§ 2. Дидактические материалы и справочная математическая литература
2.1. Дидактические материалы. Учебник математики является одним из основных, но не единственным средством обучения. В обучении используется единый комплекс взаимосвязанных между собой книг, наглядных пособий и технических средств обучения.
Одним из видов книг учебного комплекса являются «Дидактические материалы», издаваемые по всем математическим дисциплинам отдельно для каждого класса.
Программа и учебник определяют направление И содержание «Дидактических материалов» и других учебно-методических пособий для учителя и учеников. В свою очередь «Дидактические материалы» служат дополнением к системе задач, предложенной в учебнике, являются хорошим помощником учителю в организации и проведении обучения математике.
1) Назначение «Дидактических материалов». Прежде всего «Дидактические материалы» оказывают серьезную помощь учителю математики в организации самостоятельного решения задач и выполнения упражнений учащимися по курсу математики. Они предназначены для проведения части урока, а иногда и всего урока по фронтальному или индивидуальному самостоятельному решению задач. Это чаще всего обучающие самостоятельные работы. Такие работы применяются, как правило, после рассмотрения на уроках соответствующих теоретических положений (введения новых понятий, алгоритмов, изучения новых методов или способов решения задач, доказательства теорем и т. д.). Этим работам предшествует рассмотрение нескольких примеров, образцов решения задач и т. п. Обучающие самостоятельные работы могут быть проведены также после нескольких фронтально решенных задач.«Дидактические материалы» используются учителями для проведения фронтального коллективного решения задач на уроке, при опросе учащихся, в качестве дополнительных заданий быстро решающим задачи учащимся.
«Дидактические материалы» предназначены и для организации индивидуальной работы с учащимися при их самостоятельном решении математических задач. Так, некоторые из задач и текстов самостоятельных работ, помещенных в «Дидактических материалах», могут быть использованы для работы со слабыми учащимися в качестве дополнительного задачного материала. В некоторых изданиях содержатся так называемые «Дополнительные самостоятельные работы» несколько повышенной трудности, предназначенные для интересующихся математикой учеников. Во всяком случае, учитель математики найдет в этих пособиях задачи для различных категорий учащихся.
«Дидактические материалы» предназначены и для организации и проведения контрольных работ по темам курса (при завершении изучения той или иной темы) и обзорных контрольных работ, целью и назначением которых является контроль за усвоением главы учебника. Учитель может использовать как полные тексты работ, предложенных в «Дидактических материалах», так и отдельные их части.
2) Содержание и структура книг «Дидактические материалы». Содержание всех изданных «Дидактических материалов» соответствует программам, учебникам и учебным пособиям по математике. Структура учебных пособий «Дидактические материалы» примерно одинакова. Каждое из них начинается с предисловия, в котором указано назначение предлагаемых работ и даны краткие указания к их использованию. В большинстве из них далее следует 4 (или более) самостоятельные работы по каждой теме, тексты контрольных работ по темам, 4 варианта обзорных контрольных работ (не во всех изданиях), 2 варианта дополнительных самостоятельных работ, ответы и указания к решениям. В некоторых пособиях эти виды текста расположены в другом порядке.
В «Дидактических материалах» учитываются возрастные особенности учащихся, особенности математической дисциплины, для изучения которой предназначено пособие, изучаемый раздел математики. Именно этим определяется число самостоятельных и контрольных работ, число задач в тексте каждой работы.
