Тема 9. Сотрудничество дошкольных учреждений и семьи в воспитании детей
Задачи изучения темы:
1.Раскрыть задачи, содержание и формы сотрудничества детского сада и семьи в воспитании детей.
2.Учиться обобщать материал различных источников.
Форма проведения занятия: дискуссия (1 часть занятия), деловая игра (2 часть занятия).
Форма отчета: развернутые планы ответов на вопросы, картотека проработанной литературы.
Вопросы для подготовки к дискуссии:
1.Какие задачи решаются дошкольным учреждением и семьей в процессе сотрудничества?
2.Укажите и охарактеризуйте стадии (этапы) установления взаимодействия детского сада и семьи, предлагаемые разными исследователями (Петровский В.А., Дуброва, Кутузова И. и др.) Сравните подходы исследователей.
3.Раскройте содержание, формы и методы совместной работы детского сада и семьи:
А) индивидуальная работа;
Б) работа с коллективом родителей;
В) педагогическая пропаганда.
4. Составить карту схему «Методы и формы взаимодействия ДОУ и семьи».
Группа методов и форм | Название метода (формы) | Задачи сотрудничества, реализуемые методом (формой) | Структура метода (формы), виды | Особенности и методика проведения |
– методы и формы диагностики семьи и семейного воспитания
– методы и формы установления личностного контакта с семьей
– методы и формы педагогического просвещения
– методы (формы) вовлечения в педпроцесс
– активные методы (формы) и.т.д. |
|
|
|
|
Рекомендации к подготовке и организации дискуссии и деловой игры.
1.Дискуссия проводится по теме «Актуальные проблемы и направления взаимодействия ДОУ и семьи».
Обсуждаемая проблема: Эффективные пути переориентации работы ДОУ с семьей с информативно-просветительского на сотрудническо-деловой подход.
Дискутируемые позиции:
1.Информативно-просветительский подход является единственно эффективным в решении задач взаимодействия ДОУ и семьи и должен быть доминирующим.
2.Информативно-просветительский подход является необходимым, но недостаточным для решения всего спектра задач сотрудничества ДОУ семьи.
3.Информативно-просветительский подход изжил себя и должен быть замещен сотрудническо-деловым.
Каждый студент выбирает одну из предложенных позиций, объединяется в группу с единомышленниками и готовит систему аргументов в пользу данной позиции.
В результате обсуждения на семинарском занятии формулируется общая точка зрения по обсуждаемой проблеме.
Студенты объединяются в три группы, представляющие сотрудников трех детских садов. Каждая из групп готовит выступление по одной из тем:
1.Использование в работе с семьей традиционных методов и форм взаимодействия.
2.Использование в работе с семьей активных методов и форм взаимодействия.
3. Использование методов и форм вовлечения родителей в педагогический процесс ДОУ.
Роли:
заведующая;
заместитель заведующей.
воспитатели (2-3);
родители (2).
Организация игры: каждая из подгрупп делает сообщение по выбранной теме в соответствии с игровой ситуацией и ролями. В сообщении должны найти отражение: сущность и характеристика методов и форм работы с семьей; значение методов и форм для решения задач сотрудничества этих социальных институтов, особенности реализации методов и форм. После презентации сообщений всех трех групп организуется обсуждение, направленное на аргументацию эффективности разных групп методов и форм работы ДОУ с семьей.
Литература
Основная
Арнаутова Е.П. Педагог и семья / Е. П. Арнаутова.– М.: Карапуз, 2000.
Козлова С.А. Дошкольная педагогика : учеб. пособ. для студентов / С. А. Козлова, Т. А. Куликова.– М.: Академия, 1998.– 2002.– С. 361-380.
Дополнительная
Доронова Г. Взаимодействие ДОУ с родителями / Г. Доронова // Дошкольное воспитание.– 2004.– № 7.
Дуброва В.П. Теретико-методические аспекты взаимодействия ДОУ и семьи / В. П. Дуброва.– М., 1997.
Рылеева Е. Учимся сотрудничать с родителями / Е. Рылеева // Дошкольное воспитание.–2004.– № 11.
Литература для подготовки выступлений:
Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей / Е. Арнаутова // Дошкольное воспитание.– 2002.– № 9.
Белоногова Г. Педагогические знания родителям / Г. Белоногова Г, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание.– 2003.– № 6.
Галешникова Т. В содружестве с семьей / Т. Галешникова // Дошкольное воспитание.– 2007.– № 12.
Киселева Г.М. Сотрудничать в интересах ребенка / Г. М. Киселева // Проблемы изучения и развития личности дошкольника: сб. науч. тр. .– Пермь, 1995.
Климантова В.П. Формы работы с семьей по оптимизации общения родителей и детей в условиях детского сада / В.П. Климантова // Проблемы аксиологического подхода в дошкольном образовании: теория и практика: матер. междунар. науч.-практ. конференции / под ред. Л. В. Коломийченко и др. .– Пермь, 2005.– Ч. 1.
Кутузова И. Диалог с семьей / И. Кутузова // Дошкольное воспитание.– 1993.– № 1.
