logo
035517_845F9_cherkasov_r_s_krupich_v_i_i_dr_met

§ 4. Организация и оборудование кабинета математики

Как уже отмечалось, повышение качества обучения математике практически невозможно осуществить без широкого использования в учебной работе разнообразных средств обучения. Так, в современных условиях учитель часто начинает урок математическим диктантом с помощью магнитофона с целью проверки усвоения изученного ранее материала, демонстрирует кинофрагмент, сопровождает изложение нового материала показом кадров диафильма, проводит закрепление материала с помощью диапозитивов, предлагает выполнить задание в тетради с печатной основой, использует брошюры с заданиями для организации самостоятельной работы, выдает домашнее задание с по­мощью кодопозитива, применяя при этом графопроектор.

Переносить все оборудование, необходимое для такого урока мате­матики, из класса в класс невозможно, к тому же полноценное примене­ние разнообразных средств обучения в таких условиях неосуществимо.

Достичь высоких результатов в обучении математике с примене­нием разнообразных видов учебного оборудования и технических средств возможно при условии, если в школе оборудован кабинет ма­тематики, в котором все («до последней мелочи») содействует совершен­ствованию учебно-воспитательной работы по предмету.

Стол учителя и рабочее место ученика, классная доска и шкафы для хранения средств обучения, затемнение класса и другие приспо­собления и предметы оборудования должны быть максимально удоб­ными для работы. Каждое средство обучения (модель, диафильм, таб­лица, кинофрагмент, кодопозитив и т. д.) должно составлять органиче­скую часть системы, обеспечивающей достижение высокого уровня усвоения математических знаний и способствующей активизации позна­вательной деятельности школьников.

Итак, кабинет математики — это учебное подразделение школы, представляющее собой единую, органически связанную систему учеб­ного оборудования, позволяющую оптимизировать учебно-воспита­тельный процесс на уроке и во внеурочной работе по математике.

Кабинеты математики оснащаются:

1. Полным комплектом учебного оборудования по математике в соответствии с «Типовым перечнем учебно-наглядных пособий и учеб­ного оборудования для общеобразовательных школ».

2. Учебным оборудованием, изготовленным учителем с привлече­нием учащихся, в дополнение к перечню.

3. Комплектом дидактических карточек с заданиями для осущест­вления индивидуального подхода при обучении, организации само­стоятельных работ и упражнений учащихся, проведения контрольных работ.

4. Комплектом технических средств обучения (кинопроектор, диа­проектор, эпидиаскоп, графопроектор, магнитофон, телевизор) и при­способлениями для их использования (экран, зашторивание, подстав­ки под аппаратуру, устройства дистанционного управления).

5. Математической библиотечкой и библиографической картоте­кой к ней. 6. Комплектом учебно-методических пособий.

7. Набором лучших письменных контрольных и экзаменационных работ, выполненных учениками.

8. Инструментами и материалами для работы по изготовлению пособий.

9. Картотекой учебного оборудования для изучения каждого во­проса программы (или пункта учебника).

10. Картотекой — описью имеющегося в кабинете учебного обору­дования и технических средств обучения.

Работа в кабинете математики регламентируется рядом докумен­тов, принятых Министерствами просвещения СССР и РСФСР. Это прежде всего методические рекомендации Министерства просвещения СССР «Об учебных кабинетах общеобразовательной школы», опреде­ляющие направление работы кабинета и организацию работы в нем. На основе этих рекомендаций разрабатывается положение о кабинете математики. Вторым документом, выполнение требований которого является обязательным для всех работающих в кабинете, являются «Правила по технике безопасности для кабинета математики».

При эксплуатации технических средств обучения должны соблю­даться «Гигиенические рекомендации по использованию технических средств обучения (экранно-звуковых, экранных и звуковых) в учеб­ном процессе».

Планировка кабинета математики во многом зависит от размеров и формы помещения, расположения двери, встроенных шкафов и дру­гих факторов. Но независимо от этого в любом кабинете математики на передней стене его укрепляется классная доска, над доской — све­тильники, пластиковый экран (типа ЭПП-1 или ЭПП-2), приспособле­ния для демонстрации справочных таблиц. Под доской — ящики для хранения таблиц и готовальня для классных чертежных инструмен­тов. Если доска закрывает не всю переднюю стенку, то сбоку от нее могут крепиться демонстрационные приборы типа «Электросветовое табло» и др. Наиболее удобна распашная классная доска. Если же рас­стояние от передней стены до столов учащихся мало, то можно исполь­зовать раздвижную доску. Поверхность одной из створок распашной доски может быть обита железом, что позволяет демонстрировать по­собия с магнитным креплением. На поверхность другой нанесена ко­ординатная сетка. Вдоль верхнего края доски к стене прибивается планка, на которой укрепляются картодержатели для подвешивания рабочих таблиц.

