§ 2. Математические предложения
2.1. Каждая математическая теория представляет собой множество предложений, описывающее какую-то структуру (если эта теория излагается содержательно в определенной конкретной интерпретации, как это имеет место в школьном обучении) или какой-то аксиоматизируемый класс структур (если она излагается абстрактно (полуформально или формально) вне всякой интерпретации).
Принадлежность предложения к некоторой математической теории определяется двумя признаками:
(а) предложение записано (или сформулировано) на языке дан ной теории, состоит из математических (принадлежащих языку теории) и логических терминов или символов и не содержит никаких других терминов или символов;
(б) предложение истинно, т. е. является или исходным истинным предложением (аксиомой) данной теории, или его истинность устанавливается доказательством с помощью уже известных (исходных или ранее доказанных) истинных предложений.
Например, предложение «Сумма углов всякого треугольника равна 180°» является геометрическим предложением, принадлежит теории евклидовой геометрии, потому что:
(а) оно записано на языке геометрии (хотя одновременно на русском языке), т. е. состоит из геометрических («сумма углов», «треугольник», «180°») и логических («всякого», «равна») терминов или символов;
(б) оно истинно, так как доказывается в рамках евклидовой геометрии, т. е. на основе ее аксиом или других уже доказанных предложений этой теории.
Аналогично предложение
принадлежит алгебраической теории, описывающей структуру (Q, +), потому что:
(а) оно записано на языке этой теории, состоит из символов, обозначающих понятия этой теории: a, b — переменные для элементов из Q, «+» — знак операции сложения в Q, «» — знак принадлежности элемента (или значения переменной) к множеству, «=» — логический символ, «для любых» — логический термин, и никаких других терминов или символов не содержит;
(б) оно истинно, обычно принимается за одну из аксиом, характеризующих групповую структуру (Q, +).
Такие же предложения, как
«Прямая имеет вид туго натянутой нити», (1)
«Сумма углов треугольника не равна 180°», (2)
«a+ Ь = b для любых a, b Q», (3)
не принадлежат соответствующим математическим теориям: (1) и (2) не принадлежат евклидовой геометрии, (3) не принадлежит теории структуры (Q,+).
Действительно, (1) не принадлежит никакой геометрической теории, так как содержит такие термины, как «имеет вид», «туго натянутая нить», не обозначающие геометрические понятия, т. е. предложение (1) не сформулировано на языке геометрии. Это предложение, однако, выполняет некоторую дидактическую функцию, она указывает ту конкретную реальную интерпретацию, в которой строится школьная геометрия. В этой геометрии прямой действительно приписывается вид туго натянутой нити, так изображается прямая на рисунках, хотя этот вид прямой никакого участия в дедуктивном развертывании геометрической теории не принимает. Это чрезвычайно важно, и нужно подчеркивать в процессе обучения, что в доказательствах геометрических теорем мы имеем право пользоваться только геометрическими предложениями, причем такими, истинность которых ранее уже установлена (или принята без доказательства).
Предложение (2) записано на геометрическом языке, но не принадлежит теории евклидовой геометрии, так как оно противоречит предложению этой теории («Сумма углов треугольника равна 180°») и поэтому ложно (не выражает свойство структуры евклидовой плоскости). Если предложение (2) включить в евклидову геометрию, например, в качестве новой аксиомы, мы получили бы противоречивую теорию, ничего не описывающую, не имеющую никакой модели.
Предложение (3) записано на языке теории, описывающей структуру (Q, +), но оно ложно. Чтобы установить это, достаточен один контрпример, т. е. установить истинность отрицания предложения (3):
«Существуют а, Ь Q такие, что а + b b,
например 3 + 44.
(Установление ложности общего предложения с помощью контрпримера — весьма полезное упражнение на различных этапах обучения.)
2.2. С каждым математическим предложением связаны содержание (выраженное в нем математическое содержание) и логическая форма (или структура).
Представление, что можно ограничиться в обучении математике лишь раскрытием содержания каждого математического предложения, ошибочно. Содержание неразрывно связано с формой, и нельзя осмыслить первое без понимания второй.
