§ 4. Общие методы обучения решению математических задач
4.1. Анализ и синтез при решении задач. Анализ и синтез находят широкое применение при решении математических задач. Напомним, что анализ — это метод рассуждений от искомых к данным. Синтез — метод рассуждений, ведущий от данных к искомым. Оба эти метода обычно применяются во взаимосвязи (см. гл. IV).
Анализ и синтез находят применение практически при решении каждого вида задач, каждой задачи.
1) Анализ и синтез при решении задач на доказательство.
Задача 1. Шар касается всех трех боковых граней треугольной пирамиды в точках пересечения их биссектрис. Докажите, что пирамида правильная.
Анализ. Чтобы доказать, что пирамида правильная, достаточно доказать, что в основании ее правильный треугольник ( рис. 33), а боковые грани — равнобедренные равные треугольники. Для доказательства первого предложения достаточно установить, что АС = АВ = ВС, а это в свою очередь необходимое условие того, что
Чтобы доказать эти отношения, достаточно воспользоваться признаком равенства треугольников по стороне (боковому ребру пирамиды) и двум прилежащим к ней углам (половинам углов, прилежащих к этим ребрам, так как шар касается граней в точках пересечения их биссектрис). Иначе говоря, достаточно доказать, что
Последнее верно, так как (как отрезки касательных, проведенных из одной точки к окружности). Анализ выполнен. Если строго установить достаточность каждого из последующих предложений для предшествующего ему, доказательство можно считать выполненным. В приведенном же виде анализ лишь намечает путь доказательства.
Синтез. Пусть— точки пересечения биссектрис соответственно Имеем: плоскость (SDE) пересекает заданный шар по некоторому кругу. Аналогично плоскость пересекает этот шар по другому кругу.
Отрезки касательных, проведенные из общей точки к окружности, равны.
По трем сторонам (см. 1), SC — общая сторона этих треугольников.
Углы в равных треугольниках, лежащие против их равных сторон, равны.
Из отношений 3: биссектрисы соответственно
По стороне SC и прилежащим к ней углам (см. 4).
В равных треугольниках против равных углов (см. 4) лежат равные стороны.
Аналогично, из предложения (или следует, что ВС = АВ (или АС = АВ) и AS = CS (или BS = CS). По свойству транзитивности отношения равенства АС = ВС = АВ и правильный (по определению); AS — BS — CS, т. е. боковые грани пирамиды — равные равнобедренные треугольники. Таким образом, пирамида правильная, что и требовалось доказать.
2) Анализ и синтез при решении текстовых задач. Текстовыми задачами здесь названы математические задачи, в которых входная информация содержи не только математические данные, но еще и некоторый сюжет (фабулу задачи).
При решении текстовых задач с помощью аппарата арифметики роль анализа сводится к составлению плана решения, задача же чаще всего решается синтетическим методом.
Задача 2. Большая комната имеет длинум и ширину
4 м, а меньшая — длину 4 м и ширинуНа сколько площадь одной из них больше площади другой?
Анализ. Чтобы ответить на вопрос задачи, надо вычислить разность площадей комнат, а для этого надо знать площадь каждой комнаты. Площадь же комнаты равна произведению ее длины и ширины. План задачи: найти площадь каждой из комнат и из большей вычесть меньшую.
Синтез. 1-й способ. 1) Какова площадь большей комнаты?
2) Какова площадь меньшей комнаты?
3) На сколько площадь первой комнаты больше площади второй комнаты?
2-й способ. Площадь большей комнаты площадь меньшей их разность (составили выражение, затем вычислили его значение).
Очевидно, 2-й способ синтетического решения более удобен, так как применение распределительного закона умножения (по отношению к сложению) значительно упрощает вычисления. . При решении текстовых задач алгебры (это обычно задачи на составление уравнений, их систем, неравенств и их систем, систем уравнений и неравенств) применением только анализа или только синтеза практически обойтись не удается. Дело в том, что при составлении уравнения (системы уравнений, неравенства и т. д.) чаще всего идут от искомых (введенное переменное) к данным, т. е. применяют анализ. Решение уравнения (системы уравнений и др.) выполняется методом синтеза.
3 а д а ч а 3. Теплоход прошел за 15 ч движения против течения такое же расстояние, какое он проходит за 13 ч движения по течению реки. Найдите скорость течения реки, если собственная скорость теплохода 70 км/ч.
Анализ. Для вычисления скорости течения реки достаточно знать собственную скорость теплохода (70 км/ч) и скорость движения его по течению или против течения реки. Если скорость течения реки v км/ч, то скорость движения по течению (70 + v) км/ч, а против течения (70 — v) км/ч. Выразив с учетом времени движения пройден Ное теплоходом расстояние, составим уравнение, т. е. придем к данным задачи —равенству расстояний, пройденных при движении по течению и против него.
