§ 2. Подготовка учителя к уроку. Анализ урока
Подготовка урока — сложное дело, это своеобразная творческая лаборатория учителя. Но чтобы творить, надо иметь хорошие теоретические знания по методике, в том числе и по подготовке и планированию урока.
Система планирования включает в себя: 1) годовое или полугодовое планирование; 2) тематическое планирование; 3) поурочное планирование.
В соответствии с этой системой можно выделить три этапа в подготовке к урокам: подготовка к новому учебному году, подготовка системы уроков по учебной теме и подготовка к очередному уроку.
2.1. Подготовка системы уроков. На первом этапе в общем плане решаются вопросы, для чего, чему и как учить учащихся данного класса. Здесь важно учитывать то, чему и как учились учащиеся в предшествующие годы, и видеть перспективы обучения в последующие годы. В обучении математике всегда актуальной является проблема преемственности. Особенно остро она ставится перед учителем, который приступает к работе в IV классе или впервые идет в любой другой класс.
До начала учебного года учитель детально изучает ■ программу, объяснительную записку к ней, анализирует содержание школьного учебника, составляет списки литературы отдельно для учителя и ученика.
Задолго до начала учебного года проверяется оборудование кабинета математики, наличие в нем различных средств обучения.
В соответствии с учебным планом и программой осуществляется полугодовое или годовое планирование, содержащее примерную разбивку учебного материала по урокам. Планирование такого рода публикуется в методических пособиях для учителя или в журнале «Математика в школе». '
На втором этапе подготовки учителя к уроку центральное место занимает тематическое планирование, примерное содержание которого усматривается из приводимой здесь схемы. Отметим, что эта схема только одна из возможных.
Рассмотрим содержание разделов I—IV тематического плана. I. Название темы берется из учебной программы или конкретизируется на ее основе.
1. В тематическом плане достаточно указать общую дидактическую цель системы уроков по данной теме. В отдельных случаях полезно отметить воспитательное или развивающее значение темы.
2. Указание типов уроков по теме позволяет учителю работать с перспективой.
План позволяет предусмотреть, например, киноурок или экскурсию и урок по применению материалов экскурсии и т. п.
3. В тематическом плане можно сориентировать учителя на применение того или иного общего метода обучения.
Рекомендации по выбору общего метода обучения даны в книге Ю. К- Бабанского [4].
4. Исходя из содержания и общих методов обучения, намечаются основные НСО, ТСО, литература.
II. Актуализация. Одна из особенностей обучения математике — это непрерывная логическая опора на прежние знания и способы действия. Именно эта особенность требует особо пристального внимания к вопросам актуализации.
Актуализация предполагает не только воспроизведение ранее изученного, но и применение прежних знаний в новых ситуациях, их углубление. Поэтому важно установить не только опорные знания для каждого урока, но и указать основные виды учебных математических задач, в процессе решения которых будут актуализироваться необходимые знания.
III. Формирование новых понятий и способов действий — основной раздел плана.
Здесь важно четко выделить новые понятия и способы Действий, которые вводятся и изучаются в данной теме. Желательно указать основные шаги в процессе формирования новых понятий.
В соответствии с этим выделяются основные учебные проблемы в уроках по данной теме и с ними тесно связываются типы самостоятельных работ.
IV. В последнем разделе тематического плана важно указать систему упражнений: а) для формирования умений и навыков при изучении данной темы, б) для показа практического применения математики. Планируются здесь и возможные межпредметные связи.
Тематическое планирование может быть осуществлено более или менее подробно. Последнее зависит от характера темы, от уровня ее сложности и многих других причин.
Составление тематического плана — дело серьезное и трудное, оно требует от составителя больших теоретических знаний методики и опыта преподавания математики. Научно обоснованное тематическое планирование под силу коллективам опытных учителей и методистов.
Не надо думать, что готовые тематические планы сковывают инициативу учителя. Пожалуй, наоборот, они дают направление для творческих поисков учителя при подготовке к конкретным урокам.
Тематический план позволяет рассматривать каждый конкретный урок как необходимое звено в общей цепи уроков по данной теме. Это, несомненно, повышает значимость каждого урока, улучшает качество обучения в целом.
