Дополнительная литература
Бунеева Е.В. и др. Русский язык. 2 класс. Методические рекомендации для учителя. М., 1998.
Краснокутская О.И. Работа с памяткой на уроках русского языка // Начальная школа. 2000. №3
Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М.: Просвещение, 1990.
Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М., 1996.
Обучение орфографии в восьмилетней школе / Сост. М.М. Разумовская. М., 1974.
Соловьёва З.А. Работа по предупреждению и исправлению ошибок – важнейшее условие обеспечения орфографической грамотности // Начальная школа. 1984. №4.
Цукерман Г.А. Проверьте своих учеников // Начальная школа. 1993. №11.
Корешкова Т.В. Использование неверных написаний при обучении самопроверке // Начальная школа. 2003. №6. С.82-86.
Корешкова Т.В. Приём какографии: возможности и условия его применения // Начальная школа. 2000. №6.
Целикова М.П. Какографические написания на уроке русского языка // Начальная школа. 2003. №6. С.86-88.
Задания и методические указания
Умение осуществлять самоконтроль – четвёртое из орфографических умений. Докажите, что оно опирается на три предыдущих, как бы замыкает их. Назовите действия, из которых складывается процесс самоконтроля. См.: [2].
Подготовьте сообщение «Использование приёма какографии при обучении младших школьников самопроверке» (см.: [12, 13, 14].
Является ли обучением орфографическому самоконтролю выполнение таких заданий:
нахождение орфограмм в тексте, не содержащем их пропуска;
диктант с обозначением всех орфограмм и выделением сомнительных знаком вопроса («Проверяю себя») см.: [2]?
3. Перед вами работа, проверенная учеником 3 класса. Какие действия выполнял школьник? В каких буквах усомнился до записи слова, а в каких – после? Какими приёмами орфографического самоконтроля он пользовался? Продемонстрируйте действия ученика в процессе орфографического самоконтроля.
? ? / и / /
На черёмухи кистями весят крупные вишни. На рябин. ягоды сладкие, как вин.град.
4. Одним из условий, способствующих развитию орфографического навыка, является исследование видов ошибок, встречающихся в работах учащихся, и причин их возникновения. Изучение характера погрешностей может многое объяснить учителю и помочь в дальнейшей организации обучения. Раскройте этот тезис, обосновав тем самым значимость работы над ошибками. См. [3, 11].
5. «Мой ученик сделал ошибку в конце слова листва, потому что … Чтобы он увидел и исправил свою ошибку, я … . Письменно закончите эти предложения», – так начинает свою статью Г.А. Цукерман. См.: [11]. Выполните задание автора.
6. В орфографических ошибках младших школьников, наряду с объективными трудностями русской орфографии, чаще всего проявляется недостаточная сформированность у них отдельных орфографических умений или их комплекса. Объясните, как вы понимаете эту мысль. Решите, позволяет ли традиционный контрольный диктант диагностировать причины ошибок?
7. Из всех известных вам видов орфографических заданий выберите те, которые можно использовать для проверки у учащихся: 1) орфографической зоркости; 2) знания правила и умения его применять; 3) всего комплекса орфографических умений.
8. Младшие школьники охотно выполняют задания на исправление «чужих» ошибок. Разработайте такие упражнения по темам курса русского языка. При этом продумайте: 1) с самостоятельной или коллективной работы следует начинать; 2) достаточно ли собственно исправления или необходимо ещё и обсуждение вопроса: чего не знал (не умел) ученик, допустивший ошибку; 3) как правильно поступить с ошибочно написанной буквой: стереть или написать другую или зачеркнуть и надписать правильную.
9. Продумайте возможности использования взаимопроверки учащимися их письменных работ для развития самоконтроля. Укажите условия, которые следует соблюдать. См. материалы об организации сотрудничества детей друг с другом [2, гл. II; 4, 12].
10. Приведённые ниже способы учительской правки орфографических ошибок расположите по степени возрастания самостоятельности, проявляемой учеником при работе над ошибками. Подумайте над возможными критериями выбора способа исправления ошибки:
1) подчёркнуто слово, в котором есть ошибка, а на полях условным знаком названа часть слова, содержащая ошибку; 2) неправильная буква зачёркнута; 3) на полях поставлен знак ошибки; 4) подчёркнуто слово с ошибкой; 5) слово с ошибкой подчёркнуто, в нём выделена часть слова с ошибкой; 6) на полях поставлен знак ошибки, а рядом – указание на часть слова или часть речи.