Так как одна из центральных задач обучения математике состоит в обучении установлению истинности математических предложений (чаще всего с помощью доказательства), а истинностные значения этих предложений зависят от их логической структуры, то естественно считать одной из задач методики преподавания математики раскрытие логической структуры математических предложений.
Раскрыть логическую структуру сложного (составного) предложения — значит показать, из каких элементарных предложений сконструировано данное сложное предложение и как оно составлено из них, т. е. с помощью каких и в каком порядке применяемых логических связок (слов или сочетаний слов) «не» , «и», «или» , «если...,то» , «тогда и только тогда» , «для всякого» , «существует» (и некоторых синонимических выражений), обозначающих логические операции, с помощью которых из одних предложений образуются другие.
Всякое математическое (и не только математическое) предложение либо элементарное, т. е. не расчленяется на части, каждая из которых в свою очередь есть предложение, либо построено из элементарных, определенным образом соединенных между собой логическими связками.
Совокупность и порядок логических связок, с помощью которых сложное предложение образовано из элементарных, составляет логическую структуру (или логическую форму) этого сложного предложения.
Раскрытие логической структуры математических предложений было бы бесполезным без разъяснения точного смысла используемых логических связок. Такое разъяснение необходимо потому, что, как показывают многочисленные исследования, применение, даже многократное, перечисленных выше слов само по себе еще не обеспечивает правильного понимания их смысла. Не только школьники, но и некоторые взрослые, много тысяч раз применявшие в своих рассуждениях союз «или», отвечают отрицательно, например, на вопрос:
«Истинно ли предложение «35» («3 < 5» или «3 = 5»)?» Без понимания точного смысла логических связок не может быть достигнуто и правильное понимание точного смысла всей логико-математической конструкции, т. е. математического предложения, образованного с их участием, а следовательно, и выраженного в нем математического содержания.
Приведем пример. Пусть даны треугольник ABC и точка D на стороне АС (рис. 10).
Предложения элементарные, они не расчленяются на части, каждая из которых — предложение.
Из этих элементарных предложений могут быть составлены личные сложные предложения. Рассмотрим некоторые из них:
Нетрудно заметить, исходя из известных геометрических соотношений и правильного понимания точного смысла слов «не», «и», «или», «если..., то» (возможное разъяснение которого будет показано дальше), что предложение (1) истинно, (2) и (3) ложны, (4) истинно. Предложения (1) и (2) составлены из одних и тех же элементарных предложений с помощью одних и тех же логических связок и отличаются только порядком этих операторов: поменяли в (1) местами «и» и «то», в результате чего получили новое предложение (2), при этом изменилось истинностное значение: (1) истинно, (2) ложно.
Предложение (3) отличается от (1) тем, что союз «и» заменен союзом «или», и от этого также изменилось истинностное значение: (1) истинно, (3) ложно.
Как видно, истинностное значение сложного предложения существенно зависит от совокупности и порядка логических связок, с помощью которых оно образовано из элементарных предложений, т. е. от логической структуры (формы).
Структуры предложений (1) и (4) различны, но они так связаны между собой, что оба эти предложения имеют одно и то же истинностное значение. Таким образом, если мы доказали истинность предложения (1), то предложение (4) уже не нуждается в специальном доказательстве. Предложения (1) и (4) равносильны или эквивалентны, они выражают одну и ту же мысль в разной форме, причем равносильность предложений — свойство их логической структуры, оно не зависит от содержания предложений.
Возьмем два предложения другого содержания, но той же структуры, что и (1) и (4):
«Если число целое и положительное, то оно натуральное». (1') «Если число целое и не натуральное, то оно не положительное». (4') Что общего в предложениях (1) и (1'), (4) и (4'), столь различных по содержанию? У них одна и та же логическая структура. Чтобы выразить общую логическую структуру различных по содержанию сложных предложений, достаточно отвлечься от конкретного содержания составляющих их элементарных предложений, обозначив их какими-нибудьбуквами, например:
Тогда логические структуры пар предложений (1) и (Г), (4) и (4') запишутся так:
(1) — (1'). «Если X и Y, то Z».
