Тема 23. Сенсорное воспитание дошкольников
Задачи изучения темы:
1. Дать характеристику концептуальных основ отечественной теории и практики сенсорного воспитания.
2. Раскрыть сущность сенсорного воспитания, его значение, цель и задачи и содержание, средства, методы, формы, условия.
Форма проведения занятия: собеседование. Обсуждение практического материала (игры, занятия и др.).
Форма отчета: планы ответов, описания игр, занятия и т.п. по сенсорному воспитанию, карта-конспект «Педагогическая система сенсорного воспитания дошкольников» по одному из видов деятельности (по выбору студентов).
Задания для собеседования:
1. Раскройте содержание понятия сенсорное воспитание.
2. Раскройте значение сенсорного воспитания.
3. Раскройте концептуальные основы теории и практики сенсорного воспитания в отечественных детских садах.
4. Укажите цель и задачи сенсорного воспитания.
5. Дайте характеристику содержания сенсорного воспитания детей-дошкольников.
6. Укажите и охарактеризуйте средства сенсорного воспитания.
7. Раскройте содержание и особенности использования методов сенсорного воспитания.
8. Дайте характеристику формам организации работы по сенсорному воспитанию детей.
9. Дайте характеристику условий сенсорного воспитания дошкольников.
Схема составления карты-конспекта «Педагогическая система сенсорного
воспитания дошкольников»:
Цель и задачи | Содержание | Средства | Методы | Формы | Условия | Результат |
|
|
|
|
|
|
|
Методические рекомендации: ответ на вопросы 1-4 готовят все студенты по учебному пособию, ответы на остальные вопросы готовятся по выбору студентов по одному из видов деятельности (игры, конструирование, изобразительная, трудовая и т.д.). В процессе подготовки к ответу для иллюстрации педагогического процесса сделать запись игры, или занятия, или прогулки и т.п., используя для этого рекомендованную литературу.
Примечание: во второй части занятия проводится «Мозговой штурм» по теме «Использование режимных моментов в педагогическом процессе для решения задач сенсорного воспитания детей дошкольного возраста».
Мозговой штурм – это форма активного обсуждения и продуцирования идей, обеспечивающих возможности эффективного решения какой-либо задачи.
Для проведения «мозгового штурма» студенты делятся на подгруппы (4-5), каждая из которых продумывает, обсуждает и презентует наиболее удачные идеи, обеспечивающие решение поставленной задачи (способы и возможности решения задач сенсорного воспитания детей в процессе умывания, одевания, раздевания, приема пищи, уборки игрушек, прогулки и.д.).
Предлагаемые идеи обсуждаются, анализируются всеми участниками занятия. На основе такого обсуждения делаются выводы об эффективности и целесообразности предложенных подгруппой студентов идей.
Литература
Основная
Болотина Л.Р. и др. Дошкольная педагогика : учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений / Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова.– М.: Академия, 2005.– С. 97-98.
Козлова С.А. Дошкольная педагогика : учеб. пос. для студентов / С.А. Козлова, Т. А. Куликова.– М.: Академия, 1998, 2002.– С. 144-152.
«Развитие». Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений / под ред. О. М. Дьяченко.– М.: Гном-Пресс, 1999. -младшая, средняя, старшая и подготовительная группы. Разделы «Сенсорное воспитание», «Ознакомление с пространственными представлениями».
Дополнительно рекомендуемая
Венгер Л.А. , Пилюгина Э.Г. , Венгер Н.Б. – Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер.– М.: Просвещение, 1988.
Дошкольная педагогика : учеб. пос. для студ. пединститутов в 2 ч. / под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой.– М.: Просвещение, 1988.– Ч.1.– С. 107-117.
Муханова К., Колядина А. Сенсорное развитие дошкольников / К. Муханова А. Колядина // Дошкольное воспитание.– 1994.– № 4, 5.
Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф. А. Сохина.– М.: Просвещение, 1979.– Гл. «Формирование словаря».
Сенсорное воспитание в детском саду / под ред. Н. Н. Поддъякова, В. Н. Аванесовой.– М., 1982. (главы по выбору).
