§ 4. Организация и оборудование кабинета математики
Как уже отмечалось, повышение качества обучения математике практически невозможно осуществить без широкого использования в учебной работе разнообразных средств обучения. Так, в современных условиях учитель часто начинает урок математическим диктантом с помощью магнитофона с целью проверки усвоения изученного ранее материала, демонстрирует кинофрагмент, сопровождает изложение нового материала показом кадров диафильма, проводит закрепление материала с помощью диапозитивов, предлагает выполнить задание в тетради с печатной основой, использует брошюры с заданиями для организации самостоятельной работы, выдает домашнее задание с помощью кодопозитива, применяя при этом графопроектор.
Переносить все оборудование, необходимое для такого урока математики, из класса в класс невозможно, к тому же полноценное применение разнообразных средств обучения в таких условиях неосуществимо.
Достичь высоких результатов в обучении математике с применением разнообразных видов учебного оборудования и технических средств возможно при условии, если в школе оборудован кабинет математики, в котором все («до последней мелочи») содействует совершенствованию учебно-воспитательной работы по предмету.
Стол учителя и рабочее место ученика, классная доска и шкафы для хранения средств обучения, затемнение класса и другие приспособления и предметы оборудования должны быть максимально удобными для работы. Каждое средство обучения (модель, диафильм, таблица, кинофрагмент, кодопозитив и т. д.) должно составлять органическую часть системы, обеспечивающей достижение высокого уровня усвоения математических знаний и способствующей активизации познавательной деятельности школьников.
Итак, кабинет математики — это учебное подразделение школы, представляющее собой единую, органически связанную систему учебного оборудования, позволяющую оптимизировать учебно-воспитательный процесс на уроке и во внеурочной работе по математике.
Кабинеты математики оснащаются:
1. Полным комплектом учебного оборудования по математике в соответствии с «Типовым перечнем учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ».
2. Учебным оборудованием, изготовленным учителем с привлечением учащихся, в дополнение к перечню.
3. Комплектом дидактических карточек с заданиями для осуществления индивидуального подхода при обучении, организации самостоятельных работ и упражнений учащихся, проведения контрольных работ.
4. Комплектом технических средств обучения (кинопроектор, диапроектор, эпидиаскоп, графопроектор, магнитофон, телевизор) и приспособлениями для их использования (экран, зашторивание, подставки под аппаратуру, устройства дистанционного управления).
5. Математической библиотечкой и библиографической картотекой к ней. 6. Комплектом учебно-методических пособий.
7. Набором лучших письменных контрольных и экзаменационных работ, выполненных учениками.
8. Инструментами и материалами для работы по изготовлению пособий.
9. Картотекой учебного оборудования для изучения каждого вопроса программы (или пункта учебника).
10. Картотекой — описью имеющегося в кабинете учебного оборудования и технических средств обучения.
Работа в кабинете математики регламентируется рядом документов, принятых Министерствами просвещения СССР и РСФСР. Это прежде всего методические рекомендации Министерства просвещения СССР «Об учебных кабинетах общеобразовательной школы», определяющие направление работы кабинета и организацию работы в нем. На основе этих рекомендаций разрабатывается положение о кабинете математики. Вторым документом, выполнение требований которого является обязательным для всех работающих в кабинете, являются «Правила по технике безопасности для кабинета математики».
При эксплуатации технических средств обучения должны соблюдаться «Гигиенические рекомендации по использованию технических средств обучения (экранно-звуковых, экранных и звуковых) в учебном процессе».
Планировка кабинета математики во многом зависит от размеров и формы помещения, расположения двери, встроенных шкафов и других факторов. Но независимо от этого в любом кабинете математики на передней стене его укрепляется классная доска, над доской — светильники, пластиковый экран (типа ЭПП-1 или ЭПП-2), приспособления для демонстрации справочных таблиц. Под доской — ящики для хранения таблиц и готовальня для классных чертежных инструментов. Если доска закрывает не всю переднюю стенку, то сбоку от нее могут крепиться демонстрационные приборы типа «Электросветовое табло» и др. Наиболее удобна распашная классная доска. Если же расстояние от передней стены до столов учащихся мало, то можно использовать раздвижную доску. Поверхность одной из створок распашной доски может быть обита железом, что позволяет демонстрировать пособия с магнитным креплением. На поверхность другой нанесена координатная сетка. Вдоль верхнего края доски к стене прибивается планка, на которой укрепляются картодержатели для подвешивания рабочих таблиц.
Средняя часть раздвижной классной доски — лист железа, покрытый белой краской (магнитная доска — экран). Доска имеет четыре выдвижных поля. На обеих сторонах каждого можно писать мелом (поля полностью вынимаются из направляющих и переворачиваются обратной стороной к классу).
На боковой стене класса (напротив окон) может быть смонтирован экспозиционный щит. Он может представлять собой магнитную доску, оклеенную декоративной пленкой, на которой с помощью магнитов крепятся справочные таблицы и другие материалы.
У задней стены кабинета обычно располагаются секционные шкафы для хранения учебного оборудования и подставка для технических средств обучения. На подставке для ТСО размещаются кинопроектор («Радуга» или «Украина»), диапроекторы. («ЛЭТИ-60», «Свитязь-М» или «Лектор-600»).
Диапроектор можно поставить и на стол учителя, если при этом текст на экране будет читаться с самой дальней точки класса.