- Дошкольная педагогика
- Педагогический университет», 2008
- I. Рабочая программа дисциплины
- 1. Цели и задачи изучения дисциплины
- Цель и задачи курса:
- 2.Требования к уровню освоения дисциплины
- 3. Объем дисциплины
- 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы очная форма обучения
- 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы Форма обучения очная
- 4. Содержание курса
- Раздел 1. Общие вопросы дошкольной педагогики
- Тема 1. Дошкольная педагогика как наука о воспитании и образовании ребенка
- Тема 2. Становление и развитие дошкольной педагогики
- Тема 3. Методологические основы дошкольной педагогики
- Тема 4. Ребенок дошкольного возраста как объект изучения
- Раздел 2. Социальные институты воспитания дошкольника
- Тема 5. Семья как первый институт воспитания человека
- Тема 6. Дошкольное образование в системе образования рф
- Раздел 3. Педагогический (образовательный) процесс дошкольного учреждения
- Тема 7. Сущность, значение и содержание педагогического процесса в детском саду
- Тема 8. Взаимодействие педагога и ребенка и педагога в условиях доу
- Раздел 4. Теория и методика воспитания дошкольника в дошкольном образовательном учреждении и семье
- Тема 9. Физическое воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста в детском саду
- Тема 10. Социально-личностное развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста
- Тема 11. Умственное воспитание и обучение детей дошкольного возраста
- Раздел 5. Воспитание и развитие ребенка-дошкольника в разных видах детской деятельности
- Тема 12. Воспитание и развитие дошкольника в художественно-эстетической деятельности
- Тема 13. Воспитание и развитие ребенка в труде
- Тема 14. Воспитание и развитие ребенка в игре
- Раздел 6. Организация образовательного процесса в детском саду
- Тема 15. Организация жизни и деятельности и общения в разных группах детского сада
- Тема 16. Организация предметно-развивающей среды в группах доу
- Тема 17. Планирование и учет воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения
- Раздел 7. Преемственность в воспитании и обучении ребенка: детский сад и школа
- Тема 18. Преемственность в воспитании и обучении человека как закономерность и принцип
- Тема 19. Готовность ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе
- Тема 20. Формирование готовности старшего дошкольника к обучению в школе
- Тема 21. Связь дошкольного учреждения и школы как условие обеспечения преемственности в воспитании и обучении ребенка
- Тема 22. Формы подготовки к школьному обучению детей, не посещающих детский сад (предшкольное образование)
- 5. Темы семинарских занятий
- Раздел 1. Общие вопросы дошкольной педагогики
- Тема 1. Дошкольная педагогика как наука
- Тема 2. Связь дошкольной педагогики с другими науками о человеке. Система педагогических наук
- Тема 3. Развитие дошкольной педагогики в России
- Тема 4. Развитие идей дошкольного воспитания в трудах зарубежных ученых
- Тема 5. Методы педагогического исследования
- Тема 6. Гуманистическое наследие русской педагогики второй половины 19 века
- Тема 7. Особенности и возможности развития ребенка дошкольного возраста
- Раздел 2. Социальные институты воспитания и образования дошкольника
- Тема 8. Воспитание дошкольника в семье
- Тема 9. Сотрудничество дошкольных учреждений и семьи в воспитании детей
- Тема 10. А.П. Усова об особенностях педагогического процесса детского сада
- Тема 11. Концепции воспитания и образования ребенка дошкольного возраста
- Тема 12. Содержание дошкольного образования
- Тема 13. Вариативные программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста
- Тема 14. Парциальные образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений
- Тема 15. Педагог в дошкольном образовательном учреждении
- Тема 16. Ребенок - творец культуры
- Раздел 4. Теория и методика воспитания ребенка в условиях педагогического процесса
- Тема 17. Вариативные подходы в физическом воспитании дошкольников
- Тема 18. Средства физического развития и воспитания детей дошкольного возраста
- Тема 19. Прогулка как средство физического воспитания детей дошкольного возраста
- Тема 20. Защита прав и правовое воспитание дошкольника
- Тема 21. Воспитание основ гуманности у дошкольников
- Тема 22. Воспитание основ коллективизма у дошкольников
- Тема 23. Сенсорное воспитание дошкольников
- Тема 24. Альтернативные системы сенсорного воспитания
- Тема 25. Воспитание познавательных способностей дошкольников
- Тема 26. Актуальные проблемы разработки теоретических и методических основ обучения детей дошкольного возраста в детском саду
- Раздел «Развитие, воспитание и образование ребенка в деятельности»
- Тема 27. Ознакомление детей с природой как средство эстетического воспитания дошкольников
- Тема 28. Ознакомление детей с произведениями искусства как средство эстетического воспитания дошкольников
- Тема 29. Программы детского сада о трудовом воспитании дошкольников («Детство», «Программа воспитания и обучения в детском саду»)
- Тема 30. Содержание и Методика трудового воспитания дошкольников
- Тема 31. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста
- Тема 32. Педагогическая система руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста
- Тема 33. Строительно-конструктивные игры, педагогическая система руководства ими
- Тема 34. Театрализованные игры, педагогическая система руководства ими
- Тема 35. Дидактические игры, педагогическая система руководства ими
- Тема 36. Воспитание дошкольника в игре
- Раздел «Организация педагогического процесса в доу»
- Тема 37. Предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении
- Тема 38. Индивидуализация педагогического процесса в доу
- Тема 39. Педагогические условия успешной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Тема 40. Становление и развитие учебной деятельности дошкольников
- Тема 41. Готовность к школьному обучению
- Тема: 42. Использование активных методов обучения в работе с дошкольниками
- 6. Лабораторный практикум
- 7. Тематика рефератов и методические указания по их выполнению
- 8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 8.1. Список литературы
- 8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины
- 8.3. Методические указания студентам
- II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций
- Сессионный экзамен
- Методическое издание дошкольная педагогика
- Авторы-составители:
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11