logo
metod_ukaz_k_prakticeskim_i_laborat_zanyatiyam

Дополнительная литература

  1. Бунеева Е.В. и др. Русский язык. 2 класс. Методические рекомендации для учителя. М., 1998.

  2. Краснокутская О.И. Работа с памяткой на уроках русского языка // Начальная школа. 2000. №3

  3. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.

  4. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М.: Просвещение, 1990.

  5. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М., 1996.

  6. Обучение орфографии в восьмилетней школе / Сост. М.М. Разумовская. М., 1974.

  7. Соловьёва З.А. Работа по предупреждению и исправлению ошибок – важнейшее условие обеспечения орфографической грамотности // Начальная школа. 1984. №4.

  8. Цукерман Г.А. Проверьте своих учеников // Начальная школа. 1993. №11.

  9. Корешкова Т.В. Использование неверных написаний при обучении самопроверке // Начальная школа. 2003. №6. С.82-86.

  10. Корешкова Т.В. Приём какографии: возможности и условия его применения // Начальная школа. 2000. №6.

  11. Целикова М.П. Какографические написания на уроке русского языка // Начальная школа. 2003. №6. С.86-88.

Задания и методические указания

  1. Умение осуществлять самоконтроль – четвёртое из орфографических умений. Докажите, что оно опирается на три предыдущих, как бы замыкает их. Назовите действия, из которых складывается процесс самоконтроля. См.: [2].

  2. Подготовьте сообщение «Использование приёма какографии при обучении младших школьников самопроверке» (см.: [12, 13, 14].

  3. Является ли обучением орфографическому самоконтролю выполнение таких заданий:

  1. нахождение орфограмм в тексте, не содержащем их пропуска;

  2. диктант с обозначением всех орфограмм и выделением сомнительных знаком вопроса («Проверяю себя») см.: [2]?

3. Перед вами работа, проверенная учеником 3 класса. Какие действия выполнял школьник? В каких буквах усомнился до записи слова, а в каких – после? Какими приёмами орфографического самоконтроля он пользовался? Продемонстрируйте действия ученика в процессе орфографического самоконтроля.

? ? / и / /

На черёмухи кистями весят крупные вишни. На рябин. ягоды сладкие, как вин.град.

4. Одним из условий, способствующих развитию орфографического навыка, является исследование видов ошибок, встречающихся в работах учащихся, и причин их возникновения. Изучение характера погрешностей может многое объяснить учителю и помочь в дальнейшей организации обучения. Раскройте этот тезис, обосновав тем самым значимость работы над ошибками. См. [3, 11].

5. «Мой ученик сделал ошибку в конце слова листва, потому что … Чтобы он увидел и исправил свою ошибку, я … . Письменно закончите эти предложения», – так начинает свою статью Г.А. Цукерман. См.: [11]. Выполните задание автора.

6. В орфографических ошибках младших школьников, наряду с объективными трудностями русской орфографии, чаще всего проявляется недостаточная сформированность у них отдельных орфографических умений или их комплекса. Объясните, как вы понимаете эту мысль. Решите, позволяет ли традиционный контрольный диктант диагностировать причины ошибок?

7. Из всех известных вам видов орфографических заданий выберите те, которые можно использовать для проверки у учащихся: 1) орфографической зоркости; 2) знания правила и умения его применять; 3) всего комплекса орфографических умений.

8. Младшие школьники охотно выполняют задания на исправление «чужих» ошибок. Разработайте такие упражнения по темам курса русского языка. При этом продумайте: 1) с самостоятельной или коллективной работы следует начинать; 2) достаточно ли собственно исправления или необходимо ещё и обсуждение вопроса: чего не знал (не умел) ученик, допустивший ошибку; 3) как правильно поступить с ошибочно написанной буквой: стереть или написать другую или зачеркнуть и надписать правильную.

9. Продумайте возможности использования взаимопроверки учащимися их письменных работ для развития самоконтроля. Укажите условия, которые следует соблюдать. См. материалы об организации сотрудничества детей друг с другом [2, гл. II; 4, 12].

10. Приведённые ниже способы учительской правки орфографических ошибок расположите по степени возрастания самостоятельности, проявляемой учеником при работе над ошибками. Подумайте над возможными критериями выбора способа исправления ошибки:

1) подчёркнуто слово, в котором есть ошибка, а на полях условным знаком названа часть слова, содержащая ошибку; 2) неправильная буква зачёркнута; 3) на полях поставлен знак ошибки; 4) подчёркнуто слово с ошибкой; 5) слово с ошибкой подчёркнуто, в нём выделена часть слова с ошибкой; 6) на полях поставлен знак ошибки, а рядом – указание на часть слова или часть речи.

11. Сравните приводимую ниже памятку для работы над ошибками с другими, которые Вы встречали. В чём особенность этой памятки? См.: [1, 4, 5].

1) Найди предполагаемую ошибку (если она не обозначена).

2) Определи, в какой части слова допущена ошибка, обозначь её.

3) Если ошибка в окончании, выпиши это слово вместе с тем, от которого оно зависит; если в другой части слова, выпиши одно это слово. Букву, которая была записана неправильно, пропусти.

4) Реши, на какое правило ошибка.

5) Выполни нужные действия и вставь букву.

12. Раскройте мысль, высказанную К.Д. Ушинским, что дело должно вестись так, чтобы ошибки по возможности предупреждались, а не исправлялись. Продумайте, как следует обеспечить предупреждение ошибок в системе обучения в целом, а также при проведении конкретных работ.

Практическое занятие № 6