Аналогично применяются анализ и синтез при решении текстовых задач начал анализа (к ним можно отнести текстовые задачи на отыскание наибольших и наименьших значений, на составление и решение дифференциальных уравнений и др.).
3 а д а ч а 4. Буровая вышка расположена в поле в 9 км от ближайшей точки шоссе. С буровой надо отправить курьера в населенный пункт, расположенный по шоссе в 15 rм от упомянутой точки шоссе (считаем шоссе прямой линией). Если курьер на велосипеде проезжал по полю со скоростью 8 км/ч, а по шоссе — 10 км/ч, то к какой точке шоссе ему надо ехать, чтобы в кратчайшее время достичь населенного пункта?
Анализ. Чтобы ответить на вопрос задачи, достаточно составить функцию, характеризующую движения курьера в зависимости от того, к какой точке шоссе он поедет. Это время движения — сумма времени движения курьера по полю и по шоссе. Каждое из слагаемых есть отношение расстояния, которое проезжает курьер (по полю ВА и отдельно по шоссе АН), и соответствующей скорости движения (рис. 34). Удобней выбрать в качестве основной переменной расстояние МА ~ х (если обозначить АН = х, то менее удобно для исследования, чем Выражая через х и заданные постоянные другие переменные задачи, составляем функцию для исследования:
Синтез. При нашем выборе переменной имеем:Найдем производную функции и ее стационарные точки (Выкладки опущены.) Для отыскания наименьшего значения достаточно вычислить и сравнитьf (0).
Следовательно, курьер должен подъехать к точке л, расположенной в 12 км от точки М и в 3 км от точки Н — пункта назначения. 3) Анализ и синтез при решении задач на построение в геометрии.
Анализ и синтез применяются и при решении задач на построение в геометрии, иначе, конструктивных задач геометрии. Как известно, решение этих задач выполняется по следующему плану: анализ, построение, доказательство, исследование. Название первой части — анализ говорит само за себя: это действительно метод анализа, ведущий от искомых («предположим, что искомая фигура построена») к данным, точнее, к их использованию в построении. При анализе намечается план построения, которое выполняется синтетическим путем. При доказательстве возможно использование как анализа, так и синтеза, но чаще применяется последний. Исследование предполагает преимущественное применение метода анализа.
Задача 5. Даны прямая симметричные относительно нее точкии точка В. С помощью одной линейки постройте точку , симметричную точке В относительно прямой
Анализ. Предположим, что задача решена и искомая точка построена (рис. 35), т. е. По условию
Чтобы построить точкудостаточно построить две прямые, пересечением которых она является. Эти прямые можно выбрать так:
Чтобыпостроить эти прямые, достаточно найти точки пересечения АВ и (это точкаи (точка). Теперь
План построения составлен, все построения возможно выполнить одной линейкой.
Построение (синтез).С помощью линейки строими АВ, находим точки строим и — точка их пересечения.
Доказательство (синтез).поэтому
(как точки пересечения двух пар симметричных относительно а прямых).
Исследование (анализ). Мы исходим из того, что прямые АВ иимеют единственную общую точку. Каким может быть еще расположение прямых АВ и Это прямые одной плоскости, поэтому они
или имеют только одну общую точку, или параллельны. Во втором случае предложенное выше построение выполнить нельзя, так как Решение задачи сводится к предыдущему случаю, стоит лишь взять произвольную точку Строится при данных а затем решается задача для точек как и в первом случае.
Допустим и тот вариант, когда точка В лежит на оси симметрииРешение тривиально,
Задача 6. Через данную прямуюпроведите плоскость, параллельную другой данной прямой
Анализ. Для построения плоскости такой, чтобы идостаточно, чтобы эта плоскость проходила через прямую, параллельную прямойНо эта же плоскость должна проходить и через данную прямуют. е. достаточно построить
Построение. На прямой(рис. 36) выбираем произвольную точку А, в плоскостистроим прямую Плоскостьи должна быть искомой.
Доказательство.поэтомуНо
Исследование. Построение зависит от взаимного расположения прямых а и b в пространстве. Возможны три случая.
1) Прямые а и b скрещивающиесяИз приведенного выше построения следует единственность решения. Действительно, какова бы ни быласуществует единственная прямая с такая, что
Все множество таких прямых образует единственную плоскость, которая обладает свойствами
2) Любая плоскость, содержащая а, будет удовлетворять условию задачи.
