Литература
1. Алгебра. Учебное пособие для IX—X классов средних школ с математической специализацией/ Н. Я. Виленкин и др. — М.: Просвещение, 1972.
2. А л е к с а н д р о в А. Д., В е р н е р А. Л., Р ы ж и к В. И. Начала стереометрии, 9 кл. — М.: 1981; Начала стереометрии, 10 кл. — М.: 1982.
3. Б а л к М. Б. Организация и содержание внеклассных занятий по математике. — М., 1956.
4. Балк М. Б., Б а л к Г. Д. Математика после уроков. — М.: Просвещение, 1971.
5. Б а с о в а Л. А., Ш у б и н М. А., Э п ш т е й н Л. А. Лекции и задачи по математике: Из опыта работы летней физико-математической школы в Карелии. — М., 1981.
6. Башмаков М. И., БеккерБ.М., Г о л ь х о в о й В. М. Задачи по математическому анализу.—М.: Наука, 1982.
7. ВеннинджерМ. Модели многогранников. — М.: Мир, 1974.
8. В и л е н к и н Н. Я. Функции в природе и технике. Книга для внеклассного чтения для IX—X классов. —М.: 1978.
9. В и л е н к и н Н. Я. Метод последовательных приближений.— М.: Наука, 1974.
10. В и л е н к и н Н. Я. Рассказы о множествах. — М.: Просвещение, 1972.
11. Виленкин Н. Я-, Б л о х А. Я- О развитии логических и творческих способностей школьников при изучении математики. — В сб.: Заочное обучение математике школьников VIII—X классов. Изд. НИИ СиМО, 1982.
12. Виленкин Н. Я-, ШварцбурдС. И. Математический анализ: Учебное пособие для IX—X классов средних школ с математической специализацией.—М.: Просвещение, 1973.
13. В и л е н к и н Н. Я-, И в а ш е в - М у с а т о в О. С, ШварцбурдС. И. Алгебра и математический анализ, 9 кл.: Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением курса математики. — М.: Просвещение, 1983.
14. Внеклассная работа по математике в IV—V классах/ Под ред. С. И. Шварцбурда. —М.: Просвещение, 1974.
15. Воробьев Н. Н. Числа Фиббоначчи. — М.: Наука, 1969.
16. Всесоюзная конференция «Опыт проведения факультативных занятий по основам наук в средней школе». — Математика в школе, 1972, № 1.
17. Г а л и ц к и й М. Л., М о ш к о в и ч М. М., ШварцбурдС. И. Планирование учебного материала для IX класса с углубленным изучением математики.—М.: 1981.
18. Г а л и ц к и й М. Л., Мошкович М. М., ШварцбурдС. И. Планирование учебного материала для X класса с углубленным изучением математики.—М.: 1982.
19. Г а р д н е р М. Есть идея!—М.: Мир, 1982.
20. Глейзер Г. И. История математики в школе (IV—VI кл.). — М.: Просвещение, 1981.
21. Глейзер Г. И. История математики в школе (VII— VIII кл.). — М.: Просвещение, 1982.
22. Глейзер Г. И. История математики в школе (IX—X кл.).—М.: Просвещение, 1983.
23. Г н е д е н к о Б. В. Математика в современном мире: Книга для внеклассного чтения VII—X классов. — М.: Просвещение, 1980.
24. Г у с е в В. А., О р л о в А. И., Р о з е н т а л ь В. Л. Внеклассная работа по математике b,VI—VIII классах. —М.: Просвещение, 1984.
25. Д о м о р я д А. П. Математические игры и развлечения. — М., 1961.
26. Заочные математические олимпиады/ Н. Б. Васильев и др. — М.: Наука, 1981.
27. Земля ков А. Н. Примерное тематическое планирование факультативного курса «Математика в приложениях». — Математика в школе, 1981, № 3.
28. 3 у б е л е в и ч Г. И. Занятия математического кружка в IV слассе. — М., 1980.
29. К а л у ж н и н Л. А., С у ш е н с к и й В. И. Преобразо-ания и подстановки. — М.: Наука, 1979.
30. Кудрявцев Л. Д. Современная математика и ее препо-авание. — М.: Наука, 1980.
31. Линейная алгебра и геометрия/ Сост. С. И. Шварцбурд. — I.: Просвещение, 1967.
32. М а р к у ш е в и ч А. И. Ряды. Элементарный очерк. — М.: 1аука, 1979.
33. Математический анализ и алгебра/ Сост. С. И. Шварцбурд. — I.: Просвещение, 1967.
