Методические указания
1. Выясните, каким принципам орфографии подчиняется написание слов с непроверяемыми орфограммами. Какие методические выводы можно сделать на этой основе?
2. Проанализируйте орфографические словарики в учебниках русского языка. Все ли это слова с непроверяемыми написаниями? Чем отличаются словарики в разных классах и учебниках?
3. Выясните, из каких моментов складывается изучение словарных слов (уточнение значения, наблюдение над произношением и написанием и т.д.) (см.: [1, 6, 10]).
4. При ознакомлении со словарными словами должны быть задействованы различные анализаторы и их механизмы: зрительный, слуховой, рукодвигательный, смысловых ассоциаций, речедвигательный. Докажите этот тезис на конкретных примерах (с использованием наглядности). Проанализируйте «Орфографические тетради» по программам «Школа 211», «Школа XXI в.»
а) Подготовьте фрагмент урока знакомства учащихся с новым словарным словом.
б) Укажите, как реализуется принцип взаимосвязанного изучения разных сторон языка, связь классной и внеклассной работы по русскому языку при организации закрепления написания словарных слов.
5. Осознанному восприятию графического облика слов с непроверяемым написанием способствует приём письма их по памяти по следам орфографического разбора (подготовьте фрагмент урока).
6. Обратите внимание на значимость работы с орфографическим словарём и покажите методику его использования (подготовьте сообщение).
7. Запоминание слов облегчается их специальной группировкой, использованием мнемонических приёмов и элементарных этимологических справок [cм.: 7,16, 17] (подготовьте сообщения и дидактический материал).
8. Выписать на карточки упражнения, виды работ.
Методическая копилка
1. Этапы работы над словами с непроверяемыми написаниями (оформить альбом на примере 1-2 слов, с использованием различных приёмов усвоения запоминания): введение, толкование лексического значения слова, обнаружение орфограммы, этимологическая справка, однокоренные слова, задания на группировку, связь с изучением грамматического материала, игровые приёмы, использование в контексте.
2. Приёмы организации работы с орфографическим словарём учебника русского языка.
Практическое занятие №5
Методика предупреждения и исправления орфографических ошибок
Методика обучения орфографическому самоконтролю.
Орфографические ошибки учащихся, причины их возникновения.
Приёмы учёта орфографических ошибок учащихся.
Способы исправления неверных написаний учителем.
Организация коллективной и индивидуальной работы над ошибками.
Литература
1. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2001.
2. Русский язык: Теория и практика обучения в начальных классах / Под ред. М.С. Соловейчик. М., 1996.
3.Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., 2002.
- 5. Методические указания для студентов
- 5.1.Методические указания к практическим и лабораторным занятиям
- I. Методика обучения грамоте
- Усвоение основ фонетики и графики в период обучения грамоте
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Учебное сотрудничество как способ формирования умения учиться
- Литература
- Методические рекомендации
- Методика обучения чтению в период обучения грамоте
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Развитие речи учащихся в период обучения грамоте
- Литература
- 3. Методика обучения грамоте: Учебно-методическое пособие / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2000. С. 67-74.
- Методические рекомендации
- Методика проведения урока чтения на основном этапе обучения грамоте
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Методика обучения письму
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Методические указания
- Методика обучения грамоте: Учебно-методическое пособие / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2000. С.89-90, 100-101
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Анализ учебных пособий по обучению грамоте
- Литература
- Методическая копилка
- Вопросы и задания к зачёту по разделу “Методика обучения грамоте”
- Характеристика программ и учебных книг по литературному чтению
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Анализ содержания литературного произведения
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Виды работы с текстом в процессе чтения и анализа литературного произведения
- Литература
- Дополнительная литература
- Методика обучения пересказу. Литературное творчество младших школьников
- 3. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Методика работы над произведениями разных жанров
- Детская книга как учебный материал на уроках литературного чтения
- Дополнительные вопросы (экспресс-контроль)
- Содержание обучения и структура школьного курса русского языка
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987, 2000.
- Методические рекомендации
- Совершенствование фонетико-графических умений в курсе русского языка
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Методика изучения морфемного состава слова и элементов словообразования
- Методические рекомендации
- Литература
- Дополнительная литература
- Методика изучения имени существительного
- Методические рекомендации и практические задания
- Литература
- Методика изучения имени прилагательного
- Методические рекомендации и практические задания
- Литература
- Методика изучения глагола
- Методические рекомендации и практические задания
- Литература
- Лексическая работа в начальных классах
- Литература
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Методические рекомендации
- Методика изучения элементов синтаксиса и пунктуации в начальных классах
- Литература
- Методические рекомендации и практические задания
- Обучение младших школьников культуре речи
- Литература
- Методические рекомендации
- Развитие орфографической зоркости
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Дополнительная литература
- Задания и методические рекомендации
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Методические указания
- Дополнительная литература
- Методика организации учёта и проверки знаний, умений и навыков учащихся по грамматике и орфографии
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Коллоквиум «Методика обучения правописанию» Вопросы для обсуждения:
- Вопросы и задания к зачёту по разделу «Методика орфографии»
- Основная литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Задачи и содержание работы по развитию речи младших школьников
- Методические рекомендации
- Текст как основное речеведческое понятие в начальных классах. Формирование умений связной речи
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Методика обучения изложению
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Методика обучения сочинению
- Литература
- Методические рекомендации
- Анализ и оценка детских творческих работ. Обучение младших школьников контролю за своей речью
- Методические задачи
- Урок обучающего изложения
- Урок обучающего сочинения
- Коллоквиум Методика развития речи младших школьников