3) Задача имеет единственное решение:
4.2. Другие общие методы решения задач. Рассмотренные в предыдущих пунктах анализ и синтез являются самыми общими методами решения задач. Ниже излагаются также общие методы решения задач, которые имеют более ограниченное применение.
Один из них — метод исчерпывающих проб, основой которого является выявление всех логических возможностей и отбор из них таких, которые удовлетворяют условию задачи. Если логических возможностей, соответствующих условию задачи, — конечное число, то может оказаться возможным перебрать все их и в ходе этого перебора выделить вполне удовлетворяющие условию. С помощью этого приема решаются, в частности, некоторые элементарные задачи теоретико-числового содержания.
Пример 1. Найдите все четырехзначные числа, удовлетворяющие двум условиям: сумма цифр числа равна 11, само число делится на 11.
Решение. Пусть искомое число Можно составить систему уравнений:
Второе уравнение, этой системы выражает делимость искомого числа на 11. Суммируя уравнения системы, получим уравнение 2 (а + с) = = 11 (k + 1), в котором Действительно, разность
в левой части второго уравнения не может быть меньше —11 и больше 11 (сумма цифр равна 11). Применяем метод исчерпывающих проб:
что противоречит условию (число четырехзначное, чего не может быть: левая часть делится, а правая — не делится на 2. k = 1 2(а+ с)22 а + с = 11, b = 0, d = 0, значения и с находятся опять методом исчерпывающих проб и могут быть представлены в таблице
Методом исчерпывающих проб с большим успехом можно пользоваться и для решения многих логических задач. Развитием указанного приема служат некоторые методы решения в целых или рациональных числах неопределенных уравнений, и в частности хорошо известный метод рассеивания.
Второй метод — это метод сведения. Суть его состоит в том, что данные задачи подвергаются последовательным преобразованиям. Концом получающейся таким образом цепочки преобразований может быть состояние, простое рассмотрение которого дает требуемый результат. Если, например, нужно решить уравнение, то обычно составляют такую конечную последовательность уравнений, эквивалентных данному, последним звеном которой является уравнение с очевидным решением. Точно так же поступают при решении систем уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств. Решение задач на доказательство очень часто представляет собой цепочки тождественных преобразований, тянущиеся от левой части доказываемых тождеств к правой, или наоборот, или от левой и правой частей к одному и тому же выражению. Конечно, указанное сведение нужно понимать и как выведение, как конечную последовательность, ведущую от искомых к данным. Этот метод наиболее часто применяется в тех случаях, в которых заданное отношение обладает свойством транзитивности. Таковы отношения эквивалентности (равенства, уравнения, тождества, логическая равносильность, параллельность) и порядка (строгие и нестрогие неравенства, включение множеств, логическое следование).
Пример 2. Докажите, что
Решение. Преобразуем левую часть неравенства:
По свойству транзитивности тождеств и неравенств—2а++ 3 > 0, что и требовалось доказать.
Прием «сведения» лежит в основе решения геометрических задач на построение. В каждой задаче этого вида содержится требование: исходя из данных фигур (или данных их элементов), с помощью указанных конструктивных элементов построить фигуру, удовлетворяющую определенным условиям. Это означает, что требуемое построение должно быть сведено к так называемым элементарным построениям, выполняемым реальными инструментами.
Метод сведения находит постоянные применения при решении текстовых задач арифметическими способами. Суть дела здесь состоит в том, что данная задача сводится к простым задачам.
Решение задач на доказательство теорем в своей основе имеет также сведение: доказываемое утверждение сводится к ранее доказанным теоремам и ранее введенным аксиомам и определениям данной научной области. Доказать — это значит свести новую теорему (задачу) в конечном счете к аксиомам.
Третий метод решения задач имеет своей основой моделирование (математическое и предметное). Для моделирования привлекаются различные математические объекты: числовые формулы, числовые таблицы, буквенные формулы, функции, уравнения алгебраические или дифференциальные и их системы, неравенства, системы неравенств (а также неравенств и уравнений), ряды, геометрические фигуры, разнообразные графосхемы, диаграммы Венна, графы и т. д.
Математическое моделирование находит применение при решении многих текстовых (сюжетных) задач. Уже уравнение, составленное по условию текстовой задачи, является ее алгебраической (аналитической) моделью. Чертеж фигуры, заданной в геометрической задаче, с обозначенными на ней данными и искомыми тоже является геометрической моделью задачи. Но нередко решению задачи помогает и предметная ее модель (например, объемная геометрическая фигура, модель с использованием или изображением предметов и объектов, заданных в задаче, и др.).
