logo
Дошкольная педагогика

Тема: 42. Использование активных методов обучения в работе с дошкольниками

Задачи изучения темы:

1. Раскрыть сущность, значение, виды методов проблемно-поискового и игрового обучения дошкольников.

2. Продолжать учиться обобщать материалы различных источников.

3. Учиться рецензировать статьи.

Форма проведения занятия: собеседование по вопросам, обсуждение рецензий.

Форма отчета: конспекты источников, рецензии.

Вопросы и задания для собеседования:

1. Раскройте сущность проблемно-поискового и игрового обучения, его значение в решении задач развития и воспитания ребенка.

2. Дайте характеристику проблемных игровых методов обучения дошкольников: опыт, эксперимент, проблемно-игровые ситуации, метод ТРИЗ, проектный метод, дидактические игры и др.

3. Раскройте этапы, задачи и особенности руководства поисковой деятельностью детей.

Практическое задание: рецензию (критический анализ статьи) студент готовит на статью Зариповой А. «Элементарная поисковая деятельность в детском саду» (журнал «Дошкольное воспитание» 1994, №7.)

Методические рекомендации к рецензированию статьи:

Рецензия – это критический анализ работы. Ее содержание может включать: обоснование актуальности рецензируемой работы; краткое изложение теоретической позиции автора с точки зрения методологических и других положений в сопоставлении с взглядами других авторов; критический анализ доказательств гипотезы или практического решения проблемы; особенности изложения (ясно – путано, полно – неполно, последовательно – непоследовательно и т.д.); выводы, которые можно сделать на основе проведенного анализа (что является ценным, что требует проверки, уточнения, что правильно, неверно с точки зрения рецензирующего).

Оформление рецензии: в начале рецензии указывается: на какую работу дается рецензия, где она опубликована. Затем раскрывается содержание самой рецензии. В рецензии ставится подпись рецензента.

Примечание: Занятие проводится в форме обсуждения предложенных вопросов с позиций трех основных ролей: «оптимисты», «пессимисты» и «реалисты». На занятии студенты (произвольно, но равномерно) распределяются на три группы. Каждая из групп участвует в рамках обозначенных позиций в обсуждении вопросов темы. Оптимисты раскрывают положительные моменты, аспекты, стороны обсуждаемых вопросов, пессимисты описывают факторы негативного характера, реалисты описывают действительное состояние, используя аргументы как оптимистов, так и пессимистов.

Литература

Основная

Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма обучения в детском саду / В. Н. Аванесова // Умственное воспитание дошкольника.– М., 1972.

Давидчук А.Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей (3-5 лет) / А. Н. Давидчук.– М., 2000.

Девянина И. Занимаемся составлением сказки с использованием метода ТРИЗ / И. Девянина // Дошкольное воспитание.– 1998.– № 11.

Ерофеева Т. Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике / Т. Ерофеева // Дошкольное воспитание.– 1996.– № 2.

Иванова В.Т. Как сохранить радость познания малышей / В. Т. Иванова // Дошкольное воспитание.– 1987.– № 1.

Илларионова Ю. Развитие мыслительной деятельности детей при чтении литературного произведения / Ю. Илларионова // Дошкольное воспитание.– 1971.– № 1.

Как знакомить дошкольников с природой / под ред. П. Г. Саморуковой.– М., 1983.– С. 196-200.

Куликовская И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир.– М., 2003.

Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : пос. для руководит. и практич. работн. ДОУ.– М., 2001.

Савенков А.И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников / А. И. Савенков.– СПб., 2004.

Дополнительная литература

Богат В.К. К вопросу о ТРИЗовских занятиях / В. К. Богат // Дошкольное воспитание.– 1994.– № 11.

Белова Л. Конспекты занятий по ознакомлению с окружающим миром с использованием ТРИЗ / Л. Белова // Дошкольное воспитание.– 1997.– № 12.– 1998.– № 1.

Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников / З. А. Михайлова.– СПб., 1996.

Савенков А.И. Как научить дошкольника приобретать знания / А. И. Савенков.– М., 2002.

Фрейдкин И.С. Ознакомление с неживой природой / И. С. Фрейдкин // Умственное воспитание детей дошкольного возраста / под ред. Н. Н. Поддъякова, Ф. А. Сохина.– М., 1988.

Цепенникова В.И. Чудеса, которые рядом или «Волшебный телевизор» / В. И. Цепенникова.– Пермь, 1994.

И др. литература по выбору студентов.