logo
Дошкольная педагогика

6. Лабораторный практикум

№№ и названия разделов и тем

Цель и содержание лабораторной работы

Результаты лабораторной работы

Лабораторная работа № 1: Дошкольник как объект изучения и субъект воспитания

Раздел

Дошкольная педагогика как наука

Тема: Личность ребенка-дошкольника как объект изучения и субъект воспитания

Задачи изучения темы:

1. Раскрыть значение дошкольного детства в становлении личности.

2. Раскрыть роль биологических и социальных факторов в развитии ребенка дошкольного возраста.

3. Раскрыть роль деятельности как условия и средства развития и воспитания ребенка.

4. Раскрыть принцип индивидуализации и дифференциации воспитательно-образовательного процесса.

5. Учиться применять знания по возрастной психологии для обоснования особенностей построения взаимодействия воспитателя с дошкольниками.

Содержание работы:

Задание 1. На основе работы с первоисточниками составить психолого-педагогический портрет ребенка-дошкольника (младшего, среднего, старшего возраста), отразив в нем особенности психического развития на данном этапе дошкольного детства, социальную ситуацию развития, возможности в овладении разными видами детской деятельности, своеобразие общения с сверстниками и взрослыми, потенциальные возможности и ориентиры дальнейшего развития.

Оформить содержание в виде текста-сообщения для родителей от имени ребенка.

Задание 2. Заполнить таблицу по использованию диагностических методов при изучении развития и воспитания дошкольника

Метод

Возможности изучения

Педагогическое наблюдение.

Беседа.

Анализ детских работ и т.д.

Литература

Основная

Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика : учеб. пос. для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов.– М.: Академия, 1997.– С. 78-85.

Козлова С.А. Дошкольная педагогика : учеб. пос. для студентов / С. А. Козлова, Т. И. Куликова.– М.: Академия, 1998.– 2002.– С. 80-85.

Дополнительная

Дьяченко О.М. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева, А. И. Булычева и др. / под общ. ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой.– М.: ДЦВ, 1996.

Якобсон С.Г. Дошкольник и психология и педагогика возраста : методич. Пос. для воспитателя детского сада / С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева.– М.: Дрофа, 2006.

Дополнительно рекомендуемая

Михайленко Н. К портрету современного дошкольника / Н. Михайленко, Н. Короткова // Дошкольное воспитание.– 1993.– № 1.

Венгер Л.А. , Мухина В.С. Психология / Л. А. Венгер, В. С. Мухина.– М., 1988.– Гл. 2. (или другой учебник по детской психологии).

Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / Д. И. Фельдштейн.– М.: Просвещение, 1989.

Портрет развития ребенка дошкольного возраста: «Я развиваюсь, умею, знаю, хочу»

Лабораторная работа № 2: Содержание образования и образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений

Раздел

Социальные институты воспитания и образования дошкольника

Тема: Дошкольное образование в системе образования РВ

Задачи:

1. Познакомиться с концепциями дошкольного воспитания и дошкольного образования.

2. Познакомиться с основной образовательной программой для ДОУ.

3. Учиться анализировать и сопоставлять концептуально-нормативные документы.

Содержание: на занятии студент заполняет схемы-таблицы по основным концептуальным и программным документам, сравнивает их содержание.

Схема 1. Концепции воспитания и образования

Конц. дошк. восп.

Конц. дошк. образования

Понимание значение дошкольного детства

Роль воспитания в дошкольном возрасте

Основные принципы воспитания

Возр. периодизация

Задачи ДОУ

Задачи образоват. процесса

Направления образоват. процесса

Схема 2. Пример прогр. для ДОУ

Концеп. основы

Цель

Задачи

Структура

Особенности орг. педпроцесса

Ожидаемые результаты

Требования педагогу

Характер взаимодейств. педагога и ребенка

Документы сравниваются между собой.

Литература

Концепция воспитания детей дошкольного возраста / под ред. Р.Б. Стеркиной // Дошкольное образование в России: сб. действ. норм.-правов. докум. и науч.-метод. материалов.– М.: АСТ, 1997.– С. 8-33.