Пример 3. Если каждому ученику в классе раздать по 2 конфеты, то 17 конфет останется. Если же раздать по 3 конфеты, то двум ученикам конфет не достанется. Сколько имеется конфет и сколько учеников в классе?
Эту задачу можно решать, составляя систему двух линейных уравнений (начиная с VI класса). Но эту же задачу могут решить ученики начальной школы, если составить ее предметную модель (рис. 37).
На модели видно: чтобы первые ученики, имеющие по 2 конфеты, получили по 3 конфеты, надо раздать 17 оставшихся конфет и еще 4 конфеты (двум ученикам конфет не хватило), т. е. раздать дополнительно 21 конфету. Следовательно, в классе 23 ученика, а конфет было 21 • 3 = 63. Особую роль в курсе математики средней школы играет графическое моделирование: математическими моделями служат диаграммы, графики функций, графические интерпретации уравнений, неравенств, графы и т. д. Графическая модель очень часто позволяет найти путь решения задачи.
Пример 4. Артели косцов надо было скосить два луга, один вдвое более другого. Половину дня вся артель косила большой луг. После полудня половина артели осталась на большом лугу и к вечеру докосила его до конца. Вторая половина косила малый луг, на котором к вечеру остался участок, скошенный на другой день одним косцом, проработавшим целый день. Сколько было косцов в артели? Предполагается, что полдень делит рабочий день на две равные части, а производительность всех косцов одинакова.
Решение. Обозначим число косцов х. Условие задачи изображено на диаграмме (рис. 38). С помощью этой диаграммы легко составляется уравнение 0,5x + 2 = 0,5 • 1,5х, откуда х = 8. (В литературе эта задача встречается под названием «задача Л. Н. Толстого».)
Большое практическое значение имеют методы нахождения приближенных значений искомых величин.
Все графические приемы решения задач на вычисление дают приближенные решения. Но приближенные решения могут получаться и с помощью численных методов (например, при решении квадратных уравнений по формулам их корней).
В геометрии используются приближенные методы построения. Примерами их служат спрямление окружности, построение квадрата, равновеликого данному кругу, деление угла на равные части и т. д.
Таковы основные приемы решения задач по курсу математики средней школы. Остается подчеркнуть, что в практике решения задач они часто комбинируются.
Одна из основных целей решения задач в школьном курсе математики и состоит в том, чтобы обеспечить действенное усвоение каждым учеником основных методов и приемов решения учебных математических задач.
4.3. Общие советы учителя ученику при решении задач. Для того чтобы научиться решать задачи, надо приобрести опыт их решения. Редкие ученики самостоятельно приобретают такой опыт. Долг учителя — помочь учащимся приобрести опыт решения задач, научить их решать задачи. Однако помощь учителя не должна быть чрезмерной. Если учитель много будет помогать ученику, на долю последнего ничего не останется или останется слишком мало работы по приобретению опыта решения задач. Так ученик не научится решать задачи. Если же помощь учителя будет мала, ученик также может не научиться решать задачи.
Учитель должен помогать ученику путем советов, как решать задачу, или вопросов, отвечая на которые ученик успешнее решит задачу. Иногда учитель разыгрывает решение задачи, сам задавая вопросы и сам же отвечая на них. Ученики подражают ему в этом, постепенно приучаясь решать задачи. Но такой вариант обучения требует большей затраты времени и не всегда приводит к хорошим результатам. Можно сказать, что механическое подражание не метод обучения решению задач. Нужны вопросы и советы учителя ученику, вызывающие и развивающие мыслительную деятельность школьников, помогающие развивать творческий подход к решению задач.
Такие вопросы и советы должны обладать общностью для различных задач, иначе ученики не научатся решать многие задачи, а будут учиться решать каждую конкретную задачу в отдельности. В то же время вопросы и советы должны быть естественны и просты, должны иметь своим источником простой здравый смысл. Они должны оказывать ученику действенную, но не назойливую помощь.
Но одних вопросов и советов учителя ученику недостаточно для обучения решению задач. Нельзя забывать, что «умение решать задачи есть искусство, приобретаемое практикой» [17].
Вопросы и советы ученику условно можно подразделить на четыре группы. Это подразделение вопросов, вообще говоря, не является категоричным. Может оказаться, что вопросы, рекомендуемые для первого этапа, окажут помощь и на втором этапе, а рекомендуемые для второго этапа — на третьем и т. п. Дело в том, что этапы решения задачи не могут быть строго изолированы один от другого, между ними существует определенная связь, в их единстве заключается процесс решения задачи.
