logo
Дошкольная педагогика

Тема 5. Семья как первый институт воспитания человека

Понятие семьи. Семья как социокультурная среда развития ребенка. Функции семьи. Забота о детях, их воспитании – важнейшая функция семьи ее право и обязанность.

Роль семьи в воспитании ребенка. Зарубежные и отечественные педагоги о семейном воспитании: Я.М. Коменский, И.Г. Песталоцци, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Е.А. Аркин, А.С. Макаренко, В.А Сухомлинский и др.

Психологические механизмы влияния семьи на развитие личности. Социально-психологические условия воспитания ребенка в семье. Дошкольник как член семейного коллектива. Особенности взаимоотношений детей с разными членами семьи. Роль авторитета родителей. Семейные традиции. Задачи семейного воспитания, направления воспитания ребенка дошкольного возраста в семье (обеспечение, физического, психического и интеллектуального здоровья ребенка, обогащение его духовного мира, этическое и эстетическое развитие и воспитание, развитие потребностей и интересов, формирование начал гражданственности и положительного отношения к труду, развитие основ коммуникативной культуры).

Типы семейного воспитания. Типичные трудности и недостатки семейного воспитания, пути их преодоления. Проблемы семейного воспитания.

Необходимость укрепления семьи и традиций семейного воспитания, охраны материнства и детства, усиления ответственности семьи за воспитание детей на современном этапе развития общества и образования.

Сотрудничество семьи с другими институтами воспитания как условие достижения, положительных результатов развития личности ребенка. Единство целей и задач общественного и семейного воспитания, актуальные проблемы, направления, современные модели сотрудничества ДОУ и семьи. Задачи, содержание, методы и формы сотрудничества семьи и дошкольных учреждений в воспитании детей.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: семья, семейное воспитание, родительский авторитет, сотрудничество.