Средняя часть раздвижной классной доски — лист железа, покры­тый белой краской (магнитная доска — экран). Доска имеет четыре выдвижных поля. На обеих сторонах каждого можно писать мелом (поля полностью вынимаются из направляющих и переворачиваются обратной стороной к классу).

На боковой стене класса (напротив окон) может быть смонтирован экспозиционный щит. Он может представлять собой магнитную доску, оклеенную декоративной пленкой, на которой с помощью магнитов крепятся справочные таблицы и другие материалы.

У задней стены кабинета обычно располагаются секционные шкафы для хранения учебного оборудования и подставка для технических средств обучения. На подставке для ТСО размещаются кинопроектор («Радуга» или «Украина»), диапроекторы. («ЛЭТИ-60», «Свитязь-М» или «Лектор-600»).

Диапроектор можно поставить и на стол учителя, если при этом текст на экране будет читаться с самой дальней точки класса.

Система затемнения на окнах кабинета обеспечивает нормальные условия демонстрации кино- и диафильмов. Шторы изготовляются из плотной драпировочной хлопчатобумажной ткани с подкладкой из темного материала и пропитываются огнеупорным составом. По длине И ширине они должны быть на 20—30 см больше размеров окна. Шторы могут двигаться горизонтально или вертикально, вручную или с по­мощью реверсивного электромотора.

Стол учителя может быть различной конструкции. Наиболее удо­бен стол с тумбой для графопроектора и ящиком для магнитофона.

Стол с графопроектором устанавливается в начале среднего ряда. К нему подводится скрытая электропроводка. Магнитофон использу­ется для организации оперативного контроля в форме математических диктантов: на магнитной ленте записаны в двух вариантах тексты за­даний (мужским голосом — первый вариант, женским — второй). В этих целях можно использовать любой катушечный магнитофон («Комета», «Астра» и др.) или кассетный («Тоника», «Электроника», «Весна» и др.). Звукозаписи хранятся в коробках, на которых указы­вается скорость записи, для какого класса и к каким пунктам учеб­ника записан диктант. В коробку вкладываются тексты диктантов с ответами к заданиям.

На столе учителя могут быть расположены пульты управления электрооборудованием и контролирующим устройством. К пульту управления подводится скрытая электропроводка от проекционной аппаратуры, электроосвещения класса, системы зашторивания, магни­тофона (электрофона), контролирующего устройства.

В настоящее время кабинеты оснащаются обычно контролирующи­ми устройствами различных систем (АМК-1, «Орленок» и др.). Каждое из них состоит из пульта учителя и пультов учащихся, соединенных с пультом учителя электрокабелем. Устройство АМК-1 работает по методу выборочных ответов: учащимся предлагается задание и не­сколько ответов к нему, один из которых правильный. Решив задачу, ученик указывает номер ответа (на пульте учителя, если ответ верен, загорается лампочка). Устройства «Орленок» и «Диск-18» работают по методу свободно конструируемых ответов: ученик, решив задачу, набирает ответ с помощью диска (как на телефоне). Для этого на диске расположен круг со всеми используемыми в школе математическими знаками. Если получен верный ответ, то на пульте учителя загорается лампочка.

Рабочие места учащихся оборудованы стульями и двухместными консольными столами. На столе располагаются пульты контролирую­щего устройства и пенал с чертежными инструментами и бумагой.

При выполнении самостоятельной работы учащиеся используют чертежные инструменты (угольники, циркули, трафареты), вычислительные устройства, резиновые штемпеля, модели геометрических тел.

Эффективному использованию средств обучения способствует со­ставление карт подготовки учителя математики к уроку по каждому пункту учебника. В них — основное содержание пункта, формы ра­боты учителя и учащихся, используемое учебное оборудование. По мере пополнения кабинета учебными пособиями в карты вносят необ­ходимые изменения.

Таким образом, оборудование кабинета математики подчинено главной цели — обеспечению максимальной эффективности труда учи­теля и учащихся.