8.1. Список литературы
Основная
Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика : учебное пособие для студентов высших учебных заведений.– 2-е изд. испр. и доп. / Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, Т.С. Комарова.– М.: Академический проект, Культура, 2005.– 204 с.
Козлова С.А. Дошкольная педагогика : учеб. пос. для студ. сред. пед. учеб. завед. / С. А. Козлова, Т. А. Куликова.– М.: Академия, 1998, 2002.– 432 с.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии : учеб. для студ. высш. и сред. учеб. завед. / С. А. Смиронов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др. / под ред. С. А. Смирнова.– М.: Академия, 1999.– 512 с.
Дополнительная
Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания : учебно-методическое пособие / Р. С. Буре.– СПб.: Детство-пресс, 2004.– 144 с.
Дошкольное образование в России: сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. М.: 1997.– 336 с.
Вальдорфская педагогика: Антология / ред. А. А. Пинский.– М.: Просвещение, 2003. Михайдонко Н.Я. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования : методические рекомендации Мин. Обр. РФ / Н. Я. Михайдонко, Н. А. Коротокова.– М.: Новая школа, 1993.– 30 с.
Защита прав и достоинств маленького ребенка: Координация усилий семьи и детского сада : пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Т. Н. Доронова, А. Е. Жичкова, Л. Г. Голубева и др. .– М.: Просвещение, 2003.
Игра дошкольника / Л. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова и др. / под ред. С. Л. Новоселовой.– М.: Просвещение, 1989.– 286 с.
Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. Педагогическая технология целостного развития ребенка как субъекта деятельности / М. В. Крулехт.– СПб.: Детство-пресс, 2002.– 160 с.
Перспективы развития дошкольного образования (опыт работы): сборник приказов, инструкций министерства образования РФ / под ред. Л. С. Гребнева.– М.: По-Пресс, 2007.
Парамонова Л.А. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. А. Парамонова, Л. Ю. Протасова.– М.: Академия, 2001.– 240 с.
Современные образовательные программы для дошкольных учреждений : учеб. пособие для студентов пед. вузов и колледжей / под ред. Т.И. Ерофеевой.– М.: Академия, 1999.– 344 с.
Поддъяков Н. Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Н. Н. Поддъяков, С. Н. Николаева, Л. А. Парамонова и др. / под ред. Н. Н. Поддъякова, Ф. А. Сохина.– М.: Просвещение, 1988.– 192 с.
Дополнительно рекомендуемая
Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в современной субкультуре / под ред. Д. И. Фельдштейн.– М.: МЭДОК, 2000.– 416 с.
Аванесян И.Д. Творчество и воспитание. Материалы для специалиста образовательного учреждения / И. Д. Аванесян.– СПб.: КАРО, 2004.– 160 с.
Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка / В. Г. Алямовская.– М., 1993.
Бабаева Т.И. У школьного порога / Т. И. Бабаева.– М.: Просвещение, 1993.–128 с.
Буре Р.С. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников : пособие для воспитателей дошкольных учреждений и родителей / Р. С. Буре, М. В. Воробьева, В. Н. Давидович и др. .– М.: Просвещение, 2004 –141 с.
Венгер Л.А. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками / под ред. Л. А. Венгера.– М.: ИНТОР, 1996.– 128 с.
Веракса Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / под ред. О. М. Дъяченко.– М.: ПЕР СЭ.– 144 с.
Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду / под ред. Н. А. Ветлугиной.– М.: Просвещение, 1985.– 207 с.
Воспитание детей дошкольного возраста / Л. Н. Проколиенко, Т. М. Титаренко, С. П. Тищенко и др. / под ред. Л.Н. Проколиенко.– Киев.: Радяньска школа, 1991.– 368 с.
Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников : кн. для воспитателей детского сада / Р. С. Буре, Г. Н. Година и др. / под ред. А. М. Виноградовой.– М.: Просвещение, 1989.– 96 с.
Гуманизация процесса воспитания и развития дошкольника: межвуз. сб. науч. трудов / под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой.– СПб.: Образование, 1994.– 116 с.
Гризик Т.И. Познаю мир: метод. реком. для воспит., работающих по программе «Радуга» / Т. И. Гризик.– М.: Просвещение, 2004.– 160 с.
Давидчук А.Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей / А. Н. Давидчук.– М.: Академия, 2000.
Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан России на 2001-2005 годы» / Г. Н. Данилина.– М: АРКТИ., 2004.– 184 с.
Дошкольная педагогика : учебное пособие в 2 ч. / под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой.– М.: Просвещение, 1988.
Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / О. Л Зверева, А. Н. Ганичева.– М.: Академия, 1999.– 160 с.
Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми / Ю. Ф. Змановский.– М., 1989.
Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика : учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова.– М.: Академия, 2004.– 288 с.
Нисканен Л.Г. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников : учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. Г. Нисканен, О. А. Шаграева, Е. В. Родина и др. / под ред. Л. Г. Нисканен.– М.: Академия, 2002.– 208 с
История дошкольной зарубежной педагогики. Хрестоматия / сост. Н. Б. Мчелидзе, А. А. Лебеденко, Е. А. Гребенщикова.– М.: Просвещение, 1974.