Концепция дошкольного образования как ступень системы общего образования. Научная концепция / под ред. В. И. Слободчикова // Управление. Детский сад.– 2006.– № 10.– С. 8-40.

Примерная общеобразовательная программа для дошкольных образовательных учреждений / под ред. С. Л. Новоселовой.– М., 2006.

Письменный анализ концептуально-нормативных документов

Лабораторная работа № 3: Эстетическое воспитание детей в ДОУ

Раздел

Развитие, воспитание и образование ребенка-дошкольника в разных видах деятельности

Тема: Воспитание и развитие ребенка в художественно-эстетической деятельности

Задачи:

1. Познакомиться с организацией процесса эстетического воспитания в ДОУ.

2. Учиться анализировать эстетически-развивающую среду ДОУ.

3. Познакомиться с занятиями по художественно-эстетическим видам деятельности в разных группах

Занятие проводится на базе ДОУ (или с использованием видеозаписей).

Содержание деятельности

Задание 1. Изучить художественное оформление одной из групп по показателям:

– динамичность и педагогическая направленность в оформлении;

– стиль эстетического оформления;

– использование произведений искусства;

– использование декоративных украшений, детских работ;

– гармоничность интерьера в целом;

– соответствие возрасту детей.

Задание 2. На занятии (музыкальном, по лепке, по рисованию…) в старшей групп выделите: умеют ли дети рисовать и лепить с натуры, теме или замыслу; отображать сюжет в этих видах творчества, композиционно строить рисунок, пользоваться цветовой гаммой, чувствовать ритм, форму, пропорции.

Задание 3. Изучите проявление самостоятельности и творчества детей: их отношение к изображаемому, проявление способностей; характер переживаний при создании рисунка, танца, скульптуры; проявляют ли способность к «вхождению в образ»; присутствие «индивидуального почерка», своеобразия исполнения.

Дополнительную информацию студент может получить у педагога.

Вопросы для обсуждения:

– как вы оцениваете качество оформления учреждения требованиям построения развивающей среды и эстетики?

– разнообразны ли творческие задания, предлагаемые педагогом детям?

– как можно оценить используемые педагогом методы и приемы художествнно-эстетического воспитания детей?

– создаются ли условия для развития инициативы, самостоятельности, творчества в детском саду?

– какие предложения могут быть даны вами педагогу.

Фотозапись наблюдений, бесед с педагогами, письменный анализ.

Лабораторная работа № 4: Тема «Организация жизни детей и образовательного процесса в младшей и старшей группах детского сада»

Раздел

Организация педагогического процесса в ДОУ

Тема: Организация жизни, деятельности и общения в разных возрастных группах

Задачи:

1. Познакомиться с принципами организации жизни и деятельности детей в младшей и старшей группах детского сада.

2.Учиться анализировать разные подходы к организации жизни и деятельности детей в дошкольных учреждениях.

Содержание работы:

Задание 1. На основе анализа литературы раскрыть основные требования к организации жизни и деятельности детей в ДОУ, содержание понятия «режим дня», конкретизировать его по отношению к педагогическому процессу младшей и старшей возрастных групп.

Задание 2. Составить таблицу по основным элементам режима дня детей младшей и старшей групп на основе образовательных программ «Истоки», «Радуга».

Задание 3. Разработать план «Дня открытых дверей» для родителей.

Литература

Основная

Дошкольная педагогика : учебное пособие / под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой.– М., 1988.– Ч. 2.

Парамонова Л.А. и др. Организация жизни детей в дошкольных учреждениях (медико-педагогический аспект) / Л. А. Парамонова и др. .– М.: Просвещение, 1997.

Современные образовательные программы для ДОУ : учебное пособие / под ред. Т. И. Ерофеевой.– М.: Академия, 2000.

