§ 2. Цели обучения математике в советской средней общеобразовательной школе. Значение школьного курса математики в общем образовании
Советская средняя общеобразовательная школа призвана готовить высокообразованных, всесторонне развитых, активных строителей коммунистического общества, воспитанных на идеях марксизма-ленинизма, способных к творческому труду в различных областях хозяйственного и социально-культурного строительства, готовых беззаветно защищать свою социалистическую Родину.
Свой вклад в достижение этих высоких целей вносит и та подготовка, которую получают учащиеся, овладевая школьным курсом математики. Учащиеся средней школы изучают математику в течение всех лет обучения. Ни один другой предмет, кроме родного языка и литературы, не занимает в школьном обучении такого положения. Большое внимание к изучению математики объясняется тем значением, которое приобрела эта древнейшая, но вечно молодая наука в жизни современного общества.
В эпоху научно-технической революции широкое распространение математических знаний, приобщение к ним молодежи, приступающей после окончания школы к трудовой деятельности в самых разнообразных областях науки и производства, становится настоятельной необходимостью. Большинство ведущих профессий в промышленности и сельском хозяйстве требует от будущих рабочих, специалистов разных профилей многих умений, навыков и знаний, относящихся к математике и ее приложениям. Математика приобретает все возрастающее значение в других науках, в решении задач научно-технического прогресса, особенно относящихся к новым областям техники.
В современных условиях определенный объем математических знаний, владение характерными для математики методами и некоторое знакомство со специфическим языком математики стали обязательным элементом общей культуры.
Но не только эти важные факторы определяют цели математического образования.
Советская школа всегда уделяла большое внимание формированию коммунистических убеждений учащихся, и это явилось решающим условием наших достижений в идейно-политическом воспитании молодежи.
Изучение математики вносит свой вклад в формирование научного, марксистско-ленинского мировоззрения учащихся, в развитие их интеллектуальных сил и способностей.
Навыки мыслительной деятельности, приобретаемые учащимися в процессе правильно организованного обучения математике, формируемая при изучении предмета готовность к упорному труду, к преодолению трудностей будут нужны им в будущем независимо от того, какую профессию изберет каждый из них или начнет приобретать после окончания средней школы.
Важной задачей обучения математике в средней школе являются подготовка учащихся к продолжению образования в высшей школе по специальностям, требующим дальнейшего изучения математики и ее приложений, воспитание у них стремления к непрерывному пополнению своих знаний в избранном направлении путем самообразования.
Таким образом, подготовка учащихся средней школы к активному участию в строительстве коммунистического общества требует:
1) овладения школьниками определенным объемом математических знаний, умений и навыков;
2) формирования в процессе обучения предмету научного мировоззрения, высоких моральных качеств учащихся, развития их интеллектуальных сил и способностей, готовности к труду.
Пути и средства достижения цели изучения математики в советской средней общеобразовательной школе раскрываются в курсе методики преподавания математики. Эти вопросы в данном пособии будут рассмотрены и получат свою конкретизацию при анализе школьных программ, содержания учебников и учебных пособий по математике, методов преподавания основных разделов курса и организации учебной работы. Но этому обстоятельному изучению необходимо предпослать некоторые общие пояснения, относящиеся, прежде всего к взаимосвязи целей изучения математики в средней школе с содержанием предмета.
Определяя объем математических знаний, умений и навыков, которым должны владеть выпускники средней школы, необходимо учитывать не только те требования, которые уже предъявляет жизнь к нынешним строителям коммунизма, но и требования, которые будут предъявлены к поколению современных школьников в их предстоящей деятельности через два-три десятилетия.
Эти перспективные требования отражают то новое, что подготовлено для общества развитием научных знаний и их приложений. Однако, учитывая в должной мере возникающие вновь и вновь требования, школьный курс математики не может претерпевать непрерывных быстрых изменений. Каждое обновление школьного курса математики требует обстоятельной подготовки.
Необходимо немалое время, для того чтобы были найдены правильные педагогические и психологические подходы к введению в обязательный школьный курс новых разделов, которые отражают достаточно устоявшиеся новые научные идеи и методы, представляющие несомненную ценность для общего образования. При этом следует иметь в виду, что полезность получаемых в курсе математики знаний состоит как в том значении, которое имеют эти знания для понимания и познания закономерностей окружающего нас мира, так и в возможности их непосредственного применения при изучении других наук и в повседневной жизненной практике (там, где приходится сталкиваться с вопросами меры, порядка, пространственного расположения).