3) Методика использования «Дидактических материалов». «Дидактические материалы» не ставят своей целью полностью определить содержание, время и место проведения самостоятельных и контрольных работ. Решающая роль в использовании средств обучения принадлежит учителю. Именно учитель в соответствии с требованиями программы, составом класса, индивидуальными особенностями учащихся, тематическим планом изучения математики определяет окончательное содержание проводимых им работ, сроки и продолжительность их выполнения, ставит перед самостоятельными работами конкретные цели и задачи. Это значит, что учитель не должен пунктуально, последовательно добиваться выполнения учащимися всех контрольных и самостоятельных работ, помещенных в «Дидактических материалах». Учитель выбирает те задачи, выполнение которых считает необходимым условием формирования у учащихся прочных математических умений и навыков. Итак, не обязательно проводить все самостоятельные работы, помещенные в «Дидактических материалах». «Дидактические материалы» — пособие для учителей, а не предписание к неуклонному решению всех помещенных в них задач. Учитель сам, используя тексты самостоятельных и контрольных работ, либо их часть, либо отдельные задачи и упражнения, определяет содержание самостоятельной работы учащихся на уроке. Вдумчивый и старательный учитель обратится, конечно, и к дополнительной литературе, в частности к сборникам задач, изданным в серии «Библиотека учителя математики» ([9], [15]), к другим задачникам, к пособиям для поступающих в вузы (в старших классах), используя помещенные в них задачи для проведения самостоятельных и контрольных работ, для фронтального решения в классе.
В соответствии с тематическим планом изучения того или иного раздела математики учитель определяет сроки проведения самостоятельных и контрольных работ. Задача учителя — в соответствии с уровнем подготовки класса и отдельных его учащихся установить действительную продолжительность предлагаемых самостоятельных и контрольных работ. При этом надо учитывать выбранное содержание работы, требования к ее оформлению (задачи могут быть решены с подробными или краткими записями в тетради, с подробными или краткими ссылками на те предложения, которые применены на разных этапах решения задачи, или вовсе без обоснований — это зависит от целей работы и ее назначения), индивидуальные особенности учащихся. Определяя продолжительность работы, учитель должен исходить и из того, что излишняя продолжительность вредна не менее, чем недостаток времени на ее выполнение. В самом деле, при недостатке времени ученики, выполняя самостоятельно работу, могут не завершить решение предложенных задач и, следовательно, самостоятельная работа не достигнет своей цели, а время на ее исполнение будет затрачено. Излишнее же время на решение тех или иных задач расхолаживает учащихся, не мобилизует их усилия и знания на скорейшее выполнение задания. Недостаток времени на выполнение контрольной работы приводит к снижению оценок, а иногда и интереса учащихся к математике. Избыточное же время на контрольную работу может быть источником высоких оценок учащихся при невысоком уровне их знаний.
Каждой самостоятельной и контрольной работе из «Дидактических материалов» должен предшествовать краткий, поточный инструктаж учителя. Хорошо проведенный инструктаж мобилизует учащихся на более точное и быстрое выполнение работы, на получение хороших результатов. В инструктаже учителю следует указать точное время, отведенное на выполнение работы, порядок решения задач или выполнения упражнений, предложенных в работе, некоторые особенности задач самостоятельной или контрольной работы, регламентировать поведение учащихся во время работы (при самостоятельном решении задач возможно взаимное консультирование рядом сидящих учащихся, обращение к учителю за консультацией или другой помощью, использование учебника или учебного пособия и т. п.). В инструктаже должно быть указано, какими геометрическими инструментами разрешается пользоваться при выполнении чертежей, особенно при решении геометрических задач на построение, разрешается ли пользоваться вычислительными приборами или таблицами для вычислений. Учитель может указать и возможные формы записи решения задач. Четко организованное и целенаправленное выполнение самостоятельных работ по математике во многом содействует формированию прочных умений и знаний при минимальных затратах сил и времени учащихся.
Каждая самостоятельная или контрольная работа должна организованно завершаться. Завершением самостоятельной работы является подведение ее итогов, проведенное по возможности на том же уроке, что и сама работа. При подведении итогов следует отметить наиболее рациональные и оригинальные решения задач, предложенные учащимися, проанализировать наиболее часто повторяющиеся ошибки учащихся. Подведение итогов самостоятельной работы должно предусматривать и четкое указание, чему научились учащиеся, какие новые знания, умения и навыки они приобрели.
Из итогов каждой самостоятельной работы учитель должен сделать выводы для дальнейшего обучения учащихся математике.
