logo
035517_845F9_cherkasov_r_s_krupich_v_i_i_dr_met

§ 9. Специфика обучения математике в вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе

В нашей стране завершается переход ко всеобщему среднему обра­зованию. Большой вклад в его практическое осуществление вносят вечерние средние школы. За последние три пятилетки в системе ве­чернего обучения получили среднее образование без отрыва от про­изводства 16 млн человек. «Каждому молодому труженику — сред­нее образование» — таков девиз нашего времени.

Всего в вечерних школах существует четыре типа учебных планов: для очной и заочной форм обучения, рассчитанных на 36 недель, а для очной в сельской местности и классов мастеров — на 28 недель. В вечерних школах предусмотрена возможность обучения с V по XI класс, а в классах мастеров — с IX по XI. В учебных планах значи­тельное место отводится математике. Это связано с тем, что обучение математике, как отмечается в школьных программах, призвано содей­ствовать повышению общего культурно-технического уровня работа­ющей молодежи, более глубокому пониманию ими техники, техноло­гии и экономики своего производства, повышению производственной квалификации и увеличению производительности труда, расширению творческой деятельности, активности и инициативы в области рациона­лизации производства, изобретательства, новаторства и применения передовых методов труда, продолжению обучения в средних специ­альных и высших учебных заведениях.

Программы по математике для вечерних школ основываются на базисной программе по математике. В программах находят свое от­ражение ведущие идеи и методы современной математики. Они учиты­вают и специфические особенности обучения молодежи без отрыва их от производства: имеют большую направленность на связь обучения с трудовой деятельностью и профессиональными интересами учащих­ся, с их жизненным и производственным опытом.

Программы по математике подкрепляются учебно-методической литературой для учителя, дидактическими материалами и специаль­ными учебными пособиями для учащихся вечерних школ. Эти пособия в большей мере содействуют самостоятельному овладению учащимися программным материалом по математике. При заочной форме обуче­ния значительную помощь в организации изучения материала оказы­вают также разрабатываемые «Задания для учащихся-заочников».

Учебные занятия в вечерней школе проводятся в основном по классно-урочной системе. Отличие в организации учебной работы со­ставляют лишь заочные школы, где основными формами занятий яв­ляются групповые и индивидуальные консультации, выполнение са­мостоятельных работ и зачеты. Учебные занятия организуются так, чтобы при изучении математического содержания у учащихся форми­ровались умения и навыки рационального учебного труда. Это важно потому, что в вечернюю школу приходят учащиеся, имеющие различ­ную подготовку и длительность перерыва в учебе. В связи с этим на первых уроках уделяется особое внимание выявлению и ликвидации пробелов в знаниях и умениях учащихся по различным разделам школь­ного курса математики. На это нацеливают и программы, предусмат­ривающие в каждом классе повторение базовых знаний и умений в начале учебного года (вводно-коррективные разделы) и определяющие уровень знаний, умений и навыков при завершении обучения в дан­ном классе.

На уроках в вечерней школе больший удельный вес приходится на этапы изучения новых знаний и формирование соответствующих уме­ний и навыков. Уделяется особое внимание мотивации изучения но­вых знаний, их использованию в науке и практике, развитию интере­са к предмету и его методам. Изучение нового материала строится так, чтобы учащиеся одновременно повторяли и закрепляли в памяти прой­денный ранее учебный материал. Кроме того, учитель систематически и последовательно развивает логическое мышление, воображение и волю учащихся, вооружает их умениями и навыками учебной работы, приемами самообразования, совершенствует культуру чтения, устную и письменную математическую речь.

Почти на каждом уроке проводятся самостоятельные работы. Эти работы в основном обучающего характера и направлены на формирова­ние умений производить анализ изучаемого материала, умений выде­лять в нем существенное, обосновывать шаги преобразований и дока­зательств теорем, находить способы и методы решения практических и познавательных задач. Большую помощь в педагогическом руковод­стве самостоятельной работой учащихся на уроках и особенно на груп­повых и индивидуальных консультациях оказывают специально раз­работанные дидактические материалы: карточки-задания для само­стоятельных работ по всем вопросам курса в нескольких вариантах, тренировочные и обучающие дидактические материалы (карточки-инструкции для самостоятельного изучения того или иного раздела курса, карточки-информаторы с доступным и кратким изложением теоретического материала, образцы выполнения заданий, алгоритми­ческие предписания и эвристические схемы, карточки-задания на вы­деление способов оперирования изученным материалом и др.), ком­плексы карточек-заданий для самостоятельных проверочных, кон­трольных работ и зачетов.

Для организации самостоятельной работы учащихся-заочников

разрабатываются установочные материалы, в содержание которых входят:

1) темы зачетов, календарные сроки их подготовки и сдачи;

2) требования к знаниям, умениям и навыкам по зачетному раз­делу;

3) учебный материал: какие главы, пункты и параграфы необхо­димо изучить, какие письменные или практические работы выпол­нить, какую дополнительную литературу прочитать;

4) дидактические материалы: образцы выполнения письменных работ, отдельных заданий, рекомендации по изучению материала;

5) вопросы для самопроверки, а также некоторые задания учебно-исследовательского или творческого характера, предлагаемые уча­щимся с целью активизации их мышления.

Зачеты в вечерней школе являются не только формой итогового контроля знаний, но и носят обучающий характер. В ходе зачета вы­являются действительные знания и умения учащихся, отмечаются успехи и достижения, обнаруживаются пробелы и затруднения уча­щихся, проводится работа по их преодолению, намечается программа по закреплению изученного материала. Зачет, таким образом, стано­вится отправным моментом для дальнейшего совершенствования зна­ний, для развития познавательных интересов и способностей уча­щихся.

Велико значение в вечерней школе и заключительного повторения. Здесь используются дидактические материалы, способствующие си­стематизации и углублению знаний, успешной подготовке к экзаме­нам. Это различного рода повторительно-обобщающие таблицы, свод­ные таблицы свойств и графиков функций, таблицы законов и свойств математических действий, информаторы с анализом решений задач прошлых выпускных и вступительных экзаменов в вузы и др. Нали­чие таких материалов позволяет учителю не только проводить инди­видуальные и групповые консультации, но и организовывать коллек­тивную, групповую или индивидуальную учебную работу.