§ 6. Индивидуализация и дифференциация при обучении
6.1. Заинтересованность общества в создании оптимального режима для выявления и развития задатков всех детей приводит к необходимости дифференциации обучения школьников.
Дифференциация обучения в средней общеобразовательной школе на данном этапе развития нашего общества вызывается:
стремлением общества к наиболее рациональному использованию потенциальных возможностей каждого своего члена, что связано с выявлением и максимальным развитием природных задатков и способностей учащихся;
заботой общества о всестороннем развитии личности и максимальном удовлетворении интересов личности;
требованием общественного производства к дальнейшему повышению уровня специальной подготовки рабочих и инженеров;
необходимостью дальнейшего совершенствования средней школы [10, 269].
Следует отметить, что в условиях классно-урочной формы обучения уровень изложения материала, темп, рассчитанный на среднего ученика, не соответствуют познавательным возможностям учащихся с замедленным темпом усвоения и учащихся с хорошими способностями к изучению математики. Учащиеся с хорошими способностями работают без особого напряжения, а слабые учащиеся испытывают возрастающие затруднения.
В связи с этим большого внимания заслуживают те средства, которые представляют возможность учащимся в условиях классно-урочной формы обучения проявлять свой опыт, свои способности.
В связи с проблемой совершенствования обучения в настоящее время все большее распространение получила дифференциация обучения на уроке. Это позволяет создавать оптимальные условия для проявления способностей и интересов учащихся в условиях коллективной работы.
Известно из психологии, что учащиеся отличаются своими задатками, типами памяти, темпом работы, мышлением, особенностями восприятия материала. Дифференциация обучения необходима при выборе методов, средств обучения в целях максимального развития всех учащихся.
В практике обучения появились различные формы дифференциации на уроке. Так, в последние годы получили применение самостоятельные работы по вариантам, которые отличаются по своему содержанию сложностью и рассчитаны на разный уровень подготовленности учеников, уровень их самостоятельности.
Методические пособия, дидактические материалы содержат самостоятельные и контрольные работы, соответствующие разному уровню подготовленности учеников одного и того же класса. Например, в IV классе при проведении самостоятельной работы одна из задач предлагается в разных вариантах разным группам учащихся.
Рассмотрим пример двух вариантов.
Вариант 1
1. Проведите через точку М прямые, перпендикулярные каждой из трех прямых (рис. 50, а).
2. Через точку А проведите прямую АВ, перпендикулярную прямой CD, и прямую АР, перпендикулярную прямой KN (рис. 50, б).
Вариант. 2
1. Проведите через точку М прямые, перпендикулярные каждой из трех прямых (рис. 50, в).
2. Через точку С проведите прямую CD, перпендикулярную прямой АВ, и прямую СК, перпендикулярную прямой РЕ (рис. 50,г).
Как видим, выполнение вторых заданий в каждом из вариантов требует от ученика более сложных умений, сообразительности, состоящей в том, что для построения необходимо продолжить прямые и только тогда провести к ним перпендикуляры.
Обычно в практике применяются 3—4 варианта.
При организации дифференцированных самостоятельных работ имеются трудности выбора основания для разделения учащихся на группы внутри класса. Поэтому лучше, если вопрос о выборе того или иного задания решают сами ученики.
Основным принципом дифференциации должно быть не систематическое упрощение содержания образования, а дифференциация помощи ученикам со стороны учителей.
В практике получили применение карточки-консультации, в которых указывается план решения задачи; в других карточках предлагаются схема, график, аналогичная задача; применяются сдвоенные задачи. В итоге все учащиеся решают одну и ту же задачу, но решение разделяется на промежуточные этапы, или шаги, предусматривающие оказание решающему необходимой помощи.
Для более сильных учащихся класса применяются дополнительные задания, задания повышенной трудности. Примеры таких заданий имеются в учебниках математики.
6.2. Повышению эффективности обучения математике способствует решение проблемы индивидуализации обучения.
Индивидуализация обучения математике предполагает органическое единство индивидуальной и коллективной деятельности школьников.
При организации познавательной деятельности учащихся первостепенная роль принадлежит учителю. Учитель направляет деятельность учащихся, руководствуясь учебными программами. На всех этапах обучения учащихся в условиях классно-урочной формы обучения учитель выступает как руководитель деятельности коллектива и как руководитель познавательной деятельности каждого из учащихся в этом коллективе. Учитель в соответствии с задачами обучения и воспитания учащихся сам выбирает совокупность различных приемов, средств для организации познавательной деятельности учащихся с целью повышения самостоятельности и творческой активности каждого из них.
Задача учителя — организовать процесс обучения таким образом, чтобы у учащихся повышался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась самостоятельность в работе, чтобы каждый ученик принимал самое активное участие, работал с полным напряжением своих сил, чтобы самостоятельная работа способствовала более глубокому усвоению программного материала, выработке более прочных умений и навыков, развитию разносторонних способностей учащихся.
Одним из важнейших условий, способствующих успешному решению поставленных задач перед учителем, является применение в процессе обучения учащихся индивидуальных самостоятельных работ. При организации индивидуальных самостоятельных работ отдельные ученики класса могут выполнять задания, учитывающие в достаточной степени их индивидуальные особенности, интересы. В теории имеются разные подходы к понятию индивидуальной работы.
Индивидуальная самостоятельная работа — это работа, которая индивидуализирована или по содержанию, или по способам выполнения, или одновременно по содержанию и по способам выполнения.
