§ 5. Некоторые вопросы изготовления наглядных пособий по математике
Практика показывает, что в тех школах, в которых работают математические кабинеты, качество математической подготовки учащихся, как правило, выше.
Чтобы оснастить математический кабинет и обеспечить учебный процесс необходимыми средствами обучения, нужны разнообразные наглядные пособия, многие из них могут быть изготовлены учащимися и учителем.
Процесс изготовления наглядных пособий имеет большое воспитательное и образовательное значение. При моделировании учащиеся учатся чертить и читать технические чертежи; развиваются их конструкторские способности, творческая инициатива, интерес к самостоятельной работе.
Рассмотрим некоторые вопросы моделирования из проволоки, стекла, картона.
Проволочные каркасные модели находят широкое применение на уроках стереометрии. Они позволяют показать виды, элементы и проекцию многогранника на плоскость (тень модели на листе белой бумаги), сечение многогранника плоскостью, комбинации геометрических тел.
Для изготовления каркасных моделей нужна железная проволока диаметром 2,5—3 мм. Порядок операций при изготовлении может быть следующим: по заданным параметрам рассчитать размеры всех элементов модели; нарезать проволоку по определенным размерам, запилить концы стержней под требуемый угол; зачистить места соединений и спаять модель; окрасить модель краской. Окрашивать модель лучше в разные цвета: основной контур — в один цвет, дополнительные линии (диагонали, высоты, сечения и др.) — в другой.
Чтобы работа носила творческий характер, учащемуся следует указать лишь название модели, которую он должен изготовить. В этом случае учащийся сначала выступает в роли конструктора, который должен вычертить заданную фигуру, сообразуясь с имеющимися материалами, рассчитать и расставить необходимые размеры на чертеже, вычертить наглядные изображения. После утверждения чертежа преподавателем учащийся приступает к изготовлению модели, выступая уже в роли квалифицированного рабочего, исполнителя идеи конструктора.
Ниже перечислены серии каркасных моделей, необходимые на уроках стереометрии:
1) Набор моделей правильных призм и пирамид (полных и усеченных). Для определения размеров всех элементов даны высота, одинаковая для всех призм и полных пирамид, и радиус круга, описанного около основания. Модели усеченных пирамид также должны иметь одинаковую высоту.
2) Набор моделей четырехугольных пирамид, вершины которых проектируются в точку пересечения диагоналей основания. Кроме основного контура, модель должна иметь высоту, диагональ основания и высоты боковых граней. Все модели целесообразно сделать одинаковой высоты.
3) Набор моделей к наиболее трудным задачам курса геометрии IX—X классов.
4) Набор моделей на комбинации многогранников.
5) Набор круглых тел и моделей на комбинации цилиндра, конуса, шара с многогранниками.
Наряду с каркасными моделями в процессе обучения математике находят применение модели из стекла. Использовать стеклянные модели рекомендуется в тех случаях, когда необходимо показать в многограннике сечение или другое вписанное в него геометрическое тело.
Опыт показывает, что изготовлять модели из стекла в ряде случаев проще, чем соответствующие каркасные модели. Кроме того, материал для изготовления таких моделей — стекло, конторский клей, силикатный клей, бумага и нитки — имеется в любой школе. Построение модели включает в себя определение истинных размеров деталей моделируемого тела, изготовление этих деталей из стекла и, наконец, склеивание модели.
Определение истинных размеров деталей модели возможно, если заданы необходимые линейные и угловые размеры геометрического тела, модель которого учащиеся изготовляют. Часто исходные размеры определяются условием задачи, "для иллюстрации решения которой изготовляется модель. Определив размеры модели, следует вычертить отдельные детали развертки на листе бумаги, которые в дальнейшем используются как'выкройки для изготовления граней модели из стекла.
Вырезанные из стекла грани модели склеивают силикатным клеем (можно использовать столярный клей) при помощи бумажных полосок шириной 5—6 мм до получения развертки изготовляемого многогранника. Затем из развертки склеивают модель. Бумажные полоски, которыми склеивали развертку, в готовой модели должны оказаться внутри.
Прежде чем заклеить последнюю грань, внутри модели устанавливают требуемое сечение, вырезанное из цветного стекла, или геометрическое тело, которое будет вписано в многогранник. После заклейки последней грани изготовляемую модель окантовывают с внешней стороны полосками черной бумаги.Среди самодельных наглядных пособий по стереометрии большое место занимают модели, изготовляемые из картона. Чтобы сделать картонную модель, достаточно усвоить такие простые операции, как резание, сгибание и склеивание картона.
Изготовить модель из картона можно в следующем порядке:
1. На листе картона вычерчивают наиболее рациональную развертку многогранника в натуральную величину вместе с соединительными клапанами, необходимыми для склеивания многогранника из этой развертки.
