Сессионный экзамен
Дошкольная педагогика как наука. Структура и связь дошкольной педагогики с другими науками. Задачи дошкольной педагогики на современном этапе.
Становление дошкольной педагогики как науки в России и за рубежом.
Дошкольное образование как первое звено системы образования РФ. Нормативно-концептуальная база дошкольного образования в России Состояние, задачи, направления, перспективы развития дошкольного образования в России, в Пермской области на современном этапе.
Развитие дошкольного образования за рубежом.
Семья как социальный институт развития и воспитания ребенка дошкольного возраста. Социально-педагогические условия семейного воспитания.
Сотрудничество ДОУ и семьи в воспитании ребенка дошкольника: модели, задачи, направления, этапы. Методы и формы взаимодействия ДОУ и семьи.
Педагогический процесс в ДОУ: сущность, теоретические основы, особенности, структура, принципы.
Цели, задачи и содержание педагогического процесса в ДОУ. Образовательная программа для ДОУ как содержательная основа образовательного процесса в ДОУ. Вариативные образовательные программы для ДОУ: сравнительная характеристика.
Теоретические основы физического воспитания и развития детей дошкольного возраста. Значение физического воспитания и оздоровления дошкольников в семье и ДОУ. Актуальные проблемы и направления совершенствования физического воспитания в ДОУ.
Цель, задачи и содержание физического воспитания и развития дошкольников в детском саду. Альтернативные программы физического воспитания в ДОУ. Региональные аспекты содержания физического воспитания дошкольников в детском саду.
Средства и методы физического воспитания дошкольников.
Формы организации и условия физического воспитания и развития дошкольников в ДОУ.
Теоретические основы умственного воспитания и развития детей дошкольного возраста в ДОУ и семье. Значение умственного воспитания и познавательного развития дошкольника в семье и ДОУ. Актуальные проблемы и направления совершенствования умственного воспитания в ДОУ.
Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста: теоретические основы и методика реализации задач и содержания сенсорного воспитания и развития ребенка-дошкольника в разных видах детской деятельности.
Цель, задачи и содержание умственного воспитания дошкольников в ДОУ. Вариативные образовательные программы об умственном воспитании и развитии дошкольников («Истоки», «Развитие», «Детство»).
Методика формирования системы знаний об окружающем у детей дошкольного возраста: задачи, содержание, средства, методы и формы организации.
Развитие и воспитание познавательных способностей дошкольников.
Средства и методы умственного воспитания и развития детей в ДОУ и семье.
Методика формирования способов, умений и навыков познавательной деятельности дошкольников.
Теоретические основы эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. Значение эстетического воспитания дошкольников в семье и ДОУ. Актуальные проблемы и направления совершенствования эстетического воспитания в ДОУ.
Вариативные комплексные и парциальные образовательные программы для ДОУ об эстетическом воспитании дошкольников. Связь раздела эстетического воспитания с другими направлениями образовательного процесса в детском саду.
Средства эстетического воспитания детей. Методика их использования (природа, искусство, среда, игра и т.д.). Методы эстетического воспитания дошкольников.
Развитие художественно-творческих способностей дошкольников (теоретические основы, задачи, содержание, методика).
Теоретические основы социально-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста. Значение социально-нравственного воспитания и оздоровления дошкольников в семье и ДОУ. Актуальные проблемы и направления совершенствования социально-нравственного воспитания в ДОУ.
Направления и задачи социально-нравственного воспитания и развития дошкольников. Вариативные комплексные и парциальные образовательные программы о социально-нравственном воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста в детском саду.
Особенности развития, задачи, содержание и методика воспитания у дошкольников гуманности, коллективизма.
Особенности развития, задачи, содержание и методика воспитания у дошкольников основ патриотизма и толерантности, уважительного отношения к другим народам.
Особенности развития, задачи, содержание и методика воспитания у дошкольников дисциплинированности и культуры поведения.
Особенности развития, задачи, содержание и методика формирования у дошкольников коммуникативных умений и навыков.
Задачи, содержание и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью.
Теоретические основы трудового воспитания и развития детей дошкольного возраста. Значение трудового воспитания дошкольников в семье и ДОУ. Актуальные проблемы и направления совершенствования трудового воспитания в ДОУ.
Задачи и содержание трудового воспитания детей в детском саду.
Методика формирования знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста.
Методика формирования опыта трудовой деятельности у детей дошкольного возраста.