При организации индивидуальных самостоятельных работ учащиеся класса могут выполнять задания, индивидуализированные только по способам их выполнения. В этом случае все учащиеся класса могут получить одно и то же задание, например решить задачу, выполнить практическую работу, написать сочинение и т.д. Но самостоятельная работа индивидуализирована по способам выполнения ее учащимися. Это значит, что полученное задание для самостоятельной работы каждый ученик может выполнить в соответствии со своим жизненным и учебным опытом, уровнем подготовленности, способностями.
При индивидуализации самостоятельных работ только по содержанию отдельные учащиеся класса получают задание, по содержанию отражающее их интересы, но выполняют его тем же способом, что и остальные ученики класса. Такие работы необходимы с целью развития интереса учащихся к предмету и возможны при выработке у учащихся каких-либо умений, навыков, например при выработке умений решать задачи способом составления уравнений. Вопрос об организации индивидуальных самостоятельных работ отдельных учащихся совершенно неотделим от организации работ коллектива учащихся в целом. Учитель может предложить индивидуальные задания как отдельным учащимся, так и каждому из учащихся класса (раздав заготовленные для этого карточки).
Дифференциация и индивидуализация обучения означает не приспособление целей и содержания обучения и воспитания к индивидуальным особенностям детей, а приспособление методов и форм работы к этим особенностям, с тем чтобы успешно реализовать общую для всех цель коммунистического воспитания и образования.
В связи с задачей развития способностей каждого из учащихся, повышения самостоятельности и творческой активности каждого ученика индивидуальные самостоятельные работы находят все более широкое применение в практике нашей школы. В связи с этим характер индивидуальной самостоятельной работы должен быть такой, чтобы как можно больше учащихся класса (или все) имели возможность их выполнять, а учитель имел возможность организовать такую работу. Эффективность индивидуальных самостоятельных работ отдельных учащихся зависит от различных условий, в том числе и от возможных сочетаний ее с другими видами самостоятельной работы.
6.3. В настоящее время наиболее распространены следующие формы дифференцированного обучения по математике: математические кружки, лектории, факультативные занятия по выбору, классы с углубленным изучением математики.
Математические кружки, факультативы — это наиболее подвижные формы дифференциации обучения учащихся по их интересам и возможностям.
Пути индивидуализации и дифференциации обучения математике в практике школы многообразны, и выбор их учителем зависит от конкретных условий, особенностей класса в целом, индивидуальных особенностей учащихся, специфики изучаемого материала и др. Различные виды индивидуальных заданий можно найти в издаваемых методических пособиях, дидактических материалах.
- Предисловие
- Глава I
- § 1. Предмет методики преподавания математики
- § 2. Цели обучения математике в советской средней общеобразовательной школе. Значение школьного курса математики в общем образовании
- § 3. Содержание школьного курса математики
- § 4. Вопросы политехнического образования в обучении математике
- Литература
- Глава II
- § 1. Принципы обучения как категории дидактики
- § 2. Принцип коммунистического воспитания
- § 3. Принцип научности
- § 4. Принцип сознательности, активности и самостоятельности
- § 5. Принцип систематичности и последовательности
- § 6. Принцип доступности
- § 7. Принцип наглядности
- § 8. Принцип индивидуального подхода к учащимся
- § 9. Принцип прочности знаний
- Литература
- Глава III
- § 1. Математические понятия
- § 2. Математические предложения
- 2) Рассмотрим определение четной функции:
- § 3. Математические доказательства
- Литература
- Глава IV методы обучения математике
- § 1. Проблема методов обучения
- § 2. Эмпирические методы: наблюдение, опыт, измерения
- § 3. Сравнение и аналогия
- § 4. Обобщение, абстрагирование и конкретизация
- § 5. Индукция
- § 6. Дедукция
- § 7. Анализ и синтез
- § 8. Методы проблемного обучения
- § 9. Особенности программированного обучения
- § 10. Специальные методы обучения математике
- Литература
- Глава V
- § 1. Значение учебных математических задач
- § 2. Роль задач в процессе обучения математике
- § 3. Обучение математике через задачи
- § 4. Общие методы обучения решению математических задач
- § 5. Организация обучения решению математических задач
- Литература
- Глава VI организация обучения математике
- § 1. Урок, его структура. Основные требования к уроку. Типы уроков
- § 2. Подготовка учителя к уроку. Анализ урока
- § 3. Организация самостоятельной работы при обучении учащихся математике
- § 4. Организация повторения
- § 5. Предупреждение неуспеваемости
- § 6. Индивидуализация и дифференциация при обучении
- § 7. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по математике
- § 8. Специфика организации обучения математике в школе продленного дня
- § 9. Специфика обучения математике в вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе
- § 10. Особенности организации работы по математике в средних профтехучилищах
- Литература
- Глава VII средства обучения математике
- § 1. Учебник математики
- § 2. Дидактические материалы и справочная математическая литература
- § 3. Учебное оборудование по математике и методика использования его в учебной работе
- § 4. Организация и оборудование кабинета математики
- § 5. Некоторые вопросы изготовления наглядных пособий по математике
- Литература
- Глава VIII
- § 1. Особенности преподавания математики в школах и классах с углубленным изучением этого предмета
- § 2. Факультативные занятия по математике
- § 3. Внеклассная и внешкольная работа по математике
- Литература