(4) — (4'). «Если X и не Z, то не Y».
Как видно, заменяя элементарные предложения, входящие в состав сложных, буквами, мы опускаем в записях этих сложных предложений то, чем они отличаются (конкретное содержание), и сохраняем лишь то, что у них общее (логическую структуру, форму). То, что мы здесь сделали, можно назвать логическим анализом предложений. Для чего он нужен? Вместо того чтобы установить отдельно для предложений (1) и (4), затем (Г) и (4'), что истинность каждого из них определяется истинностью другого, целесообразно установить это один раз для предложений такой логической структуры.
(Такой метод свойствен для математики. Мы ведь не устанавливаем отдельно для (1 + З)2, (2 + 5)2, (3 + 8)2 и т. д. чему равен квадрат суммы этих чисел, а заменяем конкретные числа переменными, вместо которых можно подставить любые числа, и доказываем один раз для любых двух чисел х, у, что (х + у)2 = х2 + 2ху + у2.
В записях (1) — (1') и (4) — (4') буквы X, Y, Z можно рассматривать как переменные для предложений (пропозициональные переменные). Вместо них можно подставить не только те элементарные предложения из наших примеров, которые они заменили, но и любые Другие, разумеется, связанные по содержанию, чтобы получились осмысленные сложные предложения.
Например, если вместо X подставить предложение «Четырехугольник — параллелограмм», вместо Y — предложение «Его диагонали взаимно перпендикулярны», а вместо Z — предложение «Четырехугольник — ромб», получим:
«Если четырехугольник — параллелограмм и его диагонали взаимно перпендикулярны, то четырехугольник — ромб». (1")
«Если четырехугольник — параллелограмм и не ромб, то его диагонали не взаимно перпендикулярны». (4")
Эти два предложения обладают таким же свойством, как (1) и (4), т. е. они равносильны, или каждое из них следует из другого.
Отношения равносильности и следования между предложениями находят широкие применения в математике и в обучении математике. Первое из этих отношений сводится ко второму, а отношение следования является основой всяких доказательств. Не может быть сомнений в том, что эти отношения должны разъясняться в процессе обучения математике примерно на таком же уровне, на каком мы иллюстрировали выше разъяснение и раскрытие логической структуры предложений.
2.3. Существенное значение при усвоении математических знаний имеет умение различать математические предложения, содержащие свободные вхождения переменных от таких, которые не содержат подобных вхождений.
Приведем несколько примеров:
(1) 3 < 5; (2) 7 < 5; (3) х < 5.
(4) Существует натуральное число х такое, что х < 5.
(5) Для всякого натурального числа х х < 5.
(6) 3 + 4 = 7; (7) 5 + 3 = 7; (8) х + у = 7.
(9) Существуют натуральные числа х, у такие, что х + y = 7
(10) Для всяких двух натуральных чисел х, у х + у = 7
(11) x+y=y+x
(12) Существуют натуральные числа х, у такие, что х + у = у + х.
(13) Для всяких двух натуральных чисел х, у х + у =у + х.
Что выражают эти предложения с логической точки зрения?
Предложения (1), (4), (6), (9), (12), (13) выражают истинные высказывания, предложения (2), (5), (7), (10) — ложные высказывания, а предложения (3), (8), (И) не выражают высказывания, так как к ним не применим (не имеет смысла) вопрос: «Истинно ли предложение...?»
Если же вместо переменной (всех переменных) подставить какое-нибудь ее значение (какие-нибудь их значения), то эти предложения преобразуются в высказывания (точнее, в предложения, выражающие высказывания), истинные или ложные в зависимости от подставляемых значений. Эти предложения являются лишь формами для высказываний (или высказывательными формами), порождающими высказывания одной формы, хотя имеющими, возможно, и различные истинностные значения.
Предложение (11) при любых значениях переменных х, у обращается в истинное высказывание. Именно поэтому предложение (13) выражает истинное высказывание (закон коммутативности сложения в множестве N).
