Тема: 42. Использование активных методов обучения в работе с дошкольниками
Задачи изучения темы:
1. Раскрыть сущность, значение, виды методов проблемно-поискового и игрового обучения дошкольников.
2. Продолжать учиться обобщать материалы различных источников.
3. Учиться рецензировать статьи.
Форма проведения занятия: собеседование по вопросам, обсуждение рецензий.
Форма отчета: конспекты источников, рецензии.
Вопросы и задания для собеседования:
1. Раскройте сущность проблемно-поискового и игрового обучения, его значение в решении задач развития и воспитания ребенка.
2. Дайте характеристику проблемных игровых методов обучения дошкольников: опыт, эксперимент, проблемно-игровые ситуации, метод ТРИЗ, проектный метод, дидактические игры и др.
3. Раскройте этапы, задачи и особенности руководства поисковой деятельностью детей.
Практическое задание: рецензию (критический анализ статьи) студент готовит на статью Зариповой А. «Элементарная поисковая деятельность в детском саду» (журнал «Дошкольное воспитание» 1994, №7.)
Методические рекомендации к рецензированию статьи:
Рецензия – это критический анализ работы. Ее содержание может включать: обоснование актуальности рецензируемой работы; краткое изложение теоретической позиции автора с точки зрения методологических и других положений в сопоставлении с взглядами других авторов; критический анализ доказательств гипотезы или практического решения проблемы; особенности изложения (ясно – путано, полно – неполно, последовательно – непоследовательно и т.д.); выводы, которые можно сделать на основе проведенного анализа (что является ценным, что требует проверки, уточнения, что правильно, неверно с точки зрения рецензирующего).
Оформление рецензии: в начале рецензии указывается: на какую работу дается рецензия, где она опубликована. Затем раскрывается содержание самой рецензии. В рецензии ставится подпись рецензента.
Примечание: Занятие проводится в форме обсуждения предложенных вопросов с позиций трех основных ролей: «оптимисты», «пессимисты» и «реалисты». На занятии студенты (произвольно, но равномерно) распределяются на три группы. Каждая из групп участвует в рамках обозначенных позиций в обсуждении вопросов темы. Оптимисты раскрывают положительные моменты, аспекты, стороны обсуждаемых вопросов, пессимисты описывают факторы негативного характера, реалисты описывают действительное состояние, используя аргументы как оптимистов, так и пессимистов.
Литература
Основная
Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма обучения в детском саду / В. Н. Аванесова // Умственное воспитание дошкольника.– М., 1972.
Давидчук А.Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей (3-5 лет) / А. Н. Давидчук.– М., 2000.
Девянина И. Занимаемся составлением сказки с использованием метода ТРИЗ / И. Девянина // Дошкольное воспитание.– 1998.– № 11.
Ерофеева Т. Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике / Т. Ерофеева // Дошкольное воспитание.– 1996.– № 2.
Иванова В.Т. Как сохранить радость познания малышей / В. Т. Иванова // Дошкольное воспитание.– 1987.– № 1.
Илларионова Ю. Развитие мыслительной деятельности детей при чтении литературного произведения / Ю. Илларионова // Дошкольное воспитание.– 1971.– № 1.
Как знакомить дошкольников с природой / под ред. П. Г. Саморуковой.– М., 1983.– С. 196-200.
Куликовская И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир.– М., 2003.
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : пос. для руководит. и практич. работн. ДОУ.– М., 2001.
Савенков А.И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников / А. И. Савенков.– СПб., 2004.
Дополнительная литература
Богат В.К. К вопросу о ТРИЗовских занятиях / В. К. Богат // Дошкольное воспитание.– 1994.– № 11.
Белова Л. Конспекты занятий по ознакомлению с окружающим миром с использованием ТРИЗ / Л. Белова // Дошкольное воспитание.– 1997.– № 12.– 1998.– № 1.
Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников / З. А. Михайлова.– СПб., 1996.
Савенков А.И. Как научить дошкольника приобретать знания / А. И. Савенков.– М., 2002.
Фрейдкин И.С. Ознакомление с неживой природой / И. С. Фрейдкин // Умственное воспитание детей дошкольного возраста / под ред. Н. Н. Поддъякова, Ф. А. Сохина.– М., 1988.
Цепенникова В.И. Чудеса, которые рядом или «Волшебный телевизор» / В. И. Цепенникова.– Пермь, 1994.
И др. литература по выбору студентов.