11. Сравните приводимую ниже памятку для работы над ошибками с другими, которые Вы встречали. В чём особенность этой памятки? См.: [1, 4, 5].
1) Найди предполагаемую ошибку (если она не обозначена).
2) Определи, в какой части слова допущена ошибка, обозначь её.
3) Если ошибка в окончании, выпиши это слово вместе с тем, от которого оно зависит; если в другой части слова, выпиши одно это слово. Букву, которая была записана неправильно, пропусти.
4) Реши, на какое правило ошибка.
5) Выполни нужные действия и вставь букву.
12. Раскройте мысль, высказанную К.Д. Ушинским, что дело должно вестись так, чтобы ошибки по возможности предупреждались, а не исправлялись. Продумайте, как следует обеспечить предупреждение ошибок в системе обучения в целом, а также при проведении конкретных работ.
Практическое занятие № 6
- 5. Методические указания для студентов
- 5.1.Методические указания к практическим и лабораторным занятиям
- I. Методика обучения грамоте
- Усвоение основ фонетики и графики в период обучения грамоте
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Учебное сотрудничество как способ формирования умения учиться
- Литература
- Методические рекомендации
- Методика обучения чтению в период обучения грамоте
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Развитие речи учащихся в период обучения грамоте
- Литература
- 3. Методика обучения грамоте: Учебно-методическое пособие / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2000. С. 67-74.
- Методические рекомендации
- Методика проведения урока чтения на основном этапе обучения грамоте
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Методика обучения письму
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Методические указания
- Методика обучения грамоте: Учебно-методическое пособие / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2000. С.89-90, 100-101
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Анализ учебных пособий по обучению грамоте
- Литература
- Методическая копилка
- Вопросы и задания к зачёту по разделу “Методика обучения грамоте”
- Характеристика программ и учебных книг по литературному чтению
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Анализ содержания литературного произведения
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Виды работы с текстом в процессе чтения и анализа литературного произведения
- Литература
- Дополнительная литература
- Методика обучения пересказу. Литературное творчество младших школьников
- 3. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Методика работы над произведениями разных жанров
- Детская книга как учебный материал на уроках литературного чтения
- Дополнительные вопросы (экспресс-контроль)
- Содержание обучения и структура школьного курса русского языка
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987, 2000.
- Методические рекомендации
- Совершенствование фонетико-графических умений в курсе русского языка
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Методика изучения морфемного состава слова и элементов словообразования
- Методические рекомендации
- Литература
- Дополнительная литература
- Методика изучения имени существительного
- Методические рекомендации и практические задания
- Литература
- Методика изучения имени прилагательного
- Методические рекомендации и практические задания
- Литература
- Методика изучения глагола
- Методические рекомендации и практические задания
- Литература
- Лексическая работа в начальных классах
- Литература
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Методические рекомендации
- Методика изучения элементов синтаксиса и пунктуации в начальных классах
- Литература
- Методические рекомендации и практические задания
- Обучение младших школьников культуре речи
- Литература
- Методические рекомендации
- Развитие орфографической зоркости
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Дополнительная литература
- Задания и методические рекомендации
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Методические указания
- Дополнительная литература
- Методика организации учёта и проверки знаний, умений и навыков учащихся по грамматике и орфографии
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Коллоквиум «Методика обучения правописанию» Вопросы для обсуждения:
- Вопросы и задания к зачёту по разделу «Методика орфографии»
- Основная литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Задачи и содержание работы по развитию речи младших школьников
- Методические рекомендации
- Текст как основное речеведческое понятие в начальных классах. Формирование умений связной речи
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Методика обучения изложению
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Методика обучения сочинению
- Литература
- Методические рекомендации
- Анализ и оценка детских творческих работ. Обучение младших школьников контролю за своей речью
- Методические задачи
- Урок обучающего изложения
- Урок обучающего сочинения
- Коллоквиум Методика развития речи младших школьников