Методические рекомендации
По источнику 3 (с. 34-40) выделите существенные отличия учебного сотрудничества от других форм сотрудничества, ребенка со взрослым, выполните задание 7, укажите место этих форм на уроках обучения грамоте.
Задание 1. Попытайтесь среди названных ниже примеров сотрудничества учителя с учениками найти младенческие, детские, игровые, собственно учебные: 1) Учительница улыбается классу, просит всех посмотреть на нее, встречается глазами с детьми, 2) Учительница пишет на доске образец буквы, дети в воздухе повторяют ее движение, 3) Учительница просит детей назвать букву, которая заблудилась в слове корова, 4) Учительница диктует слово орфографически, дети пишут, проговаривая шепотом каждый звук, 5) Учительница диктует слово орфоэпически и просит детей, прежде чем писать, спросить про все «опасные» буквы, 6) Учительница хочет, чтобы все дети сели ровно, и говорит: «У меня в классе все девочки сегодня принцессы, а мальчики все офицеры», 7) Учительница дает образец произнесения слова «с ударением», класс хором повторяет ее интонацию, 8) Учительница просит списать с доски без ошибок предложение: «Я ошыбок не лублю!», 9) Учительница во время диктанта гладит Вову по голове и шепчет ему, что он очень хороший мальчик и у него все получится, 10) Учительница просит детей встать парами и при помощи ног, рук или изменения позы составлять буквы, которые она называет.
2. Там же (с. 294) выделите составные части культуры речевого поведения школьников в учебной деятельности.
По источнику 4 подготовьте фрагменты урока «знакомство», «обучение слушанию», прокомментируйте их с учетом а) ситуации открытого выбора между школьным и дошкольным поведением, б) набора допустимых образцов в пределах нормы, в) введения средств регуляции и саморегуляции нормативного поведения, г) регулирование отношений не только взрослый – ребенок, но и ребенок – ребенок.
По источникам 3 (с. 51-54), 6, 4 (с. 22-24) и др. а) выполните задание 12, подготовьте и прокомментируйте фрагменты уроков с использованием игровых персонажей или учительским описанием (образец взаимодействия, ошибки взаимодействия: «торопыга» и «лентяй», «переход на личности», «спиной друг к другу», б) выделите умения детей и правила поведения в ситуации спора при решении познавательной задачи.
Подберите примеры приемов сотрудничества детей с учителем, объясните их назначение [1, 2, 6].
Практическое занятие №3 (как вариант занятия)
- 5. Методические указания для студентов
- 5.1.Методические указания к практическим и лабораторным занятиям
- I. Методика обучения грамоте
- Усвоение основ фонетики и графики в период обучения грамоте
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Учебное сотрудничество как способ формирования умения учиться
- Литература
- Методические рекомендации
- Методика обучения чтению в период обучения грамоте
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Развитие речи учащихся в период обучения грамоте
- Литература
- 3. Методика обучения грамоте: Учебно-методическое пособие / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2000. С. 67-74.
- Методические рекомендации
- Методика проведения урока чтения на основном этапе обучения грамоте
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Методика обучения письму
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Методические указания
- Методика обучения грамоте: Учебно-методическое пособие / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2000. С.89-90, 100-101
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Анализ учебных пособий по обучению грамоте
- Литература
- Методическая копилка
- Вопросы и задания к зачёту по разделу “Методика обучения грамоте”
- Характеристика программ и учебных книг по литературному чтению
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Анализ содержания литературного произведения
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Виды работы с текстом в процессе чтения и анализа литературного произведения
- Литература
- Дополнительная литература
- Методика обучения пересказу. Литературное творчество младших школьников
- 3. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Методика работы над произведениями разных жанров
- Детская книга как учебный материал на уроках литературного чтения
- Дополнительные вопросы (экспресс-контроль)
- Содержание обучения и структура школьного курса русского языка
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987, 2000.
- Методические рекомендации
- Совершенствование фонетико-графических умений в курсе русского языка
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Методика изучения морфемного состава слова и элементов словообразования
- Методические рекомендации
- Литература
- Дополнительная литература
- Методика изучения имени существительного
- Методические рекомендации и практические задания
- Литература
- Методика изучения имени прилагательного
- Методические рекомендации и практические задания
- Литература
- Методика изучения глагола
- Методические рекомендации и практические задания
- Литература
- Лексическая работа в начальных классах
- Литература
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Методические рекомендации
- Методика изучения элементов синтаксиса и пунктуации в начальных классах
- Литература
- Методические рекомендации и практические задания
- Обучение младших школьников культуре речи
- Литература
- Методические рекомендации
- Развитие орфографической зоркости
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Дополнительная литература
- Задания и методические рекомендации
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Методические указания
- Дополнительная литература
- Методика организации учёта и проверки знаний, умений и навыков учащихся по грамматике и орфографии
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Коллоквиум «Методика обучения правописанию» Вопросы для обсуждения:
- Вопросы и задания к зачёту по разделу «Методика орфографии»
- Основная литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Задачи и содержание работы по развитию речи младших школьников
- Методические рекомендации
- Текст как основное речеведческое понятие в начальных классах. Формирование умений связной речи
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Методика обучения изложению
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Методика обучения сочинению
- Литература
- Методические рекомендации
- Анализ и оценка детских творческих работ. Обучение младших школьников контролю за своей речью
- Методические задачи
- Урок обучающего изложения
- Урок обучающего сочинения
- Коллоквиум Методика развития речи младших школьников