Тема 7. Особенности и возможности развития ребенка дошкольного возраста
Задачи
Учиться применять знания и развитие ребенка-дошкольника, освоенные в курсе дошкольной педагогики и смежных дисциплин.
Учиться решать педагогические задачи, используя знания о развитии ребенка-дошкольника.
Форма организации: семинарско-практическое задание.
Форма отчетности: заполненная таблица, письменное решение педагогических задач.
Проявления развития | возраст |
Ребенок начинает осознавать себя отдельным человеческим существом, имеющим собственную волю – это проявление…………. | ………………………… |
Процессы приобретают черты произвольности |
|
Ребенок не умеет ставить цель специально запомнить то, что не запоминается само собой |
|
Игра становится групповой, совместной |
|
Речь ребенка становится средством общения и средством выражения мыслей, рассуждений |
|
Ребенок борется за самостоятельность, требует уважительного отношения к себе |
|
Особенность образа «Я» - отношение к своим качествам |
|
Дети стремятся к установлению связей и зависимостей в окружающем мире |
|
Отношения сверстников обостряются, так как каждый ребенок стремится настоять на своем |
|
Приобретает способность воображать на основе словесного описания |
|
Объем внимания не превышает одного объекта |
|
Мышление приобретает наглядно-образный характер |
|
Ребенок много рассуждает |
|
Активно развивается способность к продуктивному целеполаганию |
|
Процессы восприятия отделяются от предметной деятельности |
|
Увеличивается острота зрения и способность цветоразличения |
|
Ребенок приобретает способность к разумному планированию |
|
Период идентификации со взрослым своего пола |
|
Содержание образа «Я» носит субъективный характер |
|
Эмоциональные реакции приобретают стабильность и уравновешенность |
|
Появления «Я» идеального |
|
Уменьшение зависимости внимания от непосредственного интереса к предмету |
|
Появление элементов логического мышления |
|
Решите педагогические задачи и ситуации:
А. Трехлетняя Катюша начала одеваться на прогулку, но, пока выворачивала налицо колготки, кофту, рейтузы, отстала от других детей.
С чем связано такое поведение девочки?
Что должен делать в такой ситуации педагог?
Б. Четырехлетний Кирилл после занятия забыл убрать за собой стульчик. Няня сказала мальчику: «Кирюша, поставь свой стульчик на место».
– А это не мой стульчик! Моего стульчика нет! – заявил он
– Возьми другой, все стульчики одинаковые!– настаивает взрослый, но мальчик упрямится.
Объясните поведение Кирюши.
Как поступить взрослому? Аргументируйте точку зрения.
В. Вадик пришел из детского сада и сообщил: «Мама, нам дали задание сочинить сказку про любое дерево, снежинку, тучку».
Вечером, когда сын уже был в ковати, они вместе придумали сказку: «Жила-была тучка, в ней было много капель. Одна, самая большая, не удержалась и оторвалась от тучки. А так как была зима, то капля превратилась в снежинку по пути на землю. Снежинка кружилась, кружилась в воздухе и, наконец, упала на сидящую собаку. Собака испугалась, соскочила с места и побежала прочь. Снежинка снова полетела вверх. Она опустилась на рукавичку мальчику, который, увидев ее, долго любовался ею, потом дунул на нее, снежинка снова превратилась в капельку…».
На следующий вечер сын сказал матери: «Любовь Александровна сказала, что это не сказка, так в жизни бывает...».
О каком возрасте ребенка идет речь?
Прав ли педагог? Как бы вы поступили на месте мамы?
Г. Когда дети построили постройки из строительного материала, воспитатель похвалил:
– Молодцы. Все были внимательны, не отвлекались, поэтому получились такие красивые постройки. И у Вали, и у Пети.
– А у меня? – послышалось с разных сторон…
– И у тебя крепкий мостик, и у тебя Оленька... – с улыбкой отвечал каждый ребенок.
Определите возраст детей.
Чем вызвана такая реакция на общую похвалу?
Д. В детском саду существует правило: любую вещь после использования надо положить на место. Понимают ли дети, почему воспитатель от них это требует?
Обычно дети на такой вопрос отвечали: «Чтобы красиво было. Так воспитатель велит, чтобы не наказывали. Гости придут, полюбуются порядком».
Детям какого возраста следует обязательно выполнять такое правило? Почему? Какие условия необходимо соблюдать для формирования осознанной привычки?
Литература
Красницкая Г.С. Практикум по дошкольной педагогике : пос. для сред. и высш. пед. учеб. зав. и работников дошк. учреждений / Г. С. Красницкая, Б. Р. Боршанская, Л. А. Ненашева и др.– М.: Академия, 1996.
Якобсон С.Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста.: метод. пос. для восп. детского сада / С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева.– М.: Дрофа, 2006.
