§ 4. Организация повторения
4.1. В процессе обучения математике важное место отводится организации повторения изученного материала. Необходимость повторения обусловлена задачами обучения, требующими прочного и сознательного овладения им.
Указывая на важность процесса повторения учебного материала, современные исследователи показали значительную роль при этом таких дидактических приемов, как сравнение, классификация, анализ, синтез, обобщение, содействующих интенсивному протеканию процесса запоминания. При этом вырабатываются гибкость, подвижность ума, обобщенность знаний.
В процессе повторения память у учащихся развивается. Эмоциональная память, опирающаяся на наглядно-образные процессы, постепенно уступает памяти с логическими процессами мышления, которая основана на умении устанавливать связи между известными и неизвестными компонентами, сопоставлять абстрактный материал, классифицировать его, обосновывать свои высказывания.
Повторение учебного материала по математике осуществляется во всей системе учебного процесса: цри изложении учителем новых понятий, при закреплении изученного ранее, при организации самостоятельных работ различных видов, при проверке знаний учащихся и т. д.
Необходимость повторения изученного ранее материала вызвана самой структурой программы учебного курса математики. Так, программой предусмотрено расширение основных понятий о числе, о величине и ее измерении, о функциональной зависимости, геометрических преобразованиях и др.
Каждое из математических понятий напоминает граненый самоцветный камень. Например, ученики знакомятся с числами натурального ряда, затем постепенно понятие о числе расширяется, появляются числа дробные, отрицательные, иррациональные.
В связи с этим особо важное значение для организации успешного обучения учащихся математике имеет систематическое повторение ранее изученного, связанного с данным уроком, с материалом предшествующих лет, т. е. систематическое возвращение к ранее изученному.
Введение новых чисел вызывает необходимость выполнения действий над ними. Выполнение же действий над дробными числами связано с повторением правил выполнения действий над натуральными числами и т. д.
Изучению действия вычитания отрицательных чисел предшествует повторение определения вычитания положительных чисел: «Вычесть из числа а число b- значит найти такое число с, которое в сумме с числом b дает а».
Вначале это определение повторяют на числовых примерах, а потом формулируют в общем виде.
При повторении учащиеся вспоминают, что смысл определения вычитания заключается в нахождении слагаемого, если даны сумма и другое слагаемое.
Такое повторение подготавливает к пониманию действия вычитания отрицательных чисел. Далее сообщается ученикам, что вычитание отрицательных чисел имеет тот же смысл, что вычитание положительных чисел, т. е. по заданной сумме и одному из слагаемых находят второе слагаемое.
Рассмотрим сумму:
16 + 8 = 24
Чтобы найти слагаемое 16, надо из суммы 24 вычесть второе слагаемое 8.
24 — 8 = 16
Но этот же результат можно получить, если к 24 прибавить —8, число, противоположное 8, т. е.
1) 24 + (-8) - 16
Рассмотрим еще несколько примеров:
2) —18 4- (—8) = —26
3) —18 + (—3) ==—21
4) —15 + (—20) = —35
Нахождение одного из слагаемых в примерах 2—4 сопровождается рассуждением, аналогичным при решении примера 1. И после разбора этих примеров ученики под руководством учителя приходят к выводу и формулируют правило вычитания для двух любых чисел.
Как видим на данном примере, повторение определения вычитания положительных чисел находится в непосредственной взаимосвязи с изучением нового материала, вычитанием отрицательных чисел.
При решении уравнений в IV—V классах новым способом необходимо повторить сведения из начальной школы о нахождении неизвестных компонентов. При этом учащимся можно предложить решить следующие примеры:
На уроках математики формируется понятие числового значения величины, изучаются свойства величин и чисел. При рассмотрении этих вопросов полезно повторить с учащимися свойства величин и чисел, изученные ранее. Таким образом, повторение на этапе подготовки к изучению нового материала необходимо для установления связей нового материала с ранее изученным, неизвестного с известным. Такое повторение способствует систематизации материала, более глубокому пониманию его, формированию прочных знаний-
4.2. Повторение при подготовке учащихся к выполнению различных упражнений, практических и лабораторных работ, решении примеров и задач способствует выработке прочных навыков.