Итоги контрольной работы возможно подвести на одном из последующих уроков (после проверки контрольной работы учителем) или на консультации. Последний вариант экономит время урока, но занимает дополнительное время учителя и учеников. При разборе и подведении итогов контрольной работы необходимо проанализировать состояние знаний, умений и навыков школьников. Поэтому к подведению итогов учитель должен тщательно готовиться: классифицировать уровень знаний, приобретенных учащимися, сформированные у них умения и навыки, допущенные учащимися в контрольной работе ошибки и недочеты, выявленные пробелы в знаниях.
2.2. Справочники по математике и справочная математическая литература. Обучение пользованию справочниками по математике, справочными таблицами и другой справочной литературой должно найти свое место при изучении математики в средней школе. В самом деле, роль справочников в деятельности квалифицированного рабочего, инженера, специалистов других профессий достаточно велика, к справочникам обращаются повседневно. Надо также учесть, что не все, что предлагается для изучения в курсе математики, необходимо запоминать. Для запоминания выбирается первостепенное, необходимое для изучения дальнейшего курса математики или в жизни. Второстепенное можно найти в справочниках. Справочники помогают быстрей вспомнить изученное, но полузабытое. Они могут быть использованы и для запоминания многих формулировок, тождеств, формул, методов решения задач и т. д., помогут в применении приемов и методов, изучение которых не предусмотрено программой. Как видим, роль справочников в обучении достаточно велика.
Различная справочная математическая литература адресована различным категориям читателей: учащимся, учителям, другим специалистам.
Содержание и структура изданных справочников по школьному курсу математики примерно одинаковы. В справочниках ученик и учитель найдут таблицы для вычислений (степеней, корней, обратных чисел, логарифмов, значений показательной и тригонометрических функций и др.); фактические сведения: формулы, определения понятий, алгоритмические предписания (например, предписание, как строить касательную), примеры применения этих справок; сведения, разъясняющие основные понятия и важнейшие методы школьного курса математики; сведения о некоторых понятиях и методах математики, не включенных в школьные учебники и учебные пособия по математике. Для быстрого наведения нужных справок в начале справочника помещено подробное оглавление, а в конце — алфавитный указатель. Кроме того, имеются ссылки на другие страницы справочника.
Справочники по математике могут быть использованы при решении задач, требующих применения математических сведений, изученных в прошлые годы. В этом случае обращение к справочнику позволяет быстро восстановить в памяти связи изучаемого с ранее изученным, помогает лучшему запоминанию того, что было изучено в более младших классах. При решении же задач часто требуется производить многие вычисления, результаты которых можно быстро найти в справочнике (например, в таблицах длин окружностей, площадей кругов, значений корней и т. д.). В этом случае использование справочника экономит время вычислений. При проведении расчетных работ применение таблиц справочников наряду с микрокалькуляторами и логарифмической линейкой существенно ускоряет работу. Возможно использование справочников при повторении изученного. Так, используя помещенные в справочнике формулы тригонометрических функций двойного и половинного аргумента, можно предложить учащимся подумать, догадаться или вспомнить, как выводятся эти формулы (особенно различные формулы тангенса и котангенса половинного аргумента). При этом достигаются сразу две цели: запоминание формул и установление связей и зависимостей тригонометрических тождеств.
Справочники можно использовать и для знакомства с некоторыми сведениями из математики, не включенными в программу, учебники и учебные пособия по математике средней школы. Например, тождества для преобразования произведений синусов, косинусов различных аргументов не включены в программу, но применяются при вычислении интегралов. Некоторым ученикам (конечно, лучшим, интересующимся математикой) можно предложить рассмотреть их в справочнике. При решении на внеклассных занятиях задач на преобразования тригонометрических выражений полезно воспользоваться справочником для преобразования тригонометрических функций тройного и учетверенного аргумента.
Следует предложить несколько советов о том, как использовать справочники для запоминания математических сведений. Неверно было бы следовать совету: незачем запоминать формулы, ведь они есть в справочниках. Прибегать к справочнику полезно на начальном этапе изучения новых сведений, постепенно исключая использование справочника по мере их изучения.
