logo
035517_845F9_cherkasov_r_s_krupich_v_i_i_dr_met

§ 8. Специфика организации обучения математике в школе продленного дня

Школа с продленным днем — это общеобразовательная школа, обе­спечивающая значительное усиление общественного воспитания и все­стороннего развития детей путем работы с ними в течение целого дня и организации единого целенаправленного учебно-воспитательного процесса [14, 28].

Режим работы таких школ характеризуется особенностями, кото­рые оказывают свое влияние и на организацию обучения математике.

1. Весь учебный процесс проходит в школе, а потому может быть обеспечен квалифицированным руководством со стороны учителей и воспитателей на всех этапах деятельности учащихся.

2. Организация процесса обучения в школе позволяет использо­вать всю материальную базу школы.

Проведение уроков математики можно планировать не только в кабинете, но и в школьных мастерских. При выполнении домашних заданий можно использовать кабинеты школы, библиотеку, техниче­ские средства обучения и др.

3. Режим учебной деятельности в школах продленного дня харак­теризуется делением процесса обучения в основном на две организа­ционные формы: урок и внеурочную работу, включающую самопод­готовку.

Вся учебно-воспитательная работа проводится педагогами, ква­лифицированное руководство которых позволяет организацию и прове­дение уроков математики и внеурочной работы объединить в единый учебный процесс и предусмотреть разнообразные формы деятельности учеников по предмету.

Самоподготовка учащихся проводится во второй половине дня — в специально отведенное время для выполнения домашних заданий.

8.1. Примерная организация обучения математике в школе про­дленного дня.

Первая половина дня

Урок математики под руководством учителя. Основные этапы урока:

1) Проверка домашнего задания.

2) Изучение новых знаний.

3) Организация тренировочных упражнений по образцу, данному учителем, или по образцу в учебнике с целью первичного закрепления новых знаний, формирования умения применять эти знания на прак­тике при решении задач.

4) Задание для самостоятельной домашней работы, инструктирова­ние учащихся к выполнению задания.

Вторая половина дня

1) Обед, прогулка.

2) Самоподготовка, выполнение домашних заданий.

3) Внеклассные мероприятия: экскурсии, занятия математического кружка, лекции, консультации по математике.

I. Тема урока: «Введение понятия «процент».

План урока

1. Сообщение учителя о значении темы.

2. Повторение правил умножения целого числа на десятичную и обыкновенную дроби (математический диктант).

3. Самостоятельная работа с книгой по новому материалу. Введе­ние, понятия процента, решение устных задач на нахождение процента от числа.

4. Выполнение упражнений письменно на применение нового ма­териала.

5. Домашнее задание. Разъяснение заданий. Задания дифференци­рованы по сложности. Они включают в себя упражнения:

а) на нахождение процента от числа;

б) повторение действий с десятичными дробями;

в) решение усложненных задач на проценты;

г) дополнительные задания для сильных учащихся (по желанию).

6. Обобщение итогов урока. Оценка работы учащихся.

II. Самостоятельная работа по выполнению домашнего задания по теме «Проценты» (в специально отведенное время для самостоятель­ной подготовки во второй половине дня).

План занятий

1. Разъяснение заданий. Указание способов самопроверки.

2. Организация выполнения заданий учащимися, инструктирова­ние, корректирование и контроль со стороны воспитателя (учителя). Организация помощи со стороны более сильных учащихся.

3. Проверка выполнения работы.

4. Индивидуальные консультации сильных учащихся.

Как видно, в школе с продленными группами учебный процесс осуществляют два педагога: учитель математики, который организует урок математики, консультации по подготовке учащихся к изучению нового материала, занятия математических кружков и другие формы; воспитатель же организует самостоятельную работу учащихся по вы­полнению заданий. Осуществляя руководство самостоятельной рабо­той учащихся по математике, воспитатель знает тему, которую учени­ки изучили на уроке, знает номер пункта и номера задач в учебнике. Но воспитатель не знает степень усвоения нового каждым из учащих­ся, не знает их затруднения, недостаточно владеет совокупностью приемов, которые применяет учитель математики. В силу этого не­обходимы специально разработанные задания, методические рекомен­дации в помощь воспитателю. Наиболее выигрышными в этом плане могут выступать программированные задания, когда воспитатель мо­жет осуществить контроль и проверить правильность решения.

