§ 10. Особенности организации работы по математике в средних профтехучилищах
Специфика учебного процесса в профтехучилище заключается прежде всего в органическом единстве теоретического и производственного обучения, поэтому требует применения самых разнообразных способов взаимодействия обучающего и обучаемых.
Многолетний передовой педагогический опыт, накопленный работниками профтехучилищ нашей страны, показал, что классно-урочная система, разработанная с учетом требований специфики профтехобразования и положенная в основу теоретического обучения, способствует достижению наибольшего педагогического эффекта.
Первоочередная задача общего образования в средних профтехучилищах заключается в том, чтобы сформировать у учащихся определенную систему знаний основ наук, которая позволила бы им глубже овладеть содержанием специальных предметов, определенных учебным планом и квалификационными характеристиками, в дальнейшем совершенствовать свое профессиональное мастерство. Опыт показывает, что эффективность обучения учащихся в средних профтехучилищах значительно повышается, если подойти к организации процесса обучения дифференцированно. Это значит, что достижение конечных целей обучения — формирование прочных, осознанных, действенных, системных знаний — возможно лишь при последовательном детальном рассмотрении промежуточных, общих и частных дидактических целей. В результате такого подхода процесс обучения осуществляется как бы на определенных уровнях, отличающихся друг от друга как повышением сложности содержания дидактических целей, так и результатами их достижения.
На каждом из уровней выдвигаются и реализуются конкретно цели, учитывающие:
а) предшествующую математическую подготовку учащихся (объем и качество знаний, умений и навыков);
б) индивидуальные особенности учащихся.
В процессе организации обучения в средних профтехучилищах целесообразно выделить три уровня обучения, на каждом из которых реализуются промежуточные дидактические цели.
На I уровне: накопление фактических знаний — усвоение математических понятий, законов, теорий по предмету; выработка умений применять полученные знания по образцу; приобретение вычислительных навыков.
На II уровне: углубление знаний (в том же объеме) о понятиях, законах, теориях; выработка умений приобретать новые знания и применять их в новых условиях.
На III уровне: увеличение объема и углубление математических знаний; выработка умений самостоятельно приобретать новые знания и применять их при решении творческих задач; приобретение самостоятельных навыков оперирования математическим аппаратом, конструирования учебных проблем.
Для достижения указанных промежуточных целей необходимо выделить основные элементы системы научных знаний, умений и навыков, которые должны быть сформированы в процессе организации обучения на каждом уровне по конкретной теме.
Реализация промежуточных дидактических целей и формирование системы научных знаний, умений и навыков учащихся в процессе организации обучения на каждом уровне предполагают применение различных методов и форм работы с учащимися.-
На I уровне сообщение учебного материала осуществляется преимущественно объяснительно-иллюстративным методом во всех его проявлениях: широко используются наглядные пособия. В процессе закрепления и приобретения умений и навыков оперирования знаниями по образцу применяется репродуктивный метод. В ходе проверки знаний необходимо установить фактическое усвоение учащимися понятий, законов, теорий, научных фактов, умение оперировать ими
по образцу. Надо иметь в виду, что при организации процесса обучения на I уровне не следует на нем задерживать учащихся длительное время, ибо длительное применение репродуктивных методов неизбежно ведет к снижению умственной активности учащихся, к формальному усвоению знаний.
Наиболее эффективным методом, способствующим развитию умственной активности учащихся на II уровне, является частично-поисковый метод, который в значительной степени способствует развитию самостоятельности при анализе и решении учебных проблем, а также использованию конкретного учебного материала на практике.
Для осуществления целей проверки II уровня обучения эффективными являются следующие методы: эвристическая беседа, самопроверка работ учащихся, творческие письменные работы, рефераты, несложные .задачи практического содержания.
В ходе организации учебного процесса на II уровне обучения учащиеся приобретают прочные, осознанные, достаточно системные знания.
Вместе с тем организация теоретического обучения в среднем профтехучилище должна обеспечить подготовку рабочих высокой квалификации, способных творчески мыслить. Такую подготовку учащиеся приобретают в результате организации обучения на III уровне.
Основными методами на этом уровне являются частично-поисковый и исследовательский. С их помощью учащиеся приобретают полноценные, осмысленные, оперативно используемые знания, у них формируются элементы творческого подхода к использованию полученных знаний в производстве.
Проверка знаний, умений и навыков на III уровне обучения осуществляется преподавателем в процессе наблюдения за их работой.
Поскольку в профессионально-технических училищах, готовящих квалифицированных рабочих со средним образованием, обучение профессии и изучение основ наук составляет единый учебно-воспитательный процесс, на протяжении всего периода обучения ведущее место в нем должно принадлежать межпредметным связям в преподавании предметов профессионального и общеобразовательного циклов. Связь преподавания математики с практической деятельностью учащихся предусматривает использование производственно-технического материала специальных дисциплин для углубления и расширения общеобразовательных знаний посредством решения задач, составленных на этом материале.
Решение таких задач во многом способствует развитию у учащихся умения применять свои знания на практике и повышает интерес к изучению математики.
Поэтому, чтобы умело устанавливать межпредметные связи в преподавании математики и спецдисциплин, преподавателю математики необходимо ознакомиться с учебным планом и программами по каждой спецдисциплине и уяснить тот математический аппарат, с помощью которого формируются профессиональные знания.
При отборе соответствующего материала специальных дисциплин следует распределить его по темам и найти формы, в которых этот материал может быть наиболее эффективно использован в преподавании математики.
Решение задач с производственным содержанием требует определенной методики, основные принципы которой, на наш взгляд, состоят в следующем:
1. Содержание задачи должно соответствовать определенной теме изучаемого курса математики.
