logo
035517_845F9_cherkasov_r_s_krupich_v_i_i_dr_met

§ 6. Индивидуализация и дифференциация при обучении

6.1. Заинтересованность общества в создании оптимального режи­ма для выявления и развития задатков всех детей приводит к необхо­димости дифференциации обучения школьников.

Дифференциация обучения в средней общеобразовательной школе на данном этапе развития нашего общества вызывается:

стремлением общества к наиболее рациональному использованию потенциальных возможностей каждого своего члена, что связано с выявлением и максимальным развитием природных задатков и спо­собностей учащихся;

заботой общества о всестороннем развитии личности и максималь­ном удовлетворении интересов личности;

требованием общественного производства к дальнейшему повыше­нию уровня специальной подготовки рабочих и инженеров;

необходимостью дальнейшего совершенствования средней школы [10, 269].

Следует отметить, что в условиях классно-урочной формы обуче­ния уровень изложения материала, темп, рассчитанный на среднего ученика, не соответствуют познавательным возможностям учащихся с замедленным темпом усвоения и учащихся с хорошими способностя­ми к изучению математики. Учащиеся с хорошими способностями ра­ботают без особого напряжения, а слабые учащиеся испытывают воз­растающие затруднения.

В связи с этим большого внимания заслуживают те средства, ко­торые представляют возможность учащимся в условиях классно-урочной формы обучения проявлять свой опыт, свои способности.

В связи с проблемой совершенствования обучения в настоящее время все большее распространение получила дифференциация обу­чения на уроке. Это позволяет создавать оптимальные условия для проявления способностей и интересов учащихся в условиях коллектив­ной работы.

Известно из психологии, что учащиеся отличаются своими задатка­ми, типами памяти, темпом работы, мышлением, особенностями вос­приятия материала. Дифференциация обучения необходима при вы­боре методов, средств обучения в целях максимального развития всех учащихся.

В практике обучения появились различные формы дифференциа­ции на уроке. Так, в последние годы получили применение самостоя­тельные работы по вариантам, которые отличаются по своему содер­жанию сложностью и рассчитаны на разный уровень подготовлен­ности учеников, уровень их самостоятельности.

Методические пособия, дидактические материалы содержат самостоятельные и контрольные работы, соответствующие раз­ному уровню подготовленности учеников одного и того же класса. Например, в IV классе при проведении самостоятельной работы одна из задач предлагается в раз­ных вариантах разным группам учащихся.

Рассмотрим пример двух вариантов.

Вариант 1

1. Проведите через точку М прямые, перпендикулярные каждой из трех пря­мых (рис. 50, а).

2. Через точку А проведите прямую АВ, перпендикулярную прямой CD, и пря­мую АР, перпендикулярную прямой KN (рис. 50, б).

Вариант. 2

1. Проведите через точку М прямые, перпендикулярные каждой из трех пря­мых (рис. 50, в).

2. Через точку С проведите прямую CD, перпендикулярную прямой АВ, и прямую СК, перпендикулярную прямой РЕ (рис. 50,г).

Как видим, выполнение вторых заданий в каждом из вариантов требует от уче­ника более сложных умений, сообрази­тельности, состоящей в том, что для построения необходимо продолжить пря­мые и только тогда провести к ним перпендикуляры.

Обычно в практике применяются 3—4 варианта.

При организации дифференцированных самостоятельных работ имеются трудности выбора основания для разделения учащихся на группы внутри класса. Поэтому лучше, если вопрос о выборе того или иного задания решают сами ученики.

Основным принципом дифференциации должно быть не системати­ческое упрощение содержания образования, а дифференциация по­мощи ученикам со стороны учителей.

В практике получили применение карточки-консультации, в ко­торых указывается план решения задачи; в других карточках предла­гаются схема, график, аналогичная задача; применяются сдвоенные задачи. В итоге все учащиеся решают одну и ту же задачу, но решение разделяется на промежуточные этапы, или шаги, предусматривающие оказание решающему необходимой помощи.

Для более сильных учащихся класса применяются дополнитель­ные задания, задания повышенной трудности. Примеры таких заданий имеются в учебниках математики.

6.2. Повышению эффективности обучения математике способству­ет решение проблемы индивидуализации обучения.