Теоретические основы педагогической поддержки развития игры дошкольника. Виды детских игр. Значение игры в развитии ребенка-дошкольника.
Педагогическое руководство (поддержка) развитием сюжетно-ролевой и режиссерской игры детей дошкольного возраста.
Педагогическое руководство (поддержка) развитием игр с правилами у детей дошкольного возраста.
Педагогическое руководство (поддержка) развития игры-драматизации, театрализованной игры и игры-воображения у детей дошкольного возраста.
Развитие ребенка дошкольного возраста в конструктивной деятельности. Детское конструирование как средство обогащения игрового опыта дошкольников.
Дошкольная дидактика как наука об обучении и образовании дошкольника. Актуальные проблемы обучения детей в современном детском саду. Теоретические основы обучения детей дошкольного возраста.
Особенности становления и педагогические условия развития основ учебной деятельности в дошкольном возрасте.
Средства и методы обучения детей дошкольного возраста. Проблемное, проектное, развивающее обучения дошкольников.
Формы организации обучения детей дошкольного возраста. Занятие как форма систематизации познавательного опыта детей. Методика организации и проведения занятий с дошкольниками в детском саду.
Преемственность образования детей дошкольного и младшего школьного возраста в ДОУ и начальной школе: сущность, принципы, направления, содержание, формы реализации.
Виды готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Пути формирования разных видов готовности к школе в детском саду (на занятиях, в игре, труде и т. д.).
Предметная и социальная среда развития ребенка дошкольника в ДОУ. Принципы организации, особенности использования в образовательном процессе.
Принципы организации жизни детей в детском саду. Понятие об адаптации ребенка к условиям ДОУ. Педагогические условия адаптации ребенка к ДОУ. Своеобразие организации жизни, воспитания и обучения детей дошкольного возраста в разных группах ДОУ (по разным образовательным программам).
Планирование образовательного процесса в ДОУ: сущность, значение и принципы. Виды и формы планирования. Технология составления разных видов планов.
Индивидуализация и дифференциация образовательной работы с дошкольниками в ДОУ.
Инновационные процессы в дошкольном образовании. Новые направления дошкольного образования: формирование элементарных естественнонаучных знаний, географических представлений, знакомство с правилами безопасного поведения, экономическое, правовое, половое воспитания и др.: сущность, значение, теоретические основы, особенности методики.
При составлении учебно-методического комплекса использованы пособия:
Нравственно-трудовое воспитание дошкольников : учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Ледовский, В. Д. Калишенко и др. / под ред. С. А. Козловой.– М.: Академия, 2002.– 192 с.
Семинарские, практически и лабораторные занятия по дошкольной педагогике : учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р. С. Буре, С. В. Жундрикова, Т. И. Ерофеева и др. / под ред. Э. К. Сусловой, Л. В. Поздняк.– М.: Академия, 2000.– 272 с.
- Дошкольная педагогика
- Педагогический университет», 2008
- I. Рабочая программа дисциплины
- 1. Цели и задачи изучения дисциплины
- Цель и задачи курса:
- 2.Требования к уровню освоения дисциплины
- 3. Объем дисциплины
- 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы очная форма обучения
- 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы Форма обучения очная
- 4. Содержание курса
- Раздел 1. Общие вопросы дошкольной педагогики
- Тема 1. Дошкольная педагогика как наука о воспитании и образовании ребенка
- Тема 2. Становление и развитие дошкольной педагогики
- Тема 3. Методологические основы дошкольной педагогики
- Тема 4. Ребенок дошкольного возраста как объект изучения
- Раздел 2. Социальные институты воспитания дошкольника
- Тема 5. Семья как первый институт воспитания человека
- Тема 6. Дошкольное образование в системе образования рф
- Раздел 3. Педагогический (образовательный) процесс дошкольного учреждения
- Тема 7. Сущность, значение и содержание педагогического процесса в детском саду
- Тема 8. Взаимодействие педагога и ребенка и педагога в условиях доу
- Раздел 4. Теория и методика воспитания дошкольника в дошкольном образовательном учреждении и семье
- Тема 9. Физическое воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста в детском саду
- Тема 10. Социально-личностное развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста
- Тема 11. Умственное воспитание и обучение детей дошкольного возраста
- Раздел 5. Воспитание и развитие ребенка-дошкольника в разных видах детской деятельности
- Тема 12. Воспитание и развитие дошкольника в художественно-эстетической деятельности
- Тема 13. Воспитание и развитие ребенка в труде
