logo
metod_ukaz_k_prakticeskim_i_laborat_zanyatiyam

Методические указания

1. Выясните, каким принципам орфографии подчиняется написание слов с непроверяемыми орфограммами. Какие методические выводы можно сделать на этой основе?

2. Проанализируйте орфографические словарики в учебниках русского языка. Все ли это слова с непроверяемыми написаниями? Чем отличаются словарики в разных классах и учебниках?

3. Выясните, из каких моментов складывается изучение словарных слов (уточнение значения, наблюдение над произношением и написанием и т.д.) (см.: [1, 6, 10]).

4. При ознакомлении со словарными словами должны быть задействованы различные анализаторы и их механизмы: зрительный, слуховой, рукодвигательный, смысловых ассоциаций, речедвигательный. Докажите этот тезис на конкретных примерах (с использованием наглядности). Проанализируйте «Орфографические тетради» по программам «Школа 211», «Школа XXI в.»

а) Подготовьте фрагмент урока знакомства учащихся с новым словарным словом.

б) Укажите, как реализуется принцип взаимосвязанного изучения разных сторон языка, связь классной и внеклассной работы по русскому языку при организации закрепления написания словарных слов.

5. Осознанному восприятию графического облика слов с непроверяемым написанием способствует приём письма их по памяти по следам орфографического разбора (подготовьте фрагмент урока).

6. Обратите внимание на значимость работы с орфографическим словарём и покажите методику его использования (подготовьте сообщение).

7. Запоминание слов облегчается их специальной группировкой, использованием мнемонических приёмов и элементарных этимологических справок [cм.: 7,16, 17] (подготовьте сообщения и дидактический материал).

8. Выписать на карточки упражнения, виды работ.

Методическая копилка

1. Этапы работы над словами с непроверяемыми написаниями (оформить альбом на примере 1-2 слов, с использованием различных приёмов усвоения запоминания): введение, толкование лексического значения слова, обнаружение орфограммы, этимологическая справка, однокоренные слова, задания на группировку, связь с изучением грамматического материала, игровые приёмы, использование в контексте.

2. Приёмы организации работы с орфографическим словарём учебника русского языка.

Практическое занятие №5

Методика предупреждения и исправления орфографических ошибок

  1. Методика обучения орфографическому самоконтролю.

  2. Орфографические ошибки учащихся, причины их возникновения.

  3. Приёмы учёта орфографических ошибок учащихся.

  4. Способы исправления неверных написаний учителем.

  5. Организация коллективной и индивидуальной работы над ошибками.

Литература

1. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2001.

2. Русский язык: Теория и практика обучения в начальных классах / Под ред. М.С. Соловейчик. М., 1996.

3.Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., 2002.