logo
035517_845F9_cherkasov_r_s_krupich_v_i_i_dr_met

§ 5. Предупреждение неуспеваемости

Проблема предупреждения неуспеваемости по математике явля­ется одним из условий осуществления всеобщего среднего образова­ния. Советская дидактика исходит из того, что любой здоровый ребе­нок в условиях общеобразовательной школы может овладеть знания­ми, умениями, навыками, предусмотренными государственной про­граммой по математике.

Основные проявления неуспеваемости учащихся по математике выражаются в следующем:

1. Наличие пробелов в фактических знаниях, что не позволяет уче­нику сформулировать определение понятия, теорему, существенные признаки понятий, их свойства и т. д.

2. Наличие пробелов в умении применить фактические знания на практике, при доказательстве теорем, решении задач.

3. Наличие пробелов в умениях и навыках вычислительного ха­рактера, умениях построения схем, выполнения графических работ, использования инструментов и т. д.

4. Недостаточный уровень развития самостоятельности, внимания, настойчивости, не позволяющий ученику приступить к работе или успешно довести свою работу до конца.

5.1. Меры по предупреждению неуспеваемости. Предупреждение неуспеваемости обусловливается системой организованной ра­боты всего класса в целом и каждого ученика в отдель­ности на уроке и дома. Работу по предупреждению неуспеваемости учащихся по математике учитель строит, во-первых, на изучении и принятии мер предотвращения ошибок в овладении общеобразовательными знаниями и, во-вторых, на овладении типичными приемами самостоятельной деятельности.

Таким образом, важным условием предупреждения неуспеваемо­сти по математике является систематическое, последо­вательное изучение каждым учеником класса программного материала. В математике, как ни в ка­ком другом предмете, все изучаемые вопросы находятся в тесной взаи­мосвязи. Так, невозможно изучение действий над рациональными чис­лами без усвоения операций над натуральными числами. Изучение действий вычитания и сложения, умножения и деления также немы­слимо без тесной взаимосвязи указанных вопросов.

Подготовительная работа к изучению нового материала (с целью предупреждения неуспеваемости) готовит учащихся к овладению материалом, облегчает восприятие нового теоретического материала или новых приемов решения примеров и задач.

В зависимости от цели урока учитель использует разные приемы для установления связи нового материала с ранее изученным. Так, опытные учителя используют постановку вопросов, самостоятельную работу с учебником, решение задач, сравнение понятий и т. д. В этих целях важное значение имеет сочетание на уроке общеклассной, груп­повой и индивидуальной работы.

При первоначальном применении учащимися нового материала у них могут возникнуть трудности. Чтобы предупредить возникновение ошибок при затруднении учеников на этом этапе, большую роль игра­ют самостоятельные работы по образцу. Показ образца решения за­дачи, оформления ее записи, доказательства теоремы и т. д. может быть дан самим учителем или учеником, который уже усвоил новый материал и может выполнить работу. Образец для всех учащихся мож­но показать на доске. Образец решения задачи для отдельных уче­ников может быть дан на карточке.

Примеры карточек для учащихся.

Карточка А

1. Прочитайте в учебнике параграф «Решение линейных неравенств с одной переменной».

2. Запишите в тетрадь образец записи решения неравенства. Образец. Решение неравенства:

Ответ. (рис. 49).

3. Выполните задание по указанному образцу:

деятельность проходит на основе простого воспроизведения. Но такие упражнения необходимы, они способствуют формированию умения решать неравенства, что очень важно в дальнейшей работе при изучении этой темы.

Большое внимание следует уделять подбору специальных упраж­нений, предупреждающих возникновение затруднений. Так, при изу­чении темы «Степени с натуральным показателем» в VI классе опыт­ные учителя знают типичные ошибки учеников:

Избежать возможные ошибки помогут следующие упражнения:

I. 1) Представьте в виде произведения степень: 2) Представьте в виде степени с основанием х:

Образец.