- Тема 14. Воспитание и развитие ребенка в игре
- Раздел 6. Организация образовательного процесса в детском саду
- Тема 15. Организация жизни и деятельности и общения в разных группах детского сада
- Тема 16. Организация предметно-развивающей среды в группах доу
- Тема 17. Планирование и учет воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения
- Раздел 7. Преемственность в воспитании и обучении ребенка: детский сад и школа
- Тема 18. Преемственность в воспитании и обучении человека как закономерность и принцип
- Тема 19. Готовность ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе
- Тема 20. Формирование готовности старшего дошкольника к обучению в школе
- Тема 21. Связь дошкольного учреждения и школы как условие обеспечения преемственности в воспитании и обучении ребенка
- Тема 22. Формы подготовки к школьному обучению детей, не посещающих детский сад (предшкольное образование)
- 5. Темы семинарских занятий
- Раздел 1. Общие вопросы дошкольной педагогики
- Тема 1. Дошкольная педагогика как наука
- Тема 2. Связь дошкольной педагогики с другими науками о человеке. Система педагогических наук
- Тема 3. Развитие дошкольной педагогики в России
- Тема 4. Развитие идей дошкольного воспитания в трудах зарубежных ученых
- Тема 5. Методы педагогического исследования
- Тема 6. Гуманистическое наследие русской педагогики второй половины 19 века
- Тема 7. Особенности и возможности развития ребенка дошкольного возраста
- Раздел 2. Социальные институты воспитания и образования дошкольника
- Тема 8. Воспитание дошкольника в семье
- Тема 9. Сотрудничество дошкольных учреждений и семьи в воспитании детей
- Тема 10. А.П. Усова об особенностях педагогического процесса детского сада
- Тема 11. Концепции воспитания и образования ребенка дошкольного возраста
- Тема 12. Содержание дошкольного образования
- Тема 13. Вариативные программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста
- Тема 14. Парциальные образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений
- Тема 15. Педагог в дошкольном образовательном учреждении
- Тема 16. Ребенок - творец культуры
- Раздел 4. Теория и методика воспитания ребенка в условиях педагогического процесса
- Тема 17. Вариативные подходы в физическом воспитании дошкольников
- Тема 18. Средства физического развития и воспитания детей дошкольного возраста
- Тема 19. Прогулка как средство физического воспитания детей дошкольного возраста
- Тема 20. Защита прав и правовое воспитание дошкольника
- Тема 21. Воспитание основ гуманности у дошкольников
- Тема 22. Воспитание основ коллективизма у дошкольников
- Тема 23. Сенсорное воспитание дошкольников
- Тема 24. Альтернативные системы сенсорного воспитания
- Тема 25. Воспитание познавательных способностей дошкольников
- Тема 26. Актуальные проблемы разработки теоретических и методических основ обучения детей дошкольного возраста в детском саду
- Раздел «Развитие, воспитание и образование ребенка в деятельности»
- Тема 27. Ознакомление детей с природой как средство эстетического воспитания дошкольников
- Тема 28. Ознакомление детей с произведениями искусства как средство эстетического воспитания дошкольников
- Тема 29. Программы детского сада о трудовом воспитании дошкольников («Детство», «Программа воспитания и обучения в детском саду»)
- Тема 30. Содержание и Методика трудового воспитания дошкольников
- Тема 31. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста
- Тема 32. Педагогическая система руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста
- Тема 33. Строительно-конструктивные игры, педагогическая система руководства ими
- Тема 34. Театрализованные игры, педагогическая система руководства ими
- Тема 35. Дидактические игры, педагогическая система руководства ими
- Тема 36. Воспитание дошкольника в игре
- Раздел «Организация педагогического процесса в доу»
- Тема 37. Предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении
- Тема 38. Индивидуализация педагогического процесса в доу
- Тема 39. Педагогические условия успешной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Тема 40. Становление и развитие учебной деятельности дошкольников
- Тема 41. Готовность к школьному обучению
- Тема: 42. Использование активных методов обучения в работе с дошкольниками
- 6. Лабораторный практикум
- 7. Тематика рефератов и методические указания по их выполнению
- 8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 8.1. Список литературы
- 8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины
- 8.3. Методические указания студентам
- II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций
- Сессионный экзамен
- Методическое издание дошкольная педагогика
- Авторы-составители:
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11