- Дошкольная педагогика
- Педагогический университет», 2008
- I. Рабочая программа дисциплины
- 1. Цели и задачи изучения дисциплины
- Цель и задачи курса:
- 2.Требования к уровню освоения дисциплины
- 3. Объем дисциплины
- 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы очная форма обучения
- 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы Форма обучения очная
- 4. Содержание курса
- Раздел 1. Общие вопросы дошкольной педагогики
- Тема 1. Дошкольная педагогика как наука о воспитании и образовании ребенка
- Тема 2. Становление и развитие дошкольной педагогики
- Тема 3. Методологические основы дошкольной педагогики
- Тема 4. Ребенок дошкольного возраста как объект изучения
- Раздел 2. Социальные институты воспитания дошкольника
- Тема 5. Семья как первый институт воспитания человека
- Тема 6. Дошкольное образование в системе образования рф
- Раздел 3. Педагогический (образовательный) процесс дошкольного учреждения
- Тема 7. Сущность, значение и содержание педагогического процесса в детском саду
- Тема 8. Взаимодействие педагога и ребенка и педагога в условиях доу
- Раздел 4. Теория и методика воспитания дошкольника в дошкольном образовательном учреждении и семье
- Тема 9. Физическое воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста в детском саду
- Тема 10. Социально-личностное развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста
- Тема 11. Умственное воспитание и обучение детей дошкольного возраста
- Раздел 5. Воспитание и развитие ребенка-дошкольника в разных видах детской деятельности
- Тема 12. Воспитание и развитие дошкольника в художественно-эстетической деятельности
- Тема 13. Воспитание и развитие ребенка в труде
- Тема 14. Воспитание и развитие ребенка в игре
- Раздел 6. Организация образовательного процесса в детском саду
- Тема 15. Организация жизни и деятельности и общения в разных группах детского сада
- Тема 16. Организация предметно-развивающей среды в группах доу
- Тема 17. Планирование и учет воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения
- Раздел 7. Преемственность в воспитании и обучении ребенка: детский сад и школа
- Тема 18. Преемственность в воспитании и обучении человека как закономерность и принцип
- Тема 19. Готовность ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе
- Тема 20. Формирование готовности старшего дошкольника к обучению в школе
- Тема 21. Связь дошкольного учреждения и школы как условие обеспечения преемственности в воспитании и обучении ребенка
- Тема 22. Формы подготовки к школьному обучению детей, не посещающих детский сад (предшкольное образование)
- 5. Темы семинарских занятий
- Раздел 1. Общие вопросы дошкольной педагогики
- Тема 1. Дошкольная педагогика как наука
- Тема 2. Связь дошкольной педагогики с другими науками о человеке. Система педагогических наук
- Тема 3. Развитие дошкольной педагогики в России
- Тема 4. Развитие идей дошкольного воспитания в трудах зарубежных ученых
- Тема 5. Методы педагогического исследования
- Тема 6. Гуманистическое наследие русской педагогики второй половины 19 века
- Тема 7. Особенности и возможности развития ребенка дошкольного возраста
- Раздел 2. Социальные институты воспитания и образования дошкольника
- Тема 8. Воспитание дошкольника в семье
- Тема 9. Сотрудничество дошкольных учреждений и семьи в воспитании детей
- Тема 10. А.П. Усова об особенностях педагогического процесса детского сада
- Тема 11. Концепции воспитания и образования ребенка дошкольного возраста
- Тема 12. Содержание дошкольного образования
- Тема 13. Вариативные программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста
- Тема 14. Парциальные образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений
- Тема 15. Педагог в дошкольном образовательном учреждении
- Тема 16. Ребенок - творец культуры
- Раздел 4. Теория и методика воспитания ребенка в условиях педагогического процесса
- Тема 17. Вариативные подходы в физическом воспитании дошкольников
- Тема 18. Средства физического развития и воспитания детей дошкольного возраста
- Тема 19. Прогулка как средство физического воспитания детей дошкольного возраста
- Тема 20. Защита прав и правовое воспитание дошкольника
- Тема 21. Воспитание основ гуманности у дошкольников
- Тема 22. Воспитание основ коллективизма у дошкольников
- Тема 23. Сенсорное воспитание дошкольников
- Тема 24. Альтернативные системы сенсорного воспитания
- Тема 25. Воспитание познавательных способностей дошкольников
- Тема 26. Актуальные проблемы разработки теоретических и методических основ обучения детей дошкольного возраста в детском саду
- Раздел «Развитие, воспитание и образование ребенка в деятельности»
- Тема 27. Ознакомление детей с природой как средство эстетического воспитания дошкольников
- Тема 28. Ознакомление детей с произведениями искусства как средство эстетического воспитания дошкольников
- Тема 29. Программы детского сада о трудовом воспитании дошкольников («Детство», «Программа воспитания и обучения в детском саду»)
- Тема 30. Содержание и Методика трудового воспитания дошкольников
- Тема 31. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста
- Тема 32. Педагогическая система руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста
- Тема 33. Строительно-конструктивные игры, педагогическая система руководства ими
- Тема 34. Театрализованные игры, педагогическая система руководства ими
- Тема 35. Дидактические игры, педагогическая система руководства ими
- Тема 36. Воспитание дошкольника в игре
- Раздел «Организация педагогического процесса в доу»
- Тема 37. Предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении
- Тема 38. Индивидуализация педагогического процесса в доу
- Тема 39. Педагогические условия успешной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Тема 40. Становление и развитие учебной деятельности дошкольников
- Тема 41. Готовность к школьному обучению
- Тема: 42. Использование активных методов обучения в работе с дошкольниками
- 6. Лабораторный практикум
- 7. Тематика рефератов и методические указания по их выполнению
- 8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 8.1. Список литературы
- 8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины
- 8.3. Методические указания студентам
- II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций
- Сессионный экзамен
- Методическое издание дошкольная педагогика
- Авторы-составители:
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11