logo
035517_845F9_cherkasov_r_s_krupich_v_i_i_dr_met

§ 5. Принцип систематичности и последовательности

Нельзя овладеть наукой, не изучая ее в определенной системе. В такой же мере нельзя успешно развивать познавательные и твор­ческие способности учащихся без строго продуманной системы их обучения и воспитания.

«Принцип систематичности и последовательности в обучении обу­словливается и логикой самих наук, изучаемых в школе, и особен­ностями познавательной и практической деятельности учащихся, протекающей в соответствии с закономерностями их умственного и физического развития. Принцип систематичности и последовательно­сти в обучении лежит в основе построения учебных программ, опре­деляет систему работы учителя и деятельность учащихся в процессе обучения» [14, с. 73].

Принцип систематичности и последовательности в обучении про­водится во всей системе учебной работы. Излагать знания системати­чески — это значит при изучении нового опираться на ранее прой­денное, выделять в нем главное, вскрывать общую идею, формировать у учащихся умение анализировать, систематизировать и обобщать изучаемые явления и факты.

Важное значение принцип систематичности и последовательности приобретает в выработке у учащихся умений и навыков самостоя­тельной работы с книгой, в воспитании у них навыков организован­ности и последовательности в приобретении знаний.

Систематичность в обучении математике предполагает соблюдение определенной последовательности в изучении учебного материала и постепенное овладение основными понятиями школьного курса мате­матики.

Принцип систематичности ориентирует учителя на достижение системности знаний в сознании учащихся путем установления тесней­шей связи между элементами изучаемого материала, раскрытия един­ства элемента и структуры, части и целого. Следовательно, смысл принципа систематичности заключается в том, что учащиеся осознают приобретенные знания как элементы целостной, единой системы.

Сказанное позволяет утверждать, что научность обучения немыс­лима без систематичности, а с систематичностью тесно связан вопрос о преемственности в обучении. Ее характеризует опора на пройденное, дальнейшее развитие имеющихся у учащихся знаний, умений и на­выков, установление связей между новыми и ранее приобретенными знаниями. В результате этого знания становятся прочными и глубо­кими.

Систематичность имеет место и в организационных приемах рабо­ты учителя — в системе его требований к учащимся. Систематичность должна быть также в учебной деятельности учащихся — в системе методов работы над каждым учебным предметом, в последовательно­сти выполнения домашних заданий и т. п.

Последовательность в обучении математике означает, что обуче­ние осуществляется в соответствии с правилами обучения: а) от про­стого к сложному; б) от легкого к трудному; в) от известного к неизвестному; г) от представлений к понятиям; д) от знания к умению, а от него к навыку.

Учитель реализует этот принцип, если обучение математике пред­ставляет собой цепочку последовательных шагов, каждый из которых последовательно дополняет известные учащимся знания, умения и навыки разумной дозой новых знаний, умений и навыков.

В заключение отметим, что успешная реализация принципа си­стематичности и последовательности в обучении во многом зависит от того, какое значение придается учителем межпредметным связям в обучении, как скоординированы требования к учащимся между пре­подавателями различных учебных предметов, соблюдается ли преем­ственность в изучении отдельных тем и учебных предметов. При этом важное значение приобретает преемственность обучения в младших, средних и старших классах.