2. Вычерченную развертку вместе с соединительными клапанами вырезают из картона и сгибают по линиям, отделяющим грани друг от друга и клапаны от граней. Чтобы линия сгиба была ровной, следует предварительно по этой линии сделать надрез.
3. Из полученной развертки склеивают многогранник, ребра которого с внешней стороны окантовывают полосками цветной бумаги, а грани оклеивают.
Из-за непрозрачности картона нельзя использовать картонные многогранники для демонстрации сечения тел и тел, вписанных друг в друга. Поэтому в большинстве случаев с помощью картонной модели можно показать лишь форму многогранника.
Кроме моделей по стереометрии, из бумаги, картона и других материалов можно изготовить большое число разнообразных подвижных моделей по курсу математики IV—VIII классов. Основной частью таких моделей является панель, вырезанная из плотного картона. Панель окантовывается бумагой темного цвета, а лицевая сторона ее оклеивается белой бумагой. На готовой панели осуществляется монтаж модели для иллюстрации того или иного математического предложения.
Приведем примерный перечень подвижных моделей, которые могут быть изготовлены по курсу геометрии VI—VIII классов:
1. Модель для иллюстрации смежных углов.
2. Модель к теоремам, выражающим признаки равенства треугольников.
3. Модель для иллюстрации свойств равнобедренного треугольника.
4. Модель к теореме о сумме углов треугольника.
5. Модель для иллюстрации свойств внешнего угла треугольника.
6. Модель для иллюстрации вписанных в окружность углов.
7. Модель «Четырехугольники».
8. Модель для иллюстрации свойств параллелограмма.
9. Модель «Средняя линия трапеции».
10. Модель для иллюстрации взаимного расположения прямой и окружности.
11. Модель для иллюстрации преобразований фигур.
12. Модель для иллюстрации площади: а) параллелограмма; б) треугольника; в) трапеции и др.
- Предисловие
- Глава I
- § 1. Предмет методики преподавания математики
- § 2. Цели обучения математике в советской средней общеобразовательной школе. Значение школьного курса математики в общем образовании
- § 3. Содержание школьного курса математики
- § 4. Вопросы политехнического образования в обучении математике
- Литература
- Глава II
- § 1. Принципы обучения как категории дидактики
- § 2. Принцип коммунистического воспитания
- § 3. Принцип научности
- § 4. Принцип сознательности, активности и самостоятельности
- § 5. Принцип систематичности и последовательности
- § 6. Принцип доступности
- § 7. Принцип наглядности
- § 8. Принцип индивидуального подхода к учащимся
- § 9. Принцип прочности знаний
- Литература
- Глава III
- § 1. Математические понятия
- § 2. Математические предложения
- 2) Рассмотрим определение четной функции:
- § 3. Математические доказательства
- Литература
- Глава IV методы обучения математике
- § 1. Проблема методов обучения
- § 2. Эмпирические методы: наблюдение, опыт, измерения
- § 3. Сравнение и аналогия
- § 4. Обобщение, абстрагирование и конкретизация
- § 5. Индукция
- § 6. Дедукция
- § 7. Анализ и синтез
- § 8. Методы проблемного обучения
- § 9. Особенности программированного обучения
- § 10. Специальные методы обучения математике
- Литература
- Глава V
- § 1. Значение учебных математических задач
- § 2. Роль задач в процессе обучения математике
- § 3. Обучение математике через задачи
- § 4. Общие методы обучения решению математических задач
- § 5. Организация обучения решению математических задач
- Литература
- Глава VI организация обучения математике
- § 1. Урок, его структура. Основные требования к уроку. Типы уроков
- § 2. Подготовка учителя к уроку. Анализ урока
- § 3. Организация самостоятельной работы при обучении учащихся математике
- § 4. Организация повторения
- § 5. Предупреждение неуспеваемости
- § 6. Индивидуализация и дифференциация при обучении
- § 7. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по математике
- § 8. Специфика организации обучения математике в школе продленного дня
- § 9. Специфика обучения математике в вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе
- § 10. Особенности организации работы по математике в средних профтехучилищах
- Литература
- Глава VII средства обучения математике
- § 1. Учебник математики
- § 2. Дидактические материалы и справочная математическая литература
- § 3. Учебное оборудование по математике и методика использования его в учебной работе
- § 4. Организация и оборудование кабинета математики
- § 5. Некоторые вопросы изготовления наглядных пособий по математике
- Литература
- Глава VIII
- § 1. Особенности преподавания математики в школах и классах с углубленным изучением этого предмета
- § 2. Факультативные занятия по математике
- § 3. Внеклассная и внешкольная работа по математике
- Литература