§ 9. Специфика обучения математике в вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе
В нашей стране завершается переход ко всеобщему среднему образованию. Большой вклад в его практическое осуществление вносят вечерние средние школы. За последние три пятилетки в системе вечернего обучения получили среднее образование без отрыва от производства 16 млн человек. «Каждому молодому труженику — среднее образование» — таков девиз нашего времени.
Всего в вечерних школах существует четыре типа учебных планов: для очной и заочной форм обучения, рассчитанных на 36 недель, а для очной в сельской местности и классов мастеров — на 28 недель. В вечерних школах предусмотрена возможность обучения с V по XI класс, а в классах мастеров — с IX по XI. В учебных планах значительное место отводится математике. Это связано с тем, что обучение математике, как отмечается в школьных программах, призвано содействовать повышению общего культурно-технического уровня работающей молодежи, более глубокому пониманию ими техники, технологии и экономики своего производства, повышению производственной квалификации и увеличению производительности труда, расширению творческой деятельности, активности и инициативы в области рационализации производства, изобретательства, новаторства и применения передовых методов труда, продолжению обучения в средних специальных и высших учебных заведениях.
Программы по математике для вечерних школ основываются на базисной программе по математике. В программах находят свое отражение ведущие идеи и методы современной математики. Они учитывают и специфические особенности обучения молодежи без отрыва их от производства: имеют большую направленность на связь обучения с трудовой деятельностью и профессиональными интересами учащихся, с их жизненным и производственным опытом.
Программы по математике подкрепляются учебно-методической литературой для учителя, дидактическими материалами и специальными учебными пособиями для учащихся вечерних школ. Эти пособия в большей мере содействуют самостоятельному овладению учащимися программным материалом по математике. При заочной форме обучения значительную помощь в организации изучения материала оказывают также разрабатываемые «Задания для учащихся-заочников».
Учебные занятия в вечерней школе проводятся в основном по классно-урочной системе. Отличие в организации учебной работы составляют лишь заочные школы, где основными формами занятий являются групповые и индивидуальные консультации, выполнение самостоятельных работ и зачеты. Учебные занятия организуются так, чтобы при изучении математического содержания у учащихся формировались умения и навыки рационального учебного труда. Это важно потому, что в вечернюю школу приходят учащиеся, имеющие различную подготовку и длительность перерыва в учебе. В связи с этим на первых уроках уделяется особое внимание выявлению и ликвидации пробелов в знаниях и умениях учащихся по различным разделам школьного курса математики. На это нацеливают и программы, предусматривающие в каждом классе повторение базовых знаний и умений в начале учебного года (вводно-коррективные разделы) и определяющие уровень знаний, умений и навыков при завершении обучения в данном классе.
На уроках в вечерней школе больший удельный вес приходится на этапы изучения новых знаний и формирование соответствующих умений и навыков. Уделяется особое внимание мотивации изучения новых знаний, их использованию в науке и практике, развитию интереса к предмету и его методам. Изучение нового материала строится так, чтобы учащиеся одновременно повторяли и закрепляли в памяти пройденный ранее учебный материал. Кроме того, учитель систематически и последовательно развивает логическое мышление, воображение и волю учащихся, вооружает их умениями и навыками учебной работы, приемами самообразования, совершенствует культуру чтения, устную и письменную математическую речь.
Почти на каждом уроке проводятся самостоятельные работы. Эти работы в основном обучающего характера и направлены на формирование умений производить анализ изучаемого материала, умений выделять в нем существенное, обосновывать шаги преобразований и доказательств теорем, находить способы и методы решения практических и познавательных задач. Большую помощь в педагогическом руководстве самостоятельной работой учащихся на уроках и особенно на групповых и индивидуальных консультациях оказывают специально разработанные дидактические материалы: карточки-задания для самостоятельных работ по всем вопросам курса в нескольких вариантах, тренировочные и обучающие дидактические материалы (карточки-инструкции для самостоятельного изучения того или иного раздела курса, карточки-информаторы с доступным и кратким изложением теоретического материала, образцы выполнения заданий, алгоритмические предписания и эвристические схемы, карточки-задания на выделение способов оперирования изученным материалом и др.), комплексы карточек-заданий для самостоятельных проверочных, контрольных работ и зачетов.