Князева Л.П. Индивидуальный подход к детям в процессе воспитания и обучения в детском саду / Л. П. Князева.– Пермь, 1984.
Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской культуры. Программа : учеб.-метод. пос. / О. Л.Князева, М. Д. Маханева.– СПб.: Детство-Пресс, 1998.– 304 с.
Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка / Я.И. Ковальчук.– М.: Просвещение, 1985.
Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью : учеб. пос. для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова.– М.: Академия, 1998.– 160 с.
Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста / Л. В. Коломийчнко.– Пермь, 2002.
Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание.–1989.– № 5.
Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно- исторический подход.– Дубна, 1997.
Куликовская И.Э Педагогические условия становления целостной картины мира у дошкольников / И. Э Куликовская.– М.: Педагогическое сообщество России, 2002.– 224 с.
Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир.– М.: Педагогическое общество России, 2003.– 80 с.
Нижегородцев Н.В., Шадрикова В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе : пос. для практ. псих., педаг. и родит. / Н. В. Нижегородцев, В. Д. Шадрикова.– М.: Владос, 2002.– 256 с.
Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр / С. Л. Новоселова // Дошкольное воспитание.– 1997.– № 3.
Нравственное воспитание в детском саду. Книга для воспитателей детского сада / под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой.– М.: Просвещение, 1983.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова.– М., 1995.
Оптимизация учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении / под ред. Р. Л. Березиной.– Пермь, 1987.
Парамонова Л.А. Дошкольное и начальное образование за рубежом: история и современность : учебное пособие / Л. А. Парамонова, Е. Ю. Протасова.– М., 2001.
Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. Книга для воспитателя детского сада / С. В. Петерина.– М.: Просвещение, 1986. – 96 с.
Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / под ред. Н. Н. Поддъякова, Н. Я. Михайленко.– М.: Просвещение, 1987.
Проблемы гуманизации воспитательно-образовательной работы в детском саду / под ред. Л. В. Пименовой.– Пермь, 1993.
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : пос. для руководит. и практич. работн. ДОУ.– М.: Аркти, 2004.– 96 с.
Психология воспитания : пос. для метод., воспит. дет. садов и т. д. / А. Д. Грибанова, В. К. Калиненко, Л. М. Кларина / под ред. В. А. Петровского.– М.: Аспект-Пресс, 1995.– 152 с.
Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания /под ред. Л. А. Венгера.– М., 1986.
Савенков А.И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников : учебное пособие / А. И. Савенков.– С-Пб.: Питер, 2004.– 272 с.
Современные образовательные программы для дошкольных учреждений : учеб. пос. для студ. вузов и колледжей / под ред. Т. И. Ерофеевой.– М.: Академия, 1999.– 344 с.
Солодянкина О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста : методическое пособие / О. В. Солодянкина.– М.: АРКТИ, 2006.– 88 с.
Суслова Э.К. Воспитание у детей этики межнационального общения: спецкурс / Э. К. Суслова.– М: А.П.О., 1994.– 80 с.
Теория и методика физического воспитания / под ред. Б. А. Ашмарина.– М.: Просвещение, 1990.
Тимофеева Л.Л. Построение развивающих занятий со старшими дошкольниками (формирование готовности к школьному обучению) : учебное пособие / Л. Л. Тимофеева.– М.: Педагогическое общество России, 2006.– 112 с.
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении Российской Федерации // Дошкольное воспитание.– 1985.– № 10.
Универсальное и национальное в дошкольном детстве: матер. междунар. семинара / под ред. Л.А. Парамоновой.– М., 1994.
Усова А.П. Обучение в детском саду / А. П. Усова.– М.: Просвещение, 1981.– 176 с.
Фуряева Т.В. Сравнительная педагогика детства : учебное пособие / Т. В. Футяева.– Красноярск, 2004.
Художественное творчество и ребенок / под ред. Н. А. Ветлугиной.– М., 1972.
Щетинина А.М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека / А. М. Щетинина // Вопросы психологии.– 1984.– № 3.
Эльконин Д.Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин.– М., 1978.
Эмоциональное развитие дошкольника / под ред. А. Д. Кошелевой.– М.: Просвещение, 1985.
