка и детского коллектива. Роль обучения конструированию в развитии строительно-конструктивных игр (З.В. Лиштван, В.Г. Нечаева, Л.А. Парамонова). Взаимосвязь строительно-конструктивной, режиссерской и сюжетно-ролевой игр детей.
Театрализованные игры. Особенности содержания и специфика данного вида игр. Их значение в развитии и воспитании ребенка-дошкольника. Виды театрализованных игр дошкольников. Театрализованные игры как художественная деятельность детей. Условия становления театрализованных игр. Педагогическое руководство театрализованными играми детей (этапы, задачи, методика).
Игры с готовым содержанием и правилами. Дидактические игры, их своеобразие, структура, содержание. Виды дидактических игр, их развивающее значение. Место дидактических игр в педагогическом процессе дошкольного учреждения. Педагогическая система поддержки развития игры дошкольников. Значение, виды, структура, методика организации.
Использование возможностей компьютера в организации детской игры. Компьютерный игровой комплекс в ДОУ. Компьютерные игровые программы для дошкольников.
Развитие детского творчества в игре. Воспитание ребенка-дошкольника средствами разных видов игр.
Современные педагогические технологии педагогического руководства развитием игровой деятельности (Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, Н.М. Крылова и др.)
Методы диагностики уровня развития игровой деятельности детей и развития личности ребенка в игре. Межиндивидуальные различия детей в игровой деятельности. Пути индивидуализации и дифференциации воспитания ребенка в игровой деятельности.
Игровая деятельность ребенка-дошкольника в семье. Руководство играми детей со стороны родителей.
- Дошкольная педагогика
- Педагогический университет», 2008
- I. Рабочая программа дисциплины
- 1. Цели и задачи изучения дисциплины
- Цель и задачи курса:
- 2.Требования к уровню освоения дисциплины
- 3. Объем дисциплины
- 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы очная форма обучения
- 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы Форма обучения очная
- 4. Содержание курса
- Раздел 1. Общие вопросы дошкольной педагогики
- Тема 1. Дошкольная педагогика как наука о воспитании и образовании ребенка
- Тема 2. Становление и развитие дошкольной педагогики
- Тема 3. Методологические основы дошкольной педагогики
- Тема 4. Ребенок дошкольного возраста как объект изучения
- Раздел 2. Социальные институты воспитания дошкольника
- Тема 5. Семья как первый институт воспитания человека
- Тема 6. Дошкольное образование в системе образования рф
- Раздел 3. Педагогический (образовательный) процесс дошкольного учреждения
- Тема 7. Сущность, значение и содержание педагогического процесса в детском саду
- Тема 8. Взаимодействие педагога и ребенка и педагога в условиях доу
- Раздел 4. Теория и методика воспитания дошкольника в дошкольном образовательном учреждении и семье
- Тема 9. Физическое воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста в детском саду
- Тема 10. Социально-личностное развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста
- Тема 11. Умственное воспитание и обучение детей дошкольного возраста
- Раздел 5. Воспитание и развитие ребенка-дошкольника в разных видах детской деятельности
- Тема 12. Воспитание и развитие дошкольника в художественно-эстетической деятельности
- Тема 13. Воспитание и развитие ребенка в труде
- Тема 14. Воспитание и развитие ребенка в игре
- Раздел 6. Организация образовательного процесса в детском саду
- Тема 15. Организация жизни и деятельности и общения в разных группах детского сада
- Тема 16. Организация предметно-развивающей среды в группах доу
- Тема 17. Планирование и учет воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения
- Раздел 7. Преемственность в воспитании и обучении ребенка: детский сад и школа
- Тема 18. Преемственность в воспитании и обучении человека как закономерность и принцип
- Тема 19. Готовность ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе
- Тема 20. Формирование готовности старшего дошкольника к обучению в школе
- Тема 21. Связь дошкольного учреждения и школы как условие обеспечения преемственности в воспитании и обучении ребенка
- Тема 22. Формы подготовки к школьному обучению детей, не посещающих детский сад (предшкольное образование)
- 5. Темы семинарских занятий
- Раздел 1. Общие вопросы дошкольной педагогики
- Тема 1. Дошкольная педагогика как наука
- Тема 2. Связь дошкольной педагогики с другими науками о человеке. Система педагогических наук
- Тема 3. Развитие дошкольной педагогики в России
- Тема 4. Развитие идей дошкольного воспитания в трудах зарубежных ученых
- Тема 5. Методы педагогического исследования
- Тема 6. Гуманистическое наследие русской педагогики второй половины 19 века
- Тема 7. Особенности и возможности развития ребенка дошкольного возраста
- Раздел 2. Социальные институты воспитания и образования дошкольника
- Тема 8. Воспитание дошкольника в семье
- Тема 9. Сотрудничество дошкольных учреждений и семьи в воспитании детей
- Тема 10. А.П. Усова об особенностях педагогического процесса детского сада
- Тема 11. Концепции воспитания и образования ребенка дошкольного возраста
- Тема 12. Содержание дошкольного образования
- Тема 13. Вариативные программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста
- Тема 14. Парциальные образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений
- Тема 15. Педагог в дошкольном образовательном учреждении
- Тема 16. Ребенок - творец культуры
- Раздел 4. Теория и методика воспитания ребенка в условиях педагогического процесса
- Тема 17. Вариативные подходы в физическом воспитании дошкольников
- Тема 18. Средства физического развития и воспитания детей дошкольного возраста
- Тема 19. Прогулка как средство физического воспитания детей дошкольного возраста
- Тема 20. Защита прав и правовое воспитание дошкольника
- Тема 21. Воспитание основ гуманности у дошкольников
- Тема 22. Воспитание основ коллективизма у дошкольников
- Тема 23. Сенсорное воспитание дошкольников
- Тема 24. Альтернативные системы сенсорного воспитания
- Тема 25. Воспитание познавательных способностей дошкольников
- Тема 26. Актуальные проблемы разработки теоретических и методических основ обучения детей дошкольного возраста в детском саду
- Раздел «Развитие, воспитание и образование ребенка в деятельности»
- Тема 27. Ознакомление детей с природой как средство эстетического воспитания дошкольников
- Тема 28. Ознакомление детей с произведениями искусства как средство эстетического воспитания дошкольников
- Тема 29. Программы детского сада о трудовом воспитании дошкольников («Детство», «Программа воспитания и обучения в детском саду»)
- Тема 30. Содержание и Методика трудового воспитания дошкольников
- Тема 31. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста
- Тема 32. Педагогическая система руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста
- Тема 33. Строительно-конструктивные игры, педагогическая система руководства ими
- Тема 34. Театрализованные игры, педагогическая система руководства ими
- Тема 35. Дидактические игры, педагогическая система руководства ими
- Тема 36. Воспитание дошкольника в игре
- Раздел «Организация педагогического процесса в доу»
- Тема 37. Предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении
- Тема 38. Индивидуализация педагогического процесса в доу
- Тема 39. Педагогические условия успешной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Тема 40. Становление и развитие учебной деятельности дошкольников
- Тема 41. Готовность к школьному обучению
- Тема: 42. Использование активных методов обучения в работе с дошкольниками
- 6. Лабораторный практикум
- 7. Тематика рефератов и методические указания по их выполнению
- 8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 8.1. Список литературы
- 8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины
- 8.3. Методические указания студентам
- II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций
- Сессионный экзамен
- Методическое издание дошкольная педагогика
- Авторы-составители:
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11