logo
035517_845F9_cherkasov_r_s_krupich_v_i_i_dr_met

§ 10. Особенности организации работы по математике в средних профтехучилищах

Специфика учебного процесса в профтехучилище заключается прежде всего в органическом единстве теоретического и производствен­ного обучения, поэтому требует применения самых разнообразных спо­собов взаимодействия обучающего и обучаемых.

Многолетний передовой педагогический опыт, накопленный работ­никами профтехучилищ нашей страны, показал, что классно-урочная система, разработанная с учетом требований специфики профтехобра­зования и положенная в основу теоретического обучения, способствует достижению наибольшего педагогического эффекта.

Первоочередная задача общего образования в средних профтех­училищах заключается в том, чтобы сформировать у учащихся определенную систему знаний основ наук, которая позволила бы им глуб­же овладеть содержанием специальных предметов, определенных учеб­ным планом и квалификационными характеристиками, в дальнейшем совершенствовать свое профессиональное мастерство. Опыт показы­вает, что эффективность обучения учащихся в средних профтехучили­щах значительно повышается, если подойти к организации процесса обучения дифференцированно. Это значит, что достижение конечных целей обучения — формирование прочных, осознанных, действенных, системных знаний — возможно лишь при последовательном детальном рассмотрении промежуточных, общих и частных дидактических целей. В результате такого подхода процесс обучения осуществляется как бы на определенных уровнях, отличающихся друг от друга как повы­шением сложности содержания дидактических целей, так и результа­тами их достижения.

На каждом из уровней выдвигаются и реализуются конкретно цели, учитывающие:

а) предшествующую математическую подготовку учащихся (объ­ем и качество знаний, умений и навыков);

б) индивидуальные особенности учащихся.

В процессе организации обучения в средних профтехучилищах це­лесообразно выделить три уровня обучения, на каждом из которых реализуются промежуточные дидактические цели.

На I уровне: накопление фактических знаний — усвоение мате­матических понятий, законов, теорий по предмету; выработка умений применять полученные знания по образцу; приобретение вычислитель­ных навыков.

На II уровне: углубление знаний (в том же объеме) о понятиях, законах, теориях; выработка умений приобретать новые знания и применять их в новых условиях.

На III уровне: увеличение объема и углубление математических знаний; выработка умений самостоятельно приобретать новые знания и применять их при решении творческих задач; приобретение само­стоятельных навыков оперирования математическим аппаратом, кон­струирования учебных проблем.

Для достижения указанных промежуточных целей необходимо вы­делить основные элементы системы научных знаний, умений и навы­ков, которые должны быть сформированы в процессе организации обучения на каждом уровне по конкретной теме.

Реализация промежуточных дидактических целей и формирова­ние системы научных знаний, умений и навыков учащихся в процес­се организации обучения на каждом уровне предполагают применение различных методов и форм работы с учащимися.-

На I уровне сообщение учебного материала осуществляется пре­имущественно объяснительно-иллюстративным методом во всех его проявлениях: широко используются наглядные пособия. В процессе закрепления и приобретения умений и навыков оперирования зна­ниями по образцу применяется репродуктивный метод. В ходе провер­ки знаний необходимо установить фактическое усвоение учащимися понятий, законов, теорий, научных фактов, умение оперировать ими

по образцу. Надо иметь в виду, что при организации процесса обуче­ния на I уровне не следует на нем задерживать учащихся длительное время, ибо длительное применение репродуктивных методов неизбеж­но ведет к снижению умственной активности учащихся, к формально­му усвоению знаний.

Наиболее эффективным методом, способствующим развитию ум­ственной активности учащихся на II уровне, является частично-по­исковый метод, который в значительной степени способствует разви­тию самостоятельности при анализе и решении учебных проблем, а также использованию конкретного учебного материала на практике.

Для осуществления целей проверки II уровня обучения эффектив­ными являются следующие методы: эвристическая беседа, самопровер­ка работ учащихся, творческие письменные работы, рефераты, неслож­ные .задачи практического содержания.

В ходе организации учебного процесса на II уровне обучения уча­щиеся приобретают прочные, осознанные, достаточно системные знания.

Вместе с тем организация теоретического обучения в среднем проф­техучилище должна обеспечить подготовку рабочих высокой квали­фикации, способных творчески мыслить. Такую подготовку учащиеся приобретают в результате организации обучения на III уровне.

Основными методами на этом уровне являются частично-поиско­вый и исследовательский. С их помощью учащиеся приобретают пол­ноценные, осмысленные, оперативно используемые знания, у них фор­мируются элементы творческого подхода к использованию получен­ных знаний в производстве.

