6. Лабораторный практикум
№№ и названия разделов и тем | Цель и содержание лабораторной работы | Результаты лабораторной работы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторная работа № 1: Дошкольник как объект изучения и субъект воспитания | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел Дошкольная педагогика как наука
Тема: Личность ребенка-дошкольника как объект изучения и субъект воспитания
| Задачи изучения темы: 1. Раскрыть значение дошкольного детства в становлении личности. 2. Раскрыть роль биологических и социальных факторов в развитии ребенка дошкольного возраста. 3. Раскрыть роль деятельности как условия и средства развития и воспитания ребенка. 4. Раскрыть принцип индивидуализации и дифференциации воспитательно-образовательного процесса. 5. Учиться применять знания по возрастной психологии для обоснования особенностей построения взаимодействия воспитателя с дошкольниками. Содержание работы: Задание 1. На основе работы с первоисточниками составить психолого-педагогический портрет ребенка-дошкольника (младшего, среднего, старшего возраста), отразив в нем особенности психического развития на данном этапе дошкольного детства, социальную ситуацию развития, возможности в овладении разными видами детской деятельности, своеобразие общения с сверстниками и взрослыми, потенциальные возможности и ориентиры дальнейшего развития. Оформить содержание в виде текста-сообщения для родителей от имени ребенка. Задание 2. Заполнить таблицу по использованию диагностических методов при изучении развития и воспитания дошкольника
Литература Основная Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика : учеб. пос. для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов.– М.: Академия, 1997.– С. 78-85. Козлова С.А. Дошкольная педагогика : учеб. пос. для студентов / С. А. Козлова, Т. И. Куликова.– М.: Академия, 1998.– 2002.– С. 80-85. Дополнительная Дьяченко О.М. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева, А. И. Булычева и др. / под общ. ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой.– М.: ДЦВ, 1996. Якобсон С.Г. Дошкольник и психология и педагогика возраста : методич. Пос. для воспитателя детского сада / С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева.– М.: Дрофа, 2006. Дополнительно рекомендуемая Михайленко Н. К портрету современного дошкольника / Н. Михайленко, Н. Короткова // Дошкольное воспитание.– 1993.– № 1. Венгер Л.А. , Мухина В.С. Психология / Л. А. Венгер, В. С. Мухина.– М., 1988.– Гл. 2. (или другой учебник по детской психологии). Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / Д. И. Фельдштейн.– М.: Просвещение, 1989. | Портрет развития ребенка дошкольного возраста: «Я развиваюсь, умею, знаю, хочу» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторная работа № 2: Содержание образования и образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел Социальные институты воспитания и образования дошкольника
Тема: Дошкольное образование в системе образования РВ | Задачи: 1. Познакомиться с концепциями дошкольного воспитания и дошкольного образования. 2. Познакомиться с основной образовательной программой для ДОУ. 3. Учиться анализировать и сопоставлять концептуально-нормативные документы. Содержание: на занятии студент заполняет схемы-таблицы по основным концептуальным и программным документам, сравнивает их содержание. Схема 1. Концепции воспитания и образования
Документы сравниваются между собой. Литература Концепция воспитания детей дошкольного возраста / под ред. Р.Б. Стеркиной // Дошкольное образование в России: сб. действ. норм.-правов. докум. и науч.-метод. материалов.– М.: АСТ, 1997.– С. 8-33. Концепция дошкольного образования как ступень системы общего образования. Научная концепция / под ред. В. И. Слободчикова // Управление. Детский сад.– 2006.– № 10.– С. 8-40. Примерная общеобразовательная программа для дошкольных образовательных учреждений / под ред. С. Л. Новоселовой.– М., 2006. | Письменный анализ концептуально-нормативных документов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторная работа № 3: Эстетическое воспитание детей в ДОУ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел Развитие, воспитание и образование ребенка-дошкольника в разных видах деятельности