Далее формулируются и поясняются вопросы и советы учителя ученику, предлагаемые на каждом этапе решения задачи.
1) Вопросы и советы для усвоения содержания задачи (1-й этап).
Нельзя приступать к решению задачи, не уяснив четко, в чем заключается задание, т. е. не установив, каковы данные и искомые или посылки и заключения. Первый совет учителя: не спешить начинать решать задачу. Этот совет не означает, что задачу надо решать как можно медленней. Он означает, что решению задачи должна предшествовать подготовка, заключающаяся в следующем: а) сначала следует ознакомиться с задачей, внимательно прочитав ее содержание. При этом схватывается общая ситуация, описанная в задаче; б) ознакомившись с задачей, необходимо вникнуть в ее содержание. При этом нужно следовать такому совету: выделить в задаче данные и искомые, а в задаче на доказательство — посылки и заключения.
Пример 1. Выведите формулу для вычисления длины диагонали прямоугольного параллелепипеда по известным длинам его ребер.
Выделим данные и искомые. В задаче даны прямоугольный параллелепипед и длины его ребер. Искомой является формула для вычисления длины его диагонали.
Пример 2. Упростить выражение
«Понять задачу» в этом примере можно, лишь выяснив данный порядок операций (прежде выполняются операции в скобках, потом преобразуется произведение второй дроби и результата в скобках). Полезно до выполнения преобразований устанавливать особенности данного выражения.
в) Если задача геометрическая или связана с геометрическими фигурами, полезно сделать чертеж к задаче и обозначить на чертеже данные и искомые (это тоже совет, которому должен следовать ученик).
г) В том случае, когда данные (или искомые) в задаче не обозначены, надо ввести подходящие обозначения. В примере 1 надо обозначить измерения параллелепипеда: пусть а — длина, Ь — ширина, с — высота параллелепипеда. При решении текстовых задач алгебры и начал анализа вводят обозначения искомых или других переменных, принятых за искомые.
д) Уже на первой стадии решения задачи, стадии понимания задания, полезно попытаться ответить на вопрос: «Возможно ли удовлетворить условию?» Не всегда сразу удается ответить на этот вопрос, но иногда это можно сделать. В примере 1 ясно, что задача имеет смысл, так как дан прямоугольный параллелепипед, значит, однозначно определена и его диагональ, стало быть, можно найти способ вычисления длины диагонали. В примере 2 неясно сразу, возможно ли упростить это выражение, т. е. получим ли после преобразований выражение, имеющее более простой вид.
Отвечая на вопрос: «Возможно ли удовлетворить условию?», полезно выяснить, однозначно ли сформулирована задача, не содержит ли она избыточных или противоречивых данных. Одновременно выясняется, достаточно ли данных для решения задачи.
2) Составление плана решения задачи (2-й этап). Составление плана решения задачи, пожалуй, является главным шагом на пути ее решения. Правильно составленный план решения задачи почти гарантирует правильное ее решение. Но составление плана может оказаться сложным и длительным процессом. Поэтому крайне необходимо предлагать ученику ненавязчивые вопросы, советы, помогающие ему лучше и быстрее составить план решения задачи, «открыть» идею ее решения:
а) Известна ли решающему какая-либо родственная задача? Аналогичная задача? Если такая или родственная задача известна, то составление плана решения задачи не будет затруднительным. Так, в примере 1, рассмотренном выше, родственной задачей является задача о диагонали прямоугольника.
Но далеко не всегда известна задача, родственная решаемой. В этом случае может помочь в составлении плана решения совет.
б) Подумайте, известна ли вам задача, к которой можно свести решаемую. Если такая задача известна решающему, то путь составления плана решения данной задачи очевиден: свести решаемую задачу к решенной ранее. Так, в примере 1 задача сводится к нахождению гипотенузы прямоугольного треугольника (рис. 39).
в) Может оказаться, что родственная задача неизвестна решающему и он не может свести данную задачу к какой-либо известной. План же сразу составить не удается.
Стоит воспользоваться советом: «Попытайтесь сформулировать задачу иначе». Иными словами, попытайтесь перефразировать задачу, не меняя ее математического содержания.
Пример 3. Докажите, что для любых натуральных значений n выражениеимеет четное числовое значение.
Если формулировка задачи не подсказывает путь решения, можно переформулировать задачу: «Докажите, что выражение можно разложить на множители, из которых хотя бы один (при натуральных числовых значенияхделится на два».
При переформулировании задачи пользуются либо определениями данных в ней математических понятий (заменяют термины их определениями), либо их признаками (точнее сказать, достаточными условиями). Надо отметить, что способность учащегося переформулировать текст задачи является показателем понимания математического содержания задачи.