Каждый изучаемый в школе предмет своими средствами обеспечивает выполнение поставленных перед школьным образованием общих задач. Это предъявляет к преподаванию требования, выходящие за пределы конкретного курса. Так, в школе не изучается логика как отдельный предмет. Задача логического развития учащихся и изучения элементов логики возложена на естественнонаучные и гуманитарные дисциплины.
Математика, как ни один другой, изучаемый в школе, предмет, располагает возможностью на каждом шагу обучать учащихся логике на практике. В процессе усвоения математических знаний решается задача развития у учащихся навыков проведения логических рассуждений и характерных для дедуктивного мышления умений находить логические следствия из данных начальных условий, способностей абстрагировать, т. е. выделять в конкретной ситуации сущность вопроса, отвлекаясь от несущественных деталей. Изучая математику, учащиеся овладевают умениями анализировать рассматриваемый вопрос, обобщать, специализировать, выделять необходимые и достаточные условия, определять понятия, составлять суждения, находить пути решения поставленной задачи. Все это формирует мышление учащихся и способствует развитию их речи, особенно таких качеств выражения мысли, как порядок, точность, ясность, краткость, обоснованность.
Изучение математики требует от каждого ученика больших усилий и немалого времени. Полученные при этом навыки учебного труда позволяют выпускникам школы в их дальнейшем жизненном пути эффективно овладевать навыками выполнения других видов труда и с должным пониманием относиться к тому, что хорошее выполнение любой работы требует значительных усилий и ответственности.
При правильно поставленном обучении у учащихся развиваются наблюдательность, внимание и сосредоточенность, инициатива и настойчивость, понимание важности коллективного труда и уважение к труду своих товарищей. Все это имеет большое значение для нравственного воспитания учащихся, формирования их характера.
Изучение математики дает учащимся правильное диалектико- материалистическое понимание вопросов происхождения и развития математических понятий и методов. Учащиеся получают представление о месте математики в системе наук и ее роли в современном обществе, в развитии науки, техники, производства.
Привлекаемые в процессе обучения факты из истории математики и из современной жизни в доступной для учащихся форме позволяют раскрыть материалистическую основу происхождения научных знаний, на ярких примерах показать познаваемость явлений окружающего мира. Тем самым изучение математики содействует пониманию закономерностей мира, развивает интерес учащихся к приобретению научного взгляда на процессы развития природы и общественной жизни, подготавливает к сознательному овладению мировоззренческими вопросами при изучении обществоведения и вносит свой вклад в формирование. марксистско-ленинского мировоззрения учащихся.
Развитие общественных отношений, науки и производства оказывает непосредственное воздействие как на содержание предмета, так и на цели изучения математики.
Например, только в социалистическом обществе поставлена и решается задача всестороннего развития личности в процессе школьного обучения. Во всех капиталистических странах цели обучения математике для подавляющего большинства учащихся получают узкопрагматическую трактовку и открыто сводятся только к выработке навыков, обеспечивающих подготовку молодежи к профессиональному труду.
Выпускники средних школ социалистических стран приобретают знания, достаточные для поступления в высшую школу, для самообразования в избранном направлении.
В капиталистических странах проводимые реформы математического образования все в большей мере ведут к сокращению возможностей для детей трудовых слоев населения получать полноценное среднее образование, дающее право и возможности для поступления в высшую школу.
Одна из характерных особенностей современного преподавания математики состоит в том, что в общем образовании большое внимание уделяется развитию мышления, речи, языка учащихся, методике введения новых понятий. Развитие понятийного мышления имеет самое непосредственное отношение к общему развитию и формированию научного мировоззрения, атеистическому воспитанию учащихся. В этой связи в преподавании математики возникает ряд дискуссионных методических вопросов.
Например, некоторые психологические исследования говорят о том, что наиболее эффективной является такая методика изучения новых математических понятий, при которой они вводятся в обучение достаточно рано и на наиболее высокой, но доступной для учащихся ступени обобщений. Эта методика оправдала себя в проведенных экспериментах. Однако опыт реализации этих положений в массовой школе (например, при введении общего понятия функции в шестых классах) не дал ожидаемых результатов и вызвал серьезную критику со стороны ряда специалистов.
Вопрос о том, когда, на каком этапе обучения и к а к следует в школе переходить к таким обобщениям, остается пока открытым. Проблема сочетания в школьном обучении математике задач развития интуиции учащихся с привитием навыков дедуктивного мышления является предметом не только оживленных обсуждений, но и острых разногласий.
