3. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
4. .Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., 2000.
5. Соловейчик М.С. Русский язык. Теория и практика обучения. М., 1994.
Дополнительная литература
Далина З.В. Использование аппликационно-мелового рисунка на уроках чтения // Начальная школа // Начальная школа. 1978. № 6. С.32.
Давыдова М.А. Музыкальные моменты на уроках чтения // Начальная школа. 1996. №7. С.37.
8. Кочаровская З.Д. Как учить детей учиться. В сб.: Пути и средства достижения прочности знаний в начальных классах. М., 1976. С.64.
Кочаровская З.Д. Краткий пересказ в начальных классах // Начальная школа. 1981. №5. С.20.
Мали Л.Д. Обучение школьников основным видам творческих работ // Начальная школа. 1985. №3. С.61.
Оморокова М.И. и др. Преодоление трудностей. М., 1990.
Первова Г.М. Условия успешности обучения пересказу // Начальная школа. 1986. №9. С.27.
Яковлева В.И. Обучение пересказыванию прочитанного // Начальная школа. 1985. №1. С.50.
Задания: На основе изучения указанной литературы, 1) оформить памятки работы над разными видами пересказа; 2) проанализировать методический аппарат книг по чтению, методические пособия для учителя и показать методику обучения детей разным видам пересказа с использованием памяток, рабочей закладки. Кроме того, подберите примеры предлагаемых авторами учебников различных видов творческих работ, охарактеризуйте особенности организации литературного творчества учащихся, жанры, тематику устных и письменных работ младших школьников.
Практическое занятие №7
Типология уроков чтения и специфика их проведения
Вопросы для обсуждения:
Требования к урокам чтения.
Подготовка учителя к урокам чтения.
Типология уроков чтения и специфика их проведения.
3.1. Урок чтения и анализа художественного произведения.
3.2. Варианты работы над крупнообъёмным произведением.
3.3. Урок литературного слушания.
3.4. Урок литературы.
3.5. Обобщающий урок.
3.6. Урок литературного творчества.
Урок чтения в малокомплектной школе.
Литература
Гаркунова И.Л., Геллерштейн Л.С. Повторительно-обобщающие уроки чтения. В кн.: Уроки чтения в начальных классах. М., 1976. С.32-45.
Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. 2000. С.185-189.
Методика обучения чтению / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2001. С.122-124, 129-134.
Первова Г.М. Теоретико-методические основы планирования уроков чтения в начальных классах // Начальная школа. 2002. №1. С.46.
Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения.– М., 1993. С.338-339.
Сильченкова Л.С. Работа над крупнообъёмным произведением на уроках классного чтения // Начальная школа. 1987. №3. С.25.
Её же. Один из вариантов работы над крупнообъёмным произведением // Начальная школа. 1987. №4. С.25.
Дополнительная литература
Аркадьева А.В. Уроки чтения в 3 классе по книге для чтения «В одном счастливом детстве». М., 1997.
Аркадьева А.В., Пронина О.В. Уроки чтения во 2 классе по книге «Маленькая дверь в большой мир». М.,1996.
Аркадьева А.В. Из опыта работы по книге для чтения «В океане света». М., 1997.
Беседы с учителем. Методика обучения: Первый (второй-четвертый) класс четырехлетней начальной школы / Под ред. Л.Е. Журовой. М., 2002.
Гаркунова И.Л., Голенкина К.Т. Задания по чтению для учащихся малокомплектной школы. 1 (2,3) класс. М., 1986 (1987, 1988).
Гаркунова И.Л. Формирование приемов самостоятельной работы на уроках чтения // Начальная школа. 1988. №11. С.33.
Горецкий В.Г. Уроки чтения в 3 классе. Обобщающий урок по теме «Осень» // Начальная школа. 1984. №5. С.54.
Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла. М., 1992.
Методика русского языка для школьных педагогических училищ. М., 1973.
Первова Г.М. Подготовка учителя к уроку чтения // НШ. 1994. №10. С.26.