Тема: Воспитание и развитие ребенка в художественно-эстетической деятельности | Задачи: 1. Познакомиться с организацией процесса эстетического воспитания в ДОУ. 2. Учиться анализировать эстетически-развивающую среду ДОУ. 3. Познакомиться с занятиями по художественно-эстетическим видам деятельности в разных группах Занятие проводится на базе ДОУ (или с использованием видеозаписей). Содержание деятельности Задание 1. Изучить художественное оформление одной из групп по показателям: – динамичность и педагогическая направленность в оформлении; – стиль эстетического оформления; – использование произведений искусства; – использование декоративных украшений, детских работ; – гармоничность интерьера в целом; – соответствие возрасту детей. Задание 2. На занятии (музыкальном, по лепке, по рисованию…) в старшей групп выделите: умеют ли дети рисовать и лепить с натуры, теме или замыслу; отображать сюжет в этих видах творчества, композиционно строить рисунок, пользоваться цветовой гаммой, чувствовать ритм, форму, пропорции. Задание 3. Изучите проявление самостоятельности и творчества детей: их отношение к изображаемому, проявление способностей; характер переживаний при создании рисунка, танца, скульптуры; проявляют ли способность к «вхождению в образ»; присутствие «индивидуального почерка», своеобразия исполнения. Дополнительную информацию студент может получить у педагога. Вопросы для обсуждения: – как вы оцениваете качество оформления учреждения требованиям построения развивающей среды и эстетики? – разнообразны ли творческие задания, предлагаемые педагогом детям? – как можно оценить используемые педагогом методы и приемы художествнно-эстетического воспитания детей? – создаются ли условия для развития инициативы, самостоятельности, творчества в детском саду? – какие предложения могут быть даны вами педагогу. | Фотозапись наблюдений, бесед с педагогами, письменный анализ. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторная работа № 4: Тема «Организация жизни детей и образовательного процесса в младшей и старшей группах детского сада» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел Организация педагогического процесса в ДОУ
Тема: Организация жизни, деятельности и общения в разных возрастных группах | Задачи: 1. Познакомиться с принципами организации жизни и деятельности детей в младшей и старшей группах детского сада. 2.Учиться анализировать разные подходы к организации жизни и деятельности детей в дошкольных учреждениях. Содержание работы: Задание 1. На основе анализа литературы раскрыть основные требования к организации жизни и деятельности детей в ДОУ, содержание понятия «режим дня», конкретизировать его по отношению к педагогическому процессу младшей и старшей возрастных групп. Задание 2. Составить таблицу по основным элементам режима дня детей младшей и старшей групп на основе образовательных программ «Истоки», «Радуга». Задание 3. Разработать план «Дня открытых дверей» для родителей. Литература Основная Дошкольная педагогика : учебное пособие / под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой.– М., 1988.– Ч. 2. Парамонова Л.А. и др. Организация жизни детей в дошкольных учреждениях (медико-педагогический аспект) / Л. А. Парамонова и др. .– М.: Просвещение, 1997. Современные образовательные программы для ДОУ : учебное пособие / под ред. Т. И. Ерофеевой.– М.: Академия, 2000. Дополнительная Алиева Т.И. Истоки: базисная программа развития ребенка-дошкольника / Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова и др. / под ред. Л. А. Парамоновой, А. Н. Давидчук, С. Л. Новоселовой.– М.: Карапуз, 1997 (2001). Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание.– 1989.– № 5, 9. Радуга. Программа и методическое руководство для воспитателей / Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева и др. .– М.: Просвещение, 1993, 1994, 1997.– Младшая, средняя, старшая и подготовительные группы; Главы «Формирование привычки к здоровому образу жизни», «Традиции группы», «Игры детей», «Познавательное развитие» И др. литература по выбору студента. | План мероприятия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторная работа № 5: Тема «Организация жизни детей и образовательного процесса в средней и подготовительной группах детского сада» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел Организация педагогического процесса в ДОУ
Тема: Организация жизни, деятельности и общения в разных возрастных группах | Задачи: 1. Конкретизировать знания о принципах организации жизни и деятельности детей в средней и подготовительной группах детского сада. 2.Формировать аналитические умения в определении разных подходов к организации жизни и деятельности детей в дошкольных учреждениях. Содержание работы: Задание 1. Раскрыть основные требования и особенности режима дня средней и подготовительной группы. Задание 2. Определить временное соотношение занятий, организованной и самостоятельной деятельности детей в средней и подготовительной группах. Задание 3. Разработать консультацию для родителей «Как организована жизнь ребенка в детском саду». Литература Основная Дошкольная педагогика : учебное пособие / под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой.– М., 1988.– Ч. 2. Парамонова Л.А. и др. Организация жизни детей в дошкольных учреждениях (медико-педагогический аспект) / Л. А. Парамонова и др. .– М.: Просвещение, 1997. Современные образовательные программы для ДОУ : учебное пособие / под ред. Т. И. Ерофеевой.– М.: Академия, 2000. Дополнительная Алиева Т.И. Истоки: базисная программа развития ребенка-дошкольника / Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова и др. / под ред. Л. А. Парамоновой, А. Н. Давидчук, С. Л. Новоселовой.– М.: Карапуз, 1997 (2001). Концепция дошкольного воспитания. // Дошкольное воспитание.– 1989.– № 5, 9. Доронова Т.Н. Радуга. Программа и методическое руководство для воспитателей / Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева и др. .– М.: Просвещение, 1993, 1994, 1997.– Младшая, средняя, старшая и подготовительные группы; Главы «Формирование привычки к здоровому образу жизни», «Традиции группы», «Игры детей», «Познавательное развитие». И др. литература по выбору студента. | Текст консультации для родителей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторная работа № 6 Тема « Организация развивающей среды в ДОУ» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел Организация педагогического процесса в ДОУ
Тема: Организация предметно-развивающей среды в группах ДОУ | Задачи: 1. Познакомиться с практикой реализации предметно-развивающей среды в разных группах ДОУ. 2. Учиться систематизировать материал наблюдений и бесед с педагогами. Задание: Познакомиться с предметно-развивающей средой одной из групп ДОУ. Проанализировать ее содержание и организацию с точки зрения принципов построения развивающей предметной среды в детском саду. Заполнить таблицу
Примечание: анализируя содержательную наполняемость, следует ориентироваться на временные, примерные требования к среде развития ребенка в ДОУ. Для уточнения деталей и учета работы современных детских садов, следует обратиться к педагогу за пояснениями. Литература Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии : учеб. пос. для студ. высш. и сред. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, Р. Б. Стеркина и др. / под общ. ред. С. А. Смирнова.– М.: Академия, 1999.– С. 398-417. | Письменный анализ предметно-развивающей среды в одной из групп детского сада |
- Дошкольная педагогика
- Педагогический университет», 2008
- I. Рабочая программа дисциплины
- 1. Цели и задачи изучения дисциплины
- Цель и задачи курса:
- 2.Требования к уровню освоения дисциплины
- 3. Объем дисциплины
- 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы очная форма обучения
- 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы Форма обучения очная
- 4. Содержание курса
- Раздел 1. Общие вопросы дошкольной педагогики
- Тема 1. Дошкольная педагогика как наука о воспитании и образовании ребенка
- Тема 2. Становление и развитие дошкольной педагогики
- Тема 3. Методологические основы дошкольной педагогики
- Тема 4. Ребенок дошкольного возраста как объект изучения
- Раздел 2. Социальные институты воспитания дошкольника
- Тема 5. Семья как первый институт воспитания человека
- Тема 6. Дошкольное образование в системе образования рф
- Раздел 3. Педагогический (образовательный) процесс дошкольного учреждения
- Тема 7. Сущность, значение и содержание педагогического процесса в детском саду
- Тема 8. Взаимодействие педагога и ребенка и педагога в условиях доу
- Раздел 4. Теория и методика воспитания дошкольника в дошкольном образовательном учреждении и семье
- Тема 9. Физическое воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста в детском саду
- Тема 10. Социально-личностное развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста
- Тема 11. Умственное воспитание и обучение детей дошкольного возраста
- Раздел 5. Воспитание и развитие ребенка-дошкольника в разных видах детской деятельности
- Тема 12. Воспитание и развитие дошкольника в художественно-эстетической деятельности
- Тема 13. Воспитание и развитие ребенка в труде
- Тема 14. Воспитание и развитие ребенка в игре
- Раздел 6. Организация образовательного процесса в детском саду
- Тема 15. Организация жизни и деятельности и общения в разных группах детского сада
- Тема 16. Организация предметно-развивающей среды в группах доу
- Тема 17. Планирование и учет воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения
- Раздел 7. Преемственность в воспитании и обучении ребенка: детский сад и школа
- Тема 18. Преемственность в воспитании и обучении человека как закономерность и принцип
- Тема 19. Готовность ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе
- Тема 20. Формирование готовности старшего дошкольника к обучению в школе
- Тема 21. Связь дошкольного учреждения и школы как условие обеспечения преемственности в воспитании и обучении ребенка
- Тема 22. Формы подготовки к школьному обучению детей, не посещающих детский сад (предшкольное образование)
- 5. Темы семинарских занятий
- Раздел 1. Общие вопросы дошкольной педагогики
- Тема 1. Дошкольная педагогика как наука
- Тема 2. Связь дошкольной педагогики с другими науками о человеке. Система педагогических наук
- Тема 3. Развитие дошкольной педагогики в России
- Тема 4. Развитие идей дошкольного воспитания в трудах зарубежных ученых
- Тема 5. Методы педагогического исследования
- Тема 6. Гуманистическое наследие русской педагогики второй половины 19 века
- Тема 7. Особенности и возможности развития ребенка дошкольного возраста
- Раздел 2. Социальные институты воспитания и образования дошкольника
- Тема 8. Воспитание дошкольника в семье
- Тема 9. Сотрудничество дошкольных учреждений и семьи в воспитании детей
- Тема 10. А.П. Усова об особенностях педагогического процесса детского сада
- Тема 11. Концепции воспитания и образования ребенка дошкольного возраста
- Тема 12. Содержание дошкольного образования
- Тема 13. Вариативные программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста
- Тема 14. Парциальные образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений
- Тема 15. Педагог в дошкольном образовательном учреждении
- Тема 16. Ребенок - творец культуры
- Раздел 4. Теория и методика воспитания ребенка в условиях педагогического процесса
- Тема 17. Вариативные подходы в физическом воспитании дошкольников
- Тема 18. Средства физического развития и воспитания детей дошкольного возраста
- Тема 19. Прогулка как средство физического воспитания детей дошкольного возраста
- Тема 20. Защита прав и правовое воспитание дошкольника
- Тема 21. Воспитание основ гуманности у дошкольников
- Тема 22. Воспитание основ коллективизма у дошкольников
- Тема 23. Сенсорное воспитание дошкольников
- Тема 24. Альтернативные системы сенсорного воспитания
- Тема 25. Воспитание познавательных способностей дошкольников
- Тема 26. Актуальные проблемы разработки теоретических и методических основ обучения детей дошкольного возраста в детском саду
- Раздел «Развитие, воспитание и образование ребенка в деятельности»
- Тема 27. Ознакомление детей с природой как средство эстетического воспитания дошкольников
- Тема 28. Ознакомление детей с произведениями искусства как средство эстетического воспитания дошкольников
- Тема 29. Программы детского сада о трудовом воспитании дошкольников («Детство», «Программа воспитания и обучения в детском саду»)
- Тема 30. Содержание и Методика трудового воспитания дошкольников
- Тема 31. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста
- Тема 32. Педагогическая система руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста
- Тема 33. Строительно-конструктивные игры, педагогическая система руководства ими
- Тема 34. Театрализованные игры, педагогическая система руководства ими
- Тема 35. Дидактические игры, педагогическая система руководства ими
- Тема 36. Воспитание дошкольника в игре
- Раздел «Организация педагогического процесса в доу»
- Тема 37. Предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении
- Тема 38. Индивидуализация педагогического процесса в доу
- Тема 39. Педагогические условия успешной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Тема 40. Становление и развитие учебной деятельности дошкольников
- Тема 41. Готовность к школьному обучению
- Тема: 42. Использование активных методов обучения в работе с дошкольниками
- 6. Лабораторный практикум
- 7. Тематика рефератов и методические указания по их выполнению
- 8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 8.1. Список литературы
- 8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины
- 8.3. Методические указания студентам
- II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций
- Сессионный экзамен
- Методическое издание дошкольная педагогика
- Авторы-составители:
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11