2.2. Подготовка к очередному уроку. План урока учитель составляет на основе тематического плана, опираясь на свои знания особенностей учащихся, уровня их развития, общей и математической подготовки и условий проведения занятия.
План урока — обязательный документ для учителя. Унифицированной формы планов не существует: живой, конкретный урок едва ли возможно втиснуть в рамки каких-то схем или готовых форм.
В методической литературе даются обычно примерные схемы составления кратких и подробных планов — конспектов уроков.
Изложим один из возможных вариантов работы по составлению плана урока.
V класс
Тема урока. Сложение двух чисел с разными знаками.
Тип урока. Урок изучения нового материала.
Характеристика темы урока
Теоретическая часть темы небольшая по объему — фактически это правило сложения двух чисел с разными знаками. Учитывая возрастные особенности и уровень математической подготовки пятиклассников, перед ознакомлением с новым для учащихся правилом рассматриваются конкретные задачи, иллюстрирующие целесообразность его использования. Правило трудное и необычное для учащихся.
Постановка цели урока
1. Ознакомить учащихся с правилом сложения двух чисел с разными знаками и научить выполнять действие по этому правилу.
2. Способствовать воспитанию у учащихся внимания и аккуратности в применении правила. Вызвать интерес к результатам сложения.
3. Способствовать формированию у учащихся: а) умения планировать свою деятельность по аналогии с ситуациями предшествующего урока, б) умения анализировать математические предложения (посредством анализа правила сложения).
Отбор основного содержания учебного материала
1. Установим, какие знания должны быть актуализированы на уроке.
В первую очередь это знания о сложении двух чисел с одинаковыми знаками, так как новый материал является логическим продолжением этих знаний. Новое правило будет усваиваться в сопоставлении с правилом сложения двух отрицательных чисел. Новый материал требует также свободного оперирования понятием модуля числа (сущность модуля, нахождение модуля числа и сравнение модулей).
Актуализация указанных знаний будет осуществляться через задачи вида: 1) даны два числа: а) сравнить их модули, б) сложить их модули, в) из большего модуля вычесть меньший;
2) даны два отрицательных числа. Найти их сумму.
2. Целесообразность нового правила сложения учащиеся увидят из жизненных задач, решение которых записывается выражениями:
а) 9 + (-5) и б) 5 + (-7).
Анализ результатов решения позволит «составить» новое правило.
3. Работа по усвоению правила будет проходить в процессе выполнения упражнений вида: «Даны два числа с разными знаками. Найти их сумму».
Оборудование урока
1. Демонстрационная модель координатной прямой с движущейся по ней точкой.
2. Кодоскоп. Кодопозитивы.
Выбор методов обучения
В качестве ведущего избирается метод проблемной беседы (частично-поисковый), так как учащиеся всей предшествующей работой подготовлены к такой беседе.
Структура урока
I. Постановка цели урока (2 мин).
II. Проверка умений: а) складывать два отрицательных числа, б) сравнивать модули чисел (фронтальный опрос и кратковременная проверочная работа) (10 мин).
III. Ознакомление с новым материалом и его закрепление (28 мин).
а) Постановка учебной проблемы и ее решение — «отыскание» правила сложения двух чисел с разными знаками.
(Частично-поисковый метод. Использование аналогии.)
б) Работа с учебником. Анализ правила, сформулированного в учебнике: выделение в нем двух шагов в выполнении действия.
в) Первоначальная работа по усвоению правила. (Упражнения.)
г) Самостоятельная работа обучающего характера (репродуктивного типа).
(Дифференцированный подход к учащимся. Помощь слабым учащимся. Обращение к словесной опоре — правилу, данному в учебнике. Самопроверка результатов.)