- Дошкольная педагогика
- Педагогический университет», 2008
- I. Рабочая программа дисциплины
- 1. Цели и задачи изучения дисциплины
- Цель и задачи курса:
- 2.Требования к уровню освоения дисциплины
- 3. Объем дисциплины
- 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы очная форма обучения
- 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы Форма обучения очная
- 4. Содержание курса
- Раздел 1. Общие вопросы дошкольной педагогики
- Тема 1. Дошкольная педагогика как наука о воспитании и образовании ребенка
- Тема 2. Становление и развитие дошкольной педагогики
- Тема 3. Методологические основы дошкольной педагогики
- Тема 4. Ребенок дошкольного возраста как объект изучения
- Раздел 2. Социальные институты воспитания дошкольника
- Тема 5. Семья как первый институт воспитания человека
- Тема 6. Дошкольное образование в системе образования рф
- Раздел 3. Педагогический (образовательный) процесс дошкольного учреждения
- Тема 7. Сущность, значение и содержание педагогического процесса в детском саду
- Тема 8. Взаимодействие педагога и ребенка и педагога в условиях доу
- Раздел 4. Теория и методика воспитания дошкольника в дошкольном образовательном учреждении и семье
- Тема 9. Физическое воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста в детском саду
- Тема 10. Социально-личностное развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста
- Тема 11. Умственное воспитание и обучение детей дошкольного возраста
- Раздел 5. Воспитание и развитие ребенка-дошкольника в разных видах детской деятельности
- Тема 12. Воспитание и развитие дошкольника в художественно-эстетической деятельности
- Тема 13. Воспитание и развитие ребенка в труде
- Тема 14. Воспитание и развитие ребенка в игре
- Раздел 6. Организация образовательного процесса в детском саду
- Тема 15. Организация жизни и деятельности и общения в разных группах детского сада
- Тема 16. Организация предметно-развивающей среды в группах доу
- Тема 17. Планирование и учет воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения
- Раздел 7. Преемственность в воспитании и обучении ребенка: детский сад и школа
- Тема 18. Преемственность в воспитании и обучении человека как закономерность и принцип
- Тема 19. Готовность ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе
- Тема 20. Формирование готовности старшего дошкольника к обучению в школе
- Тема 21. Связь дошкольного учреждения и школы как условие обеспечения преемственности в воспитании и обучении ребенка
- Тема 22. Формы подготовки к школьному обучению детей, не посещающих детский сад (предшкольное образование)
- 5. Темы семинарских занятий
- Раздел 1. Общие вопросы дошкольной педагогики
- Тема 1. Дошкольная педагогика как наука
- Тема 2. Связь дошкольной педагогики с другими науками о человеке. Система педагогических наук
- Тема 3. Развитие дошкольной педагогики в России
- Тема 4. Развитие идей дошкольного воспитания в трудах зарубежных ученых
- Тема 5. Методы педагогического исследования
- Тема 6. Гуманистическое наследие русской педагогики второй половины 19 века
- Тема 7. Особенности и возможности развития ребенка дошкольного возраста
- Раздел 2. Социальные институты воспитания и образования дошкольника
- Тема 8. Воспитание дошкольника в семье
- Тема 9. Сотрудничество дошкольных учреждений и семьи в воспитании детей
- Тема 10. А.П. Усова об особенностях педагогического процесса детского сада
- Тема 11. Концепции воспитания и образования ребенка дошкольного возраста
- Тема 12. Содержание дошкольного образования
- Тема 13. Вариативные программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста
- Тема 14. Парциальные образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений
- Тема 15. Педагог в дошкольном образовательном учреждении
- Тема 16. Ребенок - творец культуры
- Раздел 4. Теория и методика воспитания ребенка в условиях педагогического процесса
- Тема 17. Вариативные подходы в физическом воспитании дошкольников
- Тема 18. Средства физического развития и воспитания детей дошкольного возраста
- Тема 19. Прогулка как средство физического воспитания детей дошкольного возраста
- Тема 20. Защита прав и правовое воспитание дошкольника
- Тема 21. Воспитание основ гуманности у дошкольников
- Тема 22. Воспитание основ коллективизма у дошкольников
- Тема 23. Сенсорное воспитание дошкольников
- Тема 24. Альтернативные системы сенсорного воспитания
- Тема 25. Воспитание познавательных способностей дошкольников
- Тема 26. Актуальные проблемы разработки теоретических и методических основ обучения детей дошкольного возраста в детском саду
- Раздел «Развитие, воспитание и образование ребенка в деятельности»
- Тема 27. Ознакомление детей с природой как средство эстетического воспитания дошкольников
- Тема 28. Ознакомление детей с произведениями искусства как средство эстетического воспитания дошкольников
- Тема 29. Программы детского сада о трудовом воспитании дошкольников («Детство», «Программа воспитания и обучения в детском саду»)
- Тема 30. Содержание и Методика трудового воспитания дошкольников
- Тема 31. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста
- Тема 32. Педагогическая система руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста
- Тема 33. Строительно-конструктивные игры, педагогическая система руководства ими
- Тема 34. Театрализованные игры, педагогическая система руководства ими
- Тема 35. Дидактические игры, педагогическая система руководства ими
- Тема 36. Воспитание дошкольника в игре
- Раздел «Организация педагогического процесса в доу»
- Тема 37. Предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении
- Тема 38. Индивидуализация педагогического процесса в доу
- Тема 39. Педагогические условия успешной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Тема 40. Становление и развитие учебной деятельности дошкольников
- Тема 41. Готовность к школьному обучению
- Тема: 42. Использование активных методов обучения в работе с дошкольниками
- 6. Лабораторный практикум
- 7. Тематика рефератов и методические указания по их выполнению
- 8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 8.1. Список литературы
- 8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины
- 8.3. Методические указания студентам
- II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций
- Сессионный экзамен
- Методическое издание дошкольная педагогика
- Авторы-составители:
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11