Некоторые авторы относят к переформулировке задачи и перевод ее на язык математики, т. е. язык алгебры, геометрии или анализа. Это, скорее, формализация задачи, «математизация» ее. К такому приему и приходится часто прибегать при решении многих текстовых задач.
г) Составляя план решения задачи, всегда следует задавать себе (или решающему задачу ученику) вопрос: «Все ли данные задачи использованы?» Выявление неучтенных данных задачи облегчает составление плана ее решения.
д) При составлении плана задачи иногда бывает полезно следовать совету: «Попытайтесь преобразовать искомые или данные». Часто преобразование искомых или данных способствует более быстрому составлению плана решения. При этом искомые преобразуют так, чтобы они приблизились к данным, а данные — так, чтобы они приблизились к искомым. Так, при каждом случае тождественных преобразований данные преобразуются, постепенно приближаясь к результату (искомому). Аналогично уравнение, систему уравнений, неравенство или систему неравенств преобразуют в равносильные, чтобы найти их корни или множество решений.
е) Нередко случается так, что, следуя указанным выше советам, решающий задачу все же не может составить план ее решения. Тогда может помочь еще один совет: «Попробуйте решить лишь часть задачи», т. е. попробуйте сначала удовлетворить лишь части условий, с тем чтобы далее искать способ удовлетворить оставшимся условиям задачи.
Пример 4. В данный треугольник впишите квадрат так, чтобы две вершины его лежали по одной на двух сторонах треугольника, а две другие вершины квадрата лежали на третьей стороне треугольника.
Попробуем удовлетворить сначала части условий задачи: построим треугольник и впишем в него квадрат так, чтобы две его вершины лежали на одной стороне треугольника, а третья— на другой (рис. 40).
Таких квадратов можно построить бесконечно много. Очевидно, что все эти квадраты будут гомотетичны с центром гомотетии в вершине А треугольника (в выбранном нами варианте). Следовательно, четвертая вершина должна лежать на пересечении прямой, проходящей через точку А и вершину построенного квадрата, и стороны ВС данного треугольника. План решения задачи очевиден.
Совет: «Попробуйте решить лишь часть задачи» — можно расширить, развить до совета: «Расчлените задачу на более простые задачи». Так поступают при решении текстовых задач арифметическим способом (при решении задач «по вопросам» ответ на каждый поставленный вопрос решает фактически одну простую задачу), при решении некоторых конструктивных задач геометрии, задач на составление систем уравнений и неравенств (для составления каждого уравнения или неравенства фактически решают одну из более простых задач, на которые расчленяется данная задача).
ж) Нередко в составлении плана решения задачи помогает ответ на вопрос: «Для какого частного случая возможно достаточно быстро решить эту задачу?» Обнаружив такой частный случай, решающий ставит перед собой новую цель — воспользоваться решением задачи в найденном частном случае для более общего (но, может быть, не самого общего) случая. Так можно поступить, постепенно обобщая задачу до исходной, решаемой задачи. Предполагаемый вариант рассуждений — явное применение полной индукции. Итак, совет: «Рассмотрите частные случаи задачной ситуации, решите задачу для какого-нибудь частного случая, примените индуктивные рассуждения».
Пример 5. Докажите, что сумма расстояний от любой внутренней точки М правильного треугольника до его сторон постоянна.
На рисунке 41 приведена схема рассуждений по индукции. Простейший частный случай, при котором задача решается тривиально, тот, когда точка М является вершиной треугольника: расстояния от двух сторон равны 0 (рис. 41, а). Более общий случай — точка М лежит на одной из сторон (рис. 41, б). Проведя получаем вспомогательный равносторонний в котором М — вершина.
Решение ясно из чертежа. И последний случай — точка М — произвольная точка внутри (рис. 41, б). Проведя через точку М сводим задачу к предыдущему случаю. План решения очевиден.
3) Реализация плана решения задачи (3-й этап). План указывает лишь общий контур решения задачи. При реализации плана решающий задачу рассматривает все детали, которые вписываются в этот контур. Эти детали надо рассматривать тщательно и терпеливо. Но при этом ученику (решающему задачу) полезно следовать некоторым советам:
а) Проверяйте каждый свой шаг, убеждайтесь, что он совершен правильно. Иными словами, нужно доказывать правильность каждого шага ссылками на соответствующие, известные ранее математические факты, предложения.
б) При реализации плана поможет и совет: «Замените термины и символы их определениями». Так, термин «параллелограмм» заменяется его определением: «Четырехугольник, у которого- противоположные стороны попарно параллельны», термин «предел числовой последовательности» для доказательства, например, того предложения, что предел суммы двух последовательностей, имеющих пределы, равен сумме пределов этих последовательностей, можно заменить, и вполне успешно, его определением.