Пронина О.В. Уроки чтения в 1 классе по книге «Капельки солнца». М.,1995.
Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников. М., 1982.
Ханейх И.Г. Обобщающий урок чтения по теме «Времена года» // Начальная школа. 1980. №8. С.54.
Яковлева В.И. Пути совершенствования урока чтения // Начальная школа. 1996. №6. С.12.
Методические рекомендации
По первому вопросу см. литературу № 2, 3, 5.
По второму вопросу см. литературу № 2, 3, 17.
По третьему вопросу – № 2,3, 4,16; в частности 3.1 – 5, 8-15, 19; 3.2 – № 6, 7; 3.3 – № 11; 3.4 – № 2, 8, 10, 15, 19; 3.5 – № 1, 2, 8-11, 14, 18, 20; 3.6 – 8-10, 15.
По четвертому вопросу – № 12-13, 16.
По каждому вопросу подберите конкретные примеры (см. планирование уроков по методическим пособиям для учителя и учебные книги по чтению).
Практическое занятие № 8-9
- 5. Методические указания для студентов
- 5.1.Методические указания к практическим и лабораторным занятиям
- I. Методика обучения грамоте
- Усвоение основ фонетики и графики в период обучения грамоте
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Учебное сотрудничество как способ формирования умения учиться
- Литература
- Методические рекомендации
- Методика обучения чтению в период обучения грамоте
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Развитие речи учащихся в период обучения грамоте
- Литература
- 3. Методика обучения грамоте: Учебно-методическое пособие / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2000. С. 67-74.
- Методические рекомендации
- Методика проведения урока чтения на основном этапе обучения грамоте
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Методика обучения письму
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Методические указания
- Методика обучения грамоте: Учебно-методическое пособие / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2000. С.89-90, 100-101
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Анализ учебных пособий по обучению грамоте
- Литература
- Методическая копилка
- Вопросы и задания к зачёту по разделу “Методика обучения грамоте”
- Характеристика программ и учебных книг по литературному чтению
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Анализ содержания литературного произведения
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Виды работы с текстом в процессе чтения и анализа литературного произведения
- Литература
- Дополнительная литература
- Методика обучения пересказу. Литературное творчество младших школьников
- 3. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Методика работы над произведениями разных жанров
- Детская книга как учебный материал на уроках литературного чтения
- Дополнительные вопросы (экспресс-контроль)
- Содержание обучения и структура школьного курса русского языка
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987, 2000.
- Методические рекомендации
- Совершенствование фонетико-графических умений в курсе русского языка
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Методика изучения морфемного состава слова и элементов словообразования
- Методические рекомендации
- Литература
- Дополнительная литература
- Методика изучения имени существительного
- Методические рекомендации и практические задания
- Литература
- Методика изучения имени прилагательного
- Методические рекомендации и практические задания
- Литература
- Методика изучения глагола
- Методические рекомендации и практические задания
- Литература
- Лексическая работа в начальных классах
- Литература
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Методические рекомендации
- Методика изучения элементов синтаксиса и пунктуации в начальных классах
- Литература
- Методические рекомендации и практические задания
- Обучение младших школьников культуре речи
- Литература
- Методические рекомендации
- Развитие орфографической зоркости
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Дополнительная литература
- Задания и методические рекомендации
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Методические указания
- Дополнительная литература
- Методика организации учёта и проверки знаний, умений и навыков учащихся по грамматике и орфографии
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Коллоквиум «Методика обучения правописанию» Вопросы для обсуждения:
- Вопросы и задания к зачёту по разделу «Методика орфографии»
- Основная литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Задачи и содержание работы по развитию речи младших школьников
- Методические рекомендации
- Текст как основное речеведческое понятие в начальных классах. Формирование умений связной речи
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Методика обучения изложению
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Методика обучения сочинению
- Литература
- Методические рекомендации
- Анализ и оценка детских творческих работ. Обучение младших школьников контролю за своей речью
- Методические задачи
- Урок обучающего изложения
- Урок обучающего сочинения
- Коллоквиум Методика развития речи младших школьников