Дополнительная

Алиева Т.И. Истоки: базисная программа развития ребенка-дошкольника / Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова и др. / под ред. Л. А. Парамоновой, А. Н. Давидчук, С. Л. Новоселовой.– М.: Карапуз, 1997 (2001).

Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание.– 1989.– № 5, 9.

Радуга. Программа и методическое руководство для воспитателей / Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева и др. .– М.: Просвещение, 1993, 1994, 1997.– Младшая, средняя, старшая и подготовительные группы; Главы «Формирование привычки к здоровому образу жизни», «Традиции группы», «Игры детей», «Познавательное развитие»

И др. литература по выбору студента.

План мероприятия

Лабораторная работа № 5: Тема «Организация жизни детей и образовательного процесса в средней и подготовительной группах детского сада»

Раздел

Организация педагогического процесса в ДОУ

Тема: Организация жизни, деятельности и общения в разных возрастных группах

Задачи:

1. Конкретизировать знания о принципах организации жизни и деятельности детей в средней и подготовительной группах детского сада.

2.Формировать аналитические умения в определении разных подходов к организации жизни и деятельности детей в дошкольных учреждениях.

Содержание работы:

Задание 1. Раскрыть основные требования и особенности режима дня средней и подготовительной группы.

Задание 2. Определить временное соотношение занятий, организованной и самостоятельной деятельности детей в средней и подготовительной группах.

Задание 3. Разработать консультацию для родителей «Как организована жизнь ребенка в детском саду».

Литература

Основная

Дошкольная педагогика : учебное пособие / под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой.– М., 1988.– Ч. 2.

Парамонова Л.А. и др. Организация жизни детей в дошкольных учреждениях (медико-педагогический аспект) / Л. А. Парамонова и др. .– М.: Просвещение, 1997.

Современные образовательные программы для ДОУ : учебное пособие / под ред. Т. И. Ерофеевой.– М.: Академия, 2000.

Дополнительная

Алиева Т.И. Истоки: базисная программа развития ребенка-дошкольника / Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова и др. / под ред. Л. А. Парамоновой, А. Н. Давидчук, С. Л. Новоселовой.– М.: Карапуз, 1997 (2001).

Концепция дошкольного воспитания. // Дошкольное воспитание.– 1989.– № 5, 9.

Доронова Т.Н. Радуга. Программа и методическое руководство для воспитателей / Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева и др. .– М.: Просвещение, 1993, 1994, 1997.– Младшая, средняя, старшая и подготовительные группы; Главы «Формирование привычки к здоровому образу жизни», «Традиции группы», «Игры детей», «Познавательное развитие».

И др. литература по выбору студента.

Текст консультации для родителей

Лабораторная работа № 6 Тема « Организация развивающей среды в ДОУ»

Раздел

Организация педагогического процесса в ДОУ

Тема: Организация предметно-развивающей среды в группах ДОУ

Задачи:

1. Познакомиться с практикой реализации предметно-развивающей среды в разных группах ДОУ.

2. Учиться систематизировать материал наблюдений и бесед с педагогами.

Задание: Познакомиться с предметно-развивающей средой одной из групп ДОУ. Проанализировать ее содержание и организацию с точки зрения принципов построения развивающей предметной среды в детском саду.

Заполнить таблицу

Принципы

Соответствие возрасту

Дистанции, позиции при взаимодействии

Активизирующего начала

Стабильности – динамичности

Комплексирования – зонирования

Эмоциогенности

Индивидуальной комфортности

Сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды

Открытости – закрытости

Учета половых и возраст различий

Содержательная наполняемость

Примечание: анализируя содержательную наполняемость, следует ориентироваться на временные, примерные требования к среде развития ребенка в ДОУ.

Для уточнения деталей и учета работы современных детских садов, следует обратиться к педагогу за пояснениями.

Литература

Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии : учеб. пос. для студ. высш. и сред. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, Р. Б. Стеркина и др. / под общ. ред. С. А. Смирнова.– М.: Академия, 1999.– С. 398-417.

Письменный анализ предметно-развивающей среды в одной из групп детского сада