Общематематический язык (простейшая терминология, идущая от теории множеств, математической логики, общей алгебры) находит все более широкое применение в технических, естественных, гуманитарных науках. Нужен он и для самого школьного курса математики. Однако вопрос о том, где, на каком материале и в каком объеме следует вводить этот язык в школу, выявил крайне различные точки зрения.
Причины возникающих разногласий основаны на том, что не всегда ясно, получают ли учащиеся при изучении того или иного вопроса действительные знания или, пользуясь широкими возможностями детской памяти, идут по пути простого заучивания. В обучении математике всегда необходимо иметь в виду, что действительно ценные знания составляются не из того, что ученик заучил, а из того, что сознательно усвоил и чем умеет пользоваться.
Наличие дискуссионных, ждущих своего решения вопросов вызвано многообразием запросов практики и возможностью различных методических подходов к их решению.
Такие дискуссии закономерны и отражают высокую заинтересованность всего общества в проблемах школьного образования. Активным участником таких обсуждений призван быть и учитель математики, доказывающий своей практикой правомерность или преимущества той или иной точки зрения.
В своей практической работе с учащимися поставленной цели математического образования успешно достигает каждый учитель, обладающий высокой математической культурой, педагогическим тактом, умеющий развить интерес учащихся к математике и раскрыть учащимся при изучении школьного предмета перспективы, показать математику как науку с широкими применениями во многих областях человеческой деятельности. Поэтому для студента важно, овладевая основами будущей профессии, дополнять хорошее знание математики, педагогических и общественных дисциплин приобретением навыков исследовательской работы, умения наблюдать, ставить методические эксперименты и делать из них выводы, позволяющие объективно оценивать результаты преподавания. Такие навыки необходимы для творческого подхода учителя к своей педагогической деятельности, для постоянного поиска путей ее совершенствования.
- Предисловие
- Глава I
- § 1. Предмет методики преподавания математики
- § 2. Цели обучения математике в советской средней общеобразовательной школе. Значение школьного курса математики в общем образовании
- § 3. Содержание школьного курса математики
- § 4. Вопросы политехнического образования в обучении математике
- Литература
- Глава II
- § 1. Принципы обучения как категории дидактики
- § 2. Принцип коммунистического воспитания
- § 3. Принцип научности
- § 4. Принцип сознательности, активности и самостоятельности
- § 5. Принцип систематичности и последовательности
- § 6. Принцип доступности
- § 7. Принцип наглядности
- § 8. Принцип индивидуального подхода к учащимся
- § 9. Принцип прочности знаний
- Литература
- Глава III
- § 1. Математические понятия
- § 2. Математические предложения
- 2) Рассмотрим определение четной функции:
- § 3. Математические доказательства
- Литература
- Глава IV методы обучения математике
- § 1. Проблема методов обучения
- § 2. Эмпирические методы: наблюдение, опыт, измерения
- § 3. Сравнение и аналогия
- § 4. Обобщение, абстрагирование и конкретизация
- § 5. Индукция
- § 6. Дедукция
- § 7. Анализ и синтез
- § 8. Методы проблемного обучения
- § 9. Особенности программированного обучения
- § 10. Специальные методы обучения математике
- Литература
- Глава V
- § 1. Значение учебных математических задач
- § 2. Роль задач в процессе обучения математике
- § 3. Обучение математике через задачи
- § 4. Общие методы обучения решению математических задач
- § 5. Организация обучения решению математических задач
- Литература
- Глава VI организация обучения математике
- § 1. Урок, его структура. Основные требования к уроку. Типы уроков
- § 2. Подготовка учителя к уроку. Анализ урока
- § 3. Организация самостоятельной работы при обучении учащихся математике
- § 4. Организация повторения
- § 5. Предупреждение неуспеваемости
- § 6. Индивидуализация и дифференциация при обучении
- § 7. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по математике
- § 8. Специфика организации обучения математике в школе продленного дня
- § 9. Специфика обучения математике в вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе
- § 10. Особенности организации работы по математике в средних профтехучилищах
- Литература
- Глава VII средства обучения математике
- § 1. Учебник математики
- § 2. Дидактические материалы и справочная математическая литература
- § 3. Учебное оборудование по математике и методика использования его в учебной работе
- § 4. Организация и оборудование кабинета математики
- § 5. Некоторые вопросы изготовления наглядных пособий по математике
- Литература
- Глава VIII
- § 1. Особенности преподавания математики в школах и классах с углубленным изучением этого предмета
- § 2. Факультативные занятия по математике
- § 3. Внеклассная и внешкольная работа по математике
- Литература