С целью помощи учащимся в самостоятельном выполнении заданий значительное место может быть отведено заданиям с указаниями к решению, кодированным самостоятельным работам.

Например, при проверке умения выполнять действия над натураль­ными числами используют такие самостоятельные работы:

Если ученик правильно выполнит действия, то результат находит в списке ответов и приступает к выполнению следующего действия. Если ответа нет, то действие выполнено неправильно. Это сигнал уче­нику проверить это действие, найти ошибку.

Результат 160 680 ученик находит в строке ответов и выписывает соответствующий код «0». Так же поступает и дальше.

Выписывая по порядку цифры кодированного ответа каждого дей­ствия, ученик получает код результата решения всех примеров.

Код ответа: 03 657.

Применение таких заданий помогает ученику организовать само­проверку, вовремя обратиться за разъяснением к товарищу или учи­телю.

Одной из характерных особенностей школы продленного дня преж­де всего является усиление контакта учителя с уче­никами. Часто руководство группами продленного дня админи­страция школы старается поручить учителям, ведущим уроки матема­тики, русского языка и других дисциплин. В этом случае появляются дополнительные возможности для общения учителя математики со своими учениками.

Работая в группе продленного дня, учитель математики имеет большую возможность, чем только на уроке, активизировать деятель­ность школьников, их внимание при выполнении ими самостоятельной домашней работы, при этом предупредить появление ошибок, при­учить к систематической работе над выполнением заданий по матема­тике, усилить работу по воспитанию целеустремленности, инициативы и ответственности за порученное дело.

Работа учителя на самоподготовке тесно связана с его работой на уроке. Учитель знает учеников, кому и как помочь, может оценить работу каждого ученика в целом, проанализировать свою работу на уроке.

Отсюда второй особенностью обучения математике в условиях школы продленного дня является усиление индивидуа­лизации и дифференциации обучения. При вы­полнении самостоятельной работы по математике учитель оказывает дифференцированную помощь слабым ученикам, инструктирует от­дельных учащихся, направляет их деятельность, постоянно осущест­вляет контроль. При этом повышается ответственность учителя за знания учеников и ответственность самих учащихся. При такой орга­низации обучения ученик уже не может прийти на урок с невыполнен­ным домашним заданием и получить двойку за домашнее задание. В связи с этим при обучении математике учитель ведет большую инди­видуальную работу.

В условиях организации учебных групп продленного дня при вы­полнении самостоятельной работы по математике ученики получают

квалифицированную помощь со стороны учителя, имеют возможность получить консультацию со стороны товарищей. Взаимопомощь позво­ляет учащимся выйти из затруднений, она чаще, чем в других учеб­ных предметах, необходима в математике и полезна в воспитатель­ном плане.

При этом индивидуализирован и темп работы учащихся. У другой части школьников освобождается время для занятий по интересам, для решения занимательных задач, чтения научно-популярной математи­ческой литературы.

Особое внимание следует обращать на учащихся с замедленным тем­пом работы и планировать их работу таким образом, чтобы ученики успевали выполнять ее в школе. Очень строго следует следить учителю и воспитателю за тем, чтобы не было перегрузки домашними зада­ниями.

Следующей особенностью организации самостоятельных работ при обучении математике в школе продленного дня является усиление их практической направленности творческими элементами, способ­ствующими развитию исследовательской деятельности школьников.

Обучение математике в школе продленного дня позволяет органи­зовать самостоятельную деятельность школьников в мастерских. Связь с практикой усиливает интерес учащихся к математике, способ­ствует развитию межпредметных связей.

Так, например, уроку геометрии в VI классе на тему «Построение треугольника по двум углам и стороне между ними» может предшест­вовать практическая работа в мастерской на уроке труда по изготов­лению двух треугольников из фанеры и картона, необходимых в даль­нейшем на уроке математики.