34. Математика и естествознание/ Сост. С. И. Шварцбурд. —М.: 1росвещение, 1969.
35. Методика преподавания математики в средней школе: Общая етодика/ Ю. М. Колягин и др. —М.: Просвещение, 1980.
36. Методика факультативных занятий в VII—VIII классах: Из-ранные вопросы математики/Сост. И. Л. Никольская, В. В. Фирсов. —..: Просвещение, 1981.
37. Методика факультативных занятий в IX—X классах: Избран-ые вопросы математики/ Сост. И. Л. Никольская, В. В. Фирсов. — : : Просвещение, 1983.
38. Монахов В. М. Проблемы дальнейшего развития фа-^льтативных занятий по математике. — Математика в школе,
39. Н и к и ф о р о в с к и й В. А. Из истории алгебры XVI— [VII вв. — М.: Наука, 1979.
40. Обучение в математических школах/ Сост. С. И. Шварцбурд, М. Монахов, В. Г. Ашкинузе. —М.: Просвещение, 1965.
41. Петраков И. С. Математические олимпиады школьни-з.—М.: Просвещение, 1982.
42. Поисковые задачи по математике (IV—V кл.)/ А. Я. Крысин др.—М.: Просвещение, 1979.
43. Проблемы подготовки учителей к проведению факультативных нятий в средней школе: Тезисы докладов Всесоюзной конферен. — М., 1980.
44. Программа факультативных курсов на 1980—1985 гг. — Ма-латика в школе, 1980, № 4.
45. Программы школ и классов с углубленным теоретическим и актическим изучением математики (IX—X классы).—М., 1974; , 1980.
46. Р озо в Н. X., Г л а го л ева Е. Г., Р а б б о т Ж- М. очная математическая школа при МГУ.—М.: Знание, 1973.
47. С а р к и с я н А. А., К о л я г и н Ю. М. Познакомьтесь с пологией: Книга для внеклассного чтения VIII—X классов. —М., 76.
48. Сборник задач по алгебре и началам анализа для IX—X клас-в/ Б. М. Ивлев и др. — М.: Просвещение, 1978.
49. Реньи А. Трилогия о математике.—М.: Мир, 1980.
50. Т и х о н о в А. Н., К о с т о м а р о в Д. П. Рассказы d прикладной математике.—М.: Наука, 1979.
51. Углубленное изучение алгебры и анализа/ Сост. С. И. Шварцбурд, О. А. Боковнев. — М.: Просвещение, 1977.
52. Факультативные занятия в школе: Сборник статей/ Под ред М. П. Кашина и Д. А. Эпштейна. — М.: Педагогика, 1973.
53. Факультативные занятия в школе: Сборник статей. — M Педагогика, 1976, вып. II.
54. Факультативные занятия в школе: Сборник статей. — М Педагогика, 1978, вып. III.
55. Факультативный курс: Избранные вопросы математик (7—8 кл.)/ Н. Я. Виленкин и др. —М.: Просвещение, 1978.
56. Факультативный курс: Избранные вопросы математики (9 кл. И. Н. Антипов и др. —М.: Просвещение, 1979.
57. Факультативный курс: Избранные вопросы математик (10 кл.)/ А. М. Абрамов и др. — М.: Просвещение, 1980.
58. Ф и р с о в В. В., Боковнев О. А., Щ в а р б у р д С. И. Состояние и перспективы факультативных занятий математике.—М.: Просвещение, 1977.
59. Ш в а р ц б у р д С. И. Внеклассная работа. — В сб.: Преподавание математики в 4—5 классах. М.: Просвещение, 1975.
1 Термин «методика математики» — часто применяемое сокращение терминов «методика преподавания математики», «методика обучения математике».
1 Наиболее полно методические идеи С.И. Шохор- Троцкого изложены в его книге «Методика преподавания арифметики»(Л.,1925)
2 К. Ф. Лебединцев является автором первого методического пособия, в котором нашел свое отражение опыт работы советской школы: «Введение в современную методику математики» (М., 1925).
3 Подробное описание каждого из этих периодов дано в статье А. Н. Колмогорова «Математика» (Математическая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1982, т. 3).
1 Примерно такое же число часов отводится на изучение математики в общеобразовательных школах большинства зарубежных стран.
2 Значительно большее число часов отводится на изучение математики в школах и классах с математической специализацией.
3 Обычно программа публикуется новыми изданиями к началу каждого учебного года, что позволяет учителю своевременно подготовиться к предстоящим занятиям.
