Тема 12. Воспитание и развитие дошкольника в художественно-эстетической деятельности
Сущность художественно-эстетической деятельности дошкольника, ее своеобразие и возрастные особенности. Содержание понятий эстетическое развитие, художественное воспитание, эстетическая культура. Воспитание как средство формирования у дошкольника опыта художественно-эстетической деятельности и эстетического развития ребенка. Роль обучения в развитии художественно-эстетической деятельности.
Теоретические основы эстетического воспитания. Сущность эстетического воспитания. Значение эстетического воспитания. Развитие теории и методики эстетического воспитания в зарубежной и отечественной педагогике (Д. Рескин, Э. Кук, Д. Селли, Э. Айснер, Д. Макфи, Д. Рид, А. Типпель, С. Френе, Э. Френе, К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский, С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Р. Н. Чумичева, М.В. Грибанова и др.).
Методологические основы эстетического развития и воспитания: понимание как деятельного эстетического отношения к миру как отражения реального мира, как духовно-ценностного отношения к окружающему. Искусство как особая форма отражения и познания действительности. Роль деятельности в эстетическом развитии личности. Эстетическое отношение как система. Понимание эстетического развития личности как процесса саморазвития на основе овладения культурой человечества. Психологические концепции эстетического развития личности (Л.С. Выготский и др.). Признание ведущей роли воспитания в эстетическом развитии личности дошкольника.
Своеобразие эстетического восприятия и переживаний детей дошкольного возраста. Закономерности эстетического развития ребенка. Основные принципы эстетического воспитания: единство эстетического и этического, ведущая роль воспитания в эстетическом развитии детей, комплексное использование разных видов деятельности ребенка, обеспечение эстетики быта и жизни детей, активность детей в творческой деятельности, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Педагогическая система эстетического воспитания детей дошкольного возраста в семье и дошкольных учреждениях. Цель эстетического воспитания – содействие развитию эстетической культуры личности. Задачи эстетического воспитания: развитие эстетического восприятия, эстетических чувств, понятий (категорий), оценок и вкуса; воспитание интереса к искусству; воспитание потребности и умения вносить прекрасное в жизнь; формирование способностей к разнообразным видам художественно – творческой деятельности.
Содержание эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Развитие психических процессов, сенсорной культуры. Освоение эстетических категорий. Овладение знаниями о различных видах искусства. Овладение различными видами художественно-творческой деятельности. Современные образовательные программы для ДОУ об эстетическом воспитании дошкольников.
Средства эстетического воспитания. Эстетика быта. Природа в эстетическом воспитании ребенка. Произведения искусства. Требования к отбору произведений искусства разных жанров и видов для детей дошкольного возраста. Обучение различным видам художественной деятельности. Самостоятельная художественно-творческая деятельность детей.
Методы эстетического воспитания. Понятие метода эстетического воспитания. Методы воспитания эстетической восприимчивости, эстетической отзывчивости, эстетических потребностей и интересов. Методы формирования эстетического сознания: понятий, оценок, вкуса. Методы приобщения к эстетической и художественной деятельности. Методы формирования художественно-творческих способностей. Комплексный подход к отбору средств и методов эстетического воспитания ребенка.
Проблема детского творчества. Развитие у дошкольников творческих способностей. Своеобразие детского творчества. Дискуссионные проблемы развития детского творчества в отечественной педагогике. Методы развития творческих способностей детей.
Виды детской художественной деятельности, формы ее организации.
Формы организации педагогической работы по эстетическому воспитанию в детском саду: экскурсии, прогулки, занятия, встречи с художниками, писателями, композиторами и другими деятелями в области искусства, игры, выставки, кружки, праздники, развлечения, дни творчества.
Условия эстетического воспитания: насыщенность жизни детей эстетическими впечатлениями и искусством, эстетическая культура окружающих людей, комплексное использование средств эстетического воспитания, создание развивающей среды, активная эстетическая и художественная деятельность детей, наличие вариативных программ воспитания и обучения, учет возрастных, индивидуальных возможностей и особенностей детей, своевременность диагностики эстетического развития.
Пути индивидуально-дифференцированной работы с детьми в процессе эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание ребенка-дошкольника в семье: задачи, содержание, средства, методы, формы, условия.
Альтернативные подходы к решению задач эстетического воспитания детей.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: эстетика, эстетическое воспитание, художественное воспитание, эстетическое развитие, искусство, эстетическая культура, эстетический вкус, эстетическое отношение, эстетическая деятельность, метод эстетического воспитания.
Примечание: студенты ОЗО изучают данную тему самостоятельно.