- Дошкольная педагогика
- Педагогический университет», 2008
- I. Рабочая программа дисциплины
- 1. Цели и задачи изучения дисциплины
- Цель и задачи курса:
- 2.Требования к уровню освоения дисциплины
- 3. Объем дисциплины
- 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы очная форма обучения
- 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы Форма обучения очная
- 4. Содержание курса
- Раздел 1. Общие вопросы дошкольной педагогики
- Тема 1. Дошкольная педагогика как наука о воспитании и образовании ребенка
- Тема 2. Становление и развитие дошкольной педагогики
- Тема 3. Методологические основы дошкольной педагогики
- Тема 4. Ребенок дошкольного возраста как объект изучения
- Раздел 2. Социальные институты воспитания дошкольника
- Тема 5. Семья как первый институт воспитания человека
- Тема 6. Дошкольное образование в системе образования рф
- Раздел 3. Педагогический (образовательный) процесс дошкольного учреждения
- Тема 7. Сущность, значение и содержание педагогического процесса в детском саду
- Тема 8. Взаимодействие педагога и ребенка и педагога в условиях доу
- Раздел 4. Теория и методика воспитания дошкольника в дошкольном образовательном учреждении и семье
- Тема 9. Физическое воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста в детском саду
- Тема 10. Социально-личностное развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста
- Тема 11. Умственное воспитание и обучение детей дошкольного возраста
- Раздел 5. Воспитание и развитие ребенка-дошкольника в разных видах детской деятельности
- Тема 12. Воспитание и развитие дошкольника в художественно-эстетической деятельности
- Тема 13. Воспитание и развитие ребенка в труде
- Тема 14. Воспитание и развитие ребенка в игре
- Раздел 6. Организация образовательного процесса в детском саду
- Тема 15. Организация жизни и деятельности и общения в разных группах детского сада
- Тема 16. Организация предметно-развивающей среды в группах доу
- Тема 17. Планирование и учет воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения
- Раздел 7. Преемственность в воспитании и обучении ребенка: детский сад и школа
- Тема 18. Преемственность в воспитании и обучении человека как закономерность и принцип
- Тема 19. Готовность ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе
- Тема 20. Формирование готовности старшего дошкольника к обучению в школе
- Тема 21. Связь дошкольного учреждения и школы как условие обеспечения преемственности в воспитании и обучении ребенка
- Тема 22. Формы подготовки к школьному обучению детей, не посещающих детский сад (предшкольное образование)
- 5. Темы семинарских занятий
- Раздел 1. Общие вопросы дошкольной педагогики
- Тема 1. Дошкольная педагогика как наука
- Тема 2. Связь дошкольной педагогики с другими науками о человеке. Система педагогических наук
- Тема 3. Развитие дошкольной педагогики в России
- Тема 4. Развитие идей дошкольного воспитания в трудах зарубежных ученых
- Тема 5. Методы педагогического исследования
- Тема 6. Гуманистическое наследие русской педагогики второй половины 19 века
- Тема 7. Особенности и возможности развития ребенка дошкольного возраста
- Раздел 2. Социальные институты воспитания и образования дошкольника
- Тема 8. Воспитание дошкольника в семье
- Тема 9. Сотрудничество дошкольных учреждений и семьи в воспитании детей
- Тема 10. А.П. Усова об особенностях педагогического процесса детского сада
- Тема 11. Концепции воспитания и образования ребенка дошкольного возраста
- Тема 12. Содержание дошкольного образования
- Тема 13. Вариативные программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста
- Тема 14. Парциальные образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений
- Тема 15. Педагог в дошкольном образовательном учреждении
- Тема 16. Ребенок - творец культуры
- Раздел 4. Теория и методика воспитания ребенка в условиях педагогического процесса
- Тема 17. Вариативные подходы в физическом воспитании дошкольников
- Тема 18. Средства физического развития и воспитания детей дошкольного возраста
- Тема 19. Прогулка как средство физического воспитания детей дошкольного возраста
- Тема 20. Защита прав и правовое воспитание дошкольника
- Тема 21. Воспитание основ гуманности у дошкольников
- Тема 22. Воспитание основ коллективизма у дошкольников
- Тема 23. Сенсорное воспитание дошкольников
- Тема 24. Альтернативные системы сенсорного воспитания
- Тема 25. Воспитание познавательных способностей дошкольников
- Тема 26. Актуальные проблемы разработки теоретических и методических основ обучения детей дошкольного возраста в детском саду
- Раздел «Развитие, воспитание и образование ребенка в деятельности»
- Тема 27. Ознакомление детей с природой как средство эстетического воспитания дошкольников
- Тема 28. Ознакомление детей с произведениями искусства как средство эстетического воспитания дошкольников
- Тема 29. Программы детского сада о трудовом воспитании дошкольников («Детство», «Программа воспитания и обучения в детском саду»)
- Тема 30. Содержание и Методика трудового воспитания дошкольников
- Тема 31. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста
- Тема 32. Педагогическая система руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста
- Тема 33. Строительно-конструктивные игры, педагогическая система руководства ими
- Тема 34. Театрализованные игры, педагогическая система руководства ими
- Тема 35. Дидактические игры, педагогическая система руководства ими
- Тема 36. Воспитание дошкольника в игре
- Раздел «Организация педагогического процесса в доу»
- Тема 37. Предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении
- Тема 38. Индивидуализация педагогического процесса в доу
- Тема 39. Педагогические условия успешной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Тема 40. Становление и развитие учебной деятельности дошкольников
- Тема 41. Готовность к школьному обучению
- Тема: 42. Использование активных методов обучения в работе с дошкольниками
- 6. Лабораторный практикум
- 7. Тематика рефератов и методические указания по их выполнению
- 8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 8.1. Список литературы
- 8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины
- 8.3. Методические указания студентам
- II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций
- Сессионный экзамен
- Методическое издание дошкольная педагогика
- Авторы-составители:
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11