Система затемнения на окнах кабинета обеспечивает нормальные условия демонстрации кино- и диафильмов. Шторы изготовляются из плотной драпировочной хлопчатобумажной ткани с подкладкой из темного материала и пропитываются огнеупорным составом. По длине И ширине они должны быть на 20—30 см больше размеров окна. Шторы могут двигаться горизонтально или вертикально, вручную или с помощью реверсивного электромотора.
Стол учителя может быть различной конструкции. Наиболее удобен стол с тумбой для графопроектора и ящиком для магнитофона.
Стол с графопроектором устанавливается в начале среднего ряда. К нему подводится скрытая электропроводка. Магнитофон используется для организации оперативного контроля в форме математических диктантов: на магнитной ленте записаны в двух вариантах тексты заданий (мужским голосом — первый вариант, женским — второй). В этих целях можно использовать любой катушечный магнитофон («Комета», «Астра» и др.) или кассетный («Тоника», «Электроника», «Весна» и др.). Звукозаписи хранятся в коробках, на которых указывается скорость записи, для какого класса и к каким пунктам учебника записан диктант. В коробку вкладываются тексты диктантов с ответами к заданиям.
На столе учителя могут быть расположены пульты управления электрооборудованием и контролирующим устройством. К пульту управления подводится скрытая электропроводка от проекционной аппаратуры, электроосвещения класса, системы зашторивания, магнитофона (электрофона), контролирующего устройства.
В настоящее время кабинеты оснащаются обычно контролирующими устройствами различных систем (АМК-1, «Орленок» и др.). Каждое из них состоит из пульта учителя и пультов учащихся, соединенных с пультом учителя электрокабелем. Устройство АМК-1 работает по методу выборочных ответов: учащимся предлагается задание и несколько ответов к нему, один из которых правильный. Решив задачу, ученик указывает номер ответа (на пульте учителя, если ответ верен, загорается лампочка). Устройства «Орленок» и «Диск-18» работают по методу свободно конструируемых ответов: ученик, решив задачу, набирает ответ с помощью диска (как на телефоне). Для этого на диске расположен круг со всеми используемыми в школе математическими знаками. Если получен верный ответ, то на пульте учителя загорается лампочка.
Рабочие места учащихся оборудованы стульями и двухместными консольными столами. На столе располагаются пульты контролирующего устройства и пенал с чертежными инструментами и бумагой.
При выполнении самостоятельной работы учащиеся используют чертежные инструменты (угольники, циркули, трафареты), вычислительные устройства, резиновые штемпеля, модели геометрических тел.
Эффективному использованию средств обучения способствует составление карт подготовки учителя математики к уроку по каждому пункту учебника. В них — основное содержание пункта, формы работы учителя и учащихся, используемое учебное оборудование. По мере пополнения кабинета учебными пособиями в карты вносят необходимые изменения.
Таким образом, оборудование кабинета математики подчинено главной цели — обеспечению максимальной эффективности труда учителя и учащихся.
- Предисловие
- Глава I
- § 1. Предмет методики преподавания математики
- § 2. Цели обучения математике в советской средней общеобразовательной школе. Значение школьного курса математики в общем образовании
- § 3. Содержание школьного курса математики
- § 4. Вопросы политехнического образования в обучении математике
- Литература
- Глава II
- § 1. Принципы обучения как категории дидактики
- § 2. Принцип коммунистического воспитания
- § 3. Принцип научности
- § 4. Принцип сознательности, активности и самостоятельности
- § 5. Принцип систематичности и последовательности
- § 6. Принцип доступности
- § 7. Принцип наглядности
- § 8. Принцип индивидуального подхода к учащимся
- § 9. Принцип прочности знаний
- Литература
- Глава III
- § 1. Математические понятия
- § 2. Математические предложения
- 2) Рассмотрим определение четной функции:
- § 3. Математические доказательства
- Литература
- Глава IV методы обучения математике
- § 1. Проблема методов обучения
- § 2. Эмпирические методы: наблюдение, опыт, измерения
- § 3. Сравнение и аналогия
- § 4. Обобщение, абстрагирование и конкретизация
- § 5. Индукция
- § 6. Дедукция
- § 7. Анализ и синтез
- § 8. Методы проблемного обучения
- § 9. Особенности программированного обучения
- § 10. Специальные методы обучения математике
- Литература
- Глава V
- § 1. Значение учебных математических задач
- § 2. Роль задач в процессе обучения математике
- § 3. Обучение математике через задачи
- § 4. Общие методы обучения решению математических задач
- § 5. Организация обучения решению математических задач
- Литература
- Глава VI организация обучения математике
- § 1. Урок, его структура. Основные требования к уроку. Типы уроков
- § 2. Подготовка учителя к уроку. Анализ урока
- § 3. Организация самостоятельной работы при обучении учащихся математике
- § 4. Организация повторения
- § 5. Предупреждение неуспеваемости
- § 6. Индивидуализация и дифференциация при обучении
- § 7. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по математике
- § 8. Специфика организации обучения математике в школе продленного дня
- § 9. Специфика обучения математике в вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе
- § 10. Особенности организации работы по математике в средних профтехучилищах
- Литература
- Глава VII средства обучения математике
- § 1. Учебник математики
- § 2. Дидактические материалы и справочная математическая литература
- § 3. Учебное оборудование по математике и методика использования его в учебной работе
- § 4. Организация и оборудование кабинета математики
- § 5. Некоторые вопросы изготовления наглядных пособий по математике
- Литература
- Глава VIII
- § 1. Особенности преподавания математики в школах и классах с углубленным изучением этого предмета
- § 2. Факультативные занятия по математике
- § 3. Внеклассная и внешкольная работа по математике
- Литература