- Дошкольная педагогика
- Педагогический университет», 2008
- I. Рабочая программа дисциплины
- 1. Цели и задачи изучения дисциплины
- Цель и задачи курса:
- 2.Требования к уровню освоения дисциплины
- 3. Объем дисциплины
- 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы очная форма обучения
- 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы Форма обучения очная
- 4. Содержание курса
- Раздел 1. Общие вопросы дошкольной педагогики
- Тема 1. Дошкольная педагогика как наука о воспитании и образовании ребенка
- Тема 2. Становление и развитие дошкольной педагогики
- Тема 3. Методологические основы дошкольной педагогики
- Тема 4. Ребенок дошкольного возраста как объект изучения
- Раздел 2. Социальные институты воспитания дошкольника
- Тема 5. Семья как первый институт воспитания человека
- Тема 6. Дошкольное образование в системе образования рф
- Раздел 3. Педагогический (образовательный) процесс дошкольного учреждения
- Тема 7. Сущность, значение и содержание педагогического процесса в детском саду
- Тема 8. Взаимодействие педагога и ребенка и педагога в условиях доу
- Раздел 4. Теория и методика воспитания дошкольника в дошкольном образовательном учреждении и семье
- Тема 9. Физическое воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста в детском саду
- Тема 10. Социально-личностное развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста
- Тема 11. Умственное воспитание и обучение детей дошкольного возраста
- Раздел 5. Воспитание и развитие ребенка-дошкольника в разных видах детской деятельности
- Тема 12. Воспитание и развитие дошкольника в художественно-эстетической деятельности
- Тема 13. Воспитание и развитие ребенка в труде
- Тема 14. Воспитание и развитие ребенка в игре
- Раздел 6. Организация образовательного процесса в детском саду
- Тема 15. Организация жизни и деятельности и общения в разных группах детского сада
- Тема 16. Организация предметно-развивающей среды в группах доу
- Тема 17. Планирование и учет воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения
- Раздел 7. Преемственность в воспитании и обучении ребенка: детский сад и школа
- Тема 18. Преемственность в воспитании и обучении человека как закономерность и принцип
- Тема 19. Готовность ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе
- Тема 20. Формирование готовности старшего дошкольника к обучению в школе
- Тема 21. Связь дошкольного учреждения и школы как условие обеспечения преемственности в воспитании и обучении ребенка
- Тема 22. Формы подготовки к школьному обучению детей, не посещающих детский сад (предшкольное образование)
- 5. Темы семинарских занятий
- Раздел 1. Общие вопросы дошкольной педагогики
- Тема 1. Дошкольная педагогика как наука
- Тема 2. Связь дошкольной педагогики с другими науками о человеке. Система педагогических наук
- Тема 3. Развитие дошкольной педагогики в России
- Тема 4. Развитие идей дошкольного воспитания в трудах зарубежных ученых
- Тема 5. Методы педагогического исследования
- Тема 6. Гуманистическое наследие русской педагогики второй половины 19 века
- Тема 7. Особенности и возможности развития ребенка дошкольного возраста
- Раздел 2. Социальные институты воспитания и образования дошкольника
- Тема 8. Воспитание дошкольника в семье
- Тема 9. Сотрудничество дошкольных учреждений и семьи в воспитании детей
- Тема 10. А.П. Усова об особенностях педагогического процесса детского сада
- Тема 11. Концепции воспитания и образования ребенка дошкольного возраста
- Тема 12. Содержание дошкольного образования
- Тема 13. Вариативные программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста
- Тема 14. Парциальные образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений
- Тема 15. Педагог в дошкольном образовательном учреждении
- Тема 16. Ребенок - творец культуры
- Раздел 4. Теория и методика воспитания ребенка в условиях педагогического процесса
- Тема 17. Вариативные подходы в физическом воспитании дошкольников
- Тема 18. Средства физического развития и воспитания детей дошкольного возраста
- Тема 19. Прогулка как средство физического воспитания детей дошкольного возраста
- Тема 20. Защита прав и правовое воспитание дошкольника
- Тема 21. Воспитание основ гуманности у дошкольников
- Тема 22. Воспитание основ коллективизма у дошкольников
- Тема 23. Сенсорное воспитание дошкольников
- Тема 24. Альтернативные системы сенсорного воспитания
- Тема 25. Воспитание познавательных способностей дошкольников
- Тема 26. Актуальные проблемы разработки теоретических и методических основ обучения детей дошкольного возраста в детском саду
- Раздел «Развитие, воспитание и образование ребенка в деятельности»
- Тема 27. Ознакомление детей с природой как средство эстетического воспитания дошкольников
- Тема 28. Ознакомление детей с произведениями искусства как средство эстетического воспитания дошкольников
- Тема 29. Программы детского сада о трудовом воспитании дошкольников («Детство», «Программа воспитания и обучения в детском саду»)
- Тема 30. Содержание и Методика трудового воспитания дошкольников
- Тема 31. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста
- Тема 32. Педагогическая система руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста
- Тема 33. Строительно-конструктивные игры, педагогическая система руководства ими
- Тема 34. Театрализованные игры, педагогическая система руководства ими
- Тема 35. Дидактические игры, педагогическая система руководства ими
- Тема 36. Воспитание дошкольника в игре
- Раздел «Организация педагогического процесса в доу»
- Тема 37. Предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении
- Тема 38. Индивидуализация педагогического процесса в доу
- Тема 39. Педагогические условия успешной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Тема 40. Становление и развитие учебной деятельности дошкольников
- Тема 41. Готовность к школьному обучению
- Тема: 42. Использование активных методов обучения в работе с дошкольниками
- 6. Лабораторный практикум
- 7. Тематика рефератов и методические указания по их выполнению
- 8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 8.1. Список литературы
- 8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины
- 8.3. Методические указания студентам
- II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций
- Сессионный экзамен
- Методическое издание дошкольная педагогика
- Авторы-составители:
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11