Для организации самостоятельной работы учащихся-заочников
разрабатываются установочные материалы, в содержание которых входят:
1) темы зачетов, календарные сроки их подготовки и сдачи;
2) требования к знаниям, умениям и навыкам по зачетному разделу;
3) учебный материал: какие главы, пункты и параграфы необходимо изучить, какие письменные или практические работы выполнить, какую дополнительную литературу прочитать;
4) дидактические материалы: образцы выполнения письменных работ, отдельных заданий, рекомендации по изучению материала;
5) вопросы для самопроверки, а также некоторые задания учебно-исследовательского или творческого характера, предлагаемые учащимся с целью активизации их мышления.
Зачеты в вечерней школе являются не только формой итогового контроля знаний, но и носят обучающий характер. В ходе зачета выявляются действительные знания и умения учащихся, отмечаются успехи и достижения, обнаруживаются пробелы и затруднения учащихся, проводится работа по их преодолению, намечается программа по закреплению изученного материала. Зачет, таким образом, становится отправным моментом для дальнейшего совершенствования знаний, для развития познавательных интересов и способностей учащихся.
Велико значение в вечерней школе и заключительного повторения. Здесь используются дидактические материалы, способствующие систематизации и углублению знаний, успешной подготовке к экзаменам. Это различного рода повторительно-обобщающие таблицы, сводные таблицы свойств и графиков функций, таблицы законов и свойств математических действий, информаторы с анализом решений задач прошлых выпускных и вступительных экзаменов в вузы и др. Наличие таких материалов позволяет учителю не только проводить индивидуальные и групповые консультации, но и организовывать коллективную, групповую или индивидуальную учебную работу.
- Предисловие
- Глава I
- § 1. Предмет методики преподавания математики
- § 2. Цели обучения математике в советской средней общеобразовательной школе. Значение школьного курса математики в общем образовании
- § 3. Содержание школьного курса математики
- § 4. Вопросы политехнического образования в обучении математике
- Литература
- Глава II
- § 1. Принципы обучения как категории дидактики
- § 2. Принцип коммунистического воспитания
- § 3. Принцип научности
- § 4. Принцип сознательности, активности и самостоятельности
- § 5. Принцип систематичности и последовательности
- § 6. Принцип доступности
- § 7. Принцип наглядности
- § 8. Принцип индивидуального подхода к учащимся
- § 9. Принцип прочности знаний
- Литература
- Глава III
- § 1. Математические понятия
- § 2. Математические предложения
- 2) Рассмотрим определение четной функции:
- § 3. Математические доказательства
- Литература
- Глава IV методы обучения математике
- § 1. Проблема методов обучения
- § 2. Эмпирические методы: наблюдение, опыт, измерения
- § 3. Сравнение и аналогия
- § 4. Обобщение, абстрагирование и конкретизация
- § 5. Индукция
- § 6. Дедукция
- § 7. Анализ и синтез
- § 8. Методы проблемного обучения
- § 9. Особенности программированного обучения
- § 10. Специальные методы обучения математике
- Литература
- Глава V
- § 1. Значение учебных математических задач
- § 2. Роль задач в процессе обучения математике
- § 3. Обучение математике через задачи
- § 4. Общие методы обучения решению математических задач
- § 5. Организация обучения решению математических задач
- Литература
- Глава VI организация обучения математике
- § 1. Урок, его структура. Основные требования к уроку. Типы уроков
- § 2. Подготовка учителя к уроку. Анализ урока
- § 3. Организация самостоятельной работы при обучении учащихся математике
- § 4. Организация повторения
- § 5. Предупреждение неуспеваемости
- § 6. Индивидуализация и дифференциация при обучении
- § 7. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по математике
- § 8. Специфика организации обучения математике в школе продленного дня
- § 9. Специфика обучения математике в вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе
- § 10. Особенности организации работы по математике в средних профтехучилищах
- Литература
- Глава VII средства обучения математике
- § 1. Учебник математики
- § 2. Дидактические материалы и справочная математическая литература
- § 3. Учебное оборудование по математике и методика использования его в учебной работе
- § 4. Организация и оборудование кабинета математики
- § 5. Некоторые вопросы изготовления наглядных пособий по математике
- Литература
- Глава VIII
- § 1. Особенности преподавания математики в школах и классах с углубленным изучением этого предмета
- § 2. Факультативные занятия по математике
- § 3. Внеклассная и внешкольная работа по математике
- Литература