Навыки формируются целенаправленно и осознанно. Первоначально ученик опирается на какое-либо правило, а затем выполняет соответствующее действие без особого напряжения. К. Д. Ушинский писал, что математическое действие должно быть вполне осознано учеником, но затем путем упражнения оно должно превратиться в «полусознательный» навык, чтобы ученик, решая какую-нибудь задачу, «не тратил сознания и воли» на припоминание арифметических действий.
В процессе обучения математике важное место отводится формированию вычислительных навыков, навыков измерения, построения, применения знаний при решении различного вида упражнений, практических и лабораторных работ, в практике, в жизни.
Наряду с повторением, предваряющим объяснение нового материала, решение задачи, выполнение практической работы, проводится повторение при закреплении нового материала урока. Такое повторение объединяется с закреплением и направлено на обобщение изученного, выделение главного. Так, выполнению упражнений на закрепление понятия «вектор» предшествует повторение этого понятия.
Повторительные упражнения для самостоятельной работы на этапе закрепления могут по своей форме быть программированными. Приведем пример программированных заданий по теме «Векторы» в курсе геометрии:
Задание.
Сколько различных векторов изображено на каждой фигуре (рис. 47, а, б, в)?
При обсуждении результатов выполнения самостоятельных работ еще раз обращается внимание на существенные признаки понятия «вектор».
При закреплении понятия «симметричные фигуры» учащимся предлагаются упражнения, выполнению которых предшествует повторение основных признаков, свойств понятия.
Задание.
1. Укажите фигуры (рис. 48), обладающие общим свойством. Какое это свойство? Какие фигуры не обладают этим свойством? Ответ поясните.
2. Нарисуйте фигуру, имеющую: а) две, б) три оси симметрии.
3. Приведите пример фигуры, имеющей бесконечное множество осей симметрии.
При подведении итогов выполнения самостоятельной работы на уроке учащиеся еще раз повторяют существенные признаки симметричных фигур, их свойства, что способствует закреплению этого понятия.
Таким образом, в этом случае повторение материала проводится на этапе закрепления.
Для формирования прочных знаний, умения применять эти знания при решении задач и примеров, закреплении вычислительных навыков значительное место отводится организации текущего повторения, не связанного с изучаемым на уроке материалом.
Так, в V классе на одном из уроков по теме «Решение уравнений» проводится устная самостоятельная работа.
Как видим, задания а) и б) не связаны непосредственно с изучаемым на уроке материалом, но они важны для закрепления вычислительных навыков.
Выполнение учащимися тренировочных упражнений с действиями над десятичными дробями и повторение правил умножения, деления десятичных дробей способствуют закреплению имеющихся знаний, выработке прочных навыков.
Для каждого вида повторения учитель математики составляет к началу учебного года план повторения, отобрав для этого теоретический материал и соответствующие примеры и задачи.
При подготовке к уроку учитель планирует повторение материала по теме прошлого урока, по изученной теме или разделу программы.
Повторение в конце темы или курса носит обзорный характер и способствует систематизации знаний по теме, курсу.
В заключение изучения материала по теме может быть проведена обзорная повторительная работа.
Так, обзорное повторение по темам: «Равные дроби», «Сложение и вычитание дробей» — может быть проведено по заранее подготовленным вопросам, а результаты повторения темы могут быть подведены после проведения следующей обзорной контрольной работы:
1. Сформулируйте основное свойство дроби. Приведите примеры.
2. Приведите дробик знаменателю 63.
3. Сократите дроби:
4. Приведите примеры простых чисел.
5. Разложите на простые множители каждое из чисел: 24, 49, 60.
6. Начертите фигуру, имеющую ось симметрии.
7. Приведите примеры наименьшего общего кратного двух чисел.
8. Найдите наименьшее общее кратное чисел 48 и 72.