Как видно, хотя предложения (4), (5), (9), (10), (12), (13) тоже содержат переменные, они в отличие от предложений (3), (8), (11) выражают высказывания. Это объясняется тем, что они не содержат свободных вхождений переменных, все входящие в них переменные связаны кванторами существования или общности, выраженными соответственно словами «существует» и «для всякого» (выражение «Существуют натуральные числа х, у» — сокращенная запись двух кванторов существования: «Существует натуральное число х, существует натуральное число у»; аналогично выражение «Для всяких двух...» — сокращенная запись двух кванторов общности).
Важно отметить, что операция подстановки значения применима лишь к свободным вхождениям переменных.
Так, имеет смысл подставлять различные значения вместо х в предложении (3). Получим истинные или ложные высказывания:
Таблица 1
Однако бессмысленно подставлять значения вместо х в предложении (4) или (5).
Предложение «Для всякого х А (х)» («хА(х)») истинно, если высказывательная форма А(х) обращается в истинное высказывание при подстановке вместо х любого значения (из области значений этой переменной), и ложно, если найдется хотя бы одно значение х (из этой области), при подстановке которого А(х) обратится в ложное высказывание.
Предложение «Существует х такое, что А(х)» («хА (х)») истинно, если найдется хотя бы одно значение х (из области значений этой переменной), подстановка которого вместо х в А (х) обращает эту высказывательную форму в истинное высказывание, и ложно, если подстановка любого значения х (из этой области) обращает эту высказывательную форму в ложное высказывание.
Роль элементов логики в теории и практике обучения математике состоит в том, что, во-первых, усвоение общих логических приемов мышления (о которых пойдет речь в гл. IV) является необходимым условием формирования и развития познавательной деятельности учащихся и, во-вторых, разработанные в рамках математической логики некоторые общие понятия (высказывание, предикат, логические операции, отношение следования и др.) способствуют раскрытию структуры и более глубокому пониманию математического содержания. Речь идет лишь о разумном, дидактически целесообразном применении некоторых логических понятий и обозначений как важных вспомогательных средств обучения. Переоценка роли логики как одной из основ теории обучения математике так же вредна, как и недооценка этой роли.
В связи с уточнением роли логики в теории и практике обучения математике уместно привести высказывание академика А. Н. Колмогорова: «Ответственность преподавателей математики здесь особенно велика, так как отдельного предмета «логика» в школе нет и знакомство с началами логики практически в значительной мере происходит на уроках математики»1.
2.4. Приведенные выше истинностные таблицы и определения кванторов в общем хорошо согласуются со смыслом соответствующих выражений в обиходном языке. Исключение составляет импликация, истинностная таблица которой не во всех строках согласуется со смыслами, в которых оборот речи «если..., то» применяется в обиходном языке.
Этот вопрос заслуживает специального рассмотрения, так как многие трудности в обучении возникают именно там, где точный смысл, в котором некоторые обороты речи используются в математике, отличается от смысла этих оборотов в обиходном языке.
Словосочетания «если..., то», «из... следует», «из... вытекает», «... влечет...» и т. п. часто встречаются в математических текстах, в том числе и в школьных учебниках. Анализ показывает, что этими словосочетаниями обиходного языка выражаются различные формально-логические понятия. Иными словами, попытка уточнения (или формализации) подобных формулировок приводит к одному из следующих логических понятий: а) к сложному предложению (импликации), образованному из двух предложений «А» и «В» с помощью логической связки «если..., то» («Если А, то В»), обозначаемой в логической литературе одним из знаков «»,«», б) к отношению логического следования (из предложения «А» следует предложение «В») и в) к отношению формальной выводимости (из «А» выводимо «В»).
Так как логика школьной математики неформализована, то последнее понятие (отношение формальной выводимости) не применимо. Анализ применения оборота «если..., то» в обиходном языке показывает, что применяется именно в случаях, когда истинностное значение предложения, стоящего между словами «если» и «то», неизвестно («Если завтра будет хорошая погода, то осуществим прогулку в лес» и т. п.).