- Дошкольная педагогика
- Педагогический университет», 2008
- I. Рабочая программа дисциплины
- 1. Цели и задачи изучения дисциплины
- Цель и задачи курса:
- 2.Требования к уровню освоения дисциплины
- 3. Объем дисциплины
- 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы очная форма обучения
- 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы Форма обучения очная
- 4. Содержание курса
- Раздел 1. Общие вопросы дошкольной педагогики
- Тема 1. Дошкольная педагогика как наука о воспитании и образовании ребенка
- Тема 2. Становление и развитие дошкольной педагогики
- Тема 3. Методологические основы дошкольной педагогики
- Тема 4. Ребенок дошкольного возраста как объект изучения
- Раздел 2. Социальные институты воспитания дошкольника
- Тема 5. Семья как первый институт воспитания человека
- Тема 6. Дошкольное образование в системе образования рф
- Раздел 3. Педагогический (образовательный) процесс дошкольного учреждения
- Тема 7. Сущность, значение и содержание педагогического процесса в детском саду
- Тема 8. Взаимодействие педагога и ребенка и педагога в условиях доу
- Раздел 4. Теория и методика воспитания дошкольника в дошкольном образовательном учреждении и семье
- Тема 9. Физическое воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста в детском саду
- Тема 10. Социально-личностное развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста
- Тема 11. Умственное воспитание и обучение детей дошкольного возраста
- Раздел 5. Воспитание и развитие ребенка-дошкольника в разных видах детской деятельности
- Тема 12. Воспитание и развитие дошкольника в художественно-эстетической деятельности
- Тема 13. Воспитание и развитие ребенка в труде
- Тема 14. Воспитание и развитие ребенка в игре
- Раздел 6. Организация образовательного процесса в детском саду
- Тема 15. Организация жизни и деятельности и общения в разных группах детского сада
- Тема 16. Организация предметно-развивающей среды в группах доу
- Тема 17. Планирование и учет воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения
- Раздел 7. Преемственность в воспитании и обучении ребенка: детский сад и школа
- Тема 18. Преемственность в воспитании и обучении человека как закономерность и принцип
- Тема 19. Готовность ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе
- Тема 20. Формирование готовности старшего дошкольника к обучению в школе
- Тема 21. Связь дошкольного учреждения и школы как условие обеспечения преемственности в воспитании и обучении ребенка
- Тема 22. Формы подготовки к школьному обучению детей, не посещающих детский сад (предшкольное образование)
- 5. Темы семинарских занятий
- Раздел 1. Общие вопросы дошкольной педагогики
- Тема 1. Дошкольная педагогика как наука
- Тема 2. Связь дошкольной педагогики с другими науками о человеке. Система педагогических наук
- Тема 3. Развитие дошкольной педагогики в России
- Тема 4. Развитие идей дошкольного воспитания в трудах зарубежных ученых
- Тема 5. Методы педагогического исследования
- Тема 6. Гуманистическое наследие русской педагогики второй половины 19 века
- Тема 7. Особенности и возможности развития ребенка дошкольного возраста
- Раздел 2. Социальные институты воспитания и образования дошкольника
- Тема 8. Воспитание дошкольника в семье
- Тема 9. Сотрудничество дошкольных учреждений и семьи в воспитании детей
- Тема 10. А.П. Усова об особенностях педагогического процесса детского сада
- Тема 11. Концепции воспитания и образования ребенка дошкольного возраста
- Тема 12. Содержание дошкольного образования
- Тема 13. Вариативные программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста
- Тема 14. Парциальные образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений
- Тема 15. Педагог в дошкольном образовательном учреждении
- Тема 16. Ребенок - творец культуры
- Раздел 4. Теория и методика воспитания ребенка в условиях педагогического процесса
- Тема 17. Вариативные подходы в физическом воспитании дошкольников
- Тема 18. Средства физического развития и воспитания детей дошкольного возраста
- Тема 19. Прогулка как средство физического воспитания детей дошкольного возраста
- Тема 20. Защита прав и правовое воспитание дошкольника
- Тема 21. Воспитание основ гуманности у дошкольников
- Тема 22. Воспитание основ коллективизма у дошкольников
- Тема 23. Сенсорное воспитание дошкольников
- Тема 24. Альтернативные системы сенсорного воспитания
- Тема 25. Воспитание познавательных способностей дошкольников
- Тема 26. Актуальные проблемы разработки теоретических и методических основ обучения детей дошкольного возраста в детском саду
- Раздел «Развитие, воспитание и образование ребенка в деятельности»
- Тема 27. Ознакомление детей с природой как средство эстетического воспитания дошкольников
- Тема 28. Ознакомление детей с произведениями искусства как средство эстетического воспитания дошкольников
- Тема 29. Программы детского сада о трудовом воспитании дошкольников («Детство», «Программа воспитания и обучения в детском саду»)
- Тема 30. Содержание и Методика трудового воспитания дошкольников
- Тема 31. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста
- Тема 32. Педагогическая система руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста
- Тема 33. Строительно-конструктивные игры, педагогическая система руководства ими
- Тема 34. Театрализованные игры, педагогическая система руководства ими
- Тема 35. Дидактические игры, педагогическая система руководства ими
- Тема 36. Воспитание дошкольника в игре
- Раздел «Организация педагогического процесса в доу»
- Тема 37. Предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении
- Тема 38. Индивидуализация педагогического процесса в доу
- Тема 39. Педагогические условия успешной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Тема 40. Становление и развитие учебной деятельности дошкольников
- Тема 41. Готовность к школьному обучению
- Тема: 42. Использование активных методов обучения в работе с дошкольниками
- 6. Лабораторный практикум
- 7. Тематика рефератов и методические указания по их выполнению
- 8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 8.1. Список литературы
- 8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины
- 8.3. Методические указания студентам
- II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций
- Сессионный экзамен
- Методическое издание дошкольная педагогика
- Авторы-составители:
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11