II. Сравните выражения:

III.Представьте в виде произведения и вычислите:

Попредупреждению затруднений учителя проводят дополнитель­ные занятия, индивидуальные консультации, организуется товарище­ская взаимопомощь.

Предупреждению неуспеваемости способствует своевременная по­мощь ученикам. Опытные учителя с этой целью ведут тетради учета знаний учащихся. Каждому ученику отводится страница, на которой отмечаются:

1) пробелы по отдельным темам;

2) мероприятия для ликвидации пробелов:

а) индивидуальные задания и сроки их выполнения,

б) отметка о посещении консультации;

3) результат работы ученика:

а) качество усвоения учебного материала,

б) что не выполнено.

При этом необходимо заметить, что оценки в этой тетради не ста­вятся, а отмечается продвижение знаний учащегося во время индиви­дуальной работы с ним. Такие записи стимулируют деятельность школь­ников. При этом необходимо и полезно подводить итоги работы уча­щихся. О результатах усвоения каждым учеником тех или иных разделов программы учитель судит по итогам проверочных работ. Ре­зультаты проведенных самостоятельных работ ориентируют учителя на повторение конкретного материала фронтально со всем классом и индивидуально с отдельными учениками.

Для предупреждения неуспеваемости по математике важна работа на закрепление материала. Для выработки определенных умений при­менения новых знаний на практике каждый ученик в силу индивидуальных особенностей выполняет необходимое ему количество трени­ровочных упражнений.

Так, после объяснения учителем правила умножения десятичных дробей и выполнения упражнений вида:

можно предложить ученикам для самостоятельной работы задание на заполнение таблицы:

При выполнении подобных тренировочных упражнений формиру­ется навык умножения десятичных дробей, акцентируется внимание учащихся не на вычисления с натуральными числами, а на связь, су­ществующую между выполнением действия над натуральными числа­ми и десятичными дробями.

После выполнения учащимися работы и проверки ее результатов важно еще раз привлечь внимание к алгоритму выполнения действия умножения с десятичными дробями.

Вторым важным условием предупреждения неуспеваемости по ма­тематике является овладение каждым учеником необходимыми приемами самостоятельной работы. Так, например, если ученик допускает ошибки, но может самостоятельно разобраться с этим материалом, то учитель направляет этого ученика за справкой к объяснительному тексту учебника. Иног­да учитель разъясняет часть материала, разбирая два-три упражнения на доске, а после того как становится ясно, что учащиеся могут спра­виться, можно приступать к организации тренировочных упраж­нений.

В практике обучения математике учителя предлагают для решения часто упражнения обязательные и необязательные, упражнения, ко­торые содержат руководство к работе. Так, например, по организа­ции работы с учебной литературой предлагаются такие задания-кар­точки:

1. Прочтите заглавие.

2. Прочтите текст. Знаете ли вы значение каждого слова? Если нет, то спросите (у учителя, у товарища).

3. Если в тексте есть задача с решением, разберите вниматель­но ее.

4. Придумайте аналогичную задачу.

5. Повторите формулировки определений новых понятий. Приве­дите примеры.

Таким образом, работа по предупреждению неуспеваемости по ма­тематике зависит от особенностей изучаемого конкретного материала. Продуманное учителем и методически правильно организованное изу­чение конкретных вопросов учебной программы по математике, при­влечение каждого из учащихся к активному участию в работе, внима­тельное отношение к ученикам способствует более глубокому усвоению ими учебной программы по математике. Но в любых случаях не­обходимо создание благоприятной атмосферы в отношении к учащим­ся. Важно, чтобы организация работы способствовала развитию само­стоятельности, положительного отношения к изучению математики, к учебе вообще.

Надо отметить, что проблема предупреждения неуспеваемости учащихся по математике очень серьезная и опытные учителя на прак­тике находят эффективные пути ее" решения. Одним из условий успеш­ной работы учителя математики является постоянное изучение уровня подготовленности самих учащихся, их интересов, изучение опыта ра­боты передовых учителей.