Полезные сведения для справок содержит изданная в двух томах книга О. В. Мантурова, Ю. К- Солнцева и др. «Математика в понятиях, определениях и терминах» [2]. В этой книге растолковываются и разъясняются понятия и термины школьного курса математики и важнейшие понятия и термины математической науки. Понятия и термины расположены в книгах в алфавитном порядке. В необходимых случаях имеются ссылки на литературу, в которой подробно излагаются свойства включенных в эти книги понятий математики. Собственно, рекомендуемые книги являются словарем математических сведений н понятий. Некоторые понятия и термины иллюстрируются конкретными примерами, в некоторых статьях имеются исторические справки.
В процессе преподавания математики в школе вполне могут быть использованы и справочники по высшей математике. Конечно, учить пользоваться этими справочниками всех учащихся не нужно, но для интересующихся математикой учеников во многих случаях эти справочники будут полезны.
Для учителей математики и студентов математических специальностей педагогических институтов можно рекомендовать и другую справочную литературу. Это «Математическая энциклопедия», четыре тома которой уже вышли из печати, книги серии «Справочная математическая библиотека» под общей редакцией Л. А. Люстерника и А. Р. Ямпольского и др.
- Предисловие
- Глава I
- § 1. Предмет методики преподавания математики
- § 2. Цели обучения математике в советской средней общеобразовательной школе. Значение школьного курса математики в общем образовании
- § 3. Содержание школьного курса математики
- § 4. Вопросы политехнического образования в обучении математике
- Литература
- Глава II
- § 1. Принципы обучения как категории дидактики
- § 2. Принцип коммунистического воспитания
- § 3. Принцип научности
- § 4. Принцип сознательности, активности и самостоятельности
- § 5. Принцип систематичности и последовательности
- § 6. Принцип доступности
- § 7. Принцип наглядности
- § 8. Принцип индивидуального подхода к учащимся
- § 9. Принцип прочности знаний
- Литература
- Глава III
- § 1. Математические понятия
- § 2. Математические предложения
- 2) Рассмотрим определение четной функции:
- § 3. Математические доказательства
- Литература
- Глава IV методы обучения математике
- § 1. Проблема методов обучения
- § 2. Эмпирические методы: наблюдение, опыт, измерения
- § 3. Сравнение и аналогия
- § 4. Обобщение, абстрагирование и конкретизация
- § 5. Индукция
- § 6. Дедукция
- § 7. Анализ и синтез
- § 8. Методы проблемного обучения
- § 9. Особенности программированного обучения
- § 10. Специальные методы обучения математике
- Литература
- Глава V
- § 1. Значение учебных математических задач
- § 2. Роль задач в процессе обучения математике
- § 3. Обучение математике через задачи
- § 4. Общие методы обучения решению математических задач
- § 5. Организация обучения решению математических задач
- Литература
- Глава VI организация обучения математике
- § 1. Урок, его структура. Основные требования к уроку. Типы уроков
- § 2. Подготовка учителя к уроку. Анализ урока
- § 3. Организация самостоятельной работы при обучении учащихся математике
- § 4. Организация повторения
- § 5. Предупреждение неуспеваемости
- § 6. Индивидуализация и дифференциация при обучении
- § 7. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по математике
- § 8. Специфика организации обучения математике в школе продленного дня
- § 9. Специфика обучения математике в вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе
- § 10. Особенности организации работы по математике в средних профтехучилищах
- Литература
- Глава VII средства обучения математике
- § 1. Учебник математики
- § 2. Дидактические материалы и справочная математическая литература
- § 3. Учебное оборудование по математике и методика использования его в учебной работе
- § 4. Организация и оборудование кабинета математики
- § 5. Некоторые вопросы изготовления наглядных пособий по математике
- Литература
- Глава VIII
- § 1. Особенности преподавания математики в школах и классах с углубленным изучением этого предмета
- § 2. Факультативные занятия по математике
- § 3. Внеклассная и внешкольная работа по математике
- Литература