в) При решении некоторых задач помогает совет: «Воспользуйтесь свойствами данных в условии объектов».
Пример 6. Докажите, что в параллелограмме противоположные углы равны.
При решении можно исходить из определения параллелограмма (второй совет), а можно воспользоваться одним из его свойств, например параллельностью и равенством двух противоположных сторон (третий совет).
4) Анализ и проверка правильности решения задачи (4-й этап). Даже очень хорошие ученики, получив ответ и тщательно изложив ход решения, считают задачу решенной. А ведь получение результата не означает еще, что задача решена правильно. Тем более не означает, что для решения выбран лучший, наиболее удачный, изящный, если можно так выразиться, вариант. По В. М. Брадису [3], задачу можно считать решенной, если найденное решение: 1) безошибочно, 2) обоснованно, 3) имеет исчерпывающий характер. Поэтому анализ решения задачи, проверка решения и достоверности результата должны быть этапом решения задачи.
Итак, два совета: «Проверьте результат», «Проверьте ход решения».
Проверка результата может производиться различными способами.
Проверяя правильность хода решения,, мы тем самым убеждаемся и в
правильности результата. Значит, надо выполнить совет: «Проверьте все узловые пункты решения», еще раз убедитесь в истинности проведенных рассуждений.
Второй способ проверки результата заключается в получении того же результата применением другого метода решения задачи, поэтому полезно всегда задавать решающему вопрос: «Нельзя ли тот же результат получить иначе?» Иными словами, стоит последовать совету: «Решите задачу другим способом». Если при решении задачи другим способом получен тот же результат, что и в первом случае, задачу можно считать решенной правильно. К тому же получение различных вариантов решения одной и той же задачи имеет важное обучающее значение.
Изложенные выше советы для решения задач позволяют решать многие задачи, но, разумеется, не могут служить рецептом для решения любой задачи. Эти советы, многие из которых сформулировал Д. Пойа [17], правильно ориентируют решающего задачи на поиск решения, сокращают время решения многих задач, повышают вероятность отыскания верного и рационального способа решения задач. Единого же рецепта для решения любых задач попросту не существует.
5) От общих советов к частным. Начинать надо с общих вопросов, с общих советов, т. е. именно с тех, которые были приведены выше. Может оказаться, что. общие вопросы не окажут помощи какому-то ученику. Тогда надо обратиться к дополнительным, более частным вопросам, так чтобы дойти до вопросов, соответствующих уровню развития и математической подготовке ученика. Переходить к частным, конкретным вопросам надо постепенно, чтобы на долю ученика досталась наибольшая часть работы по решению задачи.
Задавая более частные дополнительные вопросы, нужно учитывать следующее: вопросы должны быть такими, чтобы они направляли мысль ученика в нужную сторону, заставляя его активно мыслить над решением задачи. Разумеется, предлагая вопросы ученикам, надо предоставить время на обдумывание ответов на эти вопросы.
6) Пример применения рекомендуемых советов и вопросов при решении задачи. Задач а. Три пункта А, В, С соединены прямолинейными дорогами. К отрезку дороги АВ примыкает квадратное поле со стороной, длина которой равна половине длины АВ, к отрезку дороги ВС примыкает квадратное поле, длина стороны которого равна ВС, а к отрезку дороги АС примыкает прямоугольный участок леса длиной, равной АС, и шириной 4 км. Площадь леса на 20 км2 больше суммы площадей квадратных полей. Найдите площадь леса.
Усвоение содержания задачи. 1) Ознакомившись с задачей, начинаем работу над усвоением ее содержания.
2)Выделим данные: даны пункты А, В, С, поля площадью и лес площадью 4АС. Известно, что площадь леса на 20 больше суммы площадей полей.
Искомой является площадь леса, точнее, его длина АС.
3) Полезно выполнить чертеж (рис. 42). 4) Введем обозначения АВ=х, ВС = у, АС = z.
Последнее можно считать окончанием работы над усвоением содержания задачи и началом составления плана решения задачи.
Составление плана решения задачи. Мы уже установили часть связей между данными и искомыми. Теперь эту связь можно записать в виде уравнения
Если подобные задачи ранее не решались (нет возможности следовать первому совету), надо попытаться свести задачу к решенным ранее (выполнить второй совет). Но память не может быстро подсказать задачу, к которой можно было бы свести данную. Остается одно: попробовать свести решение задачи к решению уравнения (1).