В VII классе при изучении трапеции можно дать задание найти в мастерской части машины, деталей, имеющие в сечении форму трапе­ции, начертить найденные виды трапеций в виде эскиза в тетради.

В библиотеке школы ученики могут прочитать исторический ма­териал, связанный с изученной темой, порешать старинные задачи, головоломки, познакомиться с новой литературой. Все это способ­ствует формированию интереса у школьников к обучению математике, повышает уровень их самостоятельности.

8.2. Формы обучения. Учителя, работающие в группах продлен­ного дня, заботятся об организации систематической работы школь­ников по подготовке уроков, о том, чтобы увлечь каждого ученика твор­ческими делами, о возможности удовлетворения их интересов.

Отсюда получили применение при обучении математике в школах продленного дня следующие организационные формы работы:

а) урок математики;

б) самостоятельная работа по выполнению домашних заданий во время самоподготовки;

в) консультации;

г) экскурсии;

д) математические кружки;

е) самостоятельная работа в библиотеке с научно-популярной ма­тематической литературой и др.

Все эти формы не новые. Но в условиях школ нового типа органи­зация и выбор всех форм наиболее целенаправленны и рассматриваются в тесной взаимосвязи.

В условиях работы школ продленного дня урок как основная организационная форма учебных занятий дополняется многообразной системой форм внеурочных занятий. Здесь происходит перенесение отдельных видов деятельности учащихся в более благоприятные ус­ловия, способствующие большей эффективности усвоения учебного материала. В этих условиях важная роль отводится таким видам ра­боты, как консультации преподавателей (или товарищей).

Консультации как организационная форма учебной деятельности учащихся носит целенаправленный характер. Основное дидактиче­ское ее назначение — анализ познавательного опыта самим учеником, преодоление затруднений с целью определения направления деятель­ности на глубокое изучение отдельных разделов программного курса математики.

Причинами затруднений могут быть недостаточное усвоение ма­териала на уроке, пробелы в знаниях за прошлые годы, неумение осуществлять перенос разных способов деятельности в новые кон­кретные ситуации при изучении нового материала и решении задач.

Во время консультации учитель предлагает ученику объяснить, где искались ответы на возникшие вопросы, что было проделано для преодоления трудностей.

Затруднения учащихся устраняются на консультации разными спо­собами, например путем:

а) анализа содержания примеров и задач;

б) непосредственного разъяснения;

в) указания источников, к которым должен обратиться сам уче­ник;

г) совместного обсуждения плана работы при углубленном изу­чении отдельных вопросов программы и т. д.

Консультации по математике могут носить индивидуальный, груп­повой или коллективный характер в зависимости от сложности изу­чаемого материала.

В практике школы продленного дня важное значение имеют груп­повые консультации. В группы объединяются учащиеся, имеющие оди­наковые пробелы в знаниях или проявляющие интерес к изучению то­го или иного раздела или вообще к математике.

На индивидуальной консультации ученик получает совет и по­мощь. В индивидуальной беседе ученик рассказывает о своих увлече­ниях, стремится получить поддержку, одобрение со стороны учителя, помощь в разработке плана своих действий. Советы учителя помогают определить ему направление работы, наметить пути к достижению ре­зультата, к решению задачи.

Изменяется место (в системе обучения) функции проверки и опен­ки знаний. Они в данных условиях расширяются (например, в целях выработки у учащихся умения трудиться ритмично, регулярно в те­чение длительного периода времени, умения правильно распределять время).

Выбор форм работы, их сочетаний зависит от особенностей изуча­емого материала, от дидактических целей урока, от возрастных осо­бенностей учащихся и условий организации обучения в группе про­дленного дня.

В практике работы школы продленного дня (групп и классов с продленным днем) накоплен значительный опыт по организации учеб­ного процесса.

Здесь представлен лишь один из возможных вариантов, наиболее благоприятный в современной школе.

Следует отметить, что работу по обучению математике необходи­мо рассматривать как одно из важных звеньев комплекса всей учебно-воспитательной работы в школе продленного дня.