9. Приведите дробик наименьшему общему знаменателю.
10. Сравните числа: а)
. 11. Выполните действия: а)
12. Решите уравнение:
13. Выполните действия:
14. Упростите выражение:
Следующий этап повторения учебного материала носит характер подготовки к выполнению работы над ошибками. С целью организованного повторения учебного материала в начале года опытные учителя проводят контрольные работы уже в сентябре.
Такие контрольные работы но своему содержанию могут совпадать с контрольными работами по математике, проведенными с этими школьниками в конце предшествующего учебного года. Результаты проведения работы позволяют учителю спланировать вопросы для текущего повторения материала в самом начале учебного года.
Учителя отмечают особо важную роль повторения материала в начале года. Например, на первых уроках стереометрии в IX классе повторение опорных знаний из планиметрии способствует усвоению новых знаний.
Таким образом, на всех этапах организации процесса обучения математике повторение играет важную роль. Никакой творческий опыт не может осуществляться без опоры на прежний опыт.
Повторение учебного материала является одним из путей развития творческой активности учащихся. Систематическое повторение содействует значительному улучшению качества математической подготовки и является действенным средством борьбы с формализмом в знаниях учащихся.
- Предисловие
- Глава I
- § 1. Предмет методики преподавания математики
- § 2. Цели обучения математике в советской средней общеобразовательной школе. Значение школьного курса математики в общем образовании
- § 3. Содержание школьного курса математики
- § 4. Вопросы политехнического образования в обучении математике
- Литература
- Глава II
- § 1. Принципы обучения как категории дидактики
- § 2. Принцип коммунистического воспитания
- § 3. Принцип научности
- § 4. Принцип сознательности, активности и самостоятельности
- § 5. Принцип систематичности и последовательности
- § 6. Принцип доступности
- § 7. Принцип наглядности
- § 8. Принцип индивидуального подхода к учащимся
- § 9. Принцип прочности знаний
- Литература
- Глава III
- § 1. Математические понятия
- § 2. Математические предложения
- 2) Рассмотрим определение четной функции:
- § 3. Математические доказательства
- Литература
- Глава IV методы обучения математике
- § 1. Проблема методов обучения
- § 2. Эмпирические методы: наблюдение, опыт, измерения
- § 3. Сравнение и аналогия
- § 4. Обобщение, абстрагирование и конкретизация
- § 5. Индукция
- § 6. Дедукция
- § 7. Анализ и синтез
- § 8. Методы проблемного обучения
- § 9. Особенности программированного обучения
- § 10. Специальные методы обучения математике
- Литература
- Глава V
- § 1. Значение учебных математических задач
- § 2. Роль задач в процессе обучения математике
- § 3. Обучение математике через задачи
- § 4. Общие методы обучения решению математических задач
- § 5. Организация обучения решению математических задач
- Литература
- Глава VI организация обучения математике
- § 1. Урок, его структура. Основные требования к уроку. Типы уроков
- § 2. Подготовка учителя к уроку. Анализ урока
- § 3. Организация самостоятельной работы при обучении учащихся математике
- § 4. Организация повторения
- § 5. Предупреждение неуспеваемости
- § 6. Индивидуализация и дифференциация при обучении
- § 7. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по математике
- § 8. Специфика организации обучения математике в школе продленного дня
- § 9. Специфика обучения математике в вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе
- § 10. Особенности организации работы по математике в средних профтехучилищах
- Литература
- Глава VII средства обучения математике
- § 1. Учебник математики
- § 2. Дидактические материалы и справочная математическая литература
- § 3. Учебное оборудование по математике и методика использования его в учебной работе
- § 4. Организация и оборудование кабинета математики
- § 5. Некоторые вопросы изготовления наглядных пособий по математике
- Литература
- Глава VIII
- § 1. Особенности преподавания математики в школах и классах с углубленным изучением этого предмета
- § 2. Факультативные занятия по математике
- § 3. Внеклассная и внешкольная работа по математике
- Литература