При первом взгляде уравнение (1) кажется неопределенным (действительно, в нем 3 переменных), а задача — не имеющей решения. Однако не стоит спешить с выводами. Последуем четвертому совету и зададим себе вопрос: «Все ли данные задачи использованы?» Иными словами: «Не содержит ли условие задачи неявно заданных связей между искомыми и данными?»
Внимательное исследование условия («Распознать... объекты, которые помогут решению задачи») позволяет установить еще связи между данными и искомыми: х, у, z — длины сторон треугольника ABC, они удовлетворяют аксиоме треугольника. Поэтому
Внимательное и вдумчивое рассмотрение этого неравенства позволяет «распознать» скрытые в нем квадраты двучленов. Итак, план решения составлен.
Реализация плана. Перенесем все переменные в одну (правую) часть неравенства, получим неположительный многочлен. Но
Так как сумма квадратов не может быть отрицательной, то получаем эквивалентное системе (2) уравнениеОтсюдаи или х — 8 и у — 2. Но тогда z = 10 из уравнения (1), а площадь леса 4 •10= = 40
Проверка решения.
1) Подстановкой в уравнение (1) устанавливается, что найденные значения х, у, z являются его решением.
2) Можно вычислить площади заданных в условии квадратных полей и сравнить их с площадью леса:4AС = 20 = Последнее соответствует условию задачи.
3) Остается установить геометрический смысл результата. Поскольку х, у, z — длины сторон треугольника и х + у = z, то этот треугольник вырождается в отрезок прямой, т. е. точки (пункты) А, В, С-"лежат на одной прямой. Геометрическая иллюстрация условия задачи в отличие от рисунка 42 должна быть следующей (рис. 43).
Начиная решать задачу, мы не могли выполнить такой чертеж, так как истинную связь переменных х, у, г выявили в процессе решения задачи.
- Предисловие
- Глава I
- § 1. Предмет методики преподавания математики
- § 2. Цели обучения математике в советской средней общеобразовательной школе. Значение школьного курса математики в общем образовании
- § 3. Содержание школьного курса математики
- § 4. Вопросы политехнического образования в обучении математике
- Литература
- Глава II
- § 1. Принципы обучения как категории дидактики
- § 2. Принцип коммунистического воспитания
- § 3. Принцип научности
- § 4. Принцип сознательности, активности и самостоятельности
- § 5. Принцип систематичности и последовательности
- § 6. Принцип доступности
- § 7. Принцип наглядности
- § 8. Принцип индивидуального подхода к учащимся
- § 9. Принцип прочности знаний
- Литература
- Глава III
- § 1. Математические понятия
- § 2. Математические предложения
- 2) Рассмотрим определение четной функции:
- § 3. Математические доказательства
- Литература
- Глава IV методы обучения математике
- § 1. Проблема методов обучения
- § 2. Эмпирические методы: наблюдение, опыт, измерения
- § 3. Сравнение и аналогия
- § 4. Обобщение, абстрагирование и конкретизация
- § 5. Индукция
- § 6. Дедукция
- § 7. Анализ и синтез
- § 8. Методы проблемного обучения
- § 9. Особенности программированного обучения
- § 10. Специальные методы обучения математике
- Литература
- Глава V
- § 1. Значение учебных математических задач
- § 2. Роль задач в процессе обучения математике
- § 3. Обучение математике через задачи
- § 4. Общие методы обучения решению математических задач
- § 5. Организация обучения решению математических задач
- Литература
- Глава VI организация обучения математике
- § 1. Урок, его структура. Основные требования к уроку. Типы уроков
- § 2. Подготовка учителя к уроку. Анализ урока
- § 3. Организация самостоятельной работы при обучении учащихся математике
- § 4. Организация повторения
- § 5. Предупреждение неуспеваемости
- § 6. Индивидуализация и дифференциация при обучении
- § 7. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по математике
- § 8. Специфика организации обучения математике в школе продленного дня
- § 9. Специфика обучения математике в вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе
- § 10. Особенности организации работы по математике в средних профтехучилищах
- Литература
- Глава VII средства обучения математике
- § 1. Учебник математики
- § 2. Дидактические материалы и справочная математическая литература
- § 3. Учебное оборудование по математике и методика использования его в учебной работе
- § 4. Организация и оборудование кабинета математики
- § 5. Некоторые вопросы изготовления наглядных пособий по математике
- Литература
- Глава VIII
- § 1. Особенности преподавания математики в школах и классах с углубленным изучением этого предмета
- § 2. Факультативные занятия по математике
- § 3. Внеклассная и внешкольная работа по математике
- Литература