1 Приводимые требования сформулированы в докладе видного советского ученого, фнзика-пелагога В. Г. Зубова «О программе работ по политехническому образованию», прочитанному на сессии АПН СССР в 1974 г. (см.: Воспитание в труде. — М.: Педагогика, 1979, с. 76—80).
2 См.: Тихонов А. Н., Костомаров Д. П. Рассказы о прикладной математике. — М.: Наука, 1979.
1 Колмогоров А. Н. Научные основы школьного курса математики. Первая лекция. Современные взгляды на природу математики. — Математика в школе, 1969, № 3, с. 17.
1 См.: Педагогика: Совместный труд АПН СССР и АПН ГДР. — М.: Просвещение 1978,с.345 Зверев И- Д. Состояние и перспективы разработки проблемы методов обучения в современной школе. — В сб.: Проблемы методов обучения в. ременной общеобразовательной школе. — М.: Педагогика, 1980, с. 7.
1 Материалы XXV съезда КПСС. — М„ 1976, с. 77.
1 Для более детального ознакомления с сущностью программированного обучения отсылаем к статье В. Г. Болтянского «Что такое программированное обучение» (Математика в школе, 1970, № 3. с. 20).
1 См.: Тесленко И. Ф., ФирсовВ. В. О методической системе учебного пособия А. В. Погорелова. — Математика в школе, 1981, № 5.
1 См.: Типовые перечни учебного оборудования для общеобразовательных школ. Средняя школа. — М.: Просвещение, 1977.
1 См.: Таблицы по математике для IV класса/ Под ред. В. Г. Болтянского. — М.: Просвещение, 1970.
2 См.: Михайловская А. Ю., Садчиков В. Л. Таблицы по геометрии для VIII класса. — М., 1978.
- Предисловие
- Глава I
- § 1. Предмет методики преподавания математики
- § 2. Цели обучения математике в советской средней общеобразовательной школе. Значение школьного курса математики в общем образовании
- § 3. Содержание школьного курса математики
- § 4. Вопросы политехнического образования в обучении математике
- Литература
- Глава II
- § 1. Принципы обучения как категории дидактики
- § 2. Принцип коммунистического воспитания
- § 3. Принцип научности
- § 4. Принцип сознательности, активности и самостоятельности
- § 5. Принцип систематичности и последовательности
- § 6. Принцип доступности
- § 7. Принцип наглядности
- § 8. Принцип индивидуального подхода к учащимся
- § 9. Принцип прочности знаний
- Литература
- Глава III
- § 1. Математические понятия
- § 2. Математические предложения
- 2) Рассмотрим определение четной функции:
- § 3. Математические доказательства
- Литература
- Глава IV методы обучения математике
- § 1. Проблема методов обучения
- § 2. Эмпирические методы: наблюдение, опыт, измерения
- § 3. Сравнение и аналогия
- § 4. Обобщение, абстрагирование и конкретизация
- § 5. Индукция
- § 6. Дедукция
- § 7. Анализ и синтез
- § 8. Методы проблемного обучения
- § 9. Особенности программированного обучения
- § 10. Специальные методы обучения математике
- Литература
- Глава V
- § 1. Значение учебных математических задач
- § 2. Роль задач в процессе обучения математике
- § 3. Обучение математике через задачи
- § 4. Общие методы обучения решению математических задач
- § 5. Организация обучения решению математических задач
- Литература
- Глава VI организация обучения математике
- § 1. Урок, его структура. Основные требования к уроку. Типы уроков
- § 2. Подготовка учителя к уроку. Анализ урока
- § 3. Организация самостоятельной работы при обучении учащихся математике
- § 4. Организация повторения
- § 5. Предупреждение неуспеваемости
- § 6. Индивидуализация и дифференциация при обучении
- § 7. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по математике
- § 8. Специфика организации обучения математике в школе продленного дня
- § 9. Специфика обучения математике в вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе
- § 10. Особенности организации работы по математике в средних профтехучилищах
- Литература
- Глава VII средства обучения математике
- § 1. Учебник математики
- § 2. Дидактические материалы и справочная математическая литература
- § 3. Учебное оборудование по математике и методика использования его в учебной работе
- § 4. Организация и оборудование кабинета математики
- § 5. Некоторые вопросы изготовления наглядных пособий по математике
- Литература
- Глава VIII
- § 1. Особенности преподавания математики в школах и классах с углубленным изучением этого предмета
- § 2. Факультативные занятия по математике
- § 3. Внеклассная и внешкольная работа по математике
- Литература