IV. Подведение итогов основной работы на уроке (3 мин).
V. Задание на дом (2 мин).
Ход урока
Основное содержание учебного материала | Деятельность | ||||||||
| учителя | ученика | |||||||
I. Постановка цели урока перед учащимися (1 мин)
II. Проверка умений а) оперировать модулями чисел (сравнивать, складывать, вычитать), б) складывать два отрицательных числа 1. Устная фронтальная работа (5-6 мин). Даны числа: а) —45 и —12 б) +2,6 и —3,7 в) —100 и 100 г) -11 и 12 д) —5,3 и 0 | Формулирует кратко: научиться складывать два числа с различными знаками Управляет устной фронтальной работой. Условия а, б, в, г, д записаны на доске до урока. Требования 1И 2 предъявляет последовательно в устной форме |
Самостоятельно выполняет устные упражнения. Мысленно проверяет свою готовность обосновать выполняемые действия | |||||||
1) Вычислите сумму моду лей двух данных чисел 2) Из большего модуля вычтите меньший модуль |
|
|
| ||||||
Наблюдает за работой учащихся | По вызову учителя дает Обоснования вслух |
| |||||||
|
|
| |||||||
Вопросы, используемые при подведении итогов фронтальной работы: 1) Может ли сумма модулей двух чисел быть: а) отрицательным числом, б) нулем? 2) Может ли разность двух модулей равняться нулю. 3) Какие числа имеют равные модули? | Подводит итоги работы |
|
| ||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
2. Кратковременная проверочная работа (7—8 мин) Кодопозитив Сложите два числа: 1-й вариант 1) —50 и —36,5 3) —13,8 и -22,2 4) —1,75 и —0,35 5) -0,85 и —2,15 6) —17 и 0 2-й вариант 1) —10 и —1000 5 8 3) —13 и -8,7 4) —0,85 и —2,25 5) —0,35 и —1,65 6) —38 и 0 | Объявляет цель работы, предъявляет требования включает кодоскоп Дает команду о взаимопроверке результатов |
|
| ||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
Применяет правило сложения двух чисел с одинаковыми знаками. Проверяет работу соседа. Сдает листок для про- верки учителю |
| ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
|
|
| |||||||
|
|
| |||||||
|
|
| |||||||
|
|
| |||||||
Ш. Ознакомление с новым материалом и его |
|
|
| ||||||
крепление (28 мин). При ознакомлении с новым материалом используется частично-поисковый метод |
|
| |||||||
1) Постановка проблемы: «получить» правило сложения двух чисел с разными знаками | «Действуем аналогично тому, как действовали на прошлом уроке» |
| |||||||
2) «Поиск» решения проблемы посредством задач а) Задание 1. Составьте задачу, в которой требовалось бы сложить два данных числа: +9 и —5 Возможные тексты задач: А. Задача: «Первое изменение температуры +9°, второе —5°. Найдите результат двух данных изменений» Б, Задача: «Моторная лодка двигалась от пункта 0 вначале по течению реки 9 км, а затем 5 км против течения. Найдите ее место расположения после двух перемещений» Записи на доске: а) 9 + (-5) = ? 9 + (-5) = 4 (показ на координатной прямой) | Привлекает учащихся к обсуждению текста задачи и оценке результата решения
Основные шаги работы учащихся фиксирует на доске | Вспоминает содержание текстовых задач, рассмотренных на прошлом уроке. Это помогает составить конкретную задачу, аналогичную прежней, и найти средство получения результата
По вызову учителя читает текст составленной задачи и объясняет решение ее на модели координатной прямой | |||||||
б) 3адание 2, Составьте задачу, в которой требовалось бы сложить два данных числа: +5 и —7 | Организует работу, аналогичную проведенной выше (см. выполнение задания 1) |
| |||||||
Записи на доске: б) (+5) + (-7) = ? (+5) + (-7) = -2 (показ на координатной прямой) |
| Слуховое и зрительное восприятие результатов коллективной работы | |||||||
|
| ||||||||
в) Коллективная работа по «составлению» нового правила. Установим знак числа-суммы (+9) + (—5). Положительное слагаемое имеет больший модуль. 9 + (—5) =4; 4 > 0 | Нацеливает на раскрытие структуры нового правила по аналогии с прежним | Выделяет в прежнем правиле две его части: 1) договор о знаке числа-суммы; 2) договор о модуле числа-суммы | |||||||