2. Содержание задачи должно отражать современный уровень развития техники, производства.
3. Условие задачи не должно содержать большого количества незнакомых учащимся терминов, должно быть по возможности кратким и доступным для понимания.
4. Решению задачи должно предшествовать понимание технического содержания, терминологии. Математический смысл не должен растворяться в техническом содержании.
5. Задачи с производственным содержанием часто сопровождаются усиленной вычислительной частью, поэтому для ее выполнения следует пользоваться техническими средствами либо давать готовые промежуточные результаты (в зависимости от поставленной цели обучения).
6. К некоторым задачам целесообразно (по усмотрению преподавателя) иметь готовые чертежи, рисунки, модели, использование которых позволяет экономить время и пробуждает интерес учащихся. Например, в качестве моделей можно использовать части машин, станков, оборудования из окружающей учащихся обстановки, которые являются как бы «естественными наглядными пособиями».
7. Задачи, составленные на материале специальных дисциплин, должны быть органической составной частью системы задач и упражнений по математике.
При составлении задач и упражнений на материале спецдисциплин преподаватель математики испытывает некоторые затруднения. С одной стороны, не все темы из школьного курса математики имеют потенциальную возможность обогащения задачами и примерами практического содержания. С другой стороны, не все специальные предметы поддаются «математической обработке» (в рамках школьного курса) и могут дать фактический материал для составления математических задач.
В настоящее время созданы специальные сборники задач по математике для средних профтехучилищ, в которых представлены задачи с производственным содержанием по группам профессий (см. [8], [9], [31], [34]).
Использование такого рода задачников позволяет учителю математики детально разрабатывать тематические планы с указанием конкретных задач производственного содержания и дает возможность обзора целой системы таких задач и выбора соответствующей методики их использования.
Важным фактором успешной организации учебно-воспитательного процесса в средних профтехучилищах является преемственность в работе преподавателей математики профтехучилищ и общеобразовательных школ.
В условиях среднего профтехучилища, где учебные группы комплектуются из выпускников восьмых классов разных школ, особое внимание приобретает изучение уровня подготовки учащихся, выявление пробелов в знаниях и их ликвидация, «выравнивание» знаний по наиболее важным разделам и темам программы по математике.
Эффективным средством определения уровня знаний учащихся по математике является проведение контрольных работ по материалу восьмилетней школы, в которых сосредоточено внимание на основных понятиях и узловых вопросах курса, важных для овладения новыми темами и имеющих прикладное значение.
Наряду с этим преподаватели осуществляют мероприятия по ликвидации существенных пробелов в знаниях отдельных учащихся. Для этого анализируются ошибки, допущенные учащимися в проверочных письменных работах, а также их устные ответы и выполнение домашних заданий; учитель ведет тематический учет знаний недостаточно подготовленных и неуспевающих учащихся, причем целесообразно индивидуализировать не только классные, но и домашние задания с обязательной проверкой и оказанием необходимой помощи.
- Предисловие
- Глава I
- § 1. Предмет методики преподавания математики
- § 2. Цели обучения математике в советской средней общеобразовательной школе. Значение школьного курса математики в общем образовании
- § 3. Содержание школьного курса математики
- § 4. Вопросы политехнического образования в обучении математике
- Литература
- Глава II
- § 1. Принципы обучения как категории дидактики
- § 2. Принцип коммунистического воспитания
- § 3. Принцип научности
- § 4. Принцип сознательности, активности и самостоятельности
- § 5. Принцип систематичности и последовательности
- § 6. Принцип доступности
- § 7. Принцип наглядности
- § 8. Принцип индивидуального подхода к учащимся
- § 9. Принцип прочности знаний
- Литература
- Глава III
- § 1. Математические понятия
- § 2. Математические предложения
- 2) Рассмотрим определение четной функции:
- § 3. Математические доказательства
- Литература
- Глава IV методы обучения математике
- § 1. Проблема методов обучения
- § 2. Эмпирические методы: наблюдение, опыт, измерения
- § 3. Сравнение и аналогия
- § 4. Обобщение, абстрагирование и конкретизация
- § 5. Индукция
- § 6. Дедукция
- § 7. Анализ и синтез
- § 8. Методы проблемного обучения
- § 9. Особенности программированного обучения
- § 10. Специальные методы обучения математике
- Литература
- Глава V
- § 1. Значение учебных математических задач
- § 2. Роль задач в процессе обучения математике
- § 3. Обучение математике через задачи
- § 4. Общие методы обучения решению математических задач
- § 5. Организация обучения решению математических задач
- Литература
- Глава VI организация обучения математике
- § 1. Урок, его структура. Основные требования к уроку. Типы уроков
- § 2. Подготовка учителя к уроку. Анализ урока
- § 3. Организация самостоятельной работы при обучении учащихся математике
- § 4. Организация повторения
- § 5. Предупреждение неуспеваемости
- § 6. Индивидуализация и дифференциация при обучении
- § 7. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по математике
- § 8. Специфика организации обучения математике в школе продленного дня
- § 9. Специфика обучения математике в вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе
- § 10. Особенности организации работы по математике в средних профтехучилищах
- Литература
- Глава VII средства обучения математике
- § 1. Учебник математики
- § 2. Дидактические материалы и справочная математическая литература
- § 3. Учебное оборудование по математике и методика использования его в учебной работе
- § 4. Организация и оборудование кабинета математики
- § 5. Некоторые вопросы изготовления наглядных пособий по математике
- Литература
- Глава VIII
- § 1. Особенности преподавания математики в школах и классах с углубленным изучением этого предмета
- § 2. Факультативные занятия по математике
- § 3. Внеклассная и внешкольная работа по математике
- Литература