Такие слова, как «завтра», «сегодня», «здесь», «там», «дома», «мы» и т. п., имеют меняющееся от случая к случаю значение и могут играть в обыденном языке роль переменных математического языка. В математике же истинностное значение предложения, стоящего между словами «если» и «то», неизвестно чаще всего в случае высказывательной формы.
Например, в предложении «Если число n делится на 6, то оно делится на 3» переменная n может принимать различные значения и мы заранее не знаем истинностного значения предложения «Число n делится на 6», стоящего за словом «если», так как оно обозначает высказывательную форму. Часто, говоря «Если число n делится на 6, то оно делится на 3», подразумевают высказывание «Для всякого числа n: если n делится на 6, то n делится на 3» (квантор общности чаще всего явно не высказывается).
Аналогично, говоря: «Если ABCD— ромб, то AСВD», мы заранее не знаем, является ли четырехугольник ABCD ромбом. Здесь роль переменных играют буквы А,В,С,D (переменные для точек) или символ «ABCD» можно рассматривать как переменную для четырехугольника. Доказывая соответствующую теорему (о свойстве диагоналей ромба), подразумеваем, что в ее формулировке явно не высказан квантор общности. Если восстановить полную формулировку, получим: «Для любого четырехугольника ABCD: если ABCD — ромб, то AСВD».
Рассмотрим два предложения, образованные с помощью «если..., то»:
(1) «Если х = 3, то х2 = 9»
и
(2) «Если х2 = 9, то х = 3».
О предложении (1) обычно говорят, что оно верно (истинно), о предложении (2) — что оно неверно (ложно). В каком же смысле понимают в них словосочетание «если..., то»?
Если понимать его в смысле импликации, то обе импликации, (1) и (2), выражают высказывательные формы. При этом (1) обращается в истинное высказывание при любом значении х, т. е. высказывание
истинно, а (2) представляет собой высказывательную форму, обращающуюся при одних значениях переменной х (например, 0, 1, 2, 3) в истинное высказывание, при других («—3») — в ложное, т. е. высказывание
ложно.
Таким образом, когда говорят, что (1) истинно, а (2) ложно, то словосочетание «если..., то» понимается не в смысле импликации, а как синоним для выражения «из... следует», т. е. как обозначение отношения следования: в (1) утверждается, что если предложение «х = 3» истинно, то и предложение «х2-9» истинно или «х2-9» истинно по крайней мере при всех тех значениях х, при которых истинно «х = 3». Это и означает, что <а2 = 9» следует из «х = 3».
Важнейшее отношение между предложениями, отношение следования, очень часто встречающееся в школьном обучении, целесообразно обозначить соответствующим символом «». Итак, мы установили, что
так как высказывание «x (если х = 3, то х2 — 9)» истинно.
Когда же говорят, что предложение (2) ложно, имеют в виду, что из «х2=9» не следует «х= 3», т. е. что высказывание «x (если х2= 9, то х = 3)» ложно.
Вообще, пусть А(х)» и «В(х)»— предложения, содержащие свободную переменную х. Когда же мы говорим, что из «А(х)» следует «В(х)»?
обращается в истинное высказывание по крайней мере при всех тех значениях х, при которых «А(х)» обращается в истинное высказывание. Это означает, что высказывание .
Где «»-знак импликации истинно.
Определенное таким образом отношение следования распространяется на любые предложения: из предложения «А» следует предложение «В», если «В» истинно по крайней мере во всех случаях, когда истинно «А».
Если из «А» следует «В» и из «В» следует,то предложения «А» и «В» равносильны, что обозначается символом . Например,, так как
и
Важно отметить, что записи «А(х)В(х)» и «А(х)В(х)» представляют собой высказывания (а не высказывательные формы), первое — высказывание о следовании одного предложения («А(х)») из другого («В (х)»), второе — высказывание о равносильности двух предложений («А(х)» и «В(х)»).
2.5. С отношениями следования и равносильности связаны применяющиеся в школьном обучении выражения: «необходимое условие», «достаточное условие», «необходимое и достаточное условие».