(+5)+(—7). Отрицательное слагаемое имеет больший модуль. (+5)+ (-7)= -2,-2 <0 | «Командует» здесь то число, модуль которого больше | Проверяет первую часть нового правила на примерах: 9 + (-5) = 4 (+5) + (-7) = -2 | |||||||
Установим, как получается модуль числа-суммы | Как получен модуль числа-суммы в примерах: 9 + (-5) = 4 5 + (-7) = -2? |
| По догадке: 9| - |-5| = 4 -7| - |5| = 2 | ||||||
Формулирование правила (в целом) | Помогает ученику | Формулирует правило | |||||||
г) Работа с учебником — изучение структуры данного в учебнике правила | Дает установку на понимание сущности правила и его структуры | Читает правило, выделяет в нем две части | |||||||
3) Первоначальная работа по усвоению правила в процессе его применения: а) Упражнения Сложите два числа: 1) (+6) + (-38) = 2) (-15) + 7 = 3) (-5) + 28 = 4) 17 +(-33) = 5) 17,2 + (-34,2) = 6) -15,25 + 25,5 = | Показывает вначале образец применения правила. Вызывает поочередно к доске учащихся, следит за ответами | Выполняет действие по шагам, проговаривая правило либо вслух, либо про себя. При затруднении обращается к опоре — правилу в учебнике | |||||||
I. Постановка цели уро ка перед учащимися (1 мин) II. Проверка умений а) оперировать модулями чисел (сравнивать, складывать, вычитать), б) складывать два отрицательных числа 1. Устная фронтальная работа (5-^6 мин). Даны числа: а) —45 и —12 б) +2,6 и —3,7 в) —100 и 100 г) -П | и 12 д) —5,3 и 0 | Формулирует кратко: научиться складывать два числа с различными знаками Управляет устной фронтальной работой. Условия а, б, в, г, д записаны на доске до урока. Требования 1 И 2 предъявляет последовательно в устной форме | Самостоятельно выполняет устные упражнения. Мысленно проверяет свою готовность обосновать выполняемые действия | |||||||
б) Самостоятельная работа обучающего характера (репродуктивного типа) Сложить два числа: 1-й вариант 1) -17 и +5 2) —100 и 1 3) 57 и —13 4) —3,9 и 3,91 5) 7) —3 и 0,83 2-й вариант 1) 3 и —17 2) —500 и 501 3) 100 и —1 4) 12 и —21,8 5) —21,8 и 0,8 6)-2/17 и 1 2/17 7) 0,37 и —2 | Осуществляет дифференцированный подход к учащимся. Помогает слабым | Работает в своем темпе. Обращается к опоре — правилу, в случае необходимости — к учителю. Сверяет результаты своей работы с ответами, данными на доске. Подводит итог своей работы. Сколько задач решил: а) правильно; б) неправильно? В чем затруднялся? | |||||||
в) Подведение итогов самостоятельной работы IV. Подведение итогов урока V. Задание на дом (1—2 мин): а) по теории; б) практическая часть | Выборочно проверяет работы учащихся, заслушивает отчеты некоторых учащихся, подводит общий итог Записывает на доске задание на дом (пояснений не надо) |
|
Приведенная схема записи хода урока, как видно, не содержит предполагаемых учителем ответов учащихся. Но анализ отраженной в ней деятельности учащихся позволит учителю быстро и гибко реагировать на их ответы.
Отметим, что урок на рассматриваемую тему можно построить иначе, не нарушая принципа оптимальности выбора целей, содержания, методов, средств и форм организации деятельности. Вариативность структуры обусловлена изменениями одного или одновременно нескольких условий, которые учитываются при выборе оптимальности структуры урока.
2.3. Анализ урока. Допустим, что план (конспект) урока составлен. Можно теперь в качестве проверки составленного плана (конспекта) выполнить его анализ, используя описание структуры урока, данное на с. 197. При проверке важно обратить внимание на взаимосвязь всех сторон, характеризующих урок.
После проведения урока учитель мысленно его анализирует, выявляя наиболее удачные моменты или основные его недостатки и их причины. Полезно в плане (конспекте) делать соответствующие пометки (резюме).
Секции учителей математики организуют взаимопосещения уроков с заранее поставленной целью. Здесь анализ урока может быть средством улучшения преподавания, внедрения чего-то нового в практику работы учителей.
В период педагогической практики студенты ведут целенаправленные наблюдения и анализируют уроки под руководством методистов-учителей и самостоятельно. Здесь анализ становится действенной школой методической подготовки.