Проверка знаний, умений и навыков на III уровне обучения осу­ществляется преподавателем в процессе наблюдения за их работой.

Поскольку в профессионально-технических училищах, готовящих квалифицированных рабочих со средним образованием, обучение про­фессии и изучение основ наук составляет единый учебно-воспитатель­ный процесс, на протяжении всего периода обучения ведущее место в нем должно принадлежать межпредметным связям в преподавании предметов профессионального и общеобразовательного циклов. Связь преподавания математики с практической деятельностью учащихся предусматривает использование производственно-технического мате­риала специальных дисциплин для углубления и расширения обще­образовательных знаний посредством решения задач, составленных на этом материале.

Решение таких задач во многом способствует развитию у учащихся умения применять свои знания на практике и повышает интерес к изу­чению математики.

Поэтому, чтобы умело устанавливать межпредметные связи в пре­подавании математики и спецдисциплин, преподавателю математики необходимо ознакомиться с учебным планом и программами по каждой спецдисциплине и уяснить тот математический аппарат, с помощью ко­торого формируются профессиональные знания.

При отборе соответствующего материала специальных дисциплин следует распределить его по темам и найти формы, в которых этот материал может быть наиболее эффективно использован в препода­вании математики.

Решение задач с производственным содержанием требует опреде­ленной методики, основные принципы которой, на наш взгляд, состоят в следующем:

1. Содержание задачи должно соответствовать определенной теме изучаемого курса математики.

2. Содержание задачи должно отражать современный уровень раз­вития техники, производства.

3. Условие задачи не должно содержать большого количества не­знакомых учащимся терминов, должно быть по возможности кратким и доступным для понимания.

4. Решению задачи должно предшествовать понимание техниче­ского содержания, терминологии. Математический смысл не должен растворяться в техническом содержании.

5. Задачи с производственным содержанием часто сопровождаются усиленной вычислительной частью, поэтому для ее выполнения сле­дует пользоваться техническими средствами либо давать готовые про­межуточные результаты (в зависимости от поставленной цели обуче­ния).

6. К некоторым задачам целесообразно (по усмотрению препода­вателя) иметь готовые чертежи, рисунки, модели, использование ко­торых позволяет экономить время и пробуждает интерес учащихся. Например, в качестве моделей можно использовать части машин, станков, оборудования из окружающей учащихся обстановки, которые являются как бы «естественными наглядными пособиями».

7. Задачи, составленные на материале специальных дисциплин, должны быть органической составной частью системы задач и упраж­нений по математике.

При составлении задач и упражнений на материале спецдисцип­лин преподаватель математики испытывает некоторые затруднения. С одной стороны, не все темы из школьного курса математики имеют потенциальную возможность обогащения задачами и примерами прак­тического содержания. С другой стороны, не все специальные предме­ты поддаются «математической обработке» (в рамках школьного курса) и могут дать фактический материал для составления математических задач.

В настоящее время созданы специальные сборники задач по мате­матике для средних профтехучилищ, в которых представлены задачи с производственным содержанием по группам профессий (см. [8], [9], [31], [34]).

Использование такого рода задачников позволяет учителю мате­матики детально разрабатывать тематические планы с указанием кон­кретных задач производственного содержания и дает возможность обзора целой системы таких задач и выбора соответствующей методики их использования.

Важным фактором успешной организации учебно-воспитательного процесса в средних профтехучилищах является преемственность в работе преподавателей математики профтехучилищ и общеобразова­тельных школ.

В условиях среднего профтехучилища, где учебные группы ком­плектуются из выпускников восьмых классов разных школ, особое внимание приобретает изучение уровня подготовки учащихся, выяв­ление пробелов в знаниях и их ликвидация, «выравнивание» знаний по наиболее важным разделам и темам программы по математике.

Эффективным средством определения уровня знаний учащихся по математике является проведение контрольных работ по мате­риалу восьмилетней школы, в которых сосредоточено внимание на основных понятиях и узловых вопросах курса, важных для овладения новыми темами и имеющих прикладное значение.

Наряду с этим преподаватели осуществляют мероприятия по лик­видации существенных пробелов в знаниях отдельных учащихся. Для этого анализируются ошибки, допущенные учащимися в проверочных письменных работах, а также их устные ответы и выполнение домаш­них заданий; учитель ведет тематический учет знаний недостаточно подготовленных и неуспевающих учащихся, причем целесообразно индивидуализировать не только классные, но и домашние задания с обязательной проверкой и оказанием необходимой помощи.