Индивидуализация обучения математике предполагает органиче­ское единство индивидуальной и коллективной деятельности школь­ников.

При организации познавательной деятельности учащихся перво­степенная роль принадлежит учителю. Учитель направляет деятель­ность учащихся, руководствуясь учебными программами. На всех этапах обучения учащихся в условиях классно-урочной формы обу­чения учитель выступает как руководитель деятельности коллектива и как руководитель познавательной деятельности каждого из учащих­ся в этом коллективе. Учитель в соответствии с задачами обучения и воспитания учащихся сам выбирает совокупность различных приемов, средств для организации познавательной деятельности учащихся с целью повышения самостоятельности и творческой активности каждо­го из них.

Задача учителя — организовать процесс обучения таким образом, чтобы у учащихся повышался интерес к знаниям, возрастала потреб­ность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась самостоя­тельность в работе, чтобы каждый ученик принимал самое активное участие, работал с полным напряжением своих сил, чтобы самостоя­тельная работа способствовала более глубокому усвоению програм­много материала, выработке более прочных умений и навыков, раз­витию разносторонних способностей учащихся.

Одним из важнейших условий, способствующих успешному реше­нию поставленных задач перед учителем, является применение в про­цессе обучения учащихся индивидуальных самостоятельных работ. При организации индивидуальных самостоятельных работ отдельные ученики класса могут выполнять задания, учитывающие в достаточной степени их индивидуальные особенности, интересы. В теории имеются разные подходы к понятию индивидуальной работы.

Индивидуальная самостоятельная работа — это работа, которая индивидуализирована или по содержанию, или по способам выполне­ния, или одновременно по содержанию и по способам выполнения.

При организации индивидуальных самостоятельных работ уча­щиеся класса могут выполнять задания, индивидуализированные только по способам их выполнения. В этом случае все учащиеся клас­са могут получить одно и то же задание, например решить задачу, выполнить практическую работу, написать сочинение и т.д. Но само­стоятельная работа индивидуализирована по способам выполнения ее учащимися. Это значит, что полученное задание для самостоятельной работы каждый ученик может выполнить в соответствии со своим жиз­ненным и учебным опытом, уровнем подготовленности, способностями.

При индивидуализации самостоятельных работ только по содержа­нию отдельные учащиеся класса получают задание, по содержанию отражающее их интересы, но выполняют его тем же способом, что и остальные ученики класса. Такие работы необходимы с целью разви­тия интереса учащихся к предмету и возможны при выработке у уча­щихся каких-либо умений, навыков, например при выработке умений решать задачи способом составления уравнений. Вопрос об организа­ции индивидуальных самостоятельных работ отдельных учащихся совершенно неотделим от организации работ коллектива учащихся в целом. Учитель может предложить индивидуальные задания как от­дельным учащимся, так и каждому из учащихся класса (раздав за­готовленные для этого карточки).

Дифференциация и индивидуализация обучения означает не при­способление целей и содержания обучения и воспитания к индивиду­альным особенностям детей, а приспособление методов и форм работы к этим особенностям, с тем чтобы успешно реализовать общую для всех цель коммунистического воспитания и образования.

В связи с задачей развития способностей каждого из учащихся, повышения самостоятельности и творческой активности каждого уче­ника индивидуальные самостоятельные работы находят все более широкое применение в практике нашей школы. В связи с этим харак­тер индивидуальной самостоятельной работы должен быть такой, чтобы как можно больше учащихся класса (или все) имели возмож­ность их выполнять, а учитель имел возможность организовать такую работу. Эффективность индивидуальных самостоятельных работ от­дельных учащихся зависит от различных условий, в том числе и от возможных сочетаний ее с другими видами самостоятельной работы.

6.3. В настоящее время наиболее распространены следующие фор­мы дифференцированного обучения по математике: математические кружки, лектории, факультативные занятия по выбору, классы с углубленным изучением математики.

Математические кружки, факультативы — это наиболее подвиж­ные формы дифференциации обучения учащихся по их интересам и возможностям.

Пути индивидуализации и дифференциации обучения математике в практике школы многообразны, и выбор их учителем зависит от конкретных условий, особенностей класса в целом, индивидуальных особенностей учащихся, специфики изучаемого материала и др. Раз­личные виды индивидуальных заданий можно найти в издаваемых методических пособиях, дидактических материалах.