Руководство школы осуществляет контроль, оказывает помощь учителю в работе. Анализ выступает здесь как средство контроля и обучения. Самоанализ уроков — это средство самоконтроля учителя за учебно-воспитательной работой в своих классах.
Суть анализа урока может быть сведена к оценке всех возможных сторон учебно-воспитательного процесса на уроке.
Всесторонний анализ, позволяющий рассматривать в единстве и взаимосвязи основные характеристики урока — цели, содержание обучения, средства и методы обучения, организацию деятельности на уроке — и основные структурные элементы урока, называют комплексным.
Можно вычленять отдельные стороны урока и детально анализировать одну из сторон с определенной целью. Такой вид анализа называют аспектным [17].
Аспекты анализа могут быть очень разнообразными. Укажем некоторые из них:
1. Реализация цели урока (образовательная, воспитывающая и развивающая цели урока).
2. Научный уровень математического содержания урока.
3. Анализ общей структуры урока.
4. Методы обучения на уроке.
5. Деятельность учителя и учащихся на уроке.
6. Формирование учебных умений и навыков у учащихся и др. Можно выделить также психологический, этический, гигиенический и другие аспекты анализа урока.
Самое главное в уроке математики — его математическое и воспитательное содержание. Любой вид анализа урока должен тесно связываться с анализом его математического содержания. В противном случае даже узкий аспект анализа, на первый взгляд мало связанный с математическим содержанием, может оказаться неполноценным.
Общая оценка урока дается по результатам деятельности, а не по ее внешним проявлениям.
- Предисловие
- Глава I
- § 1. Предмет методики преподавания математики
- § 2. Цели обучения математике в советской средней общеобразовательной школе. Значение школьного курса математики в общем образовании
- § 3. Содержание школьного курса математики
- § 4. Вопросы политехнического образования в обучении математике
- Литература
- Глава II
- § 1. Принципы обучения как категории дидактики
- § 2. Принцип коммунистического воспитания
- § 3. Принцип научности
- § 4. Принцип сознательности, активности и самостоятельности
- § 5. Принцип систематичности и последовательности
- § 6. Принцип доступности
- § 7. Принцип наглядности
- § 8. Принцип индивидуального подхода к учащимся
- § 9. Принцип прочности знаний
- Литература
- Глава III
- § 1. Математические понятия
- § 2. Математические предложения
- 2) Рассмотрим определение четной функции:
- § 3. Математические доказательства
- Литература
- Глава IV методы обучения математике
- § 1. Проблема методов обучения
- § 2. Эмпирические методы: наблюдение, опыт, измерения
- § 3. Сравнение и аналогия
- § 4. Обобщение, абстрагирование и конкретизация
- § 5. Индукция
- § 6. Дедукция
- § 7. Анализ и синтез
- § 8. Методы проблемного обучения
- § 9. Особенности программированного обучения
- § 10. Специальные методы обучения математике
- Литература
- Глава V
- § 1. Значение учебных математических задач
- § 2. Роль задач в процессе обучения математике
- § 3. Обучение математике через задачи
- § 4. Общие методы обучения решению математических задач
- § 5. Организация обучения решению математических задач
- Литература
- Глава VI организация обучения математике
- § 1. Урок, его структура. Основные требования к уроку. Типы уроков
- § 2. Подготовка учителя к уроку. Анализ урока
- § 3. Организация самостоятельной работы при обучении учащихся математике
- § 4. Организация повторения
- § 5. Предупреждение неуспеваемости
- § 6. Индивидуализация и дифференциация при обучении
- § 7. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по математике
- § 8. Специфика организации обучения математике в школе продленного дня
- § 9. Специфика обучения математике в вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе
- § 10. Особенности организации работы по математике в средних профтехучилищах
- Литература
- Глава VII средства обучения математике
- § 1. Учебник математики
- § 2. Дидактические материалы и справочная математическая литература
- § 3. Учебное оборудование по математике и методика использования его в учебной работе
- § 4. Организация и оборудование кабинета математики
- § 5. Некоторые вопросы изготовления наглядных пособий по математике
- Литература
- Глава VIII
- § 1. Особенности преподавания математики в школах и классах с углубленным изучением этого предмета
- § 2. Факультативные занятия по математике
- § 3. Внеклассная и внешкольная работа по математике
- Литература