logo
Дошкольная педагогика

Тема 24. Альтернативные системы сенсорного воспитания

Задачи изучения темы:

1. Раскрыть различные концепции сенсорного воспитания.

2. Сопоставить различные точки зрения на сущность сенсорного воспитания, его цели и задачи, содержание и методы; установить общее и особенное во взглядах педагогов.

3. Учиться вести дискуссию.

Форма проведения занятия: деловая игра «Из будущего в прошлое».

Форма отчета: карта-конспект «Педагогическая система сенсорного воспитания М. Монтессори (О. Декроли).

Схема составления карты-конспекта:

Цель,

задачи

Содержание

Средства

Методы

Формы

Условия

Результат

наблюдение среды, окружающих предметов, рисование, лепка, специальные игры — все было подчинено одной цели — развитию органов развитию органовчувств. Заключая свои описания, анализ и доказательства предложенного метода, Монтессори писала: «Воспитание чувств состоит именно в повторении упражнений; цель их не в том, чтобы ребенок знал цвет, форму и разнообразные качества предметов, а в том, чтобы он утончал свои чувства, упражняя их вниманием, сравнением и суждением» цель их не в том, чтобы ребенок знал цвет, форму и разнообразные качества предметов, а в том, чтобы он утончал свои чувства, упражняя их вниманием, сравнением и суждением»

Вопросы для подготовке к участию в игре:

1. Как понимается педагогом сущность сенсорного воспитания и развития ребенка?

2. Как формулируются цель и задачи сенсорного воспитания?

3. Что входит в содержание сенсорного воспитания?

4. Каковы методы и формы сенсорного воспитания?

5. Каковы особенности педагогической системы сенсорного воспитания М. Монтессори?

6. Каковы особенности системы сенсорного воспитания О. Декроли?

7. В чем обнаруживается сходство и различие подходов М. Монтессори и О. Декроли к решению задачи сенсорного воспитания детей?

8. В чем особенности подходов М. Монтессори и О. Декроли по сравнению с отечественной системой сенсорного воспитания?

Методические рекомендации для подготовке к игре

Участники игры выполняют следующие роли:

Студенты, выполняющие роль авторов педагогических систем, готовят выступления, содержание которых должно отражать основные положения этих систем (сущность сенсорного воспитания, его значение, место в воспитании и развитии ребенка, цели и задачи, особенности методики).

Все остальные студенты (в зависимости от взятой на себя роли) готовят вопросы к авторам систем (например: современные ученые могут подготовить вопрос, касающиеся теоретических аспектов проблемы сенсорного воспитания дошкольников в прошлом и настоящем дошкольного образования; студенты, выполняющие роли родителей воспитанников, могут подготовить вопросы, касающиеся возможностей использования отдельных элементов педагогических систем сенсорного воспитания в условиях семейного воспитания и т.д.).

Литература

История зарубежной дошкольной педагогики : хрестоматия / сост. Н. Б. Мчедлидзе, А. А. Лебеденко, Е. А. Гребенщикова.– М.: Просвещение, 1974.– С. 376-425.

Метод научной педагогики Марии Монтессори / сост. З. Н. Борисова, Р. А., Семерникова.– Киев, 1993.