Глава I
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ
МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
В первой главе дается краткая характеристика методики преподавания математики как учебного предмета, рассматриваются вопросы, относящиеся к выделению характерных для курса школьной математики общих подходов к раскрытию материала обучения. Указанные подходы связаны в первую очередь с целями, которые ставятся перед математикой как учебным предметом. Эти цели нельзя рассматривать в отрыве от общих целей обучения и воспитания, на достижение которых ориентируют учителей задачи коммунистического строительства. Поэтому в качестве первого этапа конкретизации целей обучения математике в книге рассматриваются соответствующие общие цели в той их постановке, которую им придает специфичность математики как учебного предмета. Затем анализируются соотношения этих целей с методами, которые используются в преподавании математики в школе, выделяются наиболее существенные направления развертывания содержания курса и дается краткий обзор программ по математике. Особое внимание уделяется проблеме установления в процессе обучения связей между теоретическими сведениями, которые содержатся в курсе школьной математики, и возможностями их приложения в практической, трудовой деятельности. Методика преподавания математики в настоящее время интенсивно развивается; многие проблемы в ней возникли совсем недавно и не получили еще окончательного разрешения. Мы отмечаем некоторые из таких проблем, поскольку учителю математики придется столкнуться с ними в своей практической работе и он должен быть готов к самостоятельным поискам ответов на возникающие конкретные вопросы и к их решению в свете требований реформы школы.
- Предисловие
- Глава I
- § 1. Предмет методики преподавания математики
- § 2. Цели обучения математике в советской средней общеобразовательной школе. Значение школьного курса математики в общем образовании
- § 3. Содержание школьного курса математики
- § 4. Вопросы политехнического образования в обучении математике
- Литература
- Глава II
- § 1. Принципы обучения как категории дидактики
- § 2. Принцип коммунистического воспитания
- § 3. Принцип научности
- § 4. Принцип сознательности, активности и самостоятельности
- § 5. Принцип систематичности и последовательности
- § 6. Принцип доступности
- § 7. Принцип наглядности
- § 8. Принцип индивидуального подхода к учащимся
- § 9. Принцип прочности знаний
- Литература
- Глава III
- § 1. Математические понятия
- § 2. Математические предложения
- 2) Рассмотрим определение четной функции:
- § 3. Математические доказательства
- Литература
- Глава IV методы обучения математике
- § 1. Проблема методов обучения
- § 2. Эмпирические методы: наблюдение, опыт, измерения
- § 3. Сравнение и аналогия
- § 4. Обобщение, абстрагирование и конкретизация
- § 5. Индукция
- § 6. Дедукция
- § 7. Анализ и синтез
- § 8. Методы проблемного обучения
- § 9. Особенности программированного обучения
- § 10. Специальные методы обучения математике
- Литература
- Глава V
- § 1. Значение учебных математических задач
- § 2. Роль задач в процессе обучения математике
- § 3. Обучение математике через задачи
- § 4. Общие методы обучения решению математических задач
- § 5. Организация обучения решению математических задач
- Литература
- Глава VI организация обучения математике
- § 1. Урок, его структура. Основные требования к уроку. Типы уроков
- § 2. Подготовка учителя к уроку. Анализ урока
- § 3. Организация самостоятельной работы при обучении учащихся математике
- § 4. Организация повторения
- § 5. Предупреждение неуспеваемости
- § 6. Индивидуализация и дифференциация при обучении
- § 7. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по математике
- § 8. Специфика организации обучения математике в школе продленного дня
- § 9. Специфика обучения математике в вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе
- § 10. Особенности организации работы по математике в средних профтехучилищах
- Литература
- Глава VII средства обучения математике
- § 1. Учебник математики
- § 2. Дидактические материалы и справочная математическая литература
- § 3. Учебное оборудование по математике и методика использования его в учебной работе
- § 4. Организация и оборудование кабинета математики
- § 5. Некоторые вопросы изготовления наглядных пособий по математике
- Литература
- Глава VIII
- § 1. Особенности преподавания математики в школах и классах с углубленным изучением этого предмета
- § 2. Факультативные занятия по математике
- § 3. Внеклассная и внешкольная работа по математике
- Литература