logo
035517_845F9_cherkasov_r_s_krupich_v_i_i_dr_met

§ 8. Принцип индивидуального подхода к учащимся

Повышение эффективности обучения непосредственно связано с тем, насколько полно учитываются особенности каждого учащегося. Важной индивидуальной особенностью учащихся является их спо­собность к усвоению знаний, т. е. обучаемость.

Под влиянием возрастающих требований жизни увеличивается объем и усложняется содержание знаний, подлежащих усвоению в школе. Чем глубже развивается этот процесс, тем более четко высту­пают индивидуальные различия в обучаемости школьников.

Как показали многочисленные психолого-дидактические исследо­вания, если уровнять многие факторы, влияющие на уровень усвое­ния новых знаний, а именно: обеспечить одинаковый исходный ми­нимум знаний у всех учащихся, положительное отношение их к уроку, желание как можно лучше усвоить материал, тщательно разра­ботать методику введения нового материала, то, несмотря на равен­ство этих условий, новые знания будут усвоены по-разному. Одни школьники достаточно полно усвоят новое и могут применить его в новых, но сходных с учебной обстановкой условиях, требующих са­мостоятельного развития новых знаний (высший уровень усвоения). Другие усвоят существенные стороны нового понятия или закономер­ности и сумеют применить их к решению задач, близких к тем, кото­рые разбирались в процессе объяснения нового материала (средний уровень усвоения). Наконец, будут и такие, кто вынес лишь отдель­ные, нередко несущественные стороны нового понятия или закономер­ности и не может применить их к решению даже простых задач (низ­ший уровень усвоения). При этом потребуется различное количество упражнений и различная мера помощи со стороны учителя тем уча­щимся, которых предстоит довести до высшего уровня усвоения.

В психологии обучения выявлено несколько характеристик инди­видуальных различий учащихся, связанных с понятием обучаемости. К ним относятся: а) темп усвоения или продвижения в обучении как наиболее устойчивая характеристика; б) полнота и точность анализа и синтеза и неразрывно связанных с ними обобщения и абстрагирова­ния; в) устойчивая предрасположенность школьников к тому или иному виду анализа, особенно при первичной работе над материалом; г) уровень формируемых у школьника обобщений; д) уровень вы­деления и обобщения школьниками способов оперирования знаниями; е) экономичность мышления и др.

Следует заметить, что предпоследняя (указанная здесь) сторона мыслительной деятельности позволила психологам сделать предпо­ложение о том, что не всякое усвоение знаний означает сдвиг в ум­ственном развитии учащегося. Этот сдвиг происходит тогда, когда обучение обеспечивает овладение не только содержанием знаний, но и методами, способами их приобретения, благодаря чему учащиеся могут самостоятельно приобретать новые знания.

Отмеченные выше явления, имеющие место в обучении школьни­ков, показали невозможность создать в обучении систему, равно опти­мальную для каждого учащегося. Это обстоятельство привело к не­обходимости реализации в обучении принципа индивидуального под­хода к учащимся.

Сущность принципа индивидуального подхода по существу состоит в адаптации (приспособлении) обучения либо к содержанию и уров­ню знаний, умений и навыков каждого учащегося, либо также к характерным для него особенностям процесса усвоения, либо даже к некоторым устойчивым особенностям его личности.

Основным средством реализации принципа индивидуального под­хода являются индивидуальные самостоятельные работы, предназна­ченные для учащихся. Они выступают в качестве специфического ди­дактического средства организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся на всех этапах обучения.