Если из предложения «А» следует предложение «В» («АВ»), то «А» выражает достаточное условие для «В», а «В» — необходимое условие для «А» (если из «А» следует «В», то истинность «А» достаточна для истинности «В», а истинность «В» необходима для истинности «А»).
Таким образом, обороты речи: «Из А следует В», «А — достаточное условие для В» и «В — необходимое условие для А» — по существу применяются в качестве синонимов.
Если «АВ», т. е. предложения «А» и «В» равносильны («АВ», или «AВ и ВА»), то, исходя из приведенных выше синонимов для «следует», можно утверждать, что каждое из предложений «A» и «В» выражает необходимое и достаточное условие для другого. Таким образом, обороты речи: «A равносильно В», «A необходимо и достаточно для В», «В необходимо и достаточно для A» — применяются в качестве синонимов.
Встречаются случаи, когда из «А» следует «В», но из «В» не следует «А», т. е. предложения «А» и «В» неравносильны. В этом случае «А» — достаточное, но не необходимое условие для «В», а «В» — необходимое, но недостаточное условие для «А».
Математические предложения часто формулируются с помощью оборота «если..., то», т. е. в виде импликаций.
Если импликацией «Если Р, то Q» выражается некоторая теорема, то первый член импликации «Р», т. е. предложение, записанное между словами «если» и «то», называется условием, а второй член импликации «Q», т. е. предложение, записанное после слова «то», — заключением теоремы.
Для импликации
«Если Р, то Q» (1)
определим еще три импликации следующим образом:
а) Если в (1) поменять местами «/>» и «Q», то получим предложение
«Если Q, то Р»(2)
называемое обратным по отношению к предложению (1).
б) Если в (1) заменить «Р» и «Q» их отрицаниями «Р» и «Q» соответственно, получим предложение
«Если Р, то Q»(3)
называемое противоположным по отношению к предложению (1).
в) Если в (1) произвести одновременно преобразования, указанные в а) и б), получим предложение
«Если Q, то Р»(4)
называемое контрапозитивным (противоположно-обратным, или обратным противоположному) по отношению к предложению (1).
Легко установить (хотя бы с помощью истинностных таблиц или непосредственными рассуждениями), что предложения (1) и (4), (2) и (3) равносильны:
Таким образом, если предложение «Если Р, то Q» — теорема некоторой теории, то равносильное ему предложение «Если Q, то Р» тоже принадлежит этой теории (истинно), причем, если первое доказано, второе уже не требует специального доказательства.
Так, предложение «Если многоугольник правильный, то около него можно описать окружность» — геометрическая теорема. Поэтому и контрапозитивное предложение «Если около многоугольника нельзя описать окружность, то многоугольник неправильный» тоже геометрическая теорема, причем она уже не нуждается в доказательстве, если первое доказано.
Если предложение «Если Р, то Q» — теорема некоторой теории, то обратное предложение «Если Q, то Р» может и не быть теоремой этой теории. Это хорошо известно из школьной математики, где встречаются примеры, когда предложение, обратное некоторой теореме, также является теоремой (обратной теоремой), и много примеров, когда обратное предложение не является теоремой. В приведенном выше примере обратное предложение «Если около многоугольника можно описать окружность, то этот многоугольник правильный» не является теоремой (это легко установить с помощью контрпримера, т. е. неправильного многоугольника, например равнобедренной трапеции или прямоугольника).
2.6. В обучении математике часто приходится формулировать отрицания предложений сложной логической структуры. Обычно это Делается интуитивно, без явного применения каких-либо логических правил и при этом часто допускаются ошибки.
Правила построения и преобразования отрицаний предложений сложной логической структуры (сведение отрицаний к элементарным формулам) основаны на нескольких легко разъясняемых учащимся равносильностях, выражающих известные и широко применяемые законы логики:
(1) «Неверно, что не А» равносильно «А»
(закон двойного отрицания позволяет заменить предложение «Неверно, что не А» предложением «А»).
