logo
Дошкольная педагогика

Тема 35. Дидактические игры, педагогическая система руководства ими

Задачи изучения темы:

1. Раскрыть особенности дидактических игр, их значение в развитии ребенка, задачи, содержание и методы педагогического руководства.

2. Учиться составлять конспекты проведения дидактических игр.

Форма проведения занятия: собеседование, обсуждение и презентация картотеки игр.

Формы отчета: обобщенные ответы на вопросы, картотека дидактических игр.

Задания для собеседования:

1. Дайте характеристику игр с готовым содержанием и правилами.

2. Раскройте дидактические игры, их особенности, значение, виды.

3. Раскройте структуру дидактической игры в педагогическом процессе.

4. Раскройте методику руководства деятельностью детей в процессе дидактической игры.

Примечание. Для подготовки картотеки игр и их презентации студенты делятся на подгруппы. Каждая подгруппа (всего должно быть четыре подгруппы). Три группы студентов делают подборку и аннотирование определенной группы дидактических игр (первая подгруппа – настольно-печатные, вторая подгруппа – предметные игры, третья подгруппа – словесные игры). В этих группа студенты распределяют между собой роли: «руководитель проекта», «систематизаторы игр», «менеджеры», «оформители» и т.д. Четвертая группа студентов выполняет роль «журналистов» и готовит систему вопросов для проведения интервью с «разработчиками» игр. Во второй части занятия проводится сюжетно-деловая игра «Интервью». Каждая из трех групп презентует (в рамках взятых на себя ролей) свою подборку игр. Вступление должно быть иллюстрированным (например, создание выставки игр), ярким, кратким и содержательным. В нем должны быть задействованы все участники группы (например, «руководитель» раскрывает значение и специфику определенной группы игр, «систематизаторы» поясняют принцип классификации таких игр, их соотнесение с возрастом детей; «менеджеры» иллюстрируют задачи, содержание, оформление игр на выставке. После выступления «журналисты» задают участникам выступающей группы вопросы, которые могут быть связаны с перспективами совершенствования игр для детей, проблемами их использования в детском саду и т.д.

Литература

Основная

Козлова С.А. Дошкольная педагогика : уч. пос. для студентов / С. А. Козлова, Т. А. Куликова.– М.: Академия, 1998.– 2002.– С. 330-345.

Бондаренко А.К. Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду / А. К. Бондаренко.– М.: Просвещение, 1985.

Кононова И.М. Дидактические игры / И. М. Кононова, К. Д. Сергеева // Игра дошкольника / под ред. С. Л Новоселовой.– М.: Просвещение, 1989.

Михайленко Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте / Н. Я. Михайлекно, Н. А. Короткова.– Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

Дополнительная

Афонькина Ю.А. Психолого-педагогические проблемы дидактической игры : пос. к спецкурсу / Ю. А. Афонькина.– Мурманск, 1995.

Рекомендуемая

Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду / А. К. Бондаренко.– М.: Просвещение, 1977.

Бреславский Л. Интеллектуальные игры / Л. Бреславский // Дошкольное воспитание.– 1999.– № 4.

Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / Д. В. Менджерицкая.– М.: Просвещение, 1982.

Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду / А. И. Сорокина.– М., 1982.

И другая литература по выбору студентов.