(2) «Неверно, что А и В» равносильно «Не А или не В»
(3) «Неверно, что А или В» равносильно «Не Л и не В»
(законы де Моргана позволяют заменить предложение «Неверно, что А и В» предложением «Не А или не В» и предложение «Неверно, что А или В» предложением «Не А и не В»).
(4) «Неверно, что если А, то В» равносильно «А и не В»
(закон отрицания импликации позволяет заменить предложение «Неверно, что если А, то В» предложением «А и не В»).
(5)«Неверно, что для всякого х (имеет место) А» равносильно «Существует ли такое, что не (имеет место) А»
(6) «Неверно, что существует х такое, что (имеет место) А» равносильно «Для всякого х не (имеет место) А»
(законы (5) и (6) дают следующее правило преобразования предложений, начинающихся с кванторов: квантор общности заменяется квантором существования, квантор существования — квантором общности, а знак отрицания переносится на выражение, стоящее за квантором).
Перечисленные законы (1)—(6) и основанные на них правила преобразования предложений достаточно просты, и их легко разъяснить учащимся на конкретных примерах.
Покажем несколько примеров применения этих правил: 1) Обратимся еще раз к определению прямой, перпендикулярной к плоскости:
Возьмем теперь отрицания левой и правой частей определения, получим, что прямая не перпендикулярна плоскости:
- Предисловие
- Глава I
- § 1. Предмет методики преподавания математики
- § 2. Цели обучения математике в советской средней общеобразовательной школе. Значение школьного курса математики в общем образовании
- § 3. Содержание школьного курса математики
- § 4. Вопросы политехнического образования в обучении математике
- Литература
- Глава II
- § 1. Принципы обучения как категории дидактики
- § 2. Принцип коммунистического воспитания
- § 3. Принцип научности
- § 4. Принцип сознательности, активности и самостоятельности
- § 5. Принцип систематичности и последовательности
- § 6. Принцип доступности
- § 7. Принцип наглядности
- § 8. Принцип индивидуального подхода к учащимся
- § 9. Принцип прочности знаний
- Литература
- Глава III
- § 1. Математические понятия
- § 2. Математические предложения
- 2) Рассмотрим определение четной функции:
- § 3. Математические доказательства
- Литература
- Глава IV методы обучения математике
- § 1. Проблема методов обучения
- § 2. Эмпирические методы: наблюдение, опыт, измерения
- § 3. Сравнение и аналогия
- § 4. Обобщение, абстрагирование и конкретизация
- § 5. Индукция
- § 6. Дедукция
- § 7. Анализ и синтез
- § 8. Методы проблемного обучения
- § 9. Особенности программированного обучения
- § 10. Специальные методы обучения математике
- Литература
- Глава V
- § 1. Значение учебных математических задач
- § 2. Роль задач в процессе обучения математике
- § 3. Обучение математике через задачи
- § 4. Общие методы обучения решению математических задач
- § 5. Организация обучения решению математических задач
- Литература
- Глава VI организация обучения математике
- § 1. Урок, его структура. Основные требования к уроку. Типы уроков
- § 2. Подготовка учителя к уроку. Анализ урока
- § 3. Организация самостоятельной работы при обучении учащихся математике
- § 4. Организация повторения
- § 5. Предупреждение неуспеваемости
- § 6. Индивидуализация и дифференциация при обучении
- § 7. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по математике
- § 8. Специфика организации обучения математике в школе продленного дня
- § 9. Специфика обучения математике в вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе
- § 10. Особенности организации работы по математике в средних профтехучилищах
- Литература
- Глава VII средства обучения математике
- § 1. Учебник математики
- § 2. Дидактические материалы и справочная математическая литература
- § 3. Учебное оборудование по математике и методика использования его в учебной работе
- § 4. Организация и оборудование кабинета математики
- § 5. Некоторые вопросы изготовления наглядных пособий по математике
- Литература
- Глава VIII
- § 1. Особенности преподавания математики в школах и классах с углубленным изучением этого предмета
- § 2. Факультативные занятия по математике
